Скачать 164.34 Kb.
|
Пояснительная записка Необходимость общего астрономического образования обусловлена тем, что знание основ современной астрономической науки дает возможность учащимся:
Главная задача курса – дать учащимся целостное представление о строении Вселенной, раскрыть перед ними целостную картину мира XXI века. В процессе преподавания астрономии акцент уделяется не на изложение множества конкретных научных фактов, а на подчеркивание накопленного астрономией огромного опыта эмоционально-целостного отношения к миру, её вклада в становление и развитие эстетики и этики в историю духовной культуры человечества. Для успешной реализации программы по астрономии в школе применяются следующие методы обучения: словесные, наглядные и практические, проблемное изложение материала, исследовательские. Исходя из специфики предмета, особое значение имеют наглядные: наблюдения за звездным небом, решение задач. Средства обучения на уроках астрономии: учебники, дидактический материал, ТСО, компьютерные программы, мультимедийное оборудование, интернет-ресурсы. Формы и методы контроля: устный опрос, тестирование, творческие задания и проекты. Место предмета в учебном плане Рабочая программа по астрономии составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего общего образования по физике и астрономии, утвержденным в 2004 году, на основе учебной программы по астрономии для общеобразовательных учреждений «Астрономия 11 класс», Е. К. Страут 2011г. Часы, отводимые на внеурочные практические наблюдения добавлены на изучение тем Солнце и звезды (2 часа), Строение и эволюция Вселенной (1 час). Практические занятия проводятся во внеурочное время под руководством учителя. Рабочая программа по астрономии ориентирована на использование базового учебника Астрономия 11 класс, БА Воронцов-Вельяминов, ЕК Страут 2009г. В учебном плане ОУ на изучение астрономии отводится 1 час в неделю из школьного компонента базисного учебного плана, всего 34 часа. Содержание курса
Предмет астрономии. Структура и масштабы Вселенной. Наблюдения – основа астрономии. Телескопы. 2. Практические основы астрономии (6 ч) Видимые движения светил как следствие их собственного движения в пространстве, вращения Земли и ее обращения вокруг Солнца. Звезды и созвездия. Небесные координаты и звездные карты. Годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь. 3. Строение Солнечной системы (5 ч) Гелиоцентрическая система мира Коперника, ее значение для науки и мировоззрения. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и звездный периоды. Законы Кеплера. Определение расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. Движение космических объектов под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. 4. Природа тел Солнечной системы ( 7 ч) Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Система Земля- Луна. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет-гигантов. Малые тела Солнечной системы. Болиды и метеориты. Физическая обусловленность важнейших особенностей тел Солнечной системы. 5. Солнце и звезды (6 +2 ч) Звезды - основные объекты во Вселенной. Солнце - ближайшая звезда. Строение Солнца и его атмосферы. Активные образования на Солнце: пятна, вспышки, протуберанцы. Роль магнитных полей на Солнце. Периодичность солнечной активности и ее связь с геофизическими явлениями. Звезды, их основные характеристики. Определение расстояний до звезд. Годичный параллакс. Внутреннее строение звезд и источники их энергии. Двойные звезды. Переменные и нестационарные звезды. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии. Белые карлики, нейтронные звезды, черные дыры. 6. Строение и эволюция Вселенной ( 5+1 ч) Состав и структура Галактики. Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики. Другие галактики и их основные характеристики. Активность ядер галактики. Квазары. Крупномасштабная структура Вселенной. «Красное смещение». Реликтовое излучение. Расширение Вселенной. Строение и эволюция Вселенной как проявление физических закономерностей материального мира. Жизнь и разум во Вселенной. Заключительная лекция (1 ч) Тематический план, Астрономия 11 класс.
Календарно-тематическое планирование. Астрономия 11 класс
УМК
Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса (базовый уровень) должны знать: смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро; определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы; смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, , Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна; должны уметь: использовать карту звездного неба для нахождения координат светила; выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы; приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах; решать задачи на применение изученных астрономических законов; осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах; владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смылопоисковой, и профессионально-трудового выбора. Список литературы.
|
Рабочая программа по физике 10 б класс Рабочая программа для 10б класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего... | Рабочая программа по физике за курс средней общей школы для 11 класса пояснительная записка Представленная программа составлена в соответствии с утвержденным в 2004 г федеральным компонентом государственного стандарта среднего... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа для 8 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа для 8 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования... | ||
Рабочая программа по физике составлена на основе авторской программы... Е. М. Гутник, А. В. Пёрышкин), составленной в соответствии с утверждённым в 2004 г федеральным компонентом государственного стандарта... | Рабочая программа по физике составлена на основе примерной программы... В. О. Орлов, О. Ф. Кабардин, В. А. Коровин, А. Ю. Пентин, Н. С. Пурышева, В. Е. Фрадкин) и авторской программы (авторы: Е. М. Гутник,... | ||
Рабочая программа по физике составлена на основе примерной программы... В. О. Орлов, О. Ф. Кабардин, В. А. Коровин, А. Ю. Пентин, Н. С. Пурышева, В. Е. Фрадкин) и авторской программы (авторы: Е. М. Гутник,... | Рабочая программа для 8 класса составлена в соответствии с федеральным... За основу взята авторская программа Е. М. Гутник, А. В. Перышкин из сборника Программы для общеобразовательных учреждений. Физика.... | ||
Рабочая программа по «Новой истории» составлена в соответствии с... Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.). на основе Примерной программы основного... | Рабочая программа по астрономии. Наименование раздела ... | ||
Рабочая программа по предмету «Физика» Е. М. Гутник, А. В. Пёрышкин), составленной в соответствии с утверждённым в 2004 г федеральным компонентом государственного стандарта... | Рабочая программа по Окружающему миру 3 класс Программа составлена на основании примерной программы начального общего образования (автор А. А. Плешаков), составленной в соответствии... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа (гос., авт., кто автор), место, год издания: составлена в соответствии с новым, утвержденным в 2004 г. Федеральным компонентом... | Рабочая программа учебного курса Физика 8 класс Е. М. Гутник, А. В. Пёрышкин), составленной в соответствии с утверждённым в 2004 г федеральным компонентом государственного стандарта... |