Тема: Роль кожи в терморегуляции. Оказание первой помощи при тепловом и солнечных ударах.
Цели урока:
Сформировать понятие «кожа как орган теплорегуляции», «теплорегуляция - саморегулирующийся процесс, «закаливание организма».
Развивать умения связывать учебный материал курсов физики и анатомии, физиологии и гигиены человека, выявлять причинно-следственные связи в процессе теплорегуляции.
Сформировать представление о необходимости закаливания организма. Оборудование: таблицы «Строение кожи», «Природные факторы закаливания организма», презентация, электронный урок, рефераты учащихся.
Контроль знаний:
а) строение кожи;
б) функции кожи.
Изучение нового материала.
Проблемная ситуация: история «Золотого мальчика» (миланский герцог Моро, 1646 г.). Почему погиб мальчик? Обсуждение роли кожи в поддержании постоянной температуры кожи.
Почему температура воздуха над головой человека на 1-1,5 % выше температуры окружающего воздуха? (человек постоянно отдаёт тепло через кожу, воздух около тела человека нагревается и поднимается вверх).
Задача. Какое количество тепла (Q) выделяет человеческий организм за сутки, если его достаточно, чтобы довести до кипения 33 литра ледяной воды? (пов. 8 кл. Физика. «Тепловые явления», «Закон сохранения внутренней энергии и уравнение теплового баланса».)
Решение: Q = cm(t2-t1)?
где с - удельная теплоемкость (для воды - 4,2 кДж/кг х град);
m -масса нагреваемой воды, кг; t2 - конечная температура; t1 - начальная
температура.
Q = 4,2 х 33 х (100-0)= 13860 кДж
Роль кожи в терморегуляции. Сосудосуживающие и сосудорасширяющие рефлексы, потоотделение.
Интенсивность теплоотдачи из организма определяется разностью температур поверхности кожи и окружающей среды и регулируется работой мелких кровеносных сосудов кожи. Когда сосуды расширены, через них протекает большее количество крови, нагревшейся внутри организма - кожа нагревается и теплоотдача увеличивается. Когда сосуды суживаются, через них протекает меньше крови, температура кожи понижается и теплоотдача с ее поверхности уменьшается. Сужение сосудов происходит при сокращении мышечных волокон их стенок. Волокна сокращаются под влиянием сигналов из центральной нервной системы. А она, в свою очередь, реагирует на сигналы температурных рецепторов кожи. (Заполнение таблицы в тетради «Регуляция теплоотдачи кровеносными сосудами кожа».) (на экране)
Температура
| Кровеносные
| Температура кожи
| Теплоотдачи
| окружающей среды
| сосуды кожи
|
|
| Низкая
| Суживаются
| Уменьшается
| Уменьшается
| Высокая
| расширяются
| увеличивается
| увеличивается
|
Прием пищи
Мышечная работа
«Холодная дрожь»
|
|
|
|
|
| Испарение
Теплообмен
Теплоизлучение
|
| Образование
|
| Отдача
|
|
| тепла
|
| тепла
|
|
|
|
|
|
| 5. Терморегуляция складывается из находящихся в равновесии процессов образования тепла и его отдача (схема на доске).
Заполнить таблицу в своих тетрадях работа № 139 «Факторы, связанные с теплообразованием. Факторы, связанные с теплоотдачей». Домашнее задание.
Условия терморегуляции
Условия, благоприятствующие теплорегуляции
| Условия, затрудняющие теплорегуляции
| Сухой воздух.
Умеренная температура среды. Чистота кожи.
Правильно подобранная одежда.
| Высокая влажность воздуха. Низкая или высокая температура среды. Воздухонепроницаемая, слишком холодная одежда.
|
Почему на морозе кожа сначала краснеет, потом бледнеет и даже синеет?
При выходе из теплого помещения на мороз сначала охлаждается кожа. В ответ
происходит расширение сосудов, которое увеличивает приток крови и тепла к поверхности кожи для ее согревания - кожа краснеет. При более длительном пребывании на холоде начинается охлаждение всего организма. Чтобы уменьшить потери тепла, сосуды кожи суживаются, уменьшая приток крови. Теплоотдача из организма уменьшается, но поверхность кожи при этом сильно охлаждается и может наступить обморожение. (Рассказ учащихся о профилактике и оказании первой помощи при обморожении. Составить гигиенические требования к зимней одежде. Домашнее задание).» Первая помощь при обморожении» (презентация).
Как регулируется теплоотдача, когда температура окружающего воздуха выше и равна температуре тепла?
Задача. Какое количество теплоты (Q) теряет организм при испарении с поверхности кожа 12 кг. пота? (Столько жидкости человек может потерять при очень тяжелой физической работе в жарком помещении, например в сталеплавильном цеху). Решение.
Q=dm,
где d - удельная теплота парообразования (для воды - 2,4 кДж/г); m - масса испарившегося вещества, г;
Q = 2,4 кДж/г х 12000 г = 28800 кДж
Сохранение постоянной температуры тела в жаркую погоду или при тяжелой физической работе обеспечивается выделением и испарением с поверхности кожи соответствующего количества пота. При этом происходит постепенное обезвоживание организма и развивается жажда, которую необходимо своевременно утолять. При существенном недостатке жидкости в организме выделение пота снижается, кровь сгущается и может наступить тепловой удар. (Рассказ о профилактике и первой помощи при тепловом или солнечном ударе, ожогах. Сообщение ученика на тему «Гигиенические требования к летней одежде. Д/з). «Первая помощь при солнечном, тепловом ударе» (презентация). Вывод: теплорегуляция - это процесс согласованного изменения интенсивности обмена веществ, просветов кровеносных сосудов кожи и выделения пота, в ходе испарения которого затрачивается энергия. Это саморегулирующийся процесс, протекающий с участием нервной системы и зависящий от температуры окружающей среды. В результате регулируется обмен тепла между организмом и окружающей средой, происходящий на основе физических законов.
III. Закрепление знаний. Обсуждение необходимости закаливания для выработки организмом способности быстро и правильно реагировать на изменения температуры внешней среды. Прежде всего эти реакции выражаются в изменении теплообразования и кровоснабжения кожа, что повышает устойчивость к охлаждению. (Заполнение таблицы «Природные факторы закаливания организма).
Фактор
| Положительное действие
| Отрицательное действие
| Солнце
| повышение уровня обмена веществ, образование витамина D, усиление деятельности кроветворных органов
| тепловой и солнечный удар, ожоги, избыточная радиация
| Воздух
| усиление кровоснабжения кожи, тренировка кровеносных сосудов кожи, повышение устойчивости к охлаждению и простудным заболеваниям
| чрезмерное охлаждение, вредные примеси, газы, пыль
| Вода
| чистота кожи, усиление кровоснабжения кожи, тренировка кровеносных сосудов кожи, повышение устойчивости к охлаждению
| переохлаждение при неумеренном купании, заболевание кожи при купании в загрязненных водоемах
|
Обобщение материала по теме: «Кожа».
Тесты.
Домашнее задание.
Используя знания по физике и биологии, обосновать правила проведения закаливающих процедур (задания 142, 141 в рабочей тетради № 2). Составить правила гигиены одежды. Заполнить таблицу. №152, 157, 158
Воздушные ванны
| Солнечные ванны
| Водные процедуры
|
|
|
|
Приложение
Задача 1.
Какое количество тепла (Q) выделяет человеческий организм за сутки, если его достаточно, чтобы довести до кипения 33 л. Ледяной воды?
Задача 2.
Тест задание по теме «Кожа»
| Вопросы
| Варианты ответов
| А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
| Какие функции выполняет кожа?
Как называется самый глубокий слой кожи?
Назовите средний слой кожи.
Как называется наружный слой кожи?
Как называется уравновешивание процессов образования и отдачи тепла в организме?
Что происходит с кровеносными сосудами при повышении температуры воздуха?
Какой слой кожи препятствует теплоотдаче?
| 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
| Защита
Кровеносные сосуды
Мышцы
Терморегуляция
Выделительная
Кожа
Подкожная клетчатка
Суживаются
Эпидермис
Теплоотдача
Расширяются
Дерма
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| А
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Б
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| В
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Г
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Д
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Е
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Ж
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Какое количество теплоты (Q) теряет организм при испарении с поверхности кожи 12 кг. пота?
Литература:
Газета «Биология» 46/1999.
Биология. Человек (методика для учителя).
Уроки анатомии, физиологии и гигиены человека (Е.П. Бруновт).
Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека (И.Д. Зверев).
Экология человека.
Журнал «Биология в школе» 7/03 г.
Сборник тестовых заданий для подготовки к итоговой аттестации за курс основной школы. Авторы: Р.А. Петросова, Н.А. Богданов. М.: «Дрофа», 2009.
ЕГЭ: Шаг за шагом. Человек. 8 класс. (Тематические тестовые задания). Авторы: В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов. М.: «Дрофа», 2010.
8 «А» класс 2009/10 уч.г. Учитель биологии-химии
март 2010 г. Ларионова С.П. |