Конспект по развитию лексико грамматического средства языка на тему: «Посуда» (2 год обучения) Учитель логопед





НазваниеКонспект по развитию лексико грамматического средства языка на тему: «Посуда» (2 год обучения) Учитель логопед
Дата публикации18.09.2013
Размер90.8 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Астрономия > Конспект
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 44 г.Липецка

КОНСПЕКТ

по развитию лексико – грамматического средства языка

на тему:

«Посуда»

(2 год обучения)
Учитель – логопед:

Присекина С.В.


2011 год

Цель:

  1. Уточнить и активизировать лексику по теме «Посуда».

    1. Существительные: посуда, стакан кружка нож, вилка, ложка (столовая и чайная), дуршлаг, терка, кастрюля, сковорода, тарелка (глубокая и мелкая), миска, сито, полковник, чайник (столовый и заварочный), чашка, блюдце, сахарница, супница, хлебница, селедочница, конфетница; название частей посуды (ручка, крышка, носик, стенки дно).

    2. Прилагательные: глубокая, мелкая, чайный, столовая, кухонная, железная (металлическая), стеклянная, деревянная, фарфоровая, пластмассовая, красивая, прочная, хрупкая, игрушечная.

    3. Глаголы: кипятить, жарить, печь, варить, мыть (вымыл).

    4. Учить классифицировать посуду по ее назначению (столовая, кухонная, чайная).




  1. Формировать грамматический строй речи:

    1. Учить образовывать имена существительные множественного числа, родительного падежа (чего много?).

    2. Учить образовывать имена существительные единственного числа, творительного и предложного падежа (в чем?, чем?).

    3. Учить образовывать многосложные слова суффиксами – ниц- (сахарница).

    4. Познакомить со словами – омонимами (ручка, носик, дно).

    5. Учить согласованию прилагательных с существительными и числительными по схеме: подлежащее + сказуемое + числительное + определение + дополнение в родительном падеже множественного числа.

    6. Закрепить орфоэпические нормы русского языка (стаканов).

    7. Развивать психические процессы: зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление, воображение, мелкую моторику рук, общую моторику.


Оборудование:

  1. Демонстрационные картинки с набором предметов посуды (в соответствии с лексикой), продуктов питания (суп, хлеб, селедка, конфета, сахар).

  2. Демонстрационные картинки с различными видами материалов (стекло, металл, дерево, пластмасса, фарфор).

  3. Индивидуальные схемы для составления предложений глаголом «вымыть».

  4. Демонстрационные полоски для обозначения суффикса – ниц-.

  5. Демонстрационная картинка «Зашумленные предметы посуды»

  6. Демонстрационная доска с тремя полочками.

  7. Картина «Почтальон Печкин».

  8. Посылка.

  9. Кукла – инопланетянка.

  10. Книга К.Чуковского «Федорино горе».

  11. Мяч.



Ход занятия:


  1. Организационный момент

«Назови словечко» - игра с мячом.

Логопед: Груша, слива, апельсин – что это?

Дети: Фрукты.

Логопед: Лук, морковь, картофель – что это?

Дети: Овощи.

Логопед: Дуб, береза, осина – что это?

Дети: Деревья.

Логопед: Листопад, отлет птиц, дождь, грибы – что это?

Дети: Осень.

Логопед: Шкаф, диван, кресло – что это?

Дети: Мебель.


  1. Основная часть.

    1. Логопед: Дети, к нам сегодня пришел кто? (выставить картинку).

Дети: Почтальон Печкин.

Логопед: Он нм принес (показать) что?

Дети: Посылку.

Логопед: А в посылке – то книга (вынуть и показать). Я сейчас прочту отрывок из книги, а вы назовете, как называется эта книга и кто ее написал.

… И помчалися по улице ножи!

Эй, держи, держи, держи, держи!

И кастрюля на бегу

Закричала утюгу:

«Я бегу, бегу, бегу,

Удержаться не могу!»

Вот и чайник за кофейником бежит,

Тараторит, тараторит, дребезжит…

А за ними блюдца –

Дзынь – ля – ля! Дзынь – ля – ля!

Вдоль по улице несутся –

Дзынь – ля – ля! Дзынь – ля – ля!

На стаканы – дзынь! Натыкаются

И стаканы – дзынь! Разбиваются.
Логопед: Как называется эта книга?

Дети: «Федорино горе».

Логопед: Кто ее написал?

Дети: Корней Чуковский

Логопед: Назовите одним словом предметы, которые убежали от Федоры Егоровны.

Дети: Это посуда.

Логопед: Мы сегодня будем говорить о посуде.


    1. Жила – была посуда,

Посуда дружила с едой,

Посуда дружила с водой.

И с человеком она дружила –

Из посуды вкусно кормила.
Логопед: Итак, для чего нужна посуда?

Дети: Посуда нужна, чтоб в ней готовить еду и есть из нее.

Логопед: Как нужно ухаживать за посудой?

Дети: Ее надо мыть, сушить.

Логопед: А сейчас закройте глаза… Откройте. К нам незаметно, услышав нашу беседу, прилетела с планеты Марс гостья. Кто это?

Дети: Инопланетянка. (Уточнить). Марсианка.

Логопед: Ее зовут Зизи. Ей очень хочется узнать, как называются предметы посуды и для чего они нужны, ведь у марсиан нет посуды.


    1. Логопед: Дети, подойти к столу и рассмотрите предметы посуды. (У детей лежат три картинки с различными предметами посуды). Назовите их.

Дети: У меня… (перечисляют) –

1 ребенок: солонка, блюдце, терка.

2 ребенок: чайник, сито, чашка стакан.

3 ребенок: вилка, нож, миска, половник.

4 ребенок: дуршлаг, сковорода, тарелка, заварочный чайник.

5 ребенок: сахарница, кастрюля.


    1. Логопед: Дети, Зизи просит вас объяснить, как называется посуда, в которой готовят еду?

Дети: Кухонная посуда.

Логопед: Где находится кухонная посуда?

Дети: На кухне.

Логопед: Слово «кухонная» образовалось от слова «кухня». Поставьте на верхнюю полочку доски предметы кухонной посуды. Назовите их.

Дети: Это кастрюля, терка, чайник, сито, дуршлаг, сковорода, половник.

Логопед: Как называется посуда, из которой мы едим, сидя за столом?

Дети: Столовая посуда.

Логопед: Поставьте на среднюю полочку доски предметы столовой посуды. Назовите их.

Дети: Это кружка, стакан, вилка, нож, тарелка, солонка, ложка.

Логопед: А как называется посуда, из которой вы пьете чай?

Дети: Чайная.

Логопед: Поставьте на нижнюю полочку доски предметы чайной посуды и назовите их.

Дети: Это блюдца, чашка, заварочный чайник, сахарница.


    1. Логопед: Дети, Зизи спрашивает: «Для чего нужна посуда?». Объясните ей. В чем варят суп?

Дети: Суп варят в кастрюле.

Логопед: В чем жарят котлеты и пекут блины?

Дети: В сковороде.

Логопед: В чем кипятят воду?

Дети: В чайнике.

Логопед: Во что наливают суп?

Дети: В тарелку.

Логопед: В какую?

Дети: В глубокую.

Логопед: Во что кладут кашу?

Дети: Кашу кладут в мелкую тарелку.

Логопед: Из чего пьют чай?

Дети: Чай пьют из чашки.

Логопед: Чем режут продукты

Дети: Продукты режут ножом.


    1. Логопед: А теперь давайте, дети, поиграем с вами пальчиками.

Пальчиковая игра «Ну – ка, ну – ли!»

Ну – ка, ну – ли!

Ну – ка, ну – ли! (Поочередно соединять пальцы руки с большим, начиная с указательного)

Не ворчите, вы кастрюли.

Не ворчите, не шипите,

Кашу сладкую варите,

Деток наших накормите. (Поставить левую руку перед собой ладонью вверх, указательным пальцем правой руки водить по ладони левой руки).


    1. Логопед: Дети, Зизи спрашивает, а почему кухонная посуда вся серая, на ощупь холодная?

Дети: Кухонная посуда сделана из металла.

Логопед: Поэтому она вся какая?

Дети: Металлическая.

Логопед: Металлическая посуд прочная, небьющаяся, не боится жары и огня. Назовите, какие предметы посуды металлические.

Дети: Металлический чайник, металлическая сковорода и т.д.

Логопед: А как называется материал, из которого сделан заварочный чайник?

Дети: Это фарфор. (Демонстрационные картинки).

Логопед: Назовите фарфоровую посуду.

Дети: Фарфоровые блюдце, чашка и чайник.

Логопед: Как называется материал, из которого сделан стакан?

Дети: Стекло. Стакан из стекла – стеклянный.

Логопед: из чего делают сито?

Дети: Из дерева.

Логопед: Значит какое сито?

Дети: Сито деревянное.


    1. Логопед: Дети, расскажите Зизи, как называются части посуды. Что есть е кастрюли?

Дети: Крышка, стенки, 2 ручки, донышко.

Логопед: Что есть у ножа?

Дети: Лезвие, ручка.

Логопед: Что есть у чайника?

Дети: Стенки, донышко, ручка, носик и крышка.

Логопед: Зизи удивлена, как же так может быть. Я знаю, носик есть у ребенка, и носик есть у чайника. Дети, какая внимательная марсианка. Она услышала, что одно и то же слово может обозначать разные предметы. А Вы такие же внимательные? Назовите и вы такие же слова. Ручка чья? Для чего?

Дети: Для письма. (Демонстрационная картинка).

Логопед: Ручка у чего?

Дети: У чайника.

Логопед: Дно какое?

Дети: Речное, морское.

Логопед: Дно у чего?

Дети: У чайника, у кастрюли.


    1. Логопед: А сейчас Зизи поиграет с вами и превратит вас в различные предметы посуды.

Физкультминутка «Раз, два, три – повернись и в посуду превратись!» (автоматизация относительных прилагательных. Автор – воспитатель логопедической группы «В» Печерская С.М.)

Вот большой стеклянный чайник

Очень важный, как начальник.

(Надули животик, одна рука на поясе, другую изогнуть, как носик).

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие бедняжки.

(Присели, одна рука на поясе).

Вот фарфоровые блюдца.

Только стукни – разобьются.

(Кружатся, рисуя руками круг).

Вот железные ложки,

Голова на тонкой ножке.

(Потянулись, руки сомкнулись над головой).

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принес.

(Вытянуть вперед прямые руки, ходьба на месте).


    1. Логопед: Зизи, а сейчас наши дети научат тебя превращать короткие слова в длинные так: к названиям продуктов питания добавить частицу – ниц- . (Показать полоску – заместитель).

Суп + ница = супница

Сахар + ница = сахарница

Конфета + ница = конфетница

Хлеь + ница = хлебница

Селедочка + ница = селедочница


    1. Логопед: дети, вы говорили Зизи о том, что посуду надо мыть?

Поиграем со словом «мыл»: Мама мыла посуду долго, наконец она ее (что сделала?) вымыла. Папа мыл посуду и ее (что сделал?) вымыл.

Вы сейчас научите Зизи составлять предложения со словом «вымыл», называя число предметов посуды и ее признак.
Логопед дает образец: «Вова вымыл семь новых ложек». Детям даются индивидуальные схемы, по которым они составляют предложения.


    1. Логопед: Дети, а на прощанье давайте подарим Зизи подарки. Что вы ей можете подарить?

Дети: Я подарю Зизи – много ножей, много стаканов, много ложек, много блюдец.


  1. Заключительная часть

Логопед: Дети Зизи вас благодарит за интересное занятие, а все ваши подарки она покажет своим друзьям – марсианам. А вам понравилось занятие? Вы очень хорошо сегодня занимались. Молодцы!

ио

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект по развитию лексико грамматического средства языка на тему: «Посуда» (2 год обучения) Учитель логопед iconКонспект занятия по развитию лексико-грамматических компонентов речи...
Цель урока: Изучение событий русско-французской войны 1812 г и освещение их в литературе XIX века
Конспект по развитию лексико грамматического средства языка на тему: «Посуда» (2 год обучения) Учитель логопед iconУрок английского языка в 8-е классе по теме “Культура питания. В ресторане” Учитель: Лукина Н. Ю
Единица содержания: употребление изучаемого лексико-грамматического материала в стандартных и нестандартных ситуациях
Конспект по развитию лексико грамматического средства языка на тему: «Посуда» (2 год обучения) Учитель логопед iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд в 2 технология формирования...
Цель – подготовить студентов к индивидуальной и фронтальной формам коррекционной логопедической работы с детьми, страдающими недоразвитием...
Конспект по развитию лексико грамматического средства языка на тему: «Посуда» (2 год обучения) Учитель логопед iconКонспект лексико-грамматического занятия на тему: «Путешествие в зимний лес»
История государства и права зарубежных стран (ч. 1 История ГиП древнего мира и в средние века, Крашенинникова Н. А., Жидкова О. А.)...
Конспект по развитию лексико грамматического средства языка на тему: «Посуда» (2 год обучения) Учитель логопед iconПлан конспект урока английского языка в 6-ом классе по теме «Seasons»...
Тип урока: урок закрепления изученного лексико-грамматического материала по теме
Конспект по развитию лексико грамматического средства языка на тему: «Посуда» (2 год обучения) Учитель логопед iconКонспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка...
Также мы рассчитываем на то, что такой вид взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса (педагогами, учащимися и...
Конспект по развитию лексико грамматического средства языка на тему: «Посуда» (2 год обучения) Учитель логопед iconКонспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада
Тип урока: урок закрепления изученного лексико-грамматического материала по теме
Конспект по развитию лексико грамматического средства языка на тему: «Посуда» (2 год обучения) Учитель логопед iconЦель: закрепление лексико-грамматических категорий; развитие лексико-грамматического...
Индивидуальные задания: методические рекомендации к выполнению индивидуальных заданий по дисциплине «Информационное обеспечение товароведения...
Конспект по развитию лексико грамматического средства языка на тему: «Посуда» (2 год обучения) Учитель логопед iconКонспект коррекционного занятия на тему: Фрукты и овощи. 1 класс
Перспективная цель: Создание организационных и содержательных условий для формирования у детей правильного произношения. Формирование...
Конспект по развитию лексико грамматического средства языка на тему: «Посуда» (2 год обучения) Учитель логопед iconКонспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических...
Готовясь к уроку, следует, прежде всего, определить его место в системе других учебных занятий
Конспект по развитию лексико грамматического средства языка на тему: «Посуда» (2 год обучения) Учитель логопед iconКонспект урока английского языка в 3 классе с чаепитием (второй год...
План –конспект урока английского языка в 3 классе с чаепитием (второй год обучения)
Конспект по развитию лексико грамматического средства языка на тему: «Посуда» (2 год обучения) Учитель логопед iconПлан-конспект классного час по теме «Год российской истории» Выполнили...
Тип классного часа: комбинированный, ознакомление с историческими событиями страны
Конспект по развитию лексико грамматического средства языка на тему: «Посуда» (2 год обучения) Учитель логопед iconПлан-конспект открытого урока географии в рамках окружного этапа...
Средства обучения: магнитная доска, мел, компьютер, проектор, экран, авторская power-point-презентация, отпечатанный сжатый конспект...
Конспект по развитию лексико грамматического средства языка на тему: «Посуда» (2 год обучения) Учитель логопед iconУрок Дата Тема (подтема)
Чтение буквосочетания «ng» в словах. Активизация лексико- грамматического материала в речи
Конспект по развитию лексико грамматического средства языка на тему: «Посуда» (2 год обучения) Учитель логопед iconРабочая программа по литературе 9 класс (5-ый год обучения) Учитель...
Самохина Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы моу решемская средняя школа Кинешемского района Ивановской области
Конспект по развитию лексико грамматического средства языка на тему: «Посуда» (2 год обучения) Учитель логопед iconОльга Геннадьевна Алехина учитель логопед Ольга Владимировна Гридина...
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск