«Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации»





Скачать 104.27 Kb.
Название«Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации»
Дата публикации06.07.2014
Размер104.27 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Химия > Урок
ТЕМА УРОКА «Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации»

Цель:

1. Изучить химические свойства характерные для класса кислоты.
2. Познакомить учащихся с электрохимическим рядом напряжения металлов, показать принцип работы с ним.

Задачи урока

  1. Образовательные:

  • изучить химические свойства кислот с позиции теории электролитической диссоциации;

  • продолжить формирование умений использования на уроках химии электрохимического ряда напряжения металлов и таблицы растворимости;

  • продолжить формирование умений работать с лабораторным оборудованием и реактивами;

  • продолжить формирование научного мировоззрения

2. Развивающие (формирование и развитие образовательных компетенций):

а) учебно-познавательных: развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности; умения ставить познавательную задачу, умения добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы, проводить самопроверку и самооценку;

б) коммуникативных: навыков работы в паре, взаимодействия с другими людьми, умения ответить на поставленный вопрос;

в) информационных: проводить материальное и знаковое моделирование, выделять существенные признаки химических реакций, извлекать необходимую информацию из проводимого эксперимента; оформлять и представлять результаты своей работы.

3. Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство ответственности, развивать интерес к знаниям.

4. Здоровьесберегающие: закрепить навыки безопасного обращения с реактивами.

Метод обучения: словесный и сопутствующие ему практический и наглядный.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: ящички для проведения лабораторных опытов, пробирки, штативы для пробирок, спиртовки, стеклянные палочки, спички, держатели, химические стаканы.

Реактивы: H2SO4( раствор и концентрированная), лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин, H2O, Zn, Al, Cu, CuO, NaOH, CuSO4, BaCl2.

Планируемые результаты обучения

В результате изучения данного материала учащиеся должны:

Знать:

а) определение понятий – электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, кислоты;
б) химические свойства кислот с позиции теории электролитической диссоциации.

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):

а) составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, оснований, солей;
б) уравнения реакций ионного обмена;
в) проводить реакции ионного обмена, подтверждающие химические свойства кислот, соблюдая правила безопасного обращения с реактивами и выявлять признаки наблюдаемых химических реакций;
г) пользоваться таблицей растворимости.

План:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация пройденного материала

  3. Изучение нового материала.

    1. Правила техники безопасности

    2. Физические свойства кислот.

    3. Химические свойства кислот.
      2.1. Демонстрационные опыты.
      2.2. Практическая работа.

    4. Обобщение и выводы.

  4. Закрепление.

  5. Домашнее задание.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

А на прошлых уроках вы узнали о основных положениях теории электролитической диссоциации.

Давайте повторим то, что вы узнали :

    1. По электропроводности все вещества делятся……

    2. Электролиты можно разделить на две группы ……

    3. Назовите сильные электролиты……….

    4. Правила записи ионного уравнения………..

Химические свойства растворов электролитов определяются свойствами тех ионов, которые они образуют при диссоциации. По характеру образующихся ионов различают три типа электролитов: кислоты, основания, соли.

5.Дайте определение классу кислот.

Кислотами называют электролиты, которые при диссоциации образуют катионы________________

и анионы ________________________________.

6.Исходя из определения выведите общую формулу кислот. (показать формулу на опорном сигнале). ОБЩАЯ ФОРМУЛА КИСЛОТ Н+х А

7. На столе учителя стоят склянки с различными реактивами( вызываю ученика с просьбой отобрать реактивы с кислотами).

Работаем с таблицей из классной работы и проводим классификацию кислот.

  • Кислот достаточно много, а можно ли их классифицировать.

  • Какие вы знаете классификации.

  • На какие группы делятся кислоты по составу ( приведите примеры).

  • На какие группы делятся кислоты по оснoвности (приведите примеры).

  • Существует ли общий принцип составления названий кислот или у каждой кислоты свое индивидуальное название.

  • У кислот сложная классификация, добавим еще несколько признаков

Признаки классификации

Группы кислот

Примеры

Наличие кислорода

А) кислородосодержащие




Б) бескислородные




Количество водорода

( основность)

А) одноосновные




Б) двухосновные




В)трехосновные




Растворимость

А) растворимые




Б) нерастворимые




Степень ЭД

А) сильные




Б) слабые




Летучесть

А) летучие




Б) нелетучие




Стабильность

А) стойкие




Б) нестойкие




  1. Я вижу, что состав и строение кислот вы усвоили достаточно хорошо, но наука химия изучает свойства веществ, а точнее химические свойства. Изучением химических свойств кислот мы и займемся сегодня на уроке.

1. Но прежде чем говорить о химических свойствах кислот, нам необходимо несколько слов сказать и о физических свойствах.

На демонстрационном столе представлены примеры кислот, вы видите, что по агрегатному состоянию все они жидкости. Однако есть одно исключение, кремниевая кислота по агрегатному состоянию напоминает желе. Цвет кислот – все кислоты бесцветные вещества.

Запах – большинство кислот не обладают запахом однако у некоторых представителей, запах резкий неприятный.

Вкус – вкус кислот заключается в названии всего класса «кислоты – кислые», чтобы убедится, что это действительно так, попробуйте таблетку аскорбиновой кислоты, которая выдана каждому на столе, кроме того проведем и профилактику гриппа.

Запись в тетради:

  1. Физические свойства:

а) жидкости (кроме кремниевой кислоты),
б) без цвета,
в) без запаха,
г) кислые на вкус.

Ну а теперь, наше внимание направлено на химические свойства.

Запись в тетради:

  1. Химические свойства.

2.1. Как ведут себя кислоты с неорганическими веществами? Чтобы ответить на этот вопрос, вам всем предстоит на некоторое время стать исследователями. Вы все поделены на группы, каждой группе определена своя область исследования и инструкция, как его провести. В каждой группе есть инструктор, который знает по своей теме практически все и будет руководить работой каждой группы. В сложных ситуациях вы можете обратиться за помощью ко мне..

Необходимо точно по инструкции провести эксперимент, записать в тетради уравнения реакций, ответить на предложенные вопросы.

После окончания исследования один человек из группы рассказывает, что и как проводили, показывает результаты исследования, другой человек из группы записывает уравнение реакции на доске под цифрой, которая соответствует номеру вашего опыта.

К концу урока мы составим подробное описание химических свойств кислот, у каждого ученика оно должно быть в тетради.

Работу каждого члена группы оценивает инструктор на оценочном листе, затем с учетом этих оценок и работы на уроке каждый получит итоговую оценку в журнал

1 группа: Изменение окраски индикаторов при действии растворов кислот.

2 группа: Взаимодействие кислот с металлами.

3 группа: Взаимодействие кислот с основными оксидами.

4 группа: Взаимодействие кислот с растворимыми основаниями (щелочами).

5 группа: Взаимодействие кислот с нерастворимыми основаниями.

6 группа: Взаимодействие кислот с солями.

Самостоятельная работа учащихся в группах по инструкциям

ПРИЛОЖЕНИЯ К ОТКРЫТОМУ УРОКУ:

На столе у каждого учащегося лежит листок формата А4 с классной работой в течение урока учитель руководит работой классного коллектива.

Ф.И._______________________________ 8 «____» класс Дата ____________

Урок №____ТЕМА :« Кислоты, их классификация и химические свойства в свете ТЭД »

Химические свойства растворов электролитов определяются свойствами тех ионов, которые они образуют при диссоциации. По характеру образующихся ионов различают

три типа электролитов: кислоты, основания, соли.

Кислотами называют электролиты, которые при диссоциации образуют катионы________________

и анионы ________________________________.

ОБЩАЯ ФОРМУЛА КИСЛОТ Н+х А

У кислот сложная классификация, добавим еще несколько признаков

Признаки классификации

Группы кислот

Примеры

Наличие кислорода

А) кислородосодержащие




Б) бескислородные




Количество водорода

( основность)

А) одноосновные




Б) двухосновные




В)трехосновные




Растворимость

А) растворимые




Б) нерастворимые




Степень ЭД

А) сильные




Б) слабые




Летучесть

А) летучие




Б) нелетучие




Стабильность

А) стойкие




Б) нестойкие




Химические свойства кислот:

1. Диссоциация кислот ___НСl→ ________ ; H2SO4→ _____________________Все кислоты при диссоциации образуют Н+, которые обуславливают ряд общих свойств кислот: кислый вкус, изменение окраски индикатора ( лакмус ______________; метилоранж___________________)

Взаимодействие с другими веществами. ЗАПОМНИТЕ! Катионы Н+, могут замещаться катионами

металлов, поэтому кислоты взаимодействуют с веществами, которые содержат в своем составе

металл

2. Реакция замещения с металлами кислота + металл →соль + водород

Кислоты взаимодействуют с металлами при следующих условиях:

- металл находится в ряду напряжений до водорода ( Н2);

-в ходе реакции образуется растворимая соль ;

- для таких реакций не рекомендуется использовать щелочные металлы ( I(A)) , т.к. они сначала взаимодействуют с водой, а затем продукты реакции с кислотой

- c металлами реагируют только растворимые кислоты

Zn + HCl → ______________________________________________________________

Pb + H2SO4 →_____________________________________________________________

Cu + HCl → _______________________________________________________________

____________________________________________________________________________

3. Реакция обмена с оксидами металлов ( с.о. металла от +1 до +4 ) Реакция проходит при нагревании

кислота + оксид металла →соль + вода

CuО + HCl → ___________________________________________________________

____________________________________________________________________________

4. Реакция обмена между кислотой и основанием ( р-ция нейтрализации). Эта реакция универсальна и осуществима между любыми кислотами и любыми основаниями.

А) щелочь( растворимое основание) + кислота→соль + вода

_____________________________________________________________________________

Б) нерастворимое основание + кислота →соль + вода

____________________________________________________________________________

5. Реакция ионного обмена кислота + соль→ новая соль +новая кислота

Осуществима только если , в результате реакции образуется ↓ ( осадок), или газ↑

Для реакции лучше всего взять сильную кислоту и соль слабой, летучей кислоты.

HCl + _________ → _________________________________________________

______________________________________________________________________

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА

Задание №

С какими из перечисленных веществ взаимодействует раствор серной кислоты

Оксид калия, гидроксид калия, соляная кислота , алюминий, гидроксид цинка, силикат натрия,

оксид углерода (II), ртуть, алюминий. Запишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Прикрепленный файл в электронном журнале

Внимательно изучите теорию по теме «Кислоты»

  1. Дайте определение, используя знания теории электролитической диссоциации,

КИСЛОТЫ - _________________________________________________________________________

  1. Из перечисленных соединений HNO2, Mn(OH)2, H2Te , NaNO3, SO3, H2CrO4, HMnO4, H3BO3, HI

выпишите: А) формулы кислот _____________________________________________________

Б) формулы бескислородных кислот ____________________ кислородосодержащих

В) формулы одноосновных ______________ двухосновных __________трёхосновных ____________

3.Внимательно изучите химические свойства кислот, обратите внимание на условия, при каких эта реакция осуществима. Запишите молекулярные и ионные уравнения практически осуществимых реакций, воспользовавшись правилом: Реакции ионного обмена в растворах электролитов осуществимы ( протекают до конца ) только в тех случаях, когда в результате реакции:1.образуется осадок ↓; 2. образуется газ↑; 3. образуется слабый электролит. Допишите уравнения возможных реакций. Объясните, по какой причине невозможно протекание данной химической реакции. Приведите молекулярные и ионные уравнения

Cr(OH)3 + HNO3

ZnO + H2SO4

Hg + HCl →

Mg + H2SO4

Fe2O3 + HNO3

CaCO3 + HNO3

4.С какими из перечисленных веществ реагирует раствор соляной кислоты. Приведите молекулярные и ионные уравнения реакций. Mg, Ba(OH)2, Cu, Ag NO3 , SO3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Представить химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации
«Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основной вопрос урока: химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации
«Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сформировать представление о составе и строении и свойствах кислот в свете теории электролитической диссоциации; продолжить формирование...
«Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления свойств кислот в свете теории электролитической диссоциации
«Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации» iconТематическое планирование уроков химии в 9 классе
Химические свойства неорганических со­единений в свете теории электролити­ческой диссоциации
«Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели урока: закрепить понятия электролит, неэлектролит, электролитическая диссоциация, основные положения электролитической диссоциации....
«Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации» iconУрок по химии в 8 классе «Химические свойства солей с позиции теории...
Программа двухуровневого курса химии для 8 -11 классов общеобразовательных учреждений. Автор: О. С. Габриелян// Программы для общеобразовательных...
«Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Получить представление о химических свойствах солей в свете теории электролитической диссоциации
«Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации» iconМоу климовская сош №2
Образовательные: систематизировать сведения об общих химических свойствах кислот; на основе знаний о составе и строении карбоновых...
«Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации» iconУрок по химии в 11 классе по теме «Теория электролитической диссоциации»
Развитие умений объяснять свойства веществ на основе их строения. Составлять схемы диссоциации электролитов на ионы, умений работать...
«Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Создание условий для обобщения понятия кислоты и формирования представлений о химических свойствах растворов кислот на...
«Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации» iconУрок в 8 классе по теме «Химические свойства кислот»
Образовательная цель: Повторить состав основных классов веществ, изучить свойства кислот – взаимодействие с металлами, оксидами,...
«Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации» iconТема урока: Свойства серной кислоты. Девиз урока
Цели урока: Повторить строение молекулы серной кислоты, рассмотреть её физические и химические свойства в свете теории эд и теории...
«Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации» iconТема урока: «Химические свойства солей с позиции электролитической диссоциации»
Готовые поделки были представлены на выставке «Мастерим сами». Оформлен уголок «Читаем летом», где были представлены план работы...
«Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации» iconЭлектролитическая диссоциация
...
«Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Продолжить формирование знаний учащихся о составе и физических свойств кислот, изучить химические свойства кислот


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск