Тема урока: «Кто такие птицы и звери?»
Предмет: естествознание
Класс: 1
Учитель: Хухрыгина Нина Алексеевна
Цели урока:
Познакомить детей с птицами и зверями;
Учить определять принадлежность животного к своей группе.
Оборудование:
Конверт с письмами для первоклассников.
Картины с изображениями птиц (сова, воробей, дятел, ласточка, утка, синица, страус, пингвин)
Картины с изображениями животных (жираф, корова, кошка, лось, медведь, заяц, белка)
Перья птиц разные по размеру, цвету, форме.
Лупы, ножницы, стакан с водой.
Повторение изученного
Не зверь, не птица,
Нос как спица;
Летит – кричит;
Сядет – молчит;
Кто его убьет –
Свою кровь прольет.
(Комар)
Кто такой комар? (насекомое)
Назовите, каких вы еще знаете насекомых.
Кто такие насекомые? (животные, у которых шесть ног)
Отгадайте загадку
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно.
(Сом)
Кто такой сом? (рыба)
Приведите примеры рыб.
Как можно отличить рыб от насекомых? (Живут в воде, двигаются при помощи плавников и хвоста, их тело покрыто чешуей)
Как можно назвать и рыб и насекомых одним словом? (животные)
Новая тема – вступительная беседа.
Сегодня мы продолжим знакомство с животными.
Ребята, от Муравьишки Вопросика пришло письмо. ( достаю конверт, вынимаю из него письмо, читаю.
Дорогие первоклассники!
Я приглашаю вас на экскурсию в лес. Здесь так много интересного! Догадайтесь, кого я мог встретить в этом зеленом доме?
(Птиц, зверей)
Кто такие птицы? (животные, которые умеют летать)
Муравьишка встретил в лесу бабочку. Она умеет летать, значит она птица. Прав ли Муравьишка? (нет)
Почему? (Бабочка – насекомое)
По какому признаку мы птиц отнесем в отдельную группу? (тело птиц покрыто перьями)
Работа по учебнику (стр. 24)
Найдите рисунок вверху на левой странице.
Каких животных вы узнали? (летучая мышь, ночная бабочка, курица, белка)
Что общего у всех этих животных (они умеют летать)
Можно ли их отнести к одной группе?
Какое из нарисованных животных – птица? (курица – птица, у нее несть крылья и тело покрыто перьями, а у остальных перьев нет.
Обобщение.
Курица летает плохо, но ее ученые относят к группе птиц, потому что самый главный признак той группы – перья. Умение летать не является главным признаком
Правильно ли мы думаем?
Согласится ли с нами Мудрая Черепаха? (с. 24 – учебник, внизу страницы дети читают вывод от лица Мудрой Черепахи)
Знакомство со строение птицы (с. 24 внизу)
Рассмотрите рисунок ниже.
Какую птицу вы узнали? (голубь)
Рассмотрите тело птицы. Первый вариант, назовет все части тела птицы второму варианту. (дети работают в парах, называя друг другу части тела птицы)
Каких птиц вы еще видите на рисунке? (гусей)
(учитель называет части тела птицы, а дети показывают части тела у гусей)
Какой части тела не видно? (ног)
Как вы думаете, почему? (они прижимают лапки к телу, когда летят)
Гуси, голуби – это птицы? (да)
Почему? Докажите. (тело гуся и голубя покрыто перьями, значит они птицы)
Практическая работа
На столах у детей лежат перья разные по размеру, форме, цвету.
Чем различаются эти перья? (цветом, формой, размером)
Каждое перо имеет стержень.
Догадайтесь, где стержень у пера
Покажите его
А еще у пера есть бородки. Найдите бородки. Покажите их.
Рассмотрите перо под лупой.
Обратите внимание, как прикрепляются бородки.
Что случится, если сейчас подует ветер? (перья полетят, они легкие)
Разрежьте перо. Что вы видите внутри? (Ничего. Внутри пусто)
Правильно, перо внутри полое (пустое), поэтому перья очень легкие.
Обмакните перо в стакан с водой.
Изменилось ли оно, намокло ли? (нет, вода скатилась капельками)
Поэтому перья защищают птицу от воды и сырости.
Подумайте, для чего нужны птицам большие перья? (чтобы летать)
Для чего нужны маленькие перышки? (для тепла)
Почему перо в учебнике нарисовано рядом с чернильницей?
Много лет назад не было ручек, и люди писали гусиными перьями.
Теперь рассмотрите окраску перьев. Что можете сказать? (перья разные по цвету, они украшают птиц)
Взгляните на Мудрую Черепаху (С. 24)
Как же она украсила себя? (перьями)
Чьи это перья? (павлина)
Распустила хвост жар – птица,
Он горит и золотится.
Из заморских к нам долин
Этот хвост принес…
(Павлин)
Часто можно встретить очень красивых птиц.
У большинства птиц ярко окрашены только самцы. Они используют свою окраску , чтобы привлекать самок. ]самки тех же птиц имеют чаще всего однотипную окраску, которая помогает им прятаться от врагов, когда они высиживают яйца.
Знакомство с разнообразием птиц
(дети отгадывают загадки, учитель демонстрирует картины с изображением птиц, о которых идёт речь.)
Ночь, как смола, черным черна.
Серой птице не до сна.
Меж кустов как тень скользит;
Караулит, кто не спит.
Ловит каждый шорох чутко,
А как крикнет, станет жутко,
Вздрогнет спящая трава,
Это ухает…
(сова) Красный берет,
Нос, как топор,
Хвост, как упор.
(дятел) Сзади – вильце,
Сверху – чёрное сухонце
Снизу – белое полотенце.
(ласточка) Ловит лягушек,
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочку
(утка) Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика
(синица) В сером армячишка
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
По полям ночует,
Коноплю ворует.
(воробей)
Что вы знаете об этих птицах?
Где вы их встречали?
Рассмотрите рисунок вверху на правой странице.
Что делает Муравьишка Вопросик? (летает)
Муравьишка решил найти новых друзей высоко- высоко в небе. Он взлетел на дельтаплане, чтобы познакомиться с новыми друзьями – птицами.
Вспомните, каких животных ученые называют птицами? (тех, чье тело покрыто перьями)
Умение летать не является признаком птиц. Существуют птицы, которые не умеют летать. И наш Муравьишка не сможет встретиться с ними высоко в небе.
Рассмотрите рисунки на стр. 25.
Прочитайте названия птиц. (страус, пингвин)
Эти животные не умеют летать, но они являются птицами.
Почему? (тело этих животных покрыто перьями)
На доске картины, где изображены пингвины и страусы
Страусы не умеют летать, и крылья им служат для украшения.
У страусов длинные и очень сильные ноги, на которых они бегают так же быстро, как лошади. Едят страусы траву, гусениц, ящериц, мелких зверьков.
Пингвины - морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу – рыбу, крабов, рачков. Пингвины не умеют летать, потому что вместо крыльев у них лапы – ласты, которые помогают им плавать. Их тело покрыто густыми непромокаемым оперением. Чтобы выжить, этим птицам не нужно подниматься в воздух, поэтому они не летают и крылья выполняют другие функции.
Физкультминутка
Утром встал гусак на лапки,
Приготовился в зарядке
Повернулся влево, вправо,
Приседанье сделал справно,
Клювиком почистил пух
И скорей за парту – плюх.
Знакомство с признаками и разнообразием зверей.
Работа по учебнику (с. 26)
Рассмотрите рисунки вверху страницы. Кого вы здесь видите? (орла, крокодила, мышь, жука)
К каким известным вам группам принадлежат некоторые из них?
Почему? (жук – насекомое, у него шесть ног, орел – птица, его тело покрыто перьями)
Какой вопрос задает нам сегодня Муравьишка Вопросик?
Прочитайте вверху страницы. (Кто такие звери?)
Так, кто же зверь? Мышь или крокодил? (дети отвечают)
Для того, чтобы помочь Муравьишке правильно отвечать на вопрос, мы должны выявить общие признаки для животных, которые относятся к зверям.
Мудрая Черепаха решила познакомить нас с некоторыми животными, которые относятся к группе зверей.
Если вы отгадаете загадки, то узнаете, что это за звери.
(Учитель демонстрирует рисунки с изображениями зверей)
Он ходит голову задрав
Не потом что важный граф,
Не потому что гордый нрав,
А потому, что он...
(Жираф)
Посреди двора стоит копна:
Спереди – вилы, сзади – метла.
(Корова)
Мордочка усатая
Шубка полосатая,
Часто умывается,
Но с водой не знается
(Киса)
Рассмотрите этих животных на картинке в ученике.
Какие части тела вы выделите у жирафа? (голова, шея, туловище, ноги, хвост)
Вызываются 2 ученика
Один ученик показывает часть тела жирафа, а другой показывает их на иллюстрации.
Работа в парах.
1 вариант называет части тела кошки, 2 вариант – показывает.
Затем 2 вариант называет части тела коровы, а 1 вариант – показывает.
Тело каждого из зверей имеет разную форму и размер, но части тела у всех одинаковые.
А что еще является общим для всех этих зверей? (их тело покрыто шерстью)
Вспомните, чем покрыто тело птиц, рыб? (перьями, чешуйками)
А чем покрыто тело зверей? (шерстью)
Это тот признак, который является общим для всех зверей.
Посмотрите на Черепаху внизу страницы. Костюм какой группы животных она надело?
Почему? (это костюм группы зверей, потому что можно увидеть шерсть)
Прочитайте, какой вывод делает Черепаха? (тело зверей покрыто шерстью).
Каких зверей вы знаете?
На какие две группы можно разделить всех зверей? (дикие и домашние)
Назовите домашних зверей.
Назовите диких зверей.
Муравьишка вопросик пошел гулять в лес, чтобы познакомиться с дикими зверями.
А звери решили сыграть с ним в прятки
Рассмотрите рисунок на стр. 27
Помогите Муравьишке найти зверей.
Кого вы узнали? (белка, медведь, лось, заяц)
Наше путешествие по лесу закончилось .
С какими животными познакомились сегодня?
Назовите признаки птиц, зверей.
ДЗ
Вылечить зайца или белку.
В рабочей тетрадки стр. 12, 11.
|