Урок по теме: «Рациональное питание»





Скачать 150.83 Kb.
НазваниеУрок по теме: «Рациональное питание»
Дата публикации08.10.2014
Размер150.83 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Урок по теме: « Рациональное питание»

( Пищеварительная система)

Цели урока: Познакомить учащихся с основами рационального питания, необходимое для растущего организма.

Задачи урока:

Развивающие.

-Формировать умение систематизировать и анализировать информацию, развивать творческое мышление учащихся, умение излагать свое мнение и защищать его, способствовать процессу самообразования.

Воспитательные.

- Воспитывать у учащихся чувство ответственности за общую работу, развивать умение работать в группах.

Средства обучения: таблицы по теме: « Строение пищеварительной системы», экран для просмотра слайдов, СД- диск со слайдами, мультимедийный проектор, презентация.

План урока.

1 Повторение пройденного материала

2 Изучение нового материала: презентация работы учащихся

3 Самостоятельная работа учащихся по заданию

4 Выполнение практической работы.

5 Выводы и обобщения по уроку.

Ход урока.
Учитель.

1Все вещества, необходимые для выполнения физической и умственной работы, поддержания температуры тела, а также для роста и восстановления разрушающихся тканей организм получает в виде пищи и воды. Ребята, перед вами таблица, по которой видно продолжительность жизни живых организмов без пищи при наличии воды.

Человек весом 70 кг.

30-50 дней

Собака

60 дней

Кондор

40 дней

Петух

34 дня

Кролик весом 2,5 кг.

26 дней

Лошадь

24 дня

Кошка

18 дней

Голубь

11 дней

Мышь

5-7 дней

Голубь (без воды)

4-5 дней

Лягушка

До 1 года

Проходные рыбы

6-9 месяцев

Клещи и клопы

Несколько лет


Наша пища состоит из очень большого числа различных химических веществ: белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ. Однако не следует думать, что все они полезны или, во всяком случае, полезны в любых количествах.

На уроке мы выясним, что значит рациональное питание, и какое полноценное питание необходимо в подростковом возрасте.

Далее учитель предлагает сделать учащимся задание на повторение пройденного материала.

Задание: Рассмотрите рисунок.

1 Какие органы пищеварительной системы обозначены на нем цифрами 1 -13



2 Заполните таблицу.

Основные правила питания

Обоснование гигиенических правил

Скоропортящиеся продукты нужно хранить в холодильнике




Необходимо тщательно пережевывать пищу перед ее глотанием




Большая часть пищи должна употребляться в вареном или жареном виде




Во время приема пищи вредно отвлекаться




За обедом полезно сначала съедать овощной салат и суп




Вредно съедать за один раз много пищи, особенно на ночь




В пищевой рацион должны обязательно входить сырые овощи и фрукты




Во время приема пищи вредно отвлекаться




Необходимо принимать пищу в одни и те же часы и не реже трех раз в день





(После выполнения задания к доске вызываются 2 учащихся и комментируются ответы.)

Учитель. Зная биохимию пищеварения, можно перейти к основам рационального питания. Что такое рациональное питание? По существу, это соблюдение трех основных принципов питания:

А Равновесие между поступающей с пищей энергией и энергией, расходуемой человеком во время жизнедеятельности, иначе говоря, баланс энергии.

Б Удовлетворение потребности организма человека в определенном количестве и соотношении пищевых веществ.

В Соблюдение режима питания (определенное время приема пищи и определенное количество пищи при каждом приеме)

3Далее учащиеся изучают таблицы учебника: « Энергетические затраты людей разных профессий», « Примерные нормы суточной потребности в питательных веществах»

Энергетические затраты людей разных профессий

Группы профессий

Средние затраты энергии в сутки

(в кДж)

1 Работники интеллектуального труда ( ученые, врачи, педагоги)

До 12600

2 Работники, выполняющие работу средней интенсивности (водители, токари, фрезеровщики)

От 12600 до 14700

3 работники тяжелого механизированного труда

(шахтеры, кузнецы, сельскохозяйственные рабочие)

От 14700 до 16800

4 Работники тяжелого физического труда (грузчики, землекопы, лесорубы)

От 18900 и выше

Примерные нормы суточной потребности в питательных веществах

Питательные вещества

Количество питательных веществ для каждой группы




Люди профессий, не связанных с физическим трудом

Люди профессий, связанных с механизированным физическим трудом

Люди профессий, связанных с механизированным или частично механизированным трудом

Люди профессий, связанных с тяжелым немеханизированным трудом

Белки (в г)

В том числе животного происхождения


109
67

122
72

146
82

163
94

Жиры (в г)

В том числе животного происхождения

106
91

116
95

134
108

153
121

Углеводы (в г)

433

491

558

631

Общая энергетическая ценность пищевого рациона (в кДж)



13474



15086



17270



19942


Вопросы: В какой от степени тяжести работы находится обмен веществ?

В каких пределах колеблются затраты энергии у людей?

4 Выступления учащихся

(Используется презентация и мультимедийный проектор. В презентации представлены результаты анкетирования учащихся, а также информация по рациональному питанию)
Первый принцип рационального питания - баланс энергии.

Вся необходимая организму человека энергия поступает из пищи. Процесс усвоения и использования в организме пищи чем – тоже схож с горением. Большая часть продуктов, в том числе углеводы и жиры, превращается в тепло - энергию, углекислый газ и воду. Только белок дает в организме ряд недоокисленных продуктов, выделяющихся с мочой (мочевина).

Часть пищевых веществ не усваивается (например, белки в среднем усваиваются на 94,5 %, жиры – на 94, углеводы – на 95,6%) и в том или ином виде удаляется с каловой массой. В настоящее время считается, что 1 г белков пищи дает 4 ккал,1 г жиров- 9, а 1г углеводов – 4 ккал. При кратковременном недостатке калорий пищи организм частично расходует запасные вещества, главным образом жир и углеводы (гликоген). При длительном недостатке энергетической ценной пищи организмом расходуется не только резервные углеводы и жиры, но и белки, что в первую очередь ведет к уменьшению массы скелетных мышц. В результате происходит общее ослабление организма. Однако при длительном, избыточном потреблении калорийной пищи часть жиров и углеводов не используется организмом непосредственно, а откладывается в виде подкожного жира в жировых клетках. Это приводит к ожирению. Специалисты установили, что имеется три пути энергозатрат в организме: во- первых, так называемый основной обмен, во- вторых, специфическое действие пищи и, в – третьих: мышечная деятельность. Основной обмен – это минимальное количество энергии, необходимое человеку для поддержания жизни в состоянии полного покоя. Основной обмен у мужчины в среднем равен 1600 ккал, у женщины – 1400 ккал. Он зависит от возраста

( у маленьких детей он на единицу массы в 1,3 -1,5 раза выше, чем у взрослых), от общей массы тела (поэтому часто основной обмен рассчитывается на 1 кг массы тела, принимая, что в 1 ч расходуется 1 ккал), от внешних условий проживания и индивидуальных особенностей человека. Физическая деятельность оказывает весьма существенное влияние на величину обмена энергии. Что же касается умственной работы, то при ней расходы энергии увеличиваются в гораздо меньшей степени.

Расход энергии при различных видах деятельности.


Тип деятельности

Расход энергии, ккал/ч

Тип деятельности

Расход энергии, ккал/ч

Сон

50

Работа в лаборатории стоя

160 -170

Отдых лежа без сна

65

Спокойная ходьба

190

Чтение вслух

90

Быстрая ходьба

300

Делопроизводство




Бег « трусцой»

360

Работа в лаборатории сидя

110

Ходьба на лыжах

420

Домашняя работа типа мытья посуды, глажения, уборки

120 -240

Езда на велосипеде

210 -540


2 Второй принцип рационального питания – удовлетворение потребности в основных пищевых веществах.

К настоящему времени выяснено, что оптимальным в рационе практически здорового человека является соотношение белков, жиров и углеводов, близкое к 1:1, 2:4. Это соотношение наиболее благоприятно для максимального удовлетворения как пластических, так и энергетических потребностей организма человека. Белки должны составлять 12%, жиры -30-35% общей калорийности. В случае значительного увеличения доли физического труда потребности в энергии содержание белков в рационе может быть снижено до 11% общей калорийности рациона (при увеличении доли жиров и углеводов как поставщиков калорий)

Суточная потребность в пищевых веществах и энергии взрослого человека.

Основные пищевые вещества

Суточная потребность взрослого человека

Основные пищевые вещества

Основные пищевые вещества

Белки, г

85

С

( аскорбиновая кислота), мг

70

Жиры, г

102

А (в пересчете на ретиноловый эквивалент), мкг

1000

Усвояемые углеводы, г

В том числе моно – и дисахариды, г

382

50 -100

Е (токоферол), мг

10

Минеральные вещества

Кальций, мг

Фосфор, мг

Магний. Мг

Железо, мг

800

1200

400

14

Д, мкг

2,5

Витамины

В1 (тиамин), мг

В2

( рибофлавин), мг


1,7

2,0

Энергетическая ценность, ккал

2775

РР (ниацин), мг

19







В6, мг

2,0







В12

( кобаламин), мкг

3







В9 ( фолацин), мкг

200








Питание человека существенно меняется в различные периоды жизни, что связано с изменениями физиологических функций и обмена веществ в организме. Так, в организме детей, кроме процессов восстановления происходят также процессы роста, поэтому потребности детей в основных пищевых веществах и энергии в расчете на 1 кг массы тела значительно выше, чем у взрослых. Повышенные требования предъявляются к питанию новорожденных детей, поскольку у них недостаточно совершенная пищеварительная система. С возрастом снижается потребность в белках, жирах, углеводах и энергии. Это и понятно: ведь уменьшается интенсивность обменных процессов и физическая активность. Разнообразие пищи – залог здоровья. В природе не существуют продукты, которые содержали бы все необходимые человеку компоненты (за исключением материнского молока, но только для новорожденных) История знает много примеров, когда массы людей страдали различными заболеваниями только из- за того, что питались преимущественно одними и теми же продуктами. Так было открыто большинство гипо- и авитаминозов ( например, авитаминоз РР, когда в ряде районов Среднего Востока население питалось преимущественно кукурузой или сорго, авитаминоз В1, когда в Японии питались преимущественно полированным рисом, и т.д). Ряд эндемичных ( т.е свойственных определенной местности) заболеваний связан с избытком или недостатком микроэлементов, находящихся в почве. В одних случаях эти микроэлементы попадают, в других не попадают в растительные продукты (например, случаи недостатка иода или фтора в питании населения некоторых областей нашей страны). Разнообразие продуктов в известной мере обеспечивает и их гигиеническую безопасность. Совершенно исключено, чтобы все продукты, произведенные даже в одной и той же местности, в одинаковой степени накапливали вредные вещества.
3 Третий принцип рационального питания – режим приема пищи.

У многих людей режим питания регулируется аппетитом. Дробное питание (5-6 раз в день) подавляет возбуждение пищевого центра. При этом иногда достаточно съесть одного яблока или стакана кефира. Чтобы не возбуждать аппетит, не следует употреблять острого и соленого и необходимо исключить алкогольные напитки. Алкоголь оказывает сильное, возбуждающее аппетит действие.

Повышенный аппетит может нанести вред здоровью, но полное его отсутствие тоже не желательно. Еда с аппетитом всегда доставляет удовольствие. Для развития аппетита необходимо время. Перерывы в еде совершенно необходимы. В детском возрасте они должны быть короче, чем в зрелом. В основу режима питания положены четыре основных принципа.

Первым принципом правильного режима питания является регулярность питания, т.е приемы пищи в одно и то же время суток. Каждый прием пищи сопровождается определенной реакцией организма. Выделяются слюна, желудочный сок, желчь, сок поджелудочной железы и т.д., причем все это происходит в нужное время.

Вторым принципом правильного режима питания является дробность питания в течение суток. Здоровому человеку рекомендуется трех или четырех разовое питание.

Третьим принципом правильного режима питания является максимальное соблюдение рационального питания при каждом приеме пищи. Это значит, что набор продуктов при каждом приеме пищи (завтрак, обед, ужин) должен быть продуман с точки зрения поставки организму человека белков, жиров, углеводов, а также витаминов и минеральных веществ в наиболее рациональном соотношении.

Четвертым принципом правильного режима питания является наиболее физиологическое распределение количества пищи по ее приемам в течение суток. Наиболее полезен для человека такой режим, при котором за завтраком и обедом он получает более двух третей общего количества калорий суточного рациона, а за ужином – менее одной трети. Важно, чтобы время между завтраком и обедом составляло 5 – 6 ч и время между обедом и ужином также составляло 5 – 6 ч., а между ужином и началом сна проходило 3 – 4 ч.
Далее учащиеся выполняют задания учителя.
Доскажи пословицу:

Каждая пословица написана на 2-х карточках, надо найти правильное продолжение.

Кто не умерен в еде - (враг себе)

Хочешь есть калачи – (не сиди на печи)

Когда я ем – (я глух и нем)

Снег на полях – (хлеб в закромах)

Завтрак съедай сам, обед раздели с другом, (а ужин отдай врагу)

Отгадайте загадки:

1 Черна, мала крошка,

Соберут немножко,

В воде поварят,

Кто съест – похвалят (Гречневая каша)

2 Как во поле на кургане

Стоит курица с серьгами. ( Овес)

3 В поле метелкой,

В мешке – жемчугом. (Пшеница)

4 Весь из золота отлит,

На солнышке стоит. ( Колос)

Из приведенного ниже перечня выберите:

а) питательные вещества, б) пищевые продукты.

Хлеб, масло, углеводы, минеральные соли, молоко, овощи, белки, нуклеиновые кислоты, яйцо, витамины, вода, масло.

Ответьте на вопросы:

Какие факторы могут влиять на обмен веществ? Почему жители северных областей употребляют больше жирной пищи, чем жители средней полосы?

Работа в группах.

Практическая работа

« Компенсация дефицита элемента в организме человека с помощью диеты»

Цель работы: изучить возможности компенсации дефицита элементов с помощью специальной диеты.

План работы:

1 Выбрать два « дефицитных» элемента.

2 Дать краткое описание элементов по алгоритму:

А) За какие процессы и структуры отвечает данные элементы в живом организме

Б) Какие нарушения произойдут при дефиците элементов.

3 Спроектировать диету на один день, целенаправленно восполняющую дефицит выбранных элементов

4 Оформить результаты на отдельных листах.

Диета для компенсации дефицита элементов.

Завтрак

1.

2.

3.

Обед

1.

2.

3.

Ужин

1.

2.

3.



Элемент

Функция




Нарушения при дефиците






Учитель: Т.о. питаться нужно по возможности разнообразнее. В идеале пища должна быть разнообразной как в течение дня, так и в течение недели. Что же касается домашних условий, то здесь есть вполне реальные возможности устраивать « рыбные», « молочные», « овощные» и подобные им дни.

Старайтесь правильно распределять калории в суточном рационе: 25-30% на завтрак, 35-50%на обед, 5-10% на полдник, 20-25% на ужин при оптимальном соотношении белков, жиров углеводов в рационе 1:5:1

Приучите себя принимать пищу строго по часам (например: завтрак 7.00-7.30, обед 14.00-14.30, полдник 16.30-17.00, ужин 19.00-19.30)

Старайтесь организовать жизнь так, чтобы сразу на несколько дней приготовить как можно меньше еды, не злоупотреблять хранением продуктов в холодильнике.

Помни, что продукты портятся при повторном нагревании и время тепловой обработки должно быть минимальном.

Не злоупотребляйте пищей, содержащие углеводы, жиры.

Не забывайте, что витамины выполняют важные регулирующие функции в клетках и тканях организма.

Включите в рацион питания БАДЫ.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по теме: «Рациональное питание» icon2013-2014 уч год. Здоровое питание – один из важных факторов, оказывающих...
Еспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению его здоровья и профилактике заболеваний....
Урок по теме: «Рациональное питание» iconДоклад Тема: Рациональное питание: масла растительного происхождения
Актуальность работы заключается в том, что здоровье человека во многом зависит от его питания. Рациональное питание одна из главных...
Урок по теме: «Рациональное питание» iconРеферат по З. О. Ж. тема: «Рациональное питание»
Недостаточность пищевого рациона влияет на трудоспособность, что выражается в быстрой утомляемости, понижении работоспособности....
Урок по теме: «Рациональное питание» iconУрок по теме "Питание и пищеварение", "Обмен веществ". открытый урок по биологии

Урок по теме: «Рациональное питание» iconТема: «Рациональное питание»
Цель: сформировать представление о питании как одном из важнейших компонентов здорового образа жизни
Урок по теме: «Рациональное питание» iconРасход энергии. Нормы питания. Рациональное питание
Оборудование: Самодельные таблицы, на партах уч-ся калькулятор, технологические карты, таблицы (см приложение)
Урок по теме: «Рациональное питание» iconРеферат по биологии на тему: «Рациональное питание»
Приложение Средняя суточная сбалансированная потребность взрослого человека в пищевых веществах и энергии (формула сбалансированного...
Урок по теме: «Рациональное питание» iconЭлективный курс по химии
Элективный курс «Рациональное питание» разработан в соответствии с концепцией предпрофильного образования
Урок по теме: «Рациональное питание» iconВопросы к зачету по дисциплине «Рациональное питание» (1 курс мпф), 2012/2013 учебный год
Оксо 260100. 68 0 Технология продуктов питания, по магистерской программе – Организация производства и обслуживания на предприятиях...
Урок по теме: «Рациональное питание» iconКурсовая работа Рациональное питание в рамках курса «Валеология»
Естественный отбор нередко бывает связан с массовым устранением, гибелью тех организмов, которые не смогли измениться в новых условиях...
Урок по теме: «Рациональное питание» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока «Воздушное питание», урок №1 (58) в теме «Бактерии, грибы – разрушители органического вещества. Лишайники»
Урок по теме: «Рациональное питание» iconТемы рефератов: Валеология как наука, понятие о здоровье и факторах...
Оптимальный двигательный режим, рациональное питание важные факторы укрепления и сохранения здоровья (с учетом пола, возраста и состояния...
Урок по теме: «Рациональное питание» iconТематическое планирование по алгебре 8 класс
Алгебраическая дробь, допустимые значения переменных; дополнительные множители для дроби; рациональное выражение, целое выражение,...
Урок по теме: «Рациональное питание» iconРеферат по географии на тему: Реки Алтайского края
Большинству рек края свойственно дождевое и снеговое питание. Грунтовое питание выражено гораздо слабее, за исключением рек равнинной...
Урок по теме: «Рациональное питание» iconУрок – последний урок в теме. Учебный предмет
Урок входит в тематический блок "Россия первой четверти XVIII века", проводимый урок – последний урок в теме
Урок по теме: «Рациональное питание» iconЭкзаменационные вопросы по гигиене питания для студентов IV курса...
Предприятия питания в индустрии туризма и гостеприимства: учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск