Урок повторения, обобщения и систематизации знаний, выработке умений по их применению





НазваниеУрок повторения, обобщения и систематизации знаний, выработке умений по их применению
Дата публикации06.08.2014
Размер83.7 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Химия > Урок

Натуральные и химические волокна. Свойства тканей из этих волокон


Тип урока: урок повторения, обобщения и систематизации знаний, выработке умений по их применению.

Цель урока:

  • систематизировать знания о классификации текстильных волокон и способы их получения

  • научить отличать виды тканей и определять их свойства

  • добиться понимания учащихся, что без этих знаний в современной жизни нельзя

  • воспитывать коммуникативные умения

  • развивать речь

Наглядные пособия: коллекция образцов тканей, коллекция «Хлопок», «Шерсть», «Шелк», «Лен», «Натуральные и химические волокна».

Материалы и инструменты: рабочая тетрадь, образцы тканей.

Ход урока.


  1. Организационный момент.

  2. Основная часть.

Материаловедение изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий. Ведь прежде, чем изготовить какое-либо изделие, необходимо изучить свойства материалов, из которых оно будет изготавливаться. От свойств материалов будет зависеть внешний вид изделия, его конструкция, способы изготовления, способы ухода за изделием.

    • Все эти свойства зависят от исходного сырья для получения тканей. Оно называется? (волокно)

Текстильные волокна очень разнообразны, но все они подразделяются на два основных класса: натуральные и химические.
Тканью человек пользуется с древнейших времен. Мы настолько привыкли к ней, что даже не задумываемся, когда шьем изделие, как получают ткани и из какого сырья. Нам трудно себе представить, как при свете лучин в темных избах наши прапрабабушки пряли и ткали ткани. Древние записи свидетельствуют, что первыми волокнами, которые человек использовал для получения нитей, были волокна крапивы и конопли. Что такое крапива и конопля? (растения) Растения создает сама природа, поэтому такие волокна называют натуральными волокнами растительного происхождения.

    • Назовите, пожалуйста, растения, из которых получают натуральные волокна (хлопок, лен, кунжут).

    • А из пальмовых листьев можно сделать ткань? Оказывается, в Конго издавна изготавливают домотканую материю из пальмовых листьев. Называется она «Пани». Секрет изготовления передается из поколения в поколение, и эта ткань успешно конкурирует на рынке с тканями фабричного производства.

Сырьем для получения хлопчатобумажных тканей являются волокна, расположенные в семенах хлопчатника, который произрастает в Средней Азии, в Астраханской области уже несколько лет ведется разведение хлопчатника, потому что «дитя солнца», а так еще называют хлопчатник, в пору цветения больше всего любит свет и тепло.
По традиционной версии хлопок – выходец из Египта. Мумия, относящаяся к периоду 2500 лет до н.э. была обернута в хлопковую ткань. Название ткани происходит от арабского «quoton».
Рассказать о производстве хлопка.

Льняные ткани изготавливают из льняных волокон. Лен называют русским шелком. Стебель льна имеет высоту до 1200 мм, а в каждом стебле 350-650 волокон.
Рассказать о производстве льняных тканей.

Хлопчатобумажные и льняные ткани обладают почти одинаковыми свойствами они прочные, гигроскопичны, сильносминаемы, обладают большой усадкой, но льняные полотна более прочны, износостойки, имеют небольшой блеск, теплозащитные свойства у них слабее.

    • А какие вы знаете еще волокна, подаренные природой?

Натуральные волокна животного происхождения это шелк и шерсть.

Шерсть – это волосяной покров животных. Он состоит из длинных прямых или волнистых, а так же тонких коротких, мягких и извитых волосков. Это шерсть и пух. Основную массу шерсти дают овцы. Специальными ножницами или машинками шерсть состригают почти цельной неразрывной массой, которую называют руном.
Рассказ о производстве шерсти.

Шерстяное волокно обладает высокой гигроскопичностью – хорошо вбирает в себя влагу; волокно упругое, поэтому изделия из него мало мнутся, волокно стойкое к воздействию солнечных лучей.

    • А вы знаете, что в Древнем Египте уже был известен ткацкий станок?

Он напоминал раму, в которой были натянуты нити основы, а нити утка были намотаны на палочку, с помощью которой они продевались через основу. Человек у такой рамы работал только стоя, как правило, это были рабы. От слова «стоять, стать» и произошли слова «стан», «станок».
В Древней Греции ткачество и прядение считалось высшим ремесленным искусством. Им занимались даже знатные дамы. Всем известная Елена, жена царя Спарты, из-за которой, по преданию, вспыхнула Троянская война, получила в подарок золотое пряслице – грузик для веретена, который придавал большую инерцию вращения и хорошо закручивал нить.

Шелк – это тонкие нити, которые получают при размотке коконов тутового шелкопряда. Кокон – это плотная, похожая на крошечное яичко оболочка,
которую гусеница туго свивает вокруг себя перед тем, как превратиться в куколку. Длина коконной нити 700-900 м. Основными районами шелководства являются Китай, а в России – Кавказ, Дальний Восток.
Рассказать о производстве шелка.

Натуральный шелк обладает хорошей гигроскопичностью – хорошо впитывает влагу и быстро высыхает, но быстро разрушается под действием солнечных лучей, изделия красивы, легки, хорошо дышат, их приятно носить благодаря их хорошим гигиеническим свойствам.

    • Производство шелковых тканей стало известно еще с 3 тысячелетия до нашей эры в Китае, история знает Великий Китайский шелковый путь. Много веков владел Китай тайной его производства и удерживал секрет в пределах своего государства. Смерть или пытки полагались по закону всякому, кто попытается разгласить тайну разматывания коконов или вывести за пределы страны тутового шелкопряда.

Получению шелка в России положил начало Петр Великий в 17 веке, «дабы иметь парчовые изделия из собственного шелка», для этого были на Кавказе отведены земли под шелковичные деревья. Там по сей день занимаются шелководством.

Ткани из натуральных волокон являются экологически чистыми и поэтому представляют определенную ценность для человека и положительно влияют на его здоровье, но они достаточно дороги в производстве.
Идея создания химических волокон нашла свое воплощение благодаря развитию химии. Прототипом процесса получения химических волокон послужило образование нити шелкопрядом при завивке коконом.
Впервые Роберт Гук в 17 веке высказал мысль о возможности получения искусственного волокна. Впервые искусственные волокна промышленным путем получили в 19 веке: в 1853 в Англии Адермарс предложил формовать бесконечные тонкие нити из раствора нитроцеллюлозы в смеси спирта с эфиром, а в 1891 году француз Шардонне организовал выпуск подобных нитей в промышленном масштабе. В России первый завод по получению химических волокон был построен в Мытищах в 1913 году.
Химические волокна в зависимости от состава сырья делятся на искусственные и синтетические.
Искусственные получают из природных органических материалов (отходов древесины, хлопка)путем их специальной обработки различными химическими веществами: ацетоном, азотной, серной и уксусной кислотами. (вискоза, ацетатный шелк, нитрошелк)
Синтетические получают путем химической переработки различных веществ: нефти, угля, газов. Из этих веществ получают высокомолекулярные смолы, которые являются исходным сырьем для производства синтетических волокон: лавсана, капрона, нейлона, нитрона.

Рассказать о производстве химических волокон.

Промышленное производство включает в себя 5 этапов:

      1. получение и предварительная обработка сырья

      2. приготовление прядильного раствора или расплава

      3. формование нитей с помощью фильер

      4. отделка

      5. текстильная переработка.

Производство химических волокон развивается быстрыми темпами. Это объясняется в, первую очередь, экономическими причинами (меньше затраты труда и капитальных вложений) и высоким качеством химических волокон по сравнению с натуральными волокнами. В 1968 производство химических волокон достигало 36% от объема производства всех видов волокон, а в 2000 сравнялось с объемом производства натуральных волокон.
Химические волокна обладают хорошей формоустойчивостью, несминаемостью, высокой устойчивостью к действию света, влаги, плесени, бактерий, термоустойчивы. Физико-механические свойства можно менять, это позволяет создавать даже из одного полимера различные волокна, обладающие различными свойствами. Химические волокна используют так же в смеси с натуральными волокнами, что позволяет улучшать внешний вид и качество натуральных.

От свойств волокон, их толщины, длины, прочности, извитости, упругости зависят свойства и качество изготавливаемой ткани.

    • Какие это свойства?

Физико-механические свойства определяют, как относится ткань к действию внешних сил.
Гигиенические свойства направлены на сохранение жизни и здоровья человека
Технологические свойства – это свойства, появляющиеся в ткани в процессе изготовления изделия, начиная от раскроя и заканчивая ВТО.

    • Поработать с образцами и сделать соответствующий вывод в таблице.

Сравнительная характеристика свойств натуральных и химических волокон

свойства

хлопок

лен

шерсть

шелк

искусственные

синтетические

Физико-механические свойства

прочность

 

 

 

 

 

 

сминаемость

 

 

 

 

 

 

драпируемость

 

 

 

 

 

 

износостойкость

 

 

 

 

 

 

Гигиенические свойства

теплозащитность

 

 

 

 

 

 

пылеемкость

 

 

 

 

 

 

гигроскопичность

 

 

 

 

 

 

Технологические свойства

скольжение

 

 

 

 

 

 

усадка

 

 

 

 

 

 

осыпаемость

 

 

 

 

 

 

Итоги урока и оценки выполненной работы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок повторения, обобщения и систематизации знаний, выработке умений по их применению iconУрок обобщающего повторения и систематизации знаний, урок проверки...
Типы уроков определяются, исходя из дидактических задач, и могут быть: вводный урок, урок предъявления и изучения нового учебного...
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний, выработке умений по их применению iconУрок Тип урока
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний, выработке умений по их применению iconУрока : урок обобщения и систематизации знаний и умений
Образовательная: обобщение и систематизация знаний по теме «Геометрическая оптика»
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний, выработке умений по их применению iconУрока: урок обобщения и систематизации знаний, умений, навыков. Цели...
Урок-соревнование в 6-м классе по теме "Действия с положительными и отрицательными числами"
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний, выработке умений по их применению iconУрок обобщения и систематизация знаний "Бессоюзные сложные предложения"
Тип: вариативный урок обобщения и систематизации знаний на основе модульной технологии
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний, выработке умений по их применению iconУрок обобщения и систематизации знаний по теме: «Квадратные уравнения»
...
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний, выработке умений по их применению iconУрока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по теме «Русь в хш ху вв.»
Открытый урок по истории Отечества «кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний, выработке умений по их применению iconУрок обобщения и систематизации знаний и умений
Рассказать и показать наименования срезов и контрольных линий полочки и рукава (по плакату)
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний, выработке умений по их применению iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений. Урок с межпредметными связями – английский язык – экология
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний, выработке умений по их применению iconУроклöн план Тема: «Шондібанöй небыд няньöй»
Уроклöн сикас: Урок обобщения и систематизации предметных знаний, умений, навыков
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний, выработке умений по их применению iconУрока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся по роману...
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний, выработке умений по их применению iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данный урок – урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков, учащихся по теме «Использование свойств функции при решении...
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний, выработке умений по их применению iconУрок обобщения, углубления, систематизации знаний, умений и навыков учащихся
Определение арифметической прогрессии. Формула n-члена арифметической прогрессии
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний, выработке умений по их применению iconУрок обобщения и систематизации знаний. Обобщить и углубить знания:...
Продолжить формирование умений устанавливать зависимость между строением, свойствами веществ и их применением
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний, выработке умений по их применению iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обосновывается ли место данного урока в теме, разделе, курсе, его тип (вводный урок, урок изучения, урок закрепления изученного ранее...
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний, выработке умений по их применению iconПравилам движения наше уважение! (интегрированный урок игра в 1 классе)...
Учебно-методическое обеспечение: веер гласных букв; веер согласных букв; кроссворд; таблица Н. Ф. Базарова, таблички с правилами...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск