Урок обобщения и систематизации знаний





Скачать 102.1 Kb.
НазваниеУрок обобщения и систематизации знаний
Дата публикации03.07.2014
Размер102.1 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок



Электролиты. Реакции в растворах электролитов.

Урок обобщения и систематизации знаний
Цели:

  • Обобщить и систематизировать знания основных понятий данной темы, закрепить навыки составления уравнений электролитической диссоциации, молекулярных и ионных уравнений реакций; совершенствовать навыки планировать и проводить эксперимент;

  • способствовать развитию логического мышления: умений классифицировать, анализировать, наблюдать, делать вывод; развитию учебно-информационных умений, монологической речи учащихся

  • Способствовать формированию ответственности, самостоятельности при выполнении заданий, познавательных интересов учащихся.

Форма проведения: урок – путешествие.

Методы и приемы: фронтальный опрос (прием «продолжи предложение»), индивидуальная самостоятельная работа, парная лабораторная работа, предварительные индивидуальные задания, игровые приемы, рефлексия (прием «незаконченное предложение»).

Оборудование: растворы сульфата меди, гидроксида натрия, карбоната натрия, серная кислоты, хлорида бария, хлорид натрия; пробирки; листы заданий и учета знаний.
Ход урока
1. Организация учащихся, определение задач урока.

Мы заканчиваем изучение темы «Электролиты. Реакции в растворах электролитов. Сегодня предстоит провести путешествие по данной теме и:

  • Привести в систему знания по данной теме, расширить знания о биологическом значении электролитов и практическом применении реакций ионного обмена;

  • Совершенствовать умения прогнозировать возможность протекания реакций в растворах электролитов с помощью таблицы растворимости, умения составлять уравнения диссоциации и ионные уравнения реакций;

  • Совершенствовать экспериментальные умения: планировать проведение эксперимента, наблюдать. делать вывод по проведенному эксперименту.

Девиз нашего урока: «Просто знать – еще не все, знания нужно уметь использовать» (записан на доске).
Подготовка к путешествию.

Блиц – турнир (за каждый правильный ответ учащиеся получают жетон):

  1. Вещества, растворы которых проводят электрический ток, называются …

  2. Электролитическая диссоциация это - …

  3. Основоположником теории электролитической диссоциации является …

  4. Положительно заряженные ионы называются ..

  5. Отрицательно заряженные ионы называются …

  6. Существует три типа электролитов. Это …

  7. Электролиты, при диссоциации которых образуются ионы водорода и анионы кислотного остатка, называются ….

8. При диссоциации щелочей образуются ионы …

9. При диссоциации солей образуются ионы ….

10. Реакции, протекающие между растворами электролитов, называются …
Станция «Электролитная»

1. Информационная минутка (сообщение ученика «Биологическое значение электролитов»).

Электролиты играют чрезвычайно важную роль в биохимических процессах, являются непременной составной частью жидкостей и плотных тканей организмов. В физиологических и биохимических процессах большую роль играют такие неорганические ионы, как Н+, Na+, К+, Са2+, Mg2+, ОН, С1, НСО3-, H2РО4-,   SO42-   Ионы Н+ и ОН в организме человека находятся в очень малых концентрациях, но их роль в жизненных процессах огромна, так как они обеспечивают кислотно-щелочное равновесие в жидких средах организма. Концентрация ионов Na+ и Cl значительно превосходит таковую всех других неорганических ионов вместе взятых, эти ионы регулируют водно-солевой обмен в организме.

2. Самостоятельная работа № 1:

Задание: уровень А.

Составьте уравнения диссоциации веществ, формулы которых приведены:

Na2SO4 KOH HNO3 HCl КNO3

Распределите образующиеся ионы на катионы и анионы.
Задание: уровень Б

Распределите вещества на две группы: электролиты и неэлектролиты:

Н2SO4 NaOH Mg HNO3 CuCl2 C6H12O6 NaNO3 MgO.

Составьте уравнение диссоциации, выбранных вами электролитов.
Задание: уровень С

Ученик 8 класса Петя Иванов провел анализ неизвестного раствора и обнаружил в нем следующие виды ионов: Ba2+ Na+ Mg2+ NO3- SO42+ Cl-.

Напишите формулы веществ, при диссоциации которых могли образоваться такие ионы. Какие ионы вместе не могли находиться в этом растворе? Почему?
3. Игровая пауза: «Третий лишний»

В каждой группе веществ укажите лишнее вещество, объясните свой выбор.

1. NaOH Cu(OH)2 Ba(OH)2

2. Na2S Na2O NaCl

3. Н2SO4 K2SO4 FeSO4
Станция «Реакционная»

В чем особенность протекания реакций между растворами электролитов? (Если оба электролита растворимы, то реакции происходят не между веществами, а между ионами, содержащимися в растворах электролитов).

Вспомним условия протекания реакций ионного обмена

Реакции обмена идут до конца:

Если выделится газ – это раз;

И получится вода – это два;

А еще нерастворимый

Осаждается продукт …

«Есть осадок», - говорим мы.

Это третий важный пункт.

Химик «правила обмена»

Не забудет никогда:

В результате – непременно будет газ или вода,

Выпадет осадок – вот тогда порядок!
1. Самостоятельная работа № 2.

Задание: уровень А

Вам предложены следующие уравнения реакций:

1. NaOH + HCl → NaCl + H2O

2. CaСl2 + 2KNO3 → Ca(NO3)2 +2KСl

3. Na2SO4 + BaCl2 → NaCl + BaSO4

Какие из них идут до конца? Чтобы правильно выполнить задание вспомните условия протекания реакций ионного обмена до конца. Составьте ионные уравнения реакций.
Задание: уровень Б

В кабинете химии учитель заранее написал на доске уравнения реакций. Ночью злостные хулиганы пробрались в кабинет и специально , чтобы сорвать урок стерли часть записей. Вот что осталось.

Ca(OH)2 + … → CaCO3 + 2NaOH

… + … → Fe(0H)2 ↓+ K2SO4

H2SO4 + … → … + Н2О + СО2

Восстановите стертые части уравнений, напишите ионные уравнения реакций.

Задание: уровень С

«Накормите рыбку». Какие вещества будут «съедобны для рыбки». Напишите молекулярные и ионные уравнения реакцийc:\documents and settings\admin\мои документы\личная\курсы 1 сентября\машины 014.jpg
KOH MgSO4 CuCl2

FeO CO2

2. Информационная минутка (сообщение ученика «Применение реакций ионного обмена»).

Процессы ионного обмена используют в аналитический химии, и в промышленности. С помощью ионного обмена концентрируют следовые кол-ва определяемых веществ, определяют суммарное солесодержание растворов, удаляют мешающие анализу ионы, количественно разделяют компоненты сложных смесей. Ионный обмен применяют: для получения умягченной и обессоленной воды в тепловой и атомной энергетике, в электронной промышленности; в цветной металлургии, в производстве сахара, при переработке гидролизатов; в медицинской промышленности - при получении антибиотиков и других лекарственных средств, а также во многих отраслях промышленности - для очистки сточных вод в целях организации оборотного водоснабжения и извлечения ценных компонентов, очистки воздуха. Разрабатываются ионообменные методы комплексного извлечения из океанской воды ценных микрокомпонентов.
Станция «Экспериментальная»

Прежде чем приступить к выполнению предложенных заданий вам предстоит сдать экзамен по технике безопасности. Каждый желающий может вытянуть билет. Прочитайте правило, указанное в нем и дайте свой комментарий (ученики по желанию вытягивают билет).

Экзамен по ТБ.

1. В кабинете химии веди себя спокойно, веди себя достойно.

Чтобы не было беды,

Ты по партам не скачи и руками не маши.
2. Помни правило простое:

вещества ведь не арбуз, ты не пробуй их на вкус.
3. Если раствор надо взять, то чуть-чуть,

Чтобы в нем не утонуть.
4. С кислотами и щелочами работать можно,

Но крайне осторожно!
5. Получив задание, работу выполняй,

С соседом не болтай.

А, закончив работу, все на место убери

И порядок наведи.
Карточки заданий:

Задание № 1. Опытным путем установите, с какими из веществ будет взаимодействовать серная кислота: хлорид бария, хлорид натрия, карбонат натрия, гидроксид натрия. Напишите молекулярные и сокращенные ионные уравнения.

Подсказка: реакцию между кислотой и щелочью проводите в присутствии индикатора лакмуса.

Задание № 2. Во время практической работы Петя Иванов разлил на тетрадь с записями какой-то реактив. От записей осталось только вот это:

Сu2+ + 2OH- → Cu(OH)2

Между какими веществами проводил реакцию Петя? Проведите реакцию по этой схеме, напишите молекулярное уравнении реакции.

Подсказка: Ионы входят в состав веществ. Среди предложенных веществ найдите вещества, в состав которых входят катионы меди и гидроксид – анионы и проведите реакцию между ними, взяв каждого не более 1 мл.

Дополнительный вопрос: Однозначное решение имеет эта задача или нет? Если решение не однозначно, предложите другие вещества кроме выбранных вами.
Подведение итогов урока. Рефлексия:

Продолжите предложение.

Изучая тему «Реакции в растворах электролитов»,

Я узнал …

Я научился …

Своей работой на уроке я …
Домашнее задание: повторить §35 – 42, готовиться к контрольной работе.

Творческое задание (по желанию): написать рассказ, сказку по данной теме.

Приложение 1.

Анализ усвоенности материала по данной теме.
Урок проведен в 8-х классах. Изучение химии ведется по программе О.С. Габриеляна. Количество учащихся 48, из них усвоили материал на

Уровне А – 15 учеников (31%)

Уровень Б – 24 ученика (50%)

Уровень С – 9 учеников (19%)
Приложение 2.

Изучаемая тема вызвала интерес учащихся. Ученики охотно выполняли индивидуальные, творческие задания, подбирали дополнительный материал к урокам.

Один вариант творческого домашнего задания, выполненного ученицей 8-б класса Рудуенко С.

Сказка о Хлориде Натрия

В белых кристаллах поваренной соли жили два неразлучных друга – Катион Натрия и Хлорид – Анион. Всегда они были рядом друг с другом, везде были вместе, связанные крепкой дружеской связью, которая называлась ионной.

Однажды гадалка им предсказала, что рано или поздно они потеряют друг друга.

  • Вам следует опасаться Воды, она вас легко может разлучить, - предостерегла их гадалка.

Друзья не поверили ей. Но однажды случилась беда. Друзья пошли гулять и попали под дождь. Они не сразу заметили, как намок их белый кристаллик и стал вначале рассыпаться, а потом и совсем стал невидим. Молекулы Воды окружили каждого друга, схватили, растащили их в стороны, несмотря на большое сопротивление друзей. Неведомая сила потащила Катион Натрия в одну сторону, а Хлорид – Анион в другую. Друзья потерялись, и беспорядочно, хаотично метались, пытаясь найти друг друга, и опять соединиться вместе. Но молекулы воды, окружавшие их, не позволяли им этого сделать.

Вскоре дождь кончился, и на помощь друзьям пришло Солнце. Теплые лучи Солнца пригрели и осушили все лужи. Друзья ионы нашли друг друга, опять их влекло друг к другу с неумолимой силой и у них вновь появилась белая одежда.

Для себя они решили, что должны держаться подальше от разлучницы Воды.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок обобщения и систематизации знаний iconУрок обобщения и систематизация знаний "Бессоюзные сложные предложения"
Тип: вариативный урок обобщения и систематизации знаний на основе модульной технологии
Урок обобщения и систематизации знаний iconУрока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся по роману...
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Урок обобщения и систематизации знаний iconУрока : урок обобщения и систематизации знаний и умений
Образовательная: обобщение и систематизация знаний по теме «Геометрическая оптика»
Урок обобщения и систематизации знаний iconУрока: урок обобщения и систематизации знаний с изучением новых знаний по теме
Открытый урок для 6-го класса школ с углубленным изучением английского языка (основной умк: English – VI о. В. Афанасьевой и И. В....
Урок обобщения и систематизации знаний iconУрок обобщения и систематизации знаний. По основному способу проведения
Урок – деловая игра по теме: «Применение производной в различных областях науки»
Урок обобщения и систематизации знаний iconУрок обобщения и систематизации знаний по теме: «Квадратные уравнения»
...
Урок обобщения и систематизации знаний iconУрок обобщения и систематизации знаний по теме «Системы уравнений»
Урок разработала и провела Кабанова Елена Владимировна маоу «сош№122», город Пермь
Урок обобщения и систематизации знаний iconУрока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по теме «Русь в хш ху вв.»
Открытый урок по истории Отечества «кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»
Урок обобщения и систематизации знаний iconУрок обобщающего повторения и систематизации знаний, урок проверки...
Типы уроков определяются, исходя из дидактических задач, и могут быть: вводный урок, урок предъявления и изучения нового учебного...
Урок обобщения и систематизации знаний iconУрок обобщения и систематизации знаний и умений
Рассказать и показать наименования срезов и контрольных линий полочки и рукава (по плакату)
Урок обобщения и систематизации знаний iconУрок обобщения и систематизации знаний
План мероприятий по модернизации школьного питания в Алексеевском районе на 2012-2014 годы
Урок обобщения и систематизации знаний iconУрок обобщения и систематизации знаний
Обеспеченность учебно-методической документацией (за полный прошедший учебный год) по дисциплине «Адвокатура»
Урок обобщения и систематизации знаний iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений. Урок с межпредметными связями – английский язык – экология
Урок обобщения и систематизации знаний iconУрок практической направленности. Участники занятия
...
Урок обобщения и систематизации знаний iconУрока : урок обобщения и систематизации знаний
Оборудование: классная доска, школьные принадлежности, карточки с тестами, задания на доске, плакаты
Урок обобщения и систематизации знаний iconУрок повторения, обобщения и систематизации знаний, выработке умений по их применению
Систематизировать знания о классификации текстильных волокон и способы их получения


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск