Тема: «Рациональное питание».
9 класс Цель: сформировать представление о питании как одном из важнейших компонентов здорового образа жизни.
Задачи:
— познакомить с основными факторами питания, влияющими на здоровье человека;
— научить выбирать продукты и составлять индивидуальный рацион в соответствии с нормами здорового питания;
— развивать критическое мышление, умение работать в группе.
Форма: урок-практикум.
Педагогические технологии развивающего обучения.
Учебно-методическое обеспечение:
— раздаточный материал — копии текста с. 15 учебного пособия [7];
— таблицы: «Повседневный рацион», «Питательные вещества различных продуктов
и их основные функции», «Классификация пищевых добавок», «Запрещенные в России, опасные и не разрешенные пищевые добавки»;
- презентация «Рациональное питание»
План:
1. Актуализация темы.
2. Гигиена питания.
З. Что мы едим?
4. Питание и здоровье.
5. Заключение. Подведение итогов.
Домашнее задание к данному уроку: собрать и принести на урок этикетки и упаковки продуктов, которые они едят каждый день. Ход урока Образ жизни человека, его поведение и мышление, которые обеспечивают охрану и укрепление здоровья, называется здоровым образом жизни. (слайд №2)
Рациональное питание
Режим дня
Двигательная активность
Закаливание
Личная гигиена
Грамотное экологическое поведение
Сексуальное воспитание
Отказ от вредных привычек
Эпиграф урока: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть» (слайд №3)
Актуализация темы
Учитель. В чем значение темы сегодняшнего урока? Это важная тема. Рациональное питание — компонент здорового образа жизни. Еще в древние времена отмечено, что от характера и качества пищи, того, как и в каких объемах ее принимает человек, во многом зависит состояние его здоровья. Это не только биологическая, но социально-экономическая и даже политическая проблема. Вопросы питания являются предметом обсуждения на каждой сессии Всемирной организации здравоохранения.
На каких уроках вы касались этой темы? Что вы знаете о рациональном питании?
Учащиеся отвечают.
Учитель. В конце урока я попрошу вас ответить на вопрос: что нового и полезного вы узнали сегодня?
Гигиена питания
Учитель. Запишите в тетради следующие определения: (проецируются на экране слайд №4)
Гигиена питания — это отрасль гигиены, которая изучает проблемы полноценной пищи и рационального питания здорового человека.
Рациональное питание — это питание, наилучшим образом удовлетворяющее потребности организма человека в энергии и жизненно важных веществах в конкретных условиях его жизнедеятельности.
Учащиеся записывают определения в тетради.
Учитель. Почему в определении есть уточнение — «в конкретных условиях»?
Учащиеся. Рациональное питание не может быть неким шаблоном, одинаковым для всех случаев жизни.
Учитель. Рациональное питание должно быть полноценным, сбалансированным, разнообразным, регулярным (слайд №5). А теперь поработаем с текстом. На ваших партах — текст из книги «Гигиена и здоровье». Читая его, сделайте на полях краткие пометки: (проецируются на экране слайд № 6)
«+» — это я знаю;
«-» —это я не знал;
«?» — хочу спросить;
«!» — самое главное;
«*» — это для меня новое.
Учитель, Итак, мы выяснили, какой должна быть гигиена питания.
А какие продукты мы едим? Давайте разберемся.
Что мы едим?
Учитель. На этом этапе урока вы будете работать в группах. Перед вами таблица «Повседневный рацион» (слайд №7), в которой указаны группы продуктов. Оцените: какое количество продуктов каждой группы, по вашему мнению, необходимо человеку вашего возраста каждый день в порциях?
Одна порция — это определенное количество одного из следующих продуктов
(слайд №8):
1. Молоко и молокопродукты (сыр, творог и др.): 1 чашка молока; маленький кусочек (45 г) твердого сыра; 1/2 чашки творога.
2. Хлеб, крупы (каши из них), картофель: один кусок хлеба; одна маленькая булочка или бисквит; 5—6 маленьких крекеров, 1/2 чашки каши или макаронных изделий; две маленькие картофелины.
3. Мясо, рыба, яйца: 50 г мяса животных, птицы и мясопродуктов, или рыбы и рыбопродуктов, либо одно яйцо.
4. Жиры, масло, сладости: 1 конфета; 1/2 пирожного среднего размера или соответствующего кусочка торта; 25 г сливочного масла (на один бутерброд) или 1 столовая ложка подсолнечного масла.
5. Фрукты и овощи: яблоко среднего размера; банан или апельсин; 1/4 чашки сухофруктов; 1/2 чашки вареных или сырых овощей.
Определите: сколько, по вашему мнению, порций продуктов каждой группы необходимо потреблять ежедневно, чтобы ваше питание было рациональным?
Каждый из вас должен сначала сделать выбор самостоятельно и указать его в таблице (колонка «Мой выбор»). Затем обсудить его в своей группе, коллективно определить оптимальное количество порций продуктов каждой группы и внести данные, полученные в результате обсуждения, в колонку «Выбор группы». После этого представитель каждой группы сообщит их всему классу.
Колонка «Нормы» пока останется пустой. Ее вы заполните при рассмотрении следующего учебного вопроса, чтобы сравнить свои мнения с научно обоснованными нормами. Учащиеся выполняют задание. Затем представители групп комментируют результаты работы.
Учитель. Чтобы оставаться здоровыми, нам необходимы разнообразные питательные вещества — углеводы, жиры, белки, витамины, минеральные соли и вода.
Разные продукты содержат разные питательные вещества (учитель проецирует на экран таблицу «Питательные вещества различных продуктов и их основные функции» (слайд № 9) и разъясняет ее содержание).
Как видите, нет ни одного продукта, который содержал бы все вещества, необходимые организму человека. Поэтому, чтобы обеспечить полноценный рацион, необходима разнообразная пища.
Питание и здоровье
Учитель. Мы выяснили, какими продуктами и в каких количествах вы хотели бы питаться. Давайте проанализируем: соответствуют ли ваши вкусы и представления нормам рационального, здорового питания?
При рассмотрении этих норм каждый из вас, сравнивая их с данными, внесенными ранее в таблицу, может выяснить, как изменить свой повседневный рацион, чтобы сделать питание более полноценным, сбалансированным и полезным для здоровья.
Вы узнали, что каждая группа продуктов дает человеческому организму специфический набор питательных веществ.
Наглядно представить и лучше запомнить примерное соотношение групп продуктов, полезное для здоровья, вам поможет «Пирамида здорового питания» (учитель проецирует на экран слайд № 10 и комментирует его).
А теперь заполним колонку «Нормы» таблицы «Повседневный рацион». Чтобы рацион был полноценным, сбалансированным, ежедневно каждому из вас требуется следующее количество порций продуктов каждой группы:
1-й—3; 2-й—б—и; 3-й—2; 4-й— 1 и 5-й—5 (слайд № 11)
Следует учесть, что эти нормы не распространяются на спортсменов и людей, занятых тяжелым трудом, требующим больших энергозатрат, для них нормы питания могут увеличиваться.
Сравните нормы рационального питания с данными, полученными вами ранее, найдите различия и расскажите: как вы можете изменить свой рацион, чтобы сделать питание более полноценным и здоровым?
Учащиеся комментируют результаты сравнения и высказывают предложения по улучшению своего рациона повседневного питания.
Рассмотрим еще один аспект здорового питания, связанный с качеством продуктов. Покупая их, обязательно знакомьтесь с надписями л упаковке. Обратите внимание на коды, каждый из которых несет информацию о характере воздействия входящих в продукт ингредиентов на организм человека. Многие люди считают, что все пищевые добавки — это «химия», поэтому они вредны. На самом деле часть пищевых добавок применяется как раз для того, чтобы продукты соответствовали определенным санитарно-гигиеническим нормам, утверждаемым уполномоченными на то органами.
Некоторые добавки (лимонная кислота и молочная кислоты, сахароза и др.) можно считать вполне безопасными. Однако следует знать, что способы их производства в разных странах различны. Поэтому состав добавок может сильно различаться, иногда включать вредные примеси. Например, в синтетической уксусной или лимонной кислоте, полученной микробиологическим способом, могут быть примеси тяжелых металлов, содержание которых в разных странах нормируется по-разному.
Часть добавок вредна, но их не запрещают, так как это «наименьшее зло», благодаря которому обеспечиваются товарный вид продукта, более длительная сохранность, снижается рост микрофлоры и исключается образование токсинов на протяжении установленного срока хранения. Один из примеров — нитрит натрия, который влияет на цвет и вкус колбас, обеспечивает сохранение красного цвета, обладает антиокислительным и отчасти консервирующим действием. Поэтому магазинная колбаса красного цвета, а домашняя, в которой нет нитрита натрия, — коричневого.
Иногда производители не указывают ингредиенты с буквенным кодом Е, заменяя их названием добавки, например, «глутамат натрия» - усилитель вкуса, что вводит в заблуждение несведущего покупателя.
По мере развития аналитических методов и появления новых данных государственные нормативы для пищевых добавок могут пересматриваться.
Выполняя домашнее задание, вы собрали и принесли на урок этикетки и упаковки продуктов, которые едите каждый день. Давайте проанализируем: какие ингредиенты входят в состав этих продуктов, какие пищевые добавки использованы при их производстве?
Возьмите таблицы — «Классификация пищевых добавок» (слайд №12), «Запрещенные в России, опасные и неразрешенные пищевые добавки — и начинайте работу.
Учащиеся выполняют задание и затем под руководством учителя анализируют результаты.
Учитель. Если вы хотите сохранить здоровье, обязательно, покупая продукты, прочтите то, что написано на упаковках, обращайте внимание на коды, несущие информацию о характере инградиентов, входящих в продукты. Кроме этого, следите за сообщениями СМИ, так как список вредных для здоровья пищевых добавок с буквенным кодом Е пополняется.
Заключение
Учитель, Итак, что нового и полезного узнали вы сегодня?
Учащиеся отвечают на вопрос.
Учитель. Самое главное заключается в том, что вы осознали, насколько серьезно и вдумчиво нужно относиться к своему питанию. Ведь, как известно, 90% болезней приходят к нам через желудок.
Домашнее задание
Стр. 106-111, вопрос 4; заполнить таблицу (слайд № 13)
С помощью заполненной таблицы «Повседневный рацион» надо проанализировать свое питание с точки зрения его влияния на здоровье, рациональности и безопасности
|