Урок обобщения, углубления, систематизации знаний, умений и навыков учащихся





Скачать 47.26 Kb.
НазваниеУрок обобщения, углубления, систематизации знаний, умений и навыков учащихся
Дата публикации21.09.2013
Размер47.26 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Тема: Геометрическая прогрессия

Учитель: Вайланд Анна Павловна

Класс: 9

Тип урока: урок обобщения, углубления, систематизации знаний, умений и навыков учащихся.

Цели (слайд 2):

Обучающая: выработка у учащихся умений, знаний и навыков решения задач на применение формул геометрической прогрессии.

Развивающая: развитие познавательной активности, логического мышления, способности к анализу и навыков самостоятельной работы.

Воспитывающая: воспитание интереса к математике, как науке, самостоятельности мышления.

Оборудование

  1. Компьютер

  2. Проектор

  3. Доска

  4. Карточки для самостоятельной работы

Конспект урока

  1. Организационный момент (1-2 минуты)

  2. Актуализация знаний (проверка домашнего задания) (6 минут)

  3. Систематизация изученного материала (15 минут)

    1. Задача 1 – «Легенда о шахматах» (6 минут)

    2. Задача 2 – «Банки и проценты» (5 минут)

    3. Задача 3 – «Работа с таблицей» (4 минуты)

  4. Работа по учебнику (5 минут)

  5. Самостоятельная работа по вариантам (карточки) (10-12 минут)

  6. Подведение итогов урока (3 минуты)

  7. Домашнее задание (2 минуты)

Ход урока

Девиз урока: «Творческим считается любое действие, которое вызывает удивление»

Дж. Брунер

(слайд 3)

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний (слайд 3-5)

Во время устной работы с учащимися, два ученика работают у доски:

а) №421 (1)

б) Задание по карточке: Найдите сумму пяти первых членов геометрической прогрессии bn, если b1 = 32, q =

Фронтальный опрос:

  • Какая последовательность называется арифметической прогрессией?

  • Какая последовательность называется геометрической прогрессией?

  • Найдите отличия арифметической и геометрической последовательностей. (слайд 4)

  • Назовите характеристические свойства арифметической прогрессии.

  • Назовите характеристические свойства геометрической прогрессии. (слайд 5)

  • Формула n-ного члена арифметической прогрессии.

  • Формула n-ного члена геометрической прогрессии. (слайд 6)

  • Найдите первые три члена геометрической прогрессии (bn), если b1=6, q=2. (слайд 7)

  • Найдите сумму три первых членов геометрической прогрессии (bn), если b1=4, q=3.

  • Найдите b5, если b4=16, b6=64.

3. Систематизация изученного материала

Задача 1: «Легенда о шахматной доске» (видео).

Решение задачи: (слайд 8)

Эта задача решается следующим образом. По условию задачи можно увидеть геометрическую прогрессию с 64-мя членами. Если посчитать, то её формула выглядит так: bn = b1 * qn - 1 . где b1 = 1, а q = 2 (формула для вычисления любого члена геометрической прогрессии).

По этой формуле получаем, что на последней клетке должно быть 2 в 63 степени! А всего? Посчитаем по формуле суммы геометрической прогрессии, которая выглядит как:



Получим число, которое равно 18 446 744 073 709 551 615 зёрен. Если перевести в тонны (1 зерно = 1 карат = 0,2 грамма), то получим примерно 92 233 720 368,5 тысяч тонн!

Поэтому раджа и не смог выполнить это желание.

Ответ: 18 446 744 073 709 551 615 зёрен.

Задача 2: (слайд 9)

При одном из видов кредитования заем в 6 000 руб. погашается в течение года по 500 руб. ежемесячно, вносимых в последний день месяца одновременно с уплатой 5% в месяц. Найти размер всей платы за кредит.

Решение. В первый месяц заемщик уплачивает 500 525 руб. следующим платежом будет 500 Получается геометрическая прогрессия с первым членом прогрессии 525 и знаменателем q = 1,05, нас интересует сумма 12 членов. По формуле Sn имеем, что:



Плата за кредит составит 2 356,3 руб.

Ответ: 2 356,3 руб.

Задача 3: Работа с таблицей (слайд 10-11)

Работа с таблицей по карточкам. Составьте геометрическую последовательность и по строкам, и по столбцам (самостоятельно):

27
















36







6
















8


Задания по вариантам:

I вариант: найти сумму четырёх членов геометрической прогрессии третьей строки.

II вариант: найти сумму четырёх членов геометрической прогрессии первого столбца.

4. Работа по учебнику

№424 (4) (ученик работает у доски с полным объяснением решения):

Дано:

b1 = 1
bn = 2401
Sn = 2801

Найти: q.


Решение:



, следовательно:









Ответ: q = 7.


5. Самостоятельная работа по вариантам (карточки)

Задания состоят из обязательной и дополнительной части. К обязательной части даны ответы. Решив первый пример, сверяете свой ответ с ответами, записанными в карточке в произвольном порядке. Если ваш ответ не совпадает ни с одним написанным, то возвращайтесь к решению, находите ошибку и только после этого переходите к следующему примеру.

Вариант 1.

Обязательная часть.

Дана геометрическая прогрессия:

1) b1= -4 q= 2 Найти S5
2) b1= 4 b2= 2 Найти S6
3) q=2 S8=765 Найти b1

Ответы: 3, 5460, -124.

Дополнительная часть.

4) Сумма трёх чисел, составляющих геометрическую прогрессию, равна 3, а сумма их квадратов равна 21. Найти эти числа.

Вариант 2.

Обязательная часть.

Дана геометрическая прогрессия:

1) b1= -9 q= 2 Найти S6
2) b1= 3 b2= 9 Найти S5
3) q=2 S5=93 Найти b1

Ответы: 363, -567, 3.

Дополнительная часть.

4) Сумма трёх чисел, составляющих геометрическую прогрессию, равна 7, а сумма их квадратов равна 91. Найти эти числа.

6. Подведение итогов урока

  • Какие формулы мы использовали при нахождении суммы n первых членов геометрической прогрессии? (слайд 12)

  • Где применяется геометрическая прогрессия?

Сегодня на уроке мы убедились, что знания, полученные при изучении математики, широко используются в жизни.

Выставление оценок.

7. Домашнее задание (слайд 13)

1. Составить кроссворд (не менее 10 слов) по теме «Прогрессии».

№ 424 (2), №426 (1,3).

2. Задача:

В благоприятных условиях бактерии размножаются так, что на протяжении одной минуты, одна из них делится на две. Запишите колонию, рождённую одной бактерией за 7 минут (слайд 12).

Литература:

  1. Алимов Ш.А., Ю.М. Колягин и др., Алгебра. Учебник для 9 кл. сред. Шк. – М.:Просвещение, 1992. – 223 с.

  2. Перельман Я.И., «Живая математика», М.: Триада-Литера, 1994.

  3. Симонов А.С. Некоторые применения геометрической прогрессии в экономике.- «Математика в школе». 2005.№3.Стр.27-37.

  4. Симонов А.С. Экономика на уроках математики.- М.: Школа-Пресс, 2003.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок обобщения, углубления, систематизации знаний, умений и навыков учащихся iconУрока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся по роману...
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Урок обобщения, углубления, систематизации знаний, умений и навыков учащихся iconУрока: урок обобщения и систематизации знаний, умений, навыков. Цели...
Урок-соревнование в 6-м классе по теме "Действия с положительными и отрицательными числами"
Урок обобщения, углубления, систематизации знаний, умений и навыков учащихся iconУрока : урок обобщения и систематизации знаний и умений
Образовательная: обобщение и систематизация знаний по теме «Геометрическая оптика»
Урок обобщения, углубления, систематизации знаний, умений и навыков учащихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данный урок – урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков, учащихся по теме «Использование свойств функции при решении...
Урок обобщения, углубления, систематизации знаний, умений и навыков учащихся iconУрока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по теме «Русь в хш ху вв.»
Открытый урок по истории Отечества «кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»
Урок обобщения, углубления, систематизации знаний, умений и навыков учащихся iconУрока: урок обобщения и систематизации знаний и умений
Учебные: расширение и углубление знаний учащихся по теме «Животные»; активизация навыков аудирования; развитие навыков диалогической...
Урок обобщения, углубления, систематизации знаний, умений и навыков учащихся iconУрок обобщения и систематизация знаний "Бессоюзные сложные предложения"
Тип: вариативный урок обобщения и систематизации знаний на основе модульной технологии
Урок обобщения, углубления, систематизации знаний, умений и навыков учащихся iconУрок обобщающего повторения и систематизации знаний, урок проверки...
Типы уроков определяются, исходя из дидактических задач, и могут быть: вводный урок, урок предъявления и изучения нового учебного...
Урок обобщения, углубления, систематизации знаний, умений и навыков учащихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обосновывается ли место данного урока в теме, разделе, курсе, его тип (вводный урок, урок изучения, урок закрепления изученного ранее...
Урок обобщения, углубления, систематизации знаний, умений и навыков учащихся iconУрок обобщения и систематизации знаний по теме: «Квадратные уравнения»
...
Урок обобщения, углубления, систематизации знаний, умений и навыков учащихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений. Урок с межпредметными связями – английский язык – экология
Урок обобщения, углубления, систематизации знаний, умений и навыков учащихся iconУрок обобщения и систематизации знаний и умений
Рассказать и показать наименования срезов и контрольных линий полочки и рукава (по плакату)
Урок обобщения, углубления, систематизации знаний, умений и навыков учащихся iconУроклöн план Тема: «Шондібанöй небыд няньöй»
Уроклöн сикас: Урок обобщения и систематизации предметных знаний, умений, навыков
Урок обобщения, углубления, систематизации знаний, умений и навыков учащихся iconУрок повторения, обобщения и систематизации знаний, выработке умений по их применению
Систематизировать знания о классификации текстильных волокон и способы их получения
Урок обобщения, углубления, систематизации знаний, умений и навыков учащихся iconУрок обобщения и закрепления знаний, умений и навыков
Цель: развитие, обобщение, систематизация знаний учащихся по данной теме, умений применять знания в стандартных условиях и нестандартных...
Урок обобщения, углубления, систематизации знаний, умений и навыков учащихся iconПояснительная записка На уроках физики в 7-11 классах вопрос «Энергия,...
Учебный материал не раскрывает исторической панорамы поиска энергии и новых возможностей её получения и использования. Поэтому возникает...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск