Тема: Кожа, её строение и функции. Уход за кожей. Болезни кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Модуль I. Кожа, её строение и функции. Уход за кожей. Болезни кожи.
Номер учебного элемента
|
Учебный материал с указанием задания
| Рекомендации по выполнению
| УЭ-0
1-2 мин
| Интегрирующая цель: В процессе работы над учебными элементами вы должны изучить строение и функции кожи, её болезни, уход за кожей, а также участие кожи в защитных механизмах организма человека; научится выявлять особенности строения кожных покровов на разных участках тела (тыльная и ладонная стороны кисти, подмышечные впадины, кожа головы и т.д.); научиться распознавать болезни кожи, ухаживать за ней, соблюдая правила гигиены; научиться оказывать первую помощь при различных повреждениях кожи.
| Внимательно прочитайте
| УЭ-1
5 мин
| Цель: Подготовиться к восприятию основного материала.
Задания:
1. Вспомните из ранее изученного материала (из своего личного опыта), что вы знаете о понятии «кожа», какое строение она имеет, какие функции выполняет, о правилах гигиены, о кожных заболеваниях.
2. Обсудите задание 1 с классом, отвечая на вопросы:
Дайте определение понятию «кожа».
Какое строение имеет кожа?
Какое значение для организма человека имеют кожные покровы?
Назовите основные способы ухода за кожей.
Назовите заболевания кожных покровов и их симптомы.
|
Обсудить выполнение с классом
| УЭ-2
7 мин
| Цель: Определить исходный уровень знаний о строении и функциях кожи, правилах гигиены, заболеваниях кожных покровов.
Задания:
1. Реши – правильно ли утверждение
Утверждение
| Ваш ответ
| Прав. ответ
| 1.Кожа сухая, однослойная
2.В коже находятся потовые и сальные железы
3.Кожа служит границей, отделяющей внутреннюю среду организма от внешней среды
4.Рецепторы кожи не могут воспринимать различные раздражения
5.Пот охлаждает тело
6.Кожа выполняет трофическую (питательную) функцию
7.Цвет кожи зависит от количества ультрафиолетовых лучей, проникших в подкожную клетчатку
8.При понижении температуры окружающей среды на поверхности кожи появляются бугорки
9.Волосы и ногти – кожные роговые образования
|
|
|
| Работайте в таблице
Внимательно прочтите утверждения,
если оно верно, ставьте «+» в графе «Ваш ответ»
если оно не верно, ставьте «--« в графе «Ваш ответ»
|
| 10.Сальные железы выделяют секрет, смягчая кожу и волосы
11.Кожа выполняет барьерную функцию
12.Много рецепторов на тыльной стороне ладони
13.Кожа пропускает воду
14.Верхний слой кожи постоянно обновляется
15.В процессе дыхания кожа не участвует
16.Причиной кожных заболеваний является неправильное питание
17.При обморожении кожа не теряет чувствительности
18.При заболевании чесоткой наиболее часто поражается кожа живота
19.При обморожении кожные покровы краснеют
20.Умываться следует холодной водой
|
|
| 2. Оцените работу друг друга, пользуясь приложением №1,3
3. Проставьте ваши баллы и оценку
| Количество баллов ____
Ваша оценка
______
| УЭ-3
25 мин
| Цель: Получить знания об особенностях строения кожи, её функциях; способах ухода за кожей; о заболеваниях и повреждениях кожных покровов.
Задания:
1. Прочитайте текст §39,40 стр.200-208
2. Рассмотрите рис.83 стр.201, рис.84 стр.202, рис.85 стр.203, рис.86 стр.208
3. На основе прочитанного выполните следующие работы:
а) Рассмотрите в лупу тыльную сторону своей кисти. Ответьте на вопросы письменно в тетради:
Куда ведут поры, из которых выходят стержни волос?
Почему блестят участки кожи, как бы разделённые порами на треугольники и ромбы?
Проведите кончиком остро отточенного карандаша по тыльной поверхности кисти. Почему ощущение прикосновения вдруг сменяется ощущением холода?
б) Рассмотрите в лупу ладонную поверхность кисти. Видны поры, свободные от волос. Ответьте на вопросы, используя рис.83 стр.201:
Куда ведут отверстия пор?
Почему ладонь часто потеет, а тыльная сторона кисти – практически никогда?
4. Заполните таблицу, используя текст учебника стр.206-207
Заболевания кожи
Заболевание
| Возбудитель
| Симптомы
| Пути заражения
| Стригущий лишай
|
|
|
| Чесотка
|
|
|
|
| Работайте с учебником
Работайте в тетради
|
| 5. Заполните таблицу, используя текст учебника стр.207-208 Первая помощь при ожоге и обморожении
Травма кожи
| Симптомы
| Доврачебная помощь
| Термический ожог:
1 и 2 степени
3 и 4 степени
|
|
| Ожог кислотой
|
|
| Ожог щёлочью
|
|
| Обморожение: |
|
| 6. Обсудите работу с классом, сделайте выводы об особенностях строения кожи, о её функциях, о способах профилактики кожных заболеваний.
|
Результаты обсудите с классом
| УЭ-4
7 мин
| Цель: Проверить уровень усвоения полученных знаний.
Задания:
I. Рассмотрите рисунок строения кожи. Какими цифрами обозначены на рисунке структуры кожи? Какими буквами – слои кожи?
Эпидермис ___
Дерма ___
Гиподерма ___
Кожные рецепторы ___
Кровеносные сосуды ___
Волосяная сумка с
корнями волос ___
Стержень волоса ___
Сальные железы ___
Потовые железы ___ II. Тест. Правильный ответ обведите в кружок:
1. Благодаря потовым железам происходит:
а) теплорегуляция б) газообмен в) синтез витамина D
2. Умываться горячей водой нельзя, так как:
а) снижается эластичность кожи б) образованию угрей
в) происходит закупорка пор
3. Возбудителем чесотки является:
а) блохи б) чесоточный зудень в) инцефалитный клещ
4. При ожоге кислотой нужно поражённый участок кожи промыть:
а) 1% р-ром уксусной кислоты б) 1% р-ром лимонной кислоты
в) 2% р-ром соды
5. Переохлаждение кожи вызывает:
а) расширение кровеносных сосудов б) сужение кровеносных сосудов в) потемнение поражённых участков Оцените работы друг друга, пользуясь приложением №2,4
Поставьте ваши баллы и оценку
|
Работайте самостоятельно в таблице Цифры ставьте напротив структур кожи Буквы ставьте напротив слоёв кожи
Обведите в кружок правильный ответ
Количество баллов ____
Ваша оценка
________
|
Модуль II. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание.
Номер учебного элемента
| Учебный материал с указанием задания | Рекомендации по выполнению
| УЭ-5
20 мин
| Цель: Выявить роль кожных покровов в терморегуляции и закаливании. Изучить способы закаливания.
Задания:
1. Прочитайте текст §41 стр.209-212
2. Заполните таблицу, используя текст учебника стр.210-211
Первая помощь при тепловом и солнечном ударах
Признаки теплового и солнечного ударов
| Меры доврачебной помощи
| Профилактика
|
|
|
|
3. Подготовить ответы на вопросы после §41 стр.212
4. Обсудите с классом и сделайте вывод о роли терморегуляции и закаливания для организма человека.
|
Работайте с текстом учебника Работайте в тетради
Обсудите с классом
| УЭ-6
15 мин
| Цель: Обобщить знания, полученные на уроке.
I. Ответьте на вопросы письменно.
1. Какие три слоя выделяют в коже человека?
2. В каких функциях организма участвует кожа?
3. Каковы особенности ухода за кожей в подростковом возрасте?
4. Чем опасны грибковые заболевания?
5. Почему для организма опасна большая потеря жидкости и солей?
6. Назовите факторы, связанные с теплообразованием и теплоотдачей.
7. Человек иногда засыпает на работе в неподходящее время. Причём для представителей некоторых профессий – таких как машинист, водитель и т.п. – это чрезвычайно опасно. Как можно с этим бороться? Предложите свои варианты. II. Сдайте работу для проверки.
III. Запишите домашнее задание §39, 40, 41 задание на стр.212-213
| Работайте самостоятельно на выданном чистом листе бумаги, предварительно подписав его На вопросы отвечайте тезисно
Количество баллов____
Ваша оценка __________
|
Приложения
№1. Правильные ответы УЭ-2 №2. Правильные ответы УЭ-4
– 11.+ I. Эпидермис А Дерма Б
+ 12.- Гиподерма В
+ 13.- Кожные рецепторы 2
– 14.+ Кровеносные сосуды 1
+ 15.- Волосяная сумка
– 16.+ с корнями волос 5
– 17.- Стержень волоса 3
+ 18.+ Сальные железы 4
+ 19.- Потовые железы 6
+ 20.- II. 1.б, 2.а, 3.б, 4.в.
№3. Критерии оценки УЭ-2
Кол-во прав. ответов (баллов)
|
Уровень знаний
|
Оценка
|
Комментарии
| 19-20
| очень высокий
| 5+
| Так держать!
| 17-18
| высокий
| 5
| Но были ошибочки
| 14-16
| средний
| 4
| Ещё чуть-чуть и будет 5
| 10-13
| низкий
| 3
| Будь внимателен
| 9-1
| очень низкий
| 2
| О чём думаешь на уроке?
| 0
| нулевой
| 1
| Без комментариев
|
№4. Критерии оценки УЭ-4
Кол-во прав. ответов (баллов)
|
Оценка
| 13
| 5
| 9-12
| 4
| 7-8
| 3
| 6-1
| 2
| 0
| 1
| |