Скачать 83.7 Kb.
|
Натуральные и химические волокна. Свойства тканей из этих волоконТип урока: урок повторения, обобщения и систематизации знаний, выработке умений по их применению. Цель урока:
Наглядные пособия: коллекция образцов тканей, коллекция «Хлопок», «Шерсть», «Шелк», «Лен», «Натуральные и химические волокна». Материалы и инструменты: рабочая тетрадь, образцы тканей. Ход урока.
Материаловедение изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий. Ведь прежде, чем изготовить какое-либо изделие, необходимо изучить свойства материалов, из которых оно будет изготавливаться. От свойств материалов будет зависеть внешний вид изделия, его конструкция, способы изготовления, способы ухода за изделием.
Текстильные волокна очень разнообразны, но все они подразделяются на два основных класса: натуральные и химические. Тканью человек пользуется с древнейших времен. Мы настолько привыкли к ней, что даже не задумываемся, когда шьем изделие, как получают ткани и из какого сырья. Нам трудно себе представить, как при свете лучин в темных избах наши прапрабабушки пряли и ткали ткани. Древние записи свидетельствуют, что первыми волокнами, которые человек использовал для получения нитей, были волокна крапивы и конопли. Что такое крапива и конопля? (растения) Растения создает сама природа, поэтому такие волокна называют натуральными волокнами растительного происхождения.
Сырьем для получения хлопчатобумажных тканей являются волокна, расположенные в семенах хлопчатника, который произрастает в Средней Азии, в Астраханской области уже несколько лет ведется разведение хлопчатника, потому что «дитя солнца», а так еще называют хлопчатник, в пору цветения больше всего любит свет и тепло. По традиционной версии хлопок – выходец из Египта. Мумия, относящаяся к периоду 2500 лет до н.э. была обернута в хлопковую ткань. Название ткани происходит от арабского «quoton». Рассказать о производстве хлопка. Льняные ткани изготавливают из льняных волокон. Лен называют русским шелком. Стебель льна имеет высоту до 1200 мм, а в каждом стебле 350-650 волокон. Рассказать о производстве льняных тканей. Хлопчатобумажные и льняные ткани обладают почти одинаковыми свойствами они прочные, гигроскопичны, сильносминаемы, обладают большой усадкой, но льняные полотна более прочны, износостойки, имеют небольшой блеск, теплозащитные свойства у них слабее.
Натуральные волокна животного происхождения это шелк и шерсть. Шерсть – это волосяной покров животных. Он состоит из длинных прямых или волнистых, а так же тонких коротких, мягких и извитых волосков. Это шерсть и пух. Основную массу шерсти дают овцы. Специальными ножницами или машинками шерсть состригают почти цельной неразрывной массой, которую называют руном. Рассказ о производстве шерсти. Шерстяное волокно обладает высокой гигроскопичностью – хорошо вбирает в себя влагу; волокно упругое, поэтому изделия из него мало мнутся, волокно стойкое к воздействию солнечных лучей.
Он напоминал раму, в которой были натянуты нити основы, а нити утка были намотаны на палочку, с помощью которой они продевались через основу. Человек у такой рамы работал только стоя, как правило, это были рабы. От слова «стоять, стать» и произошли слова «стан», «станок». В Древней Греции ткачество и прядение считалось высшим ремесленным искусством. Им занимались даже знатные дамы. Всем известная Елена, жена царя Спарты, из-за которой, по преданию, вспыхнула Троянская война, получила в подарок золотое пряслице – грузик для веретена, который придавал большую инерцию вращения и хорошо закручивал нить. Шелк – это тонкие нити, которые получают при размотке коконов тутового шелкопряда. Кокон – это плотная, похожая на крошечное яичко оболочка, которую гусеница туго свивает вокруг себя перед тем, как превратиться в куколку. Длина коконной нити 700-900 м. Основными районами шелководства являются Китай, а в России – Кавказ, Дальний Восток. Рассказать о производстве шелка. Натуральный шелк обладает хорошей гигроскопичностью – хорошо впитывает влагу и быстро высыхает, но быстро разрушается под действием солнечных лучей, изделия красивы, легки, хорошо дышат, их приятно носить благодаря их хорошим гигиеническим свойствам.
Получению шелка в России положил начало Петр Великий в 17 веке, «дабы иметь парчовые изделия из собственного шелка», для этого были на Кавказе отведены земли под шелковичные деревья. Там по сей день занимаются шелководством. Ткани из натуральных волокон являются экологически чистыми и поэтому представляют определенную ценность для человека и положительно влияют на его здоровье, но они достаточно дороги в производстве. Идея создания химических волокон нашла свое воплощение благодаря развитию химии. Прототипом процесса получения химических волокон послужило образование нити шелкопрядом при завивке коконом. Впервые Роберт Гук в 17 веке высказал мысль о возможности получения искусственного волокна. Впервые искусственные волокна промышленным путем получили в 19 веке: в 1853 в Англии Адермарс предложил формовать бесконечные тонкие нити из раствора нитроцеллюлозы в смеси спирта с эфиром, а в 1891 году француз Шардонне организовал выпуск подобных нитей в промышленном масштабе. В России первый завод по получению химических волокон был построен в Мытищах в 1913 году. Химические волокна в зависимости от состава сырья делятся на искусственные и синтетические. Искусственные получают из природных органических материалов (отходов древесины, хлопка)путем их специальной обработки различными химическими веществами: ацетоном, азотной, серной и уксусной кислотами. (вискоза, ацетатный шелк, нитрошелк) Синтетические получают путем химической переработки различных веществ: нефти, угля, газов. Из этих веществ получают высокомолекулярные смолы, которые являются исходным сырьем для производства синтетических волокон: лавсана, капрона, нейлона, нитрона. Рассказать о производстве химических волокон. Промышленное производство включает в себя 5 этапов:
Производство химических волокон развивается быстрыми темпами. Это объясняется в, первую очередь, экономическими причинами (меньше затраты труда и капитальных вложений) и высоким качеством химических волокон по сравнению с натуральными волокнами. В 1968 производство химических волокон достигало 36% от объема производства всех видов волокон, а в 2000 сравнялось с объемом производства натуральных волокон. Химические волокна обладают хорошей формоустойчивостью, несминаемостью, высокой устойчивостью к действию света, влаги, плесени, бактерий, термоустойчивы. Физико-механические свойства можно менять, это позволяет создавать даже из одного полимера различные волокна, обладающие различными свойствами. Химические волокна используют так же в смеси с натуральными волокнами, что позволяет улучшать внешний вид и качество натуральных. От свойств волокон, их толщины, длины, прочности, извитости, упругости зависят свойства и качество изготавливаемой ткани.
Физико-механические свойства определяют, как относится ткань к действию внешних сил. Гигиенические свойства направлены на сохранение жизни и здоровья человека Технологические свойства – это свойства, появляющиеся в ткани в процессе изготовления изделия, начиная от раскроя и заканчивая ВТО.
Сравнительная характеристика свойств натуральных и химических волокон
Итоги урока и оценки выполненной работы. |
Урок обобщающего повторения и систематизации знаний, урок проверки... Типы уроков определяются, исходя из дидактических задач, и могут быть: вводный урок, урок предъявления и изучения нового учебного... | Урок Тип урока Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений | ||
Урока : урок обобщения и систематизации знаний и умений Образовательная: обобщение и систематизация знаний по теме «Геометрическая оптика» | Урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений, навыков. Цели... Урок-соревнование в 6-м классе по теме "Действия с положительными и отрицательными числами" | ||
Урок обобщения и систематизация знаний "Бессоюзные сложные предложения" Тип: вариативный урок обобщения и систематизации знаний на основе модульной технологии | Урок обобщения и систематизации знаний по теме: «Квадратные уравнения» ... | ||
Урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по теме «Русь в хш ху вв.» Открытый урок по истории Отечества «кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» | Урок обобщения и систематизации знаний и умений Рассказать и показать наименования срезов и контрольных линий полочки и рукава (по плакату) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений. Урок с межпредметными связями – английский язык – экология | Уроклöн план Тема: «Шондібанöй небыд няньöй» Уроклöн сикас: Урок обобщения и систематизации предметных знаний, умений, навыков | ||
Урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся по роману... Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данный урок – урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков, учащихся по теме «Использование свойств функции при решении... | ||
Урок обобщения, углубления, систематизации знаний, умений и навыков учащихся Определение арифметической прогрессии. Формула n-члена арифметической прогрессии | Урок обобщения и систематизации знаний. Обобщить и углубить знания:... Продолжить формирование умений устанавливать зависимость между строением, свойствами веществ и их применением | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обосновывается ли место данного урока в теме, разделе, курсе, его тип (вводный урок, урок изучения, урок закрепления изученного ранее... | Правилам движения наше уважение! (интегрированный урок игра в 1 классе)... Учебно-методическое обеспечение: веер гласных букв; веер согласных букв; кроссворд; таблица Н. Ф. Базарова, таблички с правилами... |