Скачать 33.11 Kb.
|
Урок по химии в 11 классе по теме «Теория электролитической диссоциации» Цель: Систематизировать знания учащихся по теме ТЭД. Задачи: - Отработать основные понятия и положения по теме «ТЭД». - Развитие умений объяснять свойства веществ на основе их строения. Составлять схемы диссоциации электролитов на ионы, умений работать с компьютером и интерактивной доской. - Воспитание самостоятельности, ответственности, уверенности в себе. Оборудование: компьютеры, интерактивная доска, электронная презентация. Ход урока. 1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 1.1. Сообщение темы урока и его задач (слайды 1,2). 1.2. Краткая информация об авторах ТЭД (слайд 3). 1.3. Заготовка таблицы-кластера (слайд 4). 2. Стадия вызова: прием «мозговой штурм» - 2-3 мин. Мы с вами знакомились с некоторыми понятиями и положениями ТЭД в 8 классе. Работая в парах, вспомните, какие понятия теории вам известны? Занесите их в таблицу (заслушиваются ответы ребят, вспоминаются понятия «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация»). 3. Стадия осмысления: 3.1. Самостоятельная работа с текстом, расположенном на рабочем столе компьютера «Текст» (см. ниже). Задание: Изучить текст в течение 5-7 минут. Занести новые понятия в графу 1 таблицы. Ответить на вопросы к тексту. 3.2. Задание: Озвучить видеоролик «Механизм ЭД», используя материал текста (на подготовку дается 1-2 минуты, назначаются рецензенты). Проверка заполнения графы 1 кластера – беседа. Ответы на вопросы к тексту – беседа. 3.3. Задание: составить на интерактивной доске схемы диссоциации кислот, солей, оснований (слайды 5,6,7 ), дать определение им как электролитам. 3.4. Объяснение ступенчатой диссоциации многоосновных кислот с помощью интерактивной доски (слайд 8). Ребята самостоятельно с помощью интерактивной доски составляют формулы и схему ступенчатой диссоциации гидросульфата натрия и гидроксохлорида магния. 3.5. Выполнение заданий (слайды 9,10) – первичная проверка. З.6. Слайд 11 : Показать на схеме, куда будут двигаться ионы в электрическом поле. 3.7. Слайд 12: Что общего у изображенных веществ? Определите силу каждого из веществ как электролита. Какую величину мы используем для определения силы электролита? 3.8. Слайд 13: Составьте на интерактивной доске формулу для расчета степени электролитической диссоциации. 4. Стадия рефлексии: 4.1. Работа с кластером. Попытаемся, используя материал урока сформулировать некоторые положения ТЭД (слайд 14). 4.2. Фронтальная работа по выполнению заданий части А КИМов ЕГЭ по химии (слайд 15) 5. Д/з (слайд 16): стр. 148-150 учебника О.С. Габриеляна «Химия-11», Всем: №2,3,4 стр.156 - письменно. *Задача: Определить количество вещества и число ионов натрия, образующихся при диссоциации 2 молей ортофосфата натрия. Считать, что степень диссоциации соли 100%. 6. Поставим себе оценку за работу на уроке (выполнение заданий на слайде 17 «Найди ошибку»). «ТЕКСТ» В процессе электролитической диссоциации (распаде электролитов на ионы) большую роль играют молекулы воды. Между атомами водорода и кислорода имеются расположенные под углом около 1050 ковалентные сильнополярные связи. Поэтому молекулы воды полярны и представляют собой диполи: При растворении в воде веществ с ионной связью, например хлорида натрия, молекулы воды притягиваются своими отрицательными полюсами к положительно заряженным ионам натрия, а положительными полюсами – к отрицательно заряженным хлорид-ионам. В результате связь между ионами ослабляется, и кристаллическая решетка разрушается (рис.1). Таким образом, все ионы в растворе связаны с молекулами воды. Такие ионы называются гидратированными, а процесс их образования гидратацией. Положительно заряженные ионы называются катионами, а отрицательно заряженные – анионами. При растворении в воде веществ с ковалентной сильнополярной связью, например хлороводорода, происходит изменение характера химической связи. Под влиянием полярных молекул воды ковалентная полярная связь превращается в ионную. Затем ионная связь разрывается и в раствор переходят гидратированные ионы водорода (Н3О+-ион гидроксония) и хлорид-ионы (рис.2). При расплавлении электролитов усиливаются колебательные движения частиц за счет увеличения их энергии, что приводит к ослаблению связи между ними. В результате чего разрушается кристаллическая решетка. Для количественной характеристики ЭД используют понятие степень ЭД (α), которая равна отношению числа молекул, распавшихся на ионы к общему числу растворенных молекул. Она измеряется в долях от единицы или в %. В зависимости от значения степени ЭД электролиты бывают: - сильные (α →100%): HCl, HNO3, H2SO4, HВr, HI, щелочи, почти все соли; - слабые (α →0%): H2S, H2CO3, H2SO3, H2SiO3, органические кислоты, нерастворимые основания , гидроксид аммония. Вопросы: 1. Как вы думаете, будут ли электролиты диссоциировать на ионы при растворении их в керосине? 2. Назовите основные причины диссоциации электролитов на ионы при растворении их в воде и расплавлении. 3. В чем отличие диссоциации веществ с ковалентной полярной связью от диссоциации веществ с ионной связью? Конец формы |
Урок химии в 9 классе «Реакции ионного обмена» Повторить основные понятия теории электролитической диссоциации и проверить их усвоение | Урок по химии в 8 классе «Химические свойства солей с позиции теории... Программа двухуровневого курса химии для 8 -11 классов общеобразовательных учреждений. Автор: О. С. Габриелян// Программы для общеобразовательных... | ||
Статья отнесена к разделу: Преподавание химии Обучающие формирование понятия об электролитах, как проводниках 2 рода, неэлектролитах и электролитической диссоциации, о причине... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели урока: закрепить понятия электролит, неэлектролит, электролитическая диссоциация, основные положения электролитической диссоциации.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: провести контроль знаний учащихся по теме «Теория электролитической диссоциации»; выявить типичные ошибки в знаниях и... | Электролитическая диссоциация ... | ||
Теория электролитической диссоциации 9 класс Тема Водород Урок №1 Водород, его нахождение в природе. Получение водорода и его свойства | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... И является уроком обобщительного повторения темы «Теория электролитической диссоциации». Урок проводится в виде химической эстафеты.... | ||
План урока. Химический диктант проверка знаний формул веществ по теме: «Азот и фосфор» Цель: закрепить и обобщить знания учащихся об азоте, фосфоре и их важнейших соединениях на основе электролитической диссоциации | Светлана Викторовна «Урок: тэд и её величество соль» Цель: узнать состав и классификацию солей в свете тории электролитической диссоциации, расширить представления о практическом применении... | ||
Урок математики в 1 «а» классе по теме «Знакомство с задачей» Урок химии в 10 классе по теме «Карбоновые кислоты: строение, номенклатура, физические свойства» | Урок химии в 8 классе по теме: «Основания» Конспект урока может быть использован учителями химии при изучении темы «Основания» в 8 классе | ||
Урок обобщения и систематизации знаний Обобщить и систематизировать знания основных понятий данной темы, закрепить навыки составления уравнений электролитической диссоциации,... | Урок тема Тема урока сегодня «Основные положения теории электролитической диссоциации». Эта тема является продолжением предыдущего занятия.... | ||
«Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации» Познакомить учащихся с электрохимическим рядом напряжения металлов, показать принцип работы с ним | Тематическое планирование уроков химии в 9 классе Химические свойства неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации |