Закаливание и оздоровительная работа





Скачать 175.47 Kb.
НазваниеЗакаливание и оздоровительная работа
Дата публикации11.10.2013
Размер175.47 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Астрономия > Документы


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №117 «Электроник» комбинированного вида

городского округа город Буй

Закаливание

и

оздоровительная работа
в первой младшей группе


Цель:
Охрана здоровья детей
Задачи:


  • сохранить и укрепить здоровье детей;




  • приучать детей находиться в помещении в облегченной одежде;




  • обеспечивать длительность пребывания на воздухе в соответствии с режимом дня;




  • осуществлять дифференцированный подход к детям с учетом состояния их здоровья


Обеспечение здорового ритма жизни:


  • щадящий режим (адаптационный период);




  • гибкий режим;




  • организация микроклимата группы





Формы и методы оздоровления детей




Формы и методы

Содержание

УО

I

Гигиенические и

водные процедуры

-умывание прохладной водой;




-мытье рук до локтей;




- игры с водой




II

Свето - воздушные ванны

-утренняя гимнастика;




-проветривание помещений;




-сон при открытых фрамугах;




-прогулки на свежем воздухе




III

Фитотерапия

-фитопитание (чай, коктейли, отвары);




-аромамедальоны




IX

Спецзакаливание

- «Дорожка здоровья»;




-игровой массаж;




-точечный массаж;




-профилактические гимнастики (дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз);




- «Рижский метод»








Умывание прохладной водой в течение дня.

В детском саду проводится частичное умывание прохладной водой в течение дня. Дети умывают лицо и ладони рук. По 2-3 минуты с постепенным снижением температуры воды до +14-16 гр.


Мытьё рук до локтей.
Начинается с температуры +28 гр. постепенно снижается на 1-2 гр. через каждые 4-5 дней, снижается до ясли – +16+18 гр.

сад – +14+16 гр.



Дорожка здоровья.
1. Подлезание под дугой;

2. Ходьба зигзагом между кеглей;

3. Ходьба по ребристой поверхности;

  1. Ходьба по скакалке;

  2. Прыжки на двух ногах из круга в круг;


Всё это способствует активному включению в рабочий ритм и дает возможность всем детям развивать выносливость, ловкость, быстроту реакции, укрепить здоровье.

Рижский метод закаливания.

На резиновый коврик с шипами, одетый в чехол, смоченный 10% раствором поваренной соли (1 кг. соли на ведро воды). Ребёнок становится босиком и шагает на месте (начиная, с 5-7 и до 16 сек.). После этого ребенок встает на сухой коврик и топает на нем в течение 15 сек. Затем водой из под крана протереть руки, шею и лицо.



Утренний приём детей на свежем воздухе.

Это режимный момент, в который входят прием детей на свежем воздухе в осеннее-летний период, в сухую погоду.
Утренняя гимнастика.

Главное её назначение состоит в том, чтобы устранить заторможенность, в которой находится ребенок после ночного сна. Воздушная ванна в сочетании с упражнениями, составляющими комплекс утренней гигиенической гимнастики, улучшают деятельность внутренних органов дыхания, кровообращения, пищеварения, выделения, повышает тонус нервной системы. Проводится в хорошо проветренном помещении. Начинается с ходьбы, затем следуют дыхательные и общеразвивающие упражнения нарастающей интенсивности и заканчиваются вновь спокойной ходьбой. Занимает 7-10 минут.
Воздушные ванны.

Полное или частичное обнажение кожных покровов, сначала короткое от 3-4 минут и доводится до 8-10 минут. Взаимодействие с воздухом дети получают при каждом смене одежды, после дневного и ночного сна. И более продолжительное время, при проведении массажа и гимнастики с детьми первых трёх лет жизни, утренние гигиенические зарядки с детьми старшего возраста.


Прогулки.

Во время прогулки важным закаливающим эффектом является тепловой комфорт (одежда по погоде). В зимнее время 4-5 слоев одежды (включая нижнее бельё). Важно носить непромокаемые варежки во время прогулки. По мере повышения температуры, количество слоев одежды уменьшается.

Хорошим средством закаливания в теплое время года является также хождение босиком по травяной или песочной поверхности. Начинается с 1-2 минут и доводится 10-15 минут.

Начало прогулки проходит в спокойных видах деятельности детей. Наблюдение окружающего, спокойные игры, затем деятельность становится активной: дети расчищают дорожки, строят различные сооружения из снега, эта подвижная деятельность сменяется спокойной. Заканчивается прогулка спокойной игрой.

Продолжительность прогулки 1,5-2 часа.




Проветривание.

Применяется три способа проветривания: одностороннее, когда обеспечивается доступ свежего воздуха с одной стороны комнаты, угловое, когда воздух проходит через проёмы смежных стенок и сквозное, когда воздух проходит через проёмы в противоположных стенах (проводится при отсутствии детей в группе и является самым эффективным).

Важно помнить, что в осенне-зимний период время проветривания значительно уменьшается.

В летний период должно постоянно осуществляться одностороннее проветривание 5-6 раз в сутки, перед сном, и за 20-30 минут до подъёма, до и после занятия в дневное и вечернее время бодрствования.

Поддерживается температура: ясли +19-20 гр.,

сад +18-19 гр.




Солнечные ванны.

Солнечные ванны проводят во время прогулки. Лучшее время пребывания детей с 10-12 часов. Солнечные ванны можно принимать не ранее чем через 1,5 часа после еды и заканчивать не позднее 30-40 мин. до еды. Площадки для прогулок должна иметь участки плотной тени, света - тени и места, беспрепятственно облучаемые солнцем. Хорошо проветриваемой и сухой.

Для защиты от солнца используют веранды. Постепенность усиления закаливающего действия солнца обеспечивается подбором одежды: вначале дети надевают рубашки с короткими рукавами, остаются обнаженными руки и ноги, затем через 2-3 дня надевают майки и, только спустя ещё 2-3 дня, выходят на солнце в одних трусах. Начинают с 3 минут до 10 минут.

Голова всегда защищена от солнца панамой или шапочкой скозырьком.

ИГРОВОЙ МАССАЖ

Интерпретация и адаптированный вариант методик спецзакаливания детей А. Уманской и К. Динейки
Закаливающее дыхание

Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2—3 раза в день.
«Поиграем с носиком»

1. Организационный момент

а) «Найди и покажи носик»

Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому.

2. Основная часть

Игровые упражнения с носиком.

б) «Помоги носику собраться на прогулку»

Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.

в) «Носик гуляет»

Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.

Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос.


г) «Носик балуется»

На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.

д) «Носик нюхает приятный запах»

Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.

е) «Носик поёт песенку»

На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет: «Ба-бо-бу».

ж) «Погреем носик»

Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом делается как бы растирание.

3. Заключительный этап

з) «Носик возвращается домой»

Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их
носик вернулся.

Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:

—Подходи ко мне, дружок,
И садись скорей в кружок.

Носик ты быстрей найди,
Тете покажи.

  • Надо носик очищать,

На прогулку собирать.


  • Ротик ты свой закрывай,

Только с носиком гуляй.

  • Вот так носик-баловник!

Он шалить у нас привык.

  • Тише, тише, не спеши,

Ароматом подыши.

  • Хорошо гулять в саду

И поет нос: «Ба-бо-бу».

  • Надо носик нам погреть,

Его немного потереть.

  • Нагулялся носик мой,

Возвращается домой.
Массаж рук

Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

«Поиграем с ручками»

1. Подготовительный этап

Дети растирают ладони до приятного тепла.

2. Основная часть

а) Большим и указательным пальцами одной руки массируем — растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.

б) Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытье рук.


в) Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.

г) Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.

д) Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.
3. Заключительный этап

Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.

Примечание. Упражнение можно сопровождать стихами:

Эй, ребята, все ко мне.

Кто стоит там в стороне?

А ну быстрей лови кураж

И начинай игру-массаж.

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь со всеми,

Никого не обойду.

С ноготками поиграю,

Друг о друга их потру.

Потом руки «помочалю»,

Плечи мягко разомну.

Затем руки я помою,

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Вытяну я пальчики,

Пусть бегут, как зайчики.

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

Вот и кончилась игра, Отдыхает детвора.

Массаж волшебных точек ушек

Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных реф-лекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.

Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игро'*^* форме 2—3 раза в день.

«Поиграем с ушками»

1. Организационный момент

Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в круг.

2. Основная часть

Упражнения с ушками.

а) «Найдем и покажем ушки»

Дети находят свои ушки, показывают их взрослому (если мешают волосы, их закалывают вверху).

б) «Похлопаем ушками»

Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала Мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.

в) «Потянем ушки»

Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.


г) «Покрутим козелком»

Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок — выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20—30 секунд.

д) «Погреем ушки»

Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину.

3. Заключительный момент

Дети расслабляются и слушают тишину.

Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей. В среднем это составляет 7—8 раз, для малышей достаточно 5—6 раз. Действия можно сопровождать стихами:

— Подходи ко мне, дружок,

И садись скорей в кружок.

  • Ушки ты свои найди

И скорей их покажи.

  • Ловко с ними мы играем,

Вот так хлопаем ушами.

  • А сейчас все тянем вниз.

Ушко, ты не отвались!

  • А потом, а потом Покрутили козелком.

  • Ушко, кажется, замерзло, Отогреть его так можно.

  • Раз, два! Раз, два!

Вот и кончилась игра.

  • А раз кончилась игра,

Наступила ти-ши-на!


Закаливающий массаж подошв

Закаливающий массаж подошв как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно. Если массирование стопы валиком или скалкой проводится утром и вечером по 3—10 минут, то полный массаж достаточно выполнять раз в неделю.
«Поиграем с ножками»

1. Подготовительный этап

а) Удобно сесть и расслабиться.

б) Смазать подошвы ног смягчающим кремом или растительным маслом (1—2 капли на ладошку).

2. Основная часть

а) Одной рукой, образуя «вилку» из большого и остальных пальцев, обхватить лодыжку и зафиксировать стопу. Другой погладить стопу от пальцев до щиколотки.

б) Сделать разминание стопы всеми пальцами.

в) Погладить стопу граблеобразным движением руки по направлению к пальцам.

г) Похлопать подошву ладонью.

д) Согнуть стопу вверх с произвольным падением вниз.

е) Покатать ногами (подошвами) палку, несильно нажимая на нее.

ж) Растереть подушечкой большого пальца руки закаливающую зону, расположенную в центре подошвы.

3. Заключительный этап

а) Погладить всю стопу от пальцев до щиколотки.

б) Посидеть спокойно, расслабившись.

Примечание. Дозировка должна соответствовать возрасту детей. Комплекс можно сопровождать стихами:

— Мы ходили, мы скакали,

Наши ноженьки устали.

Сядем все мы, отдохнем

И массаж подошв начнем.

— На каждую ножку крема понемножку.

Хоть они и не машина,

Смазать их необходимо!

— Проведем по ножке нежно,

Будет ноженька прилежной.

Ласка всем, друзья, нужна.

Это помни ты всегда!

—Разминка тоже обязательна,

Выполняй ее старательно.

Растирай, старайся

И не отвлекайся.

— По подошве, как граблями,
Проведем сейчас руками.

И полезно, и приятно —

Это всем давно понятно.

— Рук своих ты не жалей

И по ножкам бей сильней.

Будут быстрыми они,

Потом попробуй догони!


— Гибкость тоже нам нужна,
Без нее мы никуда.

Раз— сгибай, два — выпрямляй

Ну, активнее давай!

— Вот работа, так работа,
Палочку катать охота.
Веселее ты катай

Да за нею поспевай.

— В центре зону мы найдем,
Хорошенько разотрем.
Надо с нею нам дружить,

Чтобы всем здоровым быть.

—Скажем все: «Спасибо!»
Ноженькам своим.

Будем их беречь мы

И всегда любить.

Обширное умывание

Обширное умывание как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста.

Проводится после сна.

Суть обширного умывания заключается в следующем: ребенок, раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет ряд последовательных действий.



«Умывайка»

«Раз» — обмывает правой рукой левую кисть.
«Два» — обмывает левой рукой правую кисть.
«Три» — мокрой правой ладонью проводит от кончиков пальцев левой руки до локтя.

«Четыре» — мокрой левой ладонью проводит от кончиков пальцев правой руки до локтя.

«Пять» — мокрые ладони кладет сзади на шею и ведет одновременно вперед.

«Шесть» —- мокрой правой ладонью делает круговое движение по груди.

«Семь» — мокрыми ладонями проводит по лицу от лба к подбородку.

«Восемь» — ополаскивает руки.

«Девять» — отжимает их, слегка стряхивая.

«Десять» — вытирает руки насухо.

Примечание. Умывание можно сопровождать стихами:

Раз — обмоем кисть руки,

Два — с другою повтори.

Три — до локтя намочили,

Четыре — с другою повторили.

Пять — по шее провели,

Шесть— смелее по грудй.

Семь — лицо свое обмоем,

Восемь — с рук усталость смоем. Девять — воду отжимай,

Десять — сухо вытирай.


«Босоножье»

Это отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребенка к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Проводится в любое время дня: Дозировка определяется возрастом. Желательно начинать в теплый период года.

Группа

Виды ходьбы и дозировка

Теплый период

.Время

Холодный период

Время

Ранний возраст

Ходьба и бег по одеялу и полу навеса

5—30 мин

Ходьба и бег по ковру в носках

5—30 мин

Младшая группа

Ходьба и бег по теплому песку траве

5—45 мин

Ходьба по ковру босиком

5—30 мин

Средняя группа

Ходьба и бег по сухому и мокрому песку, траве, асфальту

5—60 мин

Ходьба босиком по ковру и в носках по полу

Бег босиком по полу

5—30 мин

Старшая группа

Ходьба и бег по земле, воде, асфальту

5—90 мин

Ходьба и бег босиком по комнатному полу

5—30 мин

Шестилетки

Ходьба и бег по различным видам почвы, покрытиям земли

От 5 мин и неограниченно

Свободный бег и ходьба в группе

5—30 мин





Методическая литература:
1.Борисова Е.Н. «Система организации физкультурно - оздоровительной работы с дошкольниками». Издательство «Панорама», 2006
2. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ

/под ред. З.И. Бересневой. - М: ТЦ Сфера, 2004 г.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Закаливание и оздоровительная работа iconРеферат по обж на тему: «Закаливание молодого организма и его способы»
...
Закаливание и оздоровительная работа icon«Физкультурно-оздоровительная и здоровьесберегающая работа в общеобразовательных...
Физкультурно-оздоровительная и здоровьесберегающая работа в общеобразовательных учреждениях в условиях внедрения фгос / сост. С....
Закаливание и оздоровительная работа iconТема: «Гимнастика. Обучить опорному прыжку, упражнениям в акробатике»...
Оздоровительная: содействовать развитию вестибулярного аппарата, ловкости, гибкости, умению управлять телом и мышцами
Закаливание и оздоровительная работа iconФизкультурно — оздоровительная работа в детском саду. Мочалова К....
Методические материалы для студентов дневного отделения
Закаливание и оздоровительная работа iconАнализ деятельности коллектива школы за 2011- 2012 учебный год
Медицинское обслуживание, оздоровительная работа и санитарно гигиеническая пропаганда
Закаливание и оздоровительная работа iconЗанятие 11. Закаливание детей и подростков. Методы, технологии, положительные...
Закаливание является составной частью физического воспитания детей и подростков. Под закаливанием понимается комплекс мероприятий,...
Закаливание и оздоровительная работа icon«Система работы по физическому воспитанию в средней группе доу» Оздоровительная...
Методические материалы для студентов дневного отделения
Закаливание и оздоровительная работа iconЛетняя оздоровительная работа в доу. «Праздник Нептуна»
...
Закаливание и оздоровительная работа iconФизкультурно-оздоровительная работа мадоу детский сад №9 «Аленушка» г. Бирска
Интегрированного урока русского языка и искусства «незабудковая гжель. Подготовка к сочинению с элементами описания действия»
Закаливание и оздоровительная работа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Закаливание и оздоровительная работа iconДоклад в сопровождении презентации: «Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду»
Знакомство родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы доу и результатами деятельности педагогического коллектива...
Закаливание и оздоровительная работа iconРабочая программа по физической культуре представлена двумя содержательными...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физической культуре 1 – 11 классов (В. И. Лях,...
Закаливание и оздоровительная работа iconРефератов специализация: «оздоровительная аэробика»

Закаливание и оздоровительная работа iconРеферат Тема: «Закаливание»
В данной работе представлена попытка проанализировать различные способы закаливания и выяснить, как они влияют на организм человека...
Закаливание и оздоровительная работа iconРоль кожи в терморегуляции. Оказание первой помощи при тепловом и солнечных ударах
Сформировать понятие «кожа как орган теплорегуляции», «теплорегуляция саморегулирующийся процесс, «закаливание организма»
Закаливание и оздоровительная работа iconИздательство: Учитель, 2011
Оздоровительная аэробика. 10-11 классы: программа, планирование, разработки занятий


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск