Скачать 0.63 Mb.
|
УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой _______________________ (наименование кафедры) ______________________ (институт/факультет) ___________ Е.В. Кузнецова «___» ____________ 20___ г. ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА Направление подготовки: 050100.62 Педагогическое образование Бакалаврская программа: Профиль: Филологическое образование (4 года) 2 профиля: Математика и Информатика (5 лет) 2 профиля: Информатика и Иностранный (английский) язык(5 лет) 2 профиля: Иностранный (английский) язык и Иностранный (немецкий) язык (5 лет) 2 профиля: Русский язык и Литература (5 лет) Степень выпускника: Бакалавр Куйбышев 2013 СОСТАВИТЕЛЬ: Шишкин Василий Архипович, кандидат философских наук, старший преподаватель (И.О.Ф., учёная степень, звание, должность, подпись) РЕКОМЕНДОВАНО К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ на заседании кафедры педагогики (протокол № _____ от «____» ___________20__ г.) СОГЛАСОВАНО: Декан/директор ________________________ ___________________ (подпись) (Ф.И.О) Начальник УМУ (УМАиД): _______________ __________________ (подпись) (Ф.И.О) Директор библиотеки _________________ ___________________________ (подпись) (Ф.И.О) (И.О.Ф., должность, ученая степень, звание) СОДЕРЖАНИЕ
I. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основное назначение дисциплины – повышение общекультурного статуса через ознакомление с естественнонаучной культурой и уровня эрудиции в области современного естествознания, достижение высокого и устойчивого уровня профессионализма через фундаментализацию естественнонаучного образования. Исходя из этого, в содержании данной дисциплины нежелателен крен в сторону исторических и философско-методологических аспектов естественнонаучного знания. Цель освоения дисциплины – повышение общего уровня культуры и эрудиции студентов в области современного естествознания через изучение и понимание развития научных концепции в сфере естествознания и новейших достижений в фундаментальных науках. Достижение этой цели предполагает решение студентами следующих задач:
Место дисциплины ООП бакалавриата. Дисциплина «Концепции современного естествознания» относится к базовой части образовательной программы Профессионального цикла по направлению 050100.62 Педагогическое образование (СТЕПЕНЬ) «БАКАЛАВР»). Дисциплина имеет логические и содержательно-методические связи с другими дисциплинами ООП. Она базируется на изучении в школьном курсе таких дисциплин, как физика, химия, биология, астрономия и создает представления у студентов о развитии концепций естествознания в русле развития культуры, о существующих научных методах исследования. Естественнонаучные представления о мире пересекаются с философским осмыслением мира и места человека в нем. Дисциплина относится к базовой части математического и естественно-научного цикла. Преподавание дисциплины базируется на знаниях и умениях, полученных при изучении школьных курсов: физики, химии, биологии, астрономии. Освоение дисциплины необходимо как предшествующее при изучении следующих курсов: философии, психологии, написании курсовых работ. Дисциплина изучается в 3 семестре Формы контроля. Оценка объема и качества знаний студентов по результатам семестровой аттестации определяется в соответствии с «Положением о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости». Максимальный рейтинг за семестр – 100 баллов, вычисляется как сумма баллов текущего рейтинга и баллов, полученных студентом в ходе промежуточного контроля (зачет). 1.2. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ: 050100.62 Педагогическое образование Профиль: Филологическое образование (4 года) Курс направлен на формирование следующих компетенций: ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-16, ОПК-2, ОПК-3 (таблица 1). Таблица 1. Требования к результатам освоения программы
050100.62 Педагогическое образование 2 профиля: Русский язык и Литература (5 лет) 2 профиля: Математика и Информатика (5 лет) 2 профиля: Иностранный (английский) язык и Иностранный (немецкий) язык (5 лет) 2 профиля: Информатика и Иностранный (английский) язык (5 лет) Курс направлен на формирование следующих компетенций: ОК-1, ОК-4, ПК-10 (таблица 1). Таблица 1. Требования к результатам освоения программы
1.3. Содержание дисциплины: 1. Естествознание и культура. Наука и научная картина мира. История естествознания: эволюция взглядов на мир Культура. Естественнонаучное гуманитарное мышление. Проблема двух культур: от конфронтации к сотрудничеству. Фундаментальные и прикладные науки. Научный метод: причины возникновения, его возможности и ограничения. Понятие и характерные черты научной картины мира. Древнейшие учения о мире: Индия и Китай. Античные школы натурфилософии (милетская, пифагорейская, атомистическая, Аристотель, эллинисты). Достижения античности и раннего средневековья. Зарождение научного метода (Р. Бэкон, Л. Да Винчи, Н. Коперник, Ф. Бэкон, Г. Галилей). 2. Механическая и электромагнитная картины мира. Концепции близкодействия и дальнодействия. Теория относительности. Пространство и время Учения Р. Декарта, И. Ньютона, Лапласа. Становление механики как науки. Основные элементы механической картины мира. Принципы дальнодействия и близкодействия. Электрические и магнитные явления. Открытия Ампера и Фарадея. Уравнения Максвелла. Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Многообразие диапазонов электромагнитного излучения. Развитие представлений о пространстве и времени в истории естествознания. Две концепции пространства и времени: субстанциальная и реляционная. Специаль-ная теория относительности А. Эйнштейна. Общая теория относительности. Пространственно-временные масштабы и физическое моделирование. Поиски принципов объективного описания природы. |