Скачать 80.27 Kb.
|
Класс Птицы Тема: «Особенности опорно-двигательного аппарата птиц в связи с приспособленностью к полету» Цели: Ознакомить учащихся с особенностями опорно-двигательной системы птиц в связи с приспособленностью к полету. Формирование умений: анализировать, сравнивать, обобщать, работать с учебником, таблицами. Оборудование: Скелет костистой рыбы, лягушки, птицы, таблица «Голубь». Раздаточный материал карточки-ксерокопии рисунка «Строение скелета птицы» без обозначений. Ход урока: I. Организационный момент(1-2 минуты). Здравствуйте, ребята, садитесь (слайд 1). II. Проверка знаний (5-10 минут). 1. Индивидуальный опрос: работа по карточкам 1-5. Карточка № 1 1. Какими перьями образована летательная поверхность крыла птицы? 2. К каким костям скелета они прикрепляются? Карточка № 2 1. По каким признакам внешнего строения птицу можно узнать среди других позвоночных животных? 2. Чем различаются птицы между собой? Карточка № 3 1. Какие виды перьев вам известны? 2. Чем они различаются между собой? 3. Каковы их функции? Карточка № 4 1. Тело птицы не сплошь покрыто перьями. Голые или почти голые участки тела имеются на животе, боках тела и шее. Как можно объяснить наличие у птиц участков кожи, лишенных перьевого покрова? 2. Какова роль перьевого покрова в жизни птицы? Карточка № 5 1. Как тело птиц приспособлено к полету? 2. Фронтальный опрос (слайд 2).
3. Тест. Выпишите номера правильных суждений (слайд 3).
10. Маховые перья у большинства птиц прикрепляются к локтевой кости и костям кисти. Ответ: 2, 3, 4, 5, 6, 9, 10. III. Изучение нового материала (25-30 минут). Перейдем к изучению нашей темы – знакомству с особенностями опорно-двигательной системы птиц и попытаемся вспомнить, как эти приспособления связаны с полетом. Для этого выполним лабораторную работу «Строение скелета птицы» (слайд 4). Лабораторная работа «Строение скелета птицы» Цель: изучить особенности строения скелета птицы, связанные с полётом. Материал и оборудование: скелет голубя – четыре экземпляра, таблица «Класс Птицы», рисунки учебника. Рекомендации по подготовке к занятию: В случае отсутствия раздаточного материала «Скелет птицы» фабричного производства для проведения работы можно воспользоваться карточками – ксерокопиями рисунков «Строение скелета птицы» без обозначений. Инструктивная карточка.
Строение скелета птицы
Скелет птицы в общих чертах похож на скелет других известных вам позвоночных животных, но у него имеется и ряд отличительных особенностей (слайд 5). Обратите внимание на скелет голубя. Он очень легкий благодаря наличию в костях воздухоносных путей. Общая масса скелета составляет 8-18% массы всего тела, в то же время скелет птицы является прочным из-за срастания ряда костей между собой (слайд 6). В осевом скелете – позвоночном столбе выделяют пять отделов: шейный грудной, поясничный, крестцовый, хвостовой (слайд 7). Обратите внимание на череп птиц. Он образован тонкими губчатыми костями, границы между которыми видны лишь у молодых птиц. По сравнению с рептилиями в черепе птиц намного больше объем мозговой коробки, глазницы большие, челюсти лишены зубов и образуют клюв (слайд 8). Число шейных позвонков колеблется в зависимости от вида птиц от 11 (голубь) до 23-25 (лебедь). Первый позвонок – атлант, у большинства птиц имеет форму костного кольца, второй – эпистрофей сочленяется с ним зубовидным отростком, который обеспечивает подвижное соединение головы с туловищем. Остальные шейные позвонки седлообразные, что обусловливает значительную подвижность позвонков относительно друг друга. Особенности шейных позвонков позволяют птицам свободно поворачивать голову на 180°, а некоторым (совы, попугаи) – и на 270°. Это дает возможность производить сложные и быстрые движения головой при схватывании подвижной добычи, чистке оперения, постройке гнезд и т.д. (слайд 9) Грудных позвонков у птиц 3-10. Срастаясь между собой, они образуют спинную кость и очень прочным суставом соединены со сложным крестцом, благодаря этому туловищный отдел осевого скелета неподвижен, что важно при полете. К грудным позвонкам причленяются ребра. Каждое ребро состоит из двух отделов – спинного и брюшного, подвижно соединяющихся друг с другом и образующих угол, направленный вершиной назад. Ребра подвижными суставами сочленяются с позвонками и грудиной, что наряду с развитой межреберной мускулатурой обеспечивает изменение объема полости тела (что имеет важное значение для осуществления дыхания). Прочность грудной клетки увеличивается крючковидными отростками, укрепленными на спинных отделах и налегающими на последующее ребро. Грудина большая и имеет киль, к которому прикрепляются мышцы, опускающие крылья. Все поясничные, крестцовые (их два) и часть хвостовых позвонков неподвижно сращены друг с другом в монолитную кость – сложный крестец. Всего и него входит 10-22 позвонка, границы между которыми не видны. С ним неподвижно соединены кости тазового пояса (седалищная, лобковая и подвздошная). Это обеспечивает неподвижность туловищного отдела, что очень важно при ходьбе (слайд 10). Свободные хвостовые позвонки (их 5-9) сращены в копчиковую кость – пигостиль, к которому веером прикреплены рулевые перья. У птиц, по сравнению с земноводными и пресмыкающимися, значительным изменениям подвергся скелет передней и задней конечностей. Скелет передней конечности упрочняется за счет срастания костей кисти и уменьшения числа пальцев до трех (слайд 11). Пояс передних конечностей тоже приспособлен к полету: мощные воронья кости (коракоиды), сросшиеся ключицы, образующие вилочку, обеспечивают движение крыльев (слайд 12). Строение скелета задней конечности позволяет птицам двуногое хождение. Кости стопы слиты в одну кость – цевку, являющуюся добавочным рычагом, увеличивающим длину шага. К цевке подвижно прикреплены фаланги пальцев (слайд 13).
Хорошо развита у птиц и мускулатура. Наиболее развиты (до 25% от массы птицы) мышцы, двигающие крыльями. Они смещены на грудь, и это, с одно стороны, облегчает движущийся орган (крылья), а с другой – делает неподвижным центр тяжести тела, что очень важно для прямолинейного полета. Наиболее развиты у птиц большие грудные мышцы, опускающие крылья, которые составляют 50% массы всей мускулатуры. Поднимают крылья подключичные мышцы, которые также хорошо развиты и расположены под большими грудными. Сильно развиты у птиц мускулы задних конечностей и шеи (слайд 15). IV. Закрепление изученного материала (3-5 минут). 1. Исключите лишнее (слайд 16): а) лопатки; в) вороньи кости; б) ключицы; г) плечевая кость. 2. Между предложенным первым и вторым понятием существует определенное соответствие. Найдите аналогичное соответствие между третьим и одним из пяти данных понятий: Локтевая кость – предплечье <=> большая берцовая кость – ? а) цевка; б) стопа; в) голень; г) бедро; д) кисть. 3. Обобщите следующие понятия одним (слайд 17): локтевая кость, плечевая кость, кости кисти – ... 4. Одинаковыми по смыслу являются понятия «атлант» и: а) шейный отдел; в) второй шейный позвонок; б) первый шейный позвонок; г) крестец. 5. Наука о птицах — это: а) птицеводство; в) кинология; б) орнитология; г) зоология. Ответы: 1 – г; 2 – а; 3 – передняя конечность; 4 – б ; 5 – б. Домашнее задание. Изучить текст учебника, с. 210-212. Оформить отчёт о лабораторной работе (таблица). Тетрадь на печатной основе задание 135. Сообщение (Археоптерикс). (слайд 18) Спасибо за внимание! (слайд 19, 20) |
Тема урока «Опорно-двигательный аппарат птиц» Цели и задачи Цели и задачи: Ознакомить учащихся с опорно-двигательной системы птиц в связи с приспособлением к полёту | Программа по дисциплине «Психология детей с нарушениями опорно-двигательного... Сд 9 (СД. 6, Сд. 10, Сд. Ф. 6) «Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата» | ||
Лекция Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата Однако локомоторная функция современного человека не достигла такой силы, как у хищников или птиц. Связано это с цивилизацией человеческого... | Реферат с элементами исследовательской деятельности по дисциплине:... Она характеризуется степенью подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата и способностью выполнять движения с большой амплитудой.... | ||
Тема урока «Местообитания и внешнее строение тела птиц» Цели и задачи Цели и задачи: Познакомить учащихся с характеристикой птиц, раскрыть особенности их организации в связи с приспособленностью к воздушной... | Реферат тема: Особенности обучения и воспитания детей с нарушениями... Костромское областное бюджетное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Костромской... | ||
Разработка урока обж в 11 классе по теме: «Первая медицинская помощь... «Первая медицинская помощь при травмах опорно- двигательного аппарата и их профилактика» | Рабочая программа дисциплины сд. Ф психология детей с нарушениями... Рабочая программа дисциплины «Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата» составлена в соответствии с государственным... | ||
Тема: «Профилактика плоскостопия» ... | Изменение функций опорно-двигательного аппарата под воздействием... «Изменение функций опорно-двигательного аппарата под воздействием занятий физической культурой и спортом» | ||
Тема урока: «Скелет человека, его значение и строение» Цель урока: Сформировать представление о строении опорно-двигательного аппарата; строении и значении скелета человека | Одс. 08 Частные методики адаптивной физической культуры Цель дисциплины: освоить студентами закономерности, основные принципы и особенности методики адаптивной физической культуры в работе... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие двигательных способностей | Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы Основные принципы реабилитации спортсменов при повреждениях и заболеваниях опорно – двигательного аппарата | ||
О пользе горячего питания школьника К тому же, согласно статистике, болезни желудка среди детей школьного возраста занимают второе место после заболеваний опорно–двигательного... | Тема: "Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата" В современной отечественной и зарубежной психологии накоплен достаточно объемный эмпирический материал по изучению психического развития... |