Скачать 45.76 Kb.
|
Теория электролитической диссоциации - 9 класс Цели урока: 1. Сформировать основные понятия: электролиты, неэлекторлиты, электролитическая диссоциация, катионы, анионы. 2. Дать представление о механизме электролитической диссоциации. 3. Привести учащихся к умению создавать проблемные ситуации и видеть пути их решения. 4. Обучать аргументировано защищать свою точку зрения. 5. Развитие коммуникативных способностей. Оборудование: прибор для проверки проводимости водных растворов электролитов. Водные растворы: дистиллированная вода, кристаллы поваренной соли, раствор соляной кислоты, раствор щелочи, водный раствор спирта. План урока I. Стадия “Вызова” Вступление Мы приступаем к изучению проводимости растворов некоторых классов веществ. Электрический ток в металлах и растворах некоторых веществ вы изучали в курсе 7-го класса. Новый материал запоминается легче, если он нанизывается на уже полученные знания. Поэтому сейчас предстоит работа с извлечением этого материала из памяти. а) Стадия “ Вызова” Расчертите листок на три части и подпишите графы
В течение 5-ти минут каждый из вас заполнит графу, отвечая на вопросы: (см. задание №1.) Задание № 1 Электрический ток в металлах и в растворах щелочей, кислот, солей Прочти следующие вопросы: 1. На какие частицы распадаются при растворении в воде вещества? 2. Какие два рода электрических зарядов существуют в природе? 3. На какие две группы делятся вещества по способности проводить электрические заряды? 4. Что представляет собой электрический ток в водных растворах солей, кислот, щелочей? 5. Как называют растворы этих веществ? 6. Как возникают заряженные частицы в водном растворе этих веществ? Очень кратко запиши свои ответы в первой колонке таблицы № 1. б) Перескажите друг другу ваши записи. (15 мин.) в) Выделите ключевые понятия по теме “Электрический ток” в электролитах и в растворах щелочей, кислот, солей. г) Какая информация у вас осталась неполной? Заполните 2-ю графу. Как правило, 80% учащихся осознают проблему в том, что открытие вопроса остаётся на пункте: №6. Как возникают заряжённые частицы в одном растворе этих веществ? Ввозникает ещё одна проблема - откуда у веществ с молекулярной решёткой в растворе появляются ионы. Демонстрация опыта и заполнение таблицы. Задание №2 Демонстрационный опыт Исследовать электрическую проводимость веществ с различным типом связи. ЦЕЛЬ: Установить на какие частицы (молекулы, ионы) распадаются при растворении вещества с различным типом связи. ИНСТРУКЦИЯ 1. Внимательно прочитайте задание и цель исследования. 2. Систематизируйте вещества по характеру химической связи и типу кристаллической решетки. 3. Выскажите предложения, какие из исследуемых веществ при растворении в воде будут распадаться на молекулы, а какие на ионы. 4. Пронаблюдайте опыт. 5. Результаты опыта сформулируйте в виде таблицы. II. Стадия “Осмысление” Опорный конспект Сущность процесса электролитической диссоциации Электролиты - вещества, проводящие в растворенном или расплавленном состоянии электрический ток, вследствие распада их на ионы. Примеры электролитов: соли, щелочи, кислоты. В этих веществах имеется ионная или ковалентная сильнополярная связь. Неэлектролиты - вещества, водные растворы которых не проводят электрический ток. К таким веществам относят кислород, водород, сахар, глицерин. Для них характерна ковалентная неполярная или малополярная связь. Процесс распада электролита на ионы при растворении его в воде или расплавлении называется электрической диссоциацией. Для правильного понимания механизма растворения в воде веществ следует учесть строение молекулы воды и вид связи растворяемого вещества. В молекулах воды между атомами водорода н кислорода имеются ковалентные сильнополярные связи: Поэтому молекулы воды полярны: диполь. Вследствие этого, например, при растворении хлорида натрия молекулы воды притягиваются отрицательными полюсами к положительно заряженным ионам натрия кристаллической решетки, а положительными полюсами - к отрицательно заряженным ионам натрия. Такой процесс называется гидратацией, он идет с выделением энергии. Энергия гидратация приводит к разрушению кристаллической решетки и вещество распадается на ноны. Притяжение и действие полярных молекул воды на кристаллическую решётку хлорида натрия. При растворении в воде веществ с ковалентной сильнополярной связью, например хлороводорода НС1, происходит изменение характера химической связи, т.е. под влиянием энергии гидратации ковалентная связь превращается в ионную и далее процесс протекает как у веществ с ионной связью. При расплавлении электролитов усиливаются колебательные движения частиц, что приводит к ослаблению связи между ними. В результате также разрушается кристаллическая решетка и образуются ионы. В растворе и расплаве электролита ионы движутся хаотически.ния на уроках химии Идёт работа с текстом и его маркировка. V - уже известно + абсолютно новое, неожиданное; - противоречит твоим представлениям; ? хочется узнать что-то больше. На данной стадии идёт соотношение уже известного с тем, “что узнал”. Происходит структурная организация информации в памяти. Можно спросить, у кого были значки, и какие? III. Стадия “размышления” (рефлексия) Учащиеся должны попробовать выразить информацию, которую получили своими словами. (Работа с графой №3 - "Что узнал?"). Выяснили, какие новые понятия они увидели в тексте. (Эти пояснения записываем в 3-ю колонку). Рассказать о механизме диссоциации веществ с ионным типом связи. Рассказать о механизме диссоциации веществ с ковалентным типом связи. Домашнее задание: § 1. Выучить понятия, знать механизм диссоциации. Ответить на вопрос: процесс растворения физический или химический. Подобрать доказательства в пользу каждого процесса. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели урока: закрепить понятия электролит, неэлектролит, электролитическая диссоциация, основные положения электролитической диссоциации.... | Урок по химии в 11 классе по теме «Теория электролитической диссоциации» Развитие умений объяснять свойства веществ на основе их строения. Составлять схемы диссоциации электролитов на ионы, умений работать... | ||
Статья отнесена к разделу: Преподавание химии Обучающие формирование понятия об электролитах, как проводниках 2 рода, неэлектролитах и электролитической диссоциации, о причине... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: провести контроль знаний учащихся по теме «Теория электролитической диссоциации»; выявить типичные ошибки в знаниях и... | ||
9 класс. Повторение и обобщение темы П. С. Х. Э. Д. И. Менделеева; систематизировать знания о важнейших соединениях элементов подгруппы углерода, используя основные положения... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... И является уроком обобщительного повторения темы «Теория электролитической диссоциации». Урок проводится в виде химической эстафеты.... | ||
Урок химии в 9 классе «Реакции ионного обмена» Повторить основные понятия теории электролитической диссоциации и проверить их усвоение | Электролитическая диссоциация ... | ||
«Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации» Познакомить учащихся с электрохимическим рядом напряжения металлов, показать принцип работы с ним | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Представить химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Получить представление о химических свойствах солей в свете теории электролитической диссоциации | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Основной вопрос урока: химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Расширить знания о веществах и химических реакциях на основе знаний об электролитах, электролитической диссоциации | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Служит для проверки знаний о свойствах солей, но понятие электролитической диссоциации раскрыто мало | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Знать важнейшие химические понятия: электролит, неэлектролит электролитическая диссоциация, степень электролитической диссоциации,... | Светлана Викторовна «Урок: тэд и её величество соль» Цель: узнать состав и классификацию солей в свете тории электролитической диссоциации, расширить представления о практическом применении... |