Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №117 «Электроник» комбинированного вида
городского округа город Буй
Закаливание
и
оздоровительная работа в первой младшей группе
| Цель: Охрана здоровья детей Задачи:
сохранить и укрепить здоровье детей;
приучать детей находиться в помещении в облегченной одежде;
обеспечивать длительность пребывания на воздухе в соответствии с режимом дня;
осуществлять дифференцированный подход к детям с учетом состояния их здоровья
Обеспечение здорового ритма жизни:
щадящий режим (адаптационный период);
организация микроклимата группы
|
Формы и методы оздоровления детей
№
| Формы и методы
| Содержание
| УО
| I
| Гигиенические и
водные процедуры
| -умывание прохладной водой;
|
| -мытье рук до локтей;
|
| - игры с водой
|
| II
| Свето - воздушные ванны
| -утренняя гимнастика;
|
| -проветривание помещений;
|
| -сон при открытых фрамугах;
|
| -прогулки на свежем воздухе
|
| III
| Фитотерапия
| -фитопитание (чай, коктейли, отвары);
|
| -аромамедальоны
|
| IX
| Спецзакаливание
| - «Дорожка здоровья»;
|
| -игровой массаж;
|
| -точечный массаж;
|
| -профилактические гимнастики (дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз);
|
| - «Рижский метод»
|
|
|
Умывание прохладной водой в течение дня.
В детском саду проводится частичное умывание прохладной водой в течение дня. Дети умывают лицо и ладони рук. По 2-3 минуты с постепенным снижением температуры воды до +14-16 гр.
Мытьё рук до локтей. Начинается с температуры +28 гр. постепенно снижается на 1-2 гр. через каждые 4-5 дней, снижается до ясли – +16+18 гр.
сад – +14+16 гр.
|
Дорожка здоровья. 1. Подлезание под дугой;
2. Ходьба зигзагом между кеглей;
3. Ходьба по ребристой поверхности;
Ходьба по скакалке;
Прыжки на двух ногах из круга в круг;
Всё это способствует активному включению в рабочий ритм и дает возможность всем детям развивать выносливость, ловкость, быстроту реакции, укрепить здоровье.
Рижский метод закаливания.
На резиновый коврик с шипами, одетый в чехол, смоченный 10% раствором поваренной соли (1 кг. соли на ведро воды). Ребёнок становится босиком и шагает на месте (начиная, с 5-7 и до 16 сек.). После этого ребенок встает на сухой коврик и топает на нем в течение 15 сек. Затем водой из под крана протереть руки, шею и лицо.
|
Утренний приём детей на свежем воздухе.
Это режимный момент, в который входят прием детей на свежем воздухе в осеннее-летний период, в сухую погоду. Утренняя гимнастика.
Главное её назначение состоит в том, чтобы устранить заторможенность, в которой находится ребенок после ночного сна. Воздушная ванна в сочетании с упражнениями, составляющими комплекс утренней гигиенической гимнастики, улучшают деятельность внутренних органов дыхания, кровообращения, пищеварения, выделения, повышает тонус нервной системы. Проводится в хорошо проветренном помещении. Начинается с ходьбы, затем следуют дыхательные и общеразвивающие упражнения нарастающей интенсивности и заканчиваются вновь спокойной ходьбой. Занимает 7-10 минут. Воздушные ванны.
Полное или частичное обнажение кожных покровов, сначала короткое от 3-4 минут и доводится до 8-10 минут. Взаимодействие с воздухом дети получают при каждом смене одежды, после дневного и ночного сна. И более продолжительное время, при проведении массажа и гимнастики с детьми первых трёх лет жизни, утренние гигиенические зарядки с детьми старшего возраста.
|
Прогулки.
Во время прогулки важным закаливающим эффектом является тепловой комфорт (одежда по погоде). В зимнее время 4-5 слоев одежды (включая нижнее бельё). Важно носить непромокаемые варежки во время прогулки. По мере повышения температуры, количество слоев одежды уменьшается.
Хорошим средством закаливания в теплое время года является также хождение босиком по травяной или песочной поверхности. Начинается с 1-2 минут и доводится 10-15 минут.
Начало прогулки проходит в спокойных видах деятельности детей. Наблюдение окружающего, спокойные игры, затем деятельность становится активной: дети расчищают дорожки, строят различные сооружения из снега, эта подвижная деятельность сменяется спокойной. Заканчивается прогулка спокойной игрой.
Продолжительность прогулки 1,5-2 часа.
|
Проветривание.
Применяется три способа проветривания: одностороннее, когда обеспечивается доступ свежего воздуха с одной стороны комнаты, угловое, когда воздух проходит через проёмы смежных стенок и сквозное, когда воздух проходит через проёмы в противоположных стенах (проводится при отсутствии детей в группе и является самым эффективным).
Важно помнить, что в осенне-зимний период время проветривания значительно уменьшается.
В летний период должно постоянно осуществляться одностороннее проветривание 5-6 раз в сутки, перед сном, и за 20-30 минут до подъёма, до и после занятия в дневное и вечернее время бодрствования.
Поддерживается температура: ясли +19-20 гр.,
сад +18-19 гр.
|
Солнечные ванны.
Солнечные ванны проводят во время прогулки. Лучшее время пребывания детей с 10-12 часов. Солнечные ванны можно принимать не ранее чем через 1,5 часа после еды и заканчивать не позднее 30-40 мин. до еды. Площадки для прогулок должна иметь участки плотной тени, света - тени и места, беспрепятственно облучаемые солнцем. Хорошо проветриваемой и сухой.
Для защиты от солнца используют веранды. Постепенность усиления закаливающего действия солнца обеспечивается подбором одежды: вначале дети надевают рубашки с короткими рукавами, остаются обнаженными руки и ноги, затем через 2-3 дня надевают майки и, только спустя ещё 2-3 дня, выходят на солнце в одних трусах. Начинают с 3 минут до 10 минут.
Голова всегда защищена от солнца панамой или шапочкой скозырьком.
| ИГРОВОЙ МАССАЖ
Интерпретация и адаптированный вариант методик спецзакаливания детей А. Уманской и К. Динейки Закаливающее дыхание
Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2—3 раза в день. «Поиграем с носиком»
1. Организационный момент
а) «Найди и покажи носик»
Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому.
2. Основная часть
Игровые упражнения с носиком.
б) «Помоги носику собраться на прогулку»
Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.
в) «Носик гуляет»
Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.
Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос.
| г) «Носик балуется»
На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.
д) «Носик нюхает приятный запах»
Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.
е) «Носик поёт песенку»
На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет: «Ба-бо-бу».
ж) «Погреем носик»
Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом делается как бы растирание.
3. Заключительный этап
з) «Носик возвращается домой»
Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.
Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:
—Подходи ко мне, дружок, И садись скорей в кружок.
Носик ты быстрей найди, Тете покажи. На прогулку собирать.
| Только с носиком гуляй. Он шалить у нас привык. Ароматом подыши. И поет нос: «Ба-бо-бу». Его немного потереть. Возвращается домой. Массаж рук
Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
«Поиграем с ручками»
1. Подготовительный этап
Дети растирают ладони до приятного тепла.
2. Основная часть
а) Большим и указательным пальцами одной руки массируем — растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.
б) Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытье рук.
| в) Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.
г) Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.
д) Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими. 3. Заключительный этап
Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.
Примечание. Упражнение можно сопровождать стихами:
Эй, ребята, все ко мне.
Кто стоит там в стороне?
А ну быстрей лови кураж
И начинай игру-массаж.
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь со всеми,
Никого не обойду.
С ноготками поиграю,
Друг о друга их потру.
Потом руки «помочалю»,
Плечи мягко разомну.
Затем руки я помою,
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Вытяну я пальчики,
Пусть бегут, как зайчики.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
Вот и кончилась игра, Отдыхает детвора.
| Массаж волшебных точек ушек
Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных реф-лекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.
Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игро'*^* форме 2—3 раза в день.
«Поиграем с ушками»
1. Организационный момент
Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в круг.
2. Основная часть
Упражнения с ушками.
а) «Найдем и покажем ушки»
Дети находят свои ушки, показывают их взрослому (если мешают волосы, их закалывают вверху).
б) «Похлопаем ушками»
Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала Мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.
в) «Потянем ушки»
Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.
| г) «Покрутим козелком»
Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок — выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20—30 секунд.
д) «Погреем ушки»
Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину.
3. Заключительный момент
Дети расслабляются и слушают тишину.
Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей. В среднем это составляет 7—8 раз, для малышей достаточно 5—6 раз. Действия можно сопровождать стихами:
— Подходи ко мне, дружок,
И садись скорей в кружок. И скорей их покажи. Вот так хлопаем ушами. Ушко, ты не отвались!
А потом, а потом Покрутили козелком.
Ушко, кажется, замерзло, Отогреть его так можно.
Раз, два! Раз, два!
Вот и кончилась игра. Наступила ти-ши-на!
|
Закаливающий массаж подошв
Закаливающий массаж подошв как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно. Если массирование стопы валиком или скалкой проводится утром и вечером по 3—10 минут, то полный массаж достаточно выполнять раз в неделю. «Поиграем с ножками»
1. Подготовительный этап
а) Удобно сесть и расслабиться.
б) Смазать подошвы ног смягчающим кремом или растительным маслом (1—2 капли на ладошку).
2. Основная часть
а) Одной рукой, образуя «вилку» из большого и остальных пальцев, обхватить лодыжку и зафиксировать стопу. Другой погладить стопу от пальцев до щиколотки.
б) Сделать разминание стопы всеми пальцами.
в) Погладить стопу граблеобразным движением руки по направлению к пальцам.
г) Похлопать подошву ладонью.
д) Согнуть стопу вверх с произвольным падением вниз.
е) Покатать ногами (подошвами) палку, несильно нажимая на нее.
ж) Растереть подушечкой большого пальца руки закаливающую зону, расположенную в центре подошвы.
| 3. Заключительный этап
а) Погладить всю стопу от пальцев до щиколотки.
б) Посидеть спокойно, расслабившись.
Примечание. Дозировка должна соответствовать возрасту детей. Комплекс можно сопровождать стихами:
— Мы ходили, мы скакали,
Наши ноженьки устали.
Сядем все мы, отдохнем
И массаж подошв начнем.
— На каждую ножку крема понемножку.
Хоть они и не машина,
Смазать их необходимо!
— Проведем по ножке нежно,
Будет ноженька прилежной.
Ласка всем, друзья, нужна.
Это помни ты всегда!
—Разминка тоже обязательна,
Выполняй ее старательно.
Растирай, старайся
И не отвлекайся.
— По подошве, как граблями, Проведем сейчас руками.
И полезно, и приятно —
Это всем давно понятно.
— Рук своих ты не жалей
И по ножкам бей сильней.
Будут быстрыми они,
Потом попробуй догони!
| — Гибкость тоже нам нужна, Без нее мы никуда.
Раз— сгибай, два — выпрямляй
Ну, активнее давай!
— Вот работа, так работа, Палочку катать охота. Веселее ты катай
Да за нею поспевай.
— В центре зону мы найдем, Хорошенько разотрем. Надо с нею нам дружить,
Чтобы всем здоровым быть.
—Скажем все: «Спасибо!» Ноженькам своим.
Будем их беречь мы
И всегда любить.
Обширное умывание
Обширное умывание как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста.
Проводится после сна.
Суть обширного умывания заключается в следующем: ребенок, раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет ряд последовательных действий.
|
«Умывайка»
«Раз» — обмывает правой рукой левую кисть. «Два» — обмывает левой рукой правую кисть. «Три» — мокрой правой ладонью проводит от кончиков пальцев левой руки до локтя.
«Четыре» — мокрой левой ладонью проводит от кончиков пальцев правой руки до локтя.
«Пять» — мокрые ладони кладет сзади на шею и ведет одновременно вперед.
«Шесть» —- мокрой правой ладонью делает круговое движение по груди.
«Семь» — мокрыми ладонями проводит по лицу от лба к подбородку.
«Восемь» — ополаскивает руки.
«Девять» — отжимает их, слегка стряхивая.
«Десять» — вытирает руки насухо.
Примечание. Умывание можно сопровождать стихами:
Раз — обмоем кисть руки,
Два — с другою повтори.
Три — до локтя намочили,
Четыре — с другою повторили.
Пять — по шее провели,
Шесть— смелее по грудй.
Семь — лицо свое обмоем,
Восемь — с рук усталость смоем. Девять — воду отжимай,
Десять — сухо вытирай.
| «Босоножье»
Это отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребенка к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Проводится в любое время дня: Дозировка определяется возрастом. Желательно начинать в теплый период года.
Группа
| Виды ходьбы и дозировка
| Теплый период
| .Время
| Холодный период
| Время
| Ранний возраст
| Ходьба и бег по одеялу и полу навеса
| 5—30 мин
| Ходьба и бег по ковру в носках
| 5—30 мин
| Младшая группа
| Ходьба и бег по теплому песку траве
| 5—45 мин
| Ходьба по ковру босиком
| 5—30 мин
| Средняя группа
| Ходьба и бег по сухому и мокрому песку, траве, асфальту
| 5—60 мин
| Ходьба босиком по ковру и в носках по полу
Бег босиком по полу
| 5—30 мин
| Старшая группа
| Ходьба и бег по земле, воде, асфальту
| 5—90 мин
| Ходьба и бег босиком по комнатному полу
| 5—30 мин
| Шестилетки
| Ходьба и бег по различным видам почвы, покрытиям земли
| От 5 мин и неограниченно
| Свободный бег и ходьба в группе
| 5—30 мин
|
|
Методическая литература: 1.Борисова Е.Н. «Система организации физкультурно - оздоровительной работы с дошкольниками». Издательство «Панорама», 2006 2. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ
/под ред. З.И. Бересневой. - М: ТЦ Сфера, 2004 г.
|
| |