Скачать 234.46 Kb.
|
Лагунова Л.И., Политова С.И., Мазов С.Б. Тверская программа по химии (для 10 класса базового уровня образования с образцами дифференцированных заданий для проверки уровня подготовки учащихся по педтехнологии В. М. Монахова) Тверь 2001 10 класс [2 ч в неделю, всего 68 часов] Структура тверской программы по химии в 10 классе (2 ч/нед.)
Итого: 68 Тема 1.Теория строения органических веществ (6 ч) Повторение основных вoпросов темы “Органические вещества” (9 кл). Истоки теории химического строения А.М.Бутлерова: атомно-молекулярное учение, теория радикалов, теория типов. Факты, которые не объяснялись на основе доструктурных теорий. Основные понятия и положения теории химического строения А.М.Бутлерова. Объяснение фактов на основе положений теории химического строения. Развитие теории химического строения: учение о пространственном строении молекул; применение учения об электронной природе химических связей. Демонстрационные опыты. 1.Показ моделей молекул изомерных веществ и веществ-гомологов. 2.Взаимодействие этилового (бутилового) спирта с натрием и отсутствие реакции с натрием безводного диэтилового эфира. Компьютерные программы. Обучающая программа Ромашовой С.А. “Виды гибридизации электронных облаков атома углерода”. Примерное распределение уроков по теме 1. Урок 1 Повторение темы “Органические вещества” (9 кл). Особенности и причины многообразия органических соединений. Урок 2 НМ Теория химического строения А.М.Бутлерова. Основные положения. Урок 3 У Изомерия. Упражнения по составлению изомеров. Урок 4 НМ Гибридизация электронных облаков атома углерода Урок 5 НМ Электронная природа химических связей в органических соединениях. Урок 6 ММ Отработка изученных понятий темы по Мурманской методике. Диагностика - 1 Требования к уровню подготовки учащихся Учащимся необходимо уметь:
Тема 2. Предельные углеводороды (алканы). (9 ч) 2.1.Гомологический ряд алканов. Состав и строение метана и его гомологов. Изомерия углеродного “скелета”. Номенклатура алканов. Определение молекулярной формулы газообразного углеводорода по его относительной плотности и массовой доле элементов. 2.2.Химические свойства алканов: горение, крекинг, хлорирование. Нахождение предельных углеводородов в нефти, природном и попутном газах. Вазелин и парафин как смеси высших предельных углеводородов. Экологические проблемы в связи с использованием и переработкой углеводородов нефти и газа. 2.3.Циклопарафины, строение, свойства, применение, нахождение в природе. Демонстрационные опыты. 3.Модели молекул метана и других предельных углеводородов. 4.Взрыв смеси метана с воздухом. 5.Отношение предельных углеводородов к растворам перманганата калия, кислот, щелочей. Лабораторные опыты. 1.Изготовление моделей молекул предельных углеводородов. Расчетные задачи. 1.Нахождение молекулярной формулы газообразного углеводорода по его плотности и массовой доле элементов. Примерное распределение уроков по теме 2. Урок 1 НМ Характеристика алканов по составу, строению и физическим свойствам Урок 2 НМ Изомерия и номенклатура алканов. Урок 3 У Упражнения по изомерии, гомологии и номенклатуре алканов. Диагностика-2. Урок 4 НМ Химические свойства и применение алканов. Уроки 5,6 НМ Получение алканов из нефти. Урок 7 НМ Циклопарафины. Состав, строение и свойства. Уроки 8,9 МРБ Отработка расчетных задач по методике Ривина-Баженова Диагностика-3. Требования к уровню подготовки учащихся Учащимся необходимо уметь:
Тема 3. Непредельные углеводороды (алкены, алкины, алкадиены). (13 ч) 3.1.Строение этилена и ацетилена. Получение этилена а ацетилена, их физические и химические свойства: горение, взаимодействие с водородом и водой, отношение к перманганату калия, бромной воде, аммиачному раствору оксида серебра. Объяснение свойств этилена и ацетилена и их гомологов. Реакции полимеризации. 3.2.Гомологические ряды этилена и ацетилена. Номенклатура алкенов и алкинов. Виды изомерии: изомерия углеродного скелета, положения двойной (тройной) связи, пространственная изомерия в алкенах, межклассовая изомерия. 3.3.Понятие о диеновых углеводородах (алкадиены). Природный каучук, его химическое строение и свойства. Синтетический каучук. Демонстрационные опыты. 6.Получение этилена. 7.Получение ацетилена. 8.Горение этилена. 9.Горение ацетилена. 10. Взаимодействие этилена и ацетилена с бромной водой. 11.Взаимодействие этилена и ацетилена с раствором перманганата калия. 12.Взаимодействие ацетилена с аммиачным раствором оксида серебра. 13.Пространственные модели молекул изомерных алкенов. 14.Образцы изделий из полиэтилена, поливинилхлорида, полипропилена. 15.Образцы натурального и синтетического каучуков. 16.Отношение каучука и резины к органическим растворителям. Лабораторные опыты. 2.Ознакомление с коллекцией полимерных материалов. Практические занятия. 1.Получение этилена и опыты с ним. Расчетные задачи. Нахождение молекулярной формулы углеводорода по массе (или объему) продуктов сгорания. Примерное распределение уроков по теме 3. Урок 1. НМ Гомологические ряды алкенов и алкинов. Состав, строение алкенов и алкинов. Урок 2. НМ Номенклатура алкенов и алкинов. Решение задач по нахождению молекулярной формулы углеводорода по массе (или объему) продуктов сгорания. Урок 3. НМ Изомерия алкенов и алкинов. Урок 4,5 ММ Отработка видов изомерии по Мурманской методике. Урок 6. НМ Физические и химические свойства этилена и ацетилена. Диагностика-4. Урок 7. НМ Получение и применение алкенов и алкинов. Подготовка к практической работе №1. Урок 8. НМ Практическая работа №1. Получение этилена, его свойства. Урок 9 НМ Диеновые углеводороды. Урок 10. НМ Каучуки. Урок 11,12 МРБ Отработке расчетных задач по методике Ривина-Баженова. Диагностика - 5 Урок 13 КР Контрольная работа. Непредельные углеводороды. Требования к уровню подготовки учащихся: Учащимся необходимо уметь:
Тема 4. Ароматические углеводороды. (7ч) 4.1.Бензол и его гомологи, состав, строение. Химические свойства бензола: реакции замещения (бромирование и нитрование), реакции присоединения (гидрирование и хлорирование). Получение бензола и его применение. Понятие о ядохимикатах. Проблемы охраны среды обитания. 4.2.Взаимосвязь предельных, непредельных и ароматических углеводородов. 4.3.Природные источники углеводородов. Демонстрационные опыты. 17.Бензол как растворитель. 18.Горение бензола. 19.Отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия. Примерное распределение уроков по теме 4. Урок 1,2 НМ Бензол и его гомологи. Состав, строение и свойства. Урок 3. У Генетическая связь между классами углеводородов. Урок 4. ОС Обобщение и систематизация знаний об углеводородах. Урок 5. У Упражнения. Диагностика-6. Урок 6,7 ОМР Отработка содержания раздела 4.3. по обратной методике Ривина. Требования к уровню подготовки учащихся Учащимся необходимо уметь:
Тема 5. Спирты, фенолы, альдегиды и карбоновые кислоты (12 ч). 5.1.Понятие о функциональной группе. Предельные одноатомные и многоатомные спирты, их строение и свойства. Водородная связь, ее влияние на физические свойства спиртов: горение, окисление, взаимодействие со щелочными металлами и галогеноводородами, дегидратация. Качественная реакция на многоатомные спирты. Ядовитость метанола и этанола для организма человека. 5.2.Фенол. Состав, строение и свойства бензола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола. 5.3.Альдегиды. Альдегидная группа. Химические свойства формальдегида, обусловленные альдегидной группой: реакции окисления и восстановления. Получение альдегидов окислением спиртов. Применение формальдегида и уксусного альдегида. 5.4.Карбоновые кислоты. Карбоксильная группа. Химические свойства уксусной кислоты: а) общие с неорганическими кислотами (взаимодействие с активными металлами, основными оксидами, основаниями, солями; б) особенные свойства – взаимодействие со спиртами. Высшие предельные карбоновые кислоты: пальмитиновая и стеариновая. Высшие непредельные карбоновые кислоты – олеиновая; их применение. Мыла как соли высших карбоновых кислот. Демонстрационные опыты. 20.Сравнение свойств спиртов в гомологическом ряду (растворимость в воде, горение, взаимодействие с натрием). 21.Растворение глицерина в воде и взаимодействие его с гидроксидом меди. 22.Окисление этанода в уксусный альдегид. 23.Окисление этанола в уксусный альдегид. 24.Взаимдействие уксусной кислоты с гидроксидом меди и гидрокарбонатом натрия. 25.Взаимодействие стеариновой кислоты со щелочью. 26.Отношение олеиновой кислоты к бромной воде. Лабораторные опыты. 3.Взаимодействие глицерина с гидроксидом меди (+2). 4.Окисление формальдегида гидроксидом меди (+2). Практические занятия. 2.Получение уксусной кислоты из ее соли, изучение ее свойств. Примерное распределение уроков по теме 5 Урок 1,2 НМ Одноатомные и многоатомные спирты. Состав, строение, свойства и применение. Урок 3. НМ Фенол. Состав, строение, свойства и применение. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола. Урок 4,5 У Упражнения. Диагностика-7. Урок 6. НМ Альдегиды. Состав, строение, свойства и применение. Урок 7,8 НМ Карбоновые кислоты. Состав, строение, свойства и применение. Урок 9. ПР Практическая работа №2. Получение уксусной кислоты из ее соли и опыты с ней. Урок 10,11 МРБ Отработка темы по методике Ривина-Баженова. Диагностика 8 Урок 12. КР Контрольная работа по теме. Требования к уровню подготовки учащихся Учащимся необходимо уметь:
|