Тема: «Рациональное питание»





НазваниеТема: «Рациональное питание»
Дата публикации19.07.2014
Размер70.7 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
Тема: «Рациональное питание».

9 класс
Цель: сформировать представление о питании как одном из важнейших компонентов здорового образа жизни.

Задачи:

— познакомить с основными факторами питания, влияющими на здоровье человека;

— научить выбирать продукты и составлять индивидуальный рацион в соответствии с нормами здорового питания;

— развивать критическое мышление, умение работать в группе.

Форма: урок-практикум.

Педагогические технологии развивающего обучения.

Учебно-методическое обеспечение:

— раздаточный материал — копии текста с. 15 учебного пособия [7];

— таблицы: «Повседневный рацион», «Питательные вещества различных продуктов

и их основные функции», «Классификация пищевых добавок», «Запрещенные в России, опасные и не разрешенные пищевые добавки»;

- презентация «Рациональное питание»

План:

1. Актуализация темы.

2. Гигиена питания.

З. Что мы едим?

4. Питание и здоровье.

5. Заключение. Подведение итогов.

Домашнее задание к данному уроку: собрать и принести на урок этикетки и упаковки продуктов, которые они едят каждый день.
Ход урока
Образ жизни человека, его поведение и мышление, которые обеспечивают охрану и укрепление здоровья, называется здоровым образом жизни. (слайд №2)

  • Рациональное питание

  • Режим дня

  • Двигательная активность

  • Закаливание

  • Личная гигиена

  • Грамотное экологическое поведение

  • Сексуальное воспитание

  • Отказ от вредных привычек

Эпиграф урока: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть» (слайд №3)

Актуализация темы

Учитель. В чем значение темы сегодняшнего урока? Это важная тема. Рациональное питание — компонент здорового образа жизни. Еще в древние времена отмечено, что от характера и качества пищи, того, как и в каких объемах ее принимает человек, во многом зависит состояние его здоровья. Это не только биологическая, но социально-экономическая и даже политическая проблема. Вопросы питания являются предметом обсуждения на каждой сессии Всемирной организации здравоохранения.

На каких уроках вы касались этой темы? Что вы знаете о рациональном питании?

Учащиеся отвечают.

Учитель. В конце урока я попрошу вас ответить на вопрос: что нового и полезного вы узнали сегодня?

Гигиена питания

Учитель. Запишите в тетради следующие определения: (проецируются на экране слайд №4)

Гигиена питания — это отрасль гигиены, которая изучает проблемы полноценной пищи и рационального питания здорового человека.

Рациональное питание — это питание, наилучшим образом удовлетворяющее потребности организма человека в энергии и жизненно важных веществах в конкретных условиях его жизнедеятельности.

Учащиеся записывают определения в тетради.

Учитель. Почему в определении есть уточнение — «в конкретных условиях»?

Учащиеся. Рациональное питание не может быть неким шаблоном, одинаковым для всех случаев жизни.

Учитель. Рациональное питание должно быть полноценным, сбалансированным, разнообразным, регулярным (слайд №5). А теперь поработаем с текстом. На ваших партах — текст из книги «Гигиена и здоровье». Читая его, сделайте на полях краткие пометки: (проецируются на экране слайд № 6)

«+» — это я знаю;

«-» —это я не знал;

«?» — хочу спросить;

«!» — самое главное;

«*» — это для меня новое.

Учитель, Итак, мы выяснили, какой должна быть гигиена питания.

А какие продукты мы едим? Давайте разберемся.

Что мы едим?

Учитель. На этом этапе урока вы будете работать в группах. Перед вами таблица «Повседневный рацион» (слайд №7), в которой указаны группы продуктов. Оцените: какое количество продуктов каждой группы, по вашему мнению, необходимо человеку вашего возраста каждый день в порциях?

Одна порция — это определенное количество одного из следующих продуктов

(слайд №8):

1. Молоко и молокопродукты (сыр, творог и др.): 1 чашка молока; маленький кусочек (45 г) твердого сыра; 1/2 чашки творога.

2. Хлеб, крупы (каши из них), картофель: один кусок хлеба; одна маленькая булочка или бисквит; 5—6 маленьких крекеров, 1/2 чашки каши или макаронных изделий; две маленькие картофелины.

3. Мясо, рыба, яйца: 50 г мяса животных, птицы и мясопродуктов, или рыбы и рыбопродуктов, либо одно яйцо.

4. Жиры, масло, сладости: 1 конфета; 1/2 пирожного среднего размера или соответствующего кусочка торта; 25 г сливочного масла (на один бутерброд) или 1 столовая ложка подсолнечного масла.

5. Фрукты и овощи: яблоко среднего размера; банан или апельсин; 1/4 чашки сухофруктов; 1/2 чашки вареных или сырых овощей.

Определите: сколько, по вашему мнению, порций продуктов каждой группы необходимо потреблять ежедневно, чтобы ваше питание было рациональным?

Каждый из вас должен сначала сделать выбор самостоятельно и указать его в таблице (колонка «Мой выбор»). Затем обсудить его в своей группе, коллективно определить оптимальное количество порций продуктов каждой группы и внести данные, полученные в результате обсуждения, в колонку «Выбор группы». После этого представитель каждой группы сообщит их всему классу.

Колонка «Нормы» пока останется пустой. Ее вы заполните при рассмотрении следующего учебного вопроса, чтобы сравнить свои мнения с научно обоснованными нормами.
Учащиеся выполняют задание. Затем представители групп комментируют результаты работы.

Учитель. Чтобы оставаться здоровыми, нам необходимы разнообразные питательные вещества — углеводы, жиры, белки, витамины, минеральные соли и вода.

Разные продукты содержат разные питательные вещества (учитель проецирует на экран таблицу «Питательные вещества различных продуктов и их основные функции» (слайд № 9) и разъясняет ее содержание).

Как видите, нет ни одного продукта, который содержал бы все вещества, необходимые организму человека. Поэтому, чтобы обеспечить полноценный рацион, необходима разнообразная пища.

Питание и здоровье

Учитель. Мы выяснили, какими продуктами и в каких количествах вы хотели бы питаться. Давайте проанализируем: соответствуют ли ваши вкусы и представления нормам рационального, здорового питания?

При рассмотрении этих норм каждый из вас, сравнивая их с данными, внесенными ранее в таблицу, может выяснить, как изменить свой повседневный рацион, чтобы сделать питание более полноценным, сбалансированным и полезным для здоровья.

Вы узнали, что каждая группа продуктов дает человеческому организму специфический набор питательных веществ.

Наглядно представить и лучше запомнить примерное соотношение групп продуктов, полезное для здоровья, вам поможет «Пирамида здорового питания» (учитель проецирует на экран слайд № 10 и комментирует его).

А теперь заполним колонку «Нормы» таблицы «Повседневный рацион». Чтобы рацион был полноценным, сбалансированным, ежедневно каждому из вас требуется следующее количество порций продуктов каждой группы:

1-й—3; 2-й—б—и; 3-й—2; 4-й— 1 и 5-й—5 (слайд № 11)

Следует учесть, что эти нормы не распространяются на спортсменов и людей, занятых тяжелым трудом, требующим больших энергозатрат, для них нормы питания могут увеличиваться.

Сравните нормы рационального питания с данными, полученными вами ранее, найдите различия и расскажите: как вы можете изменить свой рацион, чтобы сделать питание более полноценным и здоровым?

Учащиеся комментируют результаты сравнения и высказывают предложения по улучшению своего рациона повседневного питания.

Рассмотрим еще один аспект здорового питания, связанный с качеством продуктов. Покупая их, обязательно знакомьтесь с надписями л упаковке. Обратите внимание на коды, каждый из которых несет информацию о характере воздействия входящих в продукт ингредиентов на организм человека. Многие люди считают, что все пищевые добавки — это «химия», поэтому они вредны. На самом деле часть пищевых добавок применяется как раз для того, чтобы продукты соответствовали определенным санитарно-гигиеническим нормам, утверждаемым уполномоченными на то органами.

Некоторые добавки (лимонная кислота и молочная кислоты, сахароза и др.) можно считать вполне безопасными. Однако следует знать, что способы их производства в разных странах различны. Поэтому состав добавок может сильно различаться, иногда включать вредные примеси. Например, в синтетической уксусной или лимонной кислоте, полученной микробиологическим способом, могут быть примеси тяжелых металлов, содержание которых в разных странах нормируется по-разному.

Часть добавок вредна, но их не запрещают, так как это «наименьшее зло», благодаря которому обеспечиваются товарный вид продукта, более длительная сохранность, снижается рост микрофлоры и исключается образование токсинов на протяжении установленного срока хранения. Один из примеров — нитрит натрия, который влияет на цвет и вкус колбас, обеспечивает сохранение красного цвета, обладает антиокислительным и отчасти консервирующим действием. Поэтому магазинная колбаса красного цвета, а домашняя, в которой нет нитрита натрия, — коричневого.

Иногда производители не указывают ингредиенты с буквенным кодом Е, заменяя их названием добавки, например, «глутамат натрия» - усилитель вкуса, что вводит в заблуждение несведущего покупателя.

По мере развития аналитических методов и появления новых данных государственные нормативы для пищевых добавок могут пересматриваться.

Выполняя домашнее задание, вы собрали и принесли на урок этикетки и упаковки продуктов, которые едите каждый день. Давайте проанализируем: какие ингредиенты входят в состав этих продуктов, какие пищевые добавки использованы при их производстве?

Возьмите таблицы — «Классификация пищевых добавок» (слайд №12), «Запрещенные в России, опасные и неразрешенные пищевые добавки — и начинайте работу.

Учащиеся выполняют задание и затем под руководством учителя анализируют результаты.

Учитель. Если вы хотите сохранить здоровье, обязательно, покупая продукты, прочтите то, что написано на упаковках, обращайте внимание на коды, несущие информацию о характере инградиентов, входящих в продукты. Кроме этого, следите за сообщениями СМИ, так как список вредных для здоровья пищевых добавок с буквенным кодом Е пополняется.

Заключение

Учитель, Итак, что нового и полезного узнали вы сегодня?

Учащиеся отвечают на вопрос.

Учитель. Самое главное заключается в том, что вы осознали, насколько серьезно и вдумчиво нужно относиться к своему питанию. Ведь, как известно, 90% болезней приходят к нам через желудок.

Домашнее задание

  • Стр. 106-111, вопрос 4; заполнить таблицу (слайд № 13)

С помощью заполненной таблицы «Повседневный рацион» надо проанализировать свое питание с точки зрения его влияния на здоровье, рациональности и безопасности


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: «Рациональное питание» iconДоклад Тема: Рациональное питание: масла растительного происхождения
Актуальность работы заключается в том, что здоровье человека во многом зависит от его питания. Рациональное питание одна из главных...
Тема: «Рациональное питание» iconРеферат по З. О. Ж. тема: «Рациональное питание»
Недостаточность пищевого рациона влияет на трудоспособность, что выражается в быстрой утомляемости, понижении работоспособности....
Тема: «Рациональное питание» icon2013-2014 уч год. Здоровое питание – один из важных факторов, оказывающих...
Еспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению его здоровья и профилактике заболеваний....
Тема: «Рациональное питание» iconУрок по теме: «Рациональное питание»
Цели урока: Познакомить учащихся с основами рационального питания, необходимое для растущего организма
Тема: «Рациональное питание» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема Еда. Здоровое питание. Тема 4 Основные продукты питания. Здоровое питание
Тема: «Рациональное питание» iconРасход энергии. Нормы питания. Рациональное питание
Оборудование: Самодельные таблицы, на партах уч-ся калькулятор, технологические карты, таблицы (см приложение)
Тема: «Рациональное питание» iconРеферат по биологии на тему: «Рациональное питание»
Приложение Средняя суточная сбалансированная потребность взрослого человека в пищевых веществах и энергии (формула сбалансированного...
Тема: «Рациональное питание» iconЭлективный курс по химии
Элективный курс «Рациональное питание» разработан в соответствии с концепцией предпрофильного образования
Тема: «Рациональное питание» iconВопросы к зачету по дисциплине «Рациональное питание» (1 курс мпф), 2012/2013 учебный год
Оксо 260100. 68 0 Технология продуктов питания, по магистерской программе – Организация производства и обслуживания на предприятиях...
Тема: «Рациональное питание» iconКурсовая работа Рациональное питание в рамках курса «Валеология»
Естественный отбор нередко бывает связан с массовым устранением, гибелью тех организмов, которые не смогли измениться в новых условиях...
Тема: «Рациональное питание» iconТемы рефератов: Валеология как наука, понятие о здоровье и факторах...
Оптимальный двигательный режим, рациональное питание важные факторы укрепления и сохранения здоровья (с учетом пола, возраста и состояния...
Тема: «Рациональное питание» iconТематическое планирование по алгебре 8 класс
Алгебраическая дробь, допустимые значения переменных; дополнительные множители для дроби; рациональное выражение, целое выражение,...
Тема: «Рациональное питание» iconРеферат по географии на тему: Реки Алтайского края
Большинству рек края свойственно дождевое и снеговое питание. Грунтовое питание выражено гораздо слабее, за исключением рек равнинной...
Тема: «Рациональное питание» iconЭкзаменационные вопросы по гигиене питания для студентов IV курса...
Предприятия питания в индустрии туризма и гостеприимства: учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент...
Тема: «Рациональное питание» iconТема №1 повторение курса алгебры 7-9
Утверждение Любое рациональное число представимо в виде периодической десятичной дроби
Тема: «Рациональное питание» iconПолноценное питание Полноценное питание
Оксо 260100. 68 0 Технология продуктов питания, по магистерской программе – Организация производства и обслуживания на предприятиях...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск