«Кто такие птицы?»





Скачать 133.67 Kb.
Название«Кто такие птицы?»
Дата публикации25.06.2014
Размер133.67 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Власова Наталия Борисовна

Учитель начальных классов

МБОУ Таловской СОШ

  1. Номинация конкурса « Мой новый урок»

педагогическая деятельность учителя начальных классов

2. Уроки окружающего мира

- «Кто такие птицы?»

- «Кто такие звери?»

- «Что такое зоопарк?»

  1. Уроки разработаны по учебнику «Окружающий мир» 1 класс, 1 часть, автор А.А. Плешаков, изд. «Просвещение», М.2011г.

1 Тема урока: « Кто такие птицы?»

Цель темы: познакомить с птицами, показать их разнообразие и красоту, выявить важнейший признак птиц.

Планируемые результаты: усвоят, что –птицы это животные, тело которых покрыто перьями; узнают о разнообразии видов птиц,; научатся приводить примеры видов перелетных и зимующих птиц; отличать птиц от других животных.

Основные понятия: воздушное пространство, части тела птицы, перелетные птицы, нелетающие птицы.

Межпредметные связи: литературное чтение.

Ресурсы: мультимедийный проектор, учебник, рабочая тетрадь, слайды с изображением птиц, перья птиц разные по размеру, форме и цвету, атлас-определитель, ножницы, стакан с водой, разноцветные фишки.

Организация пространства: фронтально, работа в парах.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Прозвенел звонок

Начался урок.

  1. Повторение изученного

Выполнить задание в перфокартах с названиями рыб « Проверим себя». Какие рыбы речные, а какие-морские?

Закрась кружочек: речные рыбы – зеленым цветом, морские рыбы – синим цветом.

  1. Формирование новых знаний.

  1. Вступительная беседа

- Ребята, от Муравьишки Вопросика пришло письмо.

- Дорогие первоклассники! Я приглашаю вас на экскурсию в лес. Здесь так много интересного! Слайд 1.

- Догадайтесь, кого я мог встретить в этом зеленом доме?

(Птиц)

- Догадайтесь, какая тема сегодняшнего урока.

( Птицы)

- Кто такие птицы?

( Животные, которые умеют летать)

- Муравьишка встретил в лесу бабочку. Бабочка умеет летать, значит она птица. Прав ли Муравьишка?

( Нет)

- Почему?

( Бабочка –насекомое)

- По какому признаку мы птиц отнесем в отдельную группу?

( Тело птиц покрыто перьями)

  1. Работа по учебнику ( стр. 36)

- Найдите рисунок вверху на левой странице. Каких животных вы узнали?

( Летучая мышь, ночная бабочка, курица, белка)

- Что общего у всех этих животных?

( Они умеют летать)

- Можно ли отнести их к одной группе? Какое из нарисованных животных –птица?

(Курица птица, у нее есть крылья и тело покрыто перьями, а у остальных перьев нет)

Учитель обобщает ответы детей.

- Курица летает плохо, но ее ученые относят к группе птиц, потому что самый главный признак этой группы – перья. Умение летать не является главным признаком. Правильно ли мы думаем? Согласится ли с нами Мудрая Черепаха?

Дети обращают внимание на Мудрую Черепаху ( стр.36- внизу) и от лица Мудрой Черепахи читают вывод.

Далее ученики знакомятся со строением птицы ( стр. 36)

- Рассмотрите тело птицы. Первый вариант, назовет все части тела птицы второму варианту.

Дети работают в парах, называя друг другу части тела птицы.

-Каких птиц еще вы видите на рисунке?

( Мы видим гусей)

Учитель называет части тела птицы, а дети показывают части тела у гусей.

- Какой части тела не видно?

( Не видно ног)

- Как вы думаете, почему?

( Гуси прижимают лапки к телу, когда летят.)

- Гуси, голуби- это птицы?

( Да)

- Почему? Докажите ответ.

( Тело голубя и гуся покрыто перьями, значит они птицы.)

  1. Физкультминутка.

Утром встал гусак на лапки,

Приготовился к заряде.

Повернулся влево, вправо,

Приседанье сделал справно,

Клювиком почистил пух

И скорей за парту – плюх.

  1. Практическая работа.

На столах у детей лежат перья птиц разные по форме , размеру и цвету.

- Чем различаются эти перья?

( Цветом , формой, размером)

- Каждое перо имеет стержень. Догадайтесь, где стержент у пера? Покажите его.

- А еще у пера есть бородки. Обратите внимание, как прикрепляются бородки.

- Что случится, если сейчас подует ветерок?

( Переья полетят. Они легкие)

- Разрежьте перо. Что вы видите внутри?

( Ничего. Внутри пусто)

-Правильно, перо внутри полое, поэтому перья очень легкие.

- Обмакните перо в стакан с водой. Изменилось ли, намокло ли перо?

( Нет, вода скатилась капельками)

- Поэтому перья защищают птицу от воды и сырости.

-Подумайте, для чего нужны птицам большие перья?

( Чтобы летать)

- Для чего же нужны маленькие перышки?

( Для тепла)

- Почему в учебнике перо нарисовано рядом с чернильницей? ( Ответы детей.) Много лет назад не было ручек, и люди писали гусиными перьями.

- Теперь рассмотрите окраску перьев. Что можете сказать?

( Перья самые разные по цвету. Они украшают птиц)

- Взгляните на Мудрую Черепаху ( стр. 36) Как же она украсила себя?

( Перьями)

- Чьи это перья?

( Павлина)

Распустила хвост жар-птица,

Он горит и золотиться.

Из заморских к нам долин

Этот хвост принес …

( Павлин)

-Часто можно встретить очень красивых птиц. У большинства пицц ярко окрашены только самцы. Они используют свою окраску, чтобы привлекать самок. Самки тех же птиц имеют чаще всего однотонную окраску, которая помогает им прятаться от врагов, когда они высиживают яйца.

( Слайд 2)

  1. Знакомство с разнообразием птиц (стр. 37)

Отгадайте загадки. Подготовьте для работы фишки. (Кладут фишки около той птицы, о которой шла речь в загадке.

  1. Ночь как смола, черным черна.

Серой птице не до сна.

Меж кустов как тень скользит,

Караулит, кто не спит.

Ловит каждый шорох чутко.

А как крикнет, станет жутко,

Вздрогнет спящая трава,

Это ухает …

( Сова)

  1. Черный жилет,

Красный берет.

Нос, как топор,

Хвост, как упор.

( Дятел)

  1. Спереди - шильце,

Сзади – вильце,

Сверху – черное суконце

Снизу – белое полотенце.

( Ласточка)

  1. Пестрая крякушка

Ловит лягушек.

Ходит вразвалочку,

Спотыкалочку.

( Утка)

  1. Маленький мальчишка

В сером ормячишк

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

По полям ночует,

Коноплю ворует.

( Воробей)

  1. Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.

( Синица)

- Что вы знаете об этих птицах? Где вы их встречали? ( Ответы детей) Закрасьте кружки около тех птиц, которых вы видели в природе.

На доске появляются картины с изображением пингвинов, страуса.

- Страусы не умеют летать, и крылья им служат для украшения. У страусов длинные и очень сильные ноги, на которых они бегают так же быстро, как лошади. Едят страусы траву, гусениц, ящериц, мелких зверьков.

- Пингвины- морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу – рыбу, крабов, рачков. Пингвины не умею летать, потому что вместо крыльев у них лапы – ласты, которые помогают им плавать. Их тело покрыто густым непромокаемым опереньем. Чтобы выжить, этим птицам не нужно подниматься в воздух, поэтому они не летают и крылья выполняют другие функции.

  1. Игра- соревнование.

Дети делятся на три команды ( 3 ряда). Команды по очереди называют знакомых птиц. За каждую названную птицу команды получают перо. Выигрывает та команда, которая получит больше перьев.

  1. Итог урока.

- Чем занимались на уроке?

- Кто же такие птицы?

- Что нового вы узнали о птицах?

Рефлексия.

Встать в круг и, взявшись за руки, высказать свое мнение об уроке. ( Что можно сделать еще, чтобы глубже изучить материал? Появилось ли у вас желание узнать что-то еще по данной теме? )

2 Тема урока: «Кто такие звери?»

Цель темы: познакомить со зверями, показать их многообразие и красоту, выявить важнейшие признаки зверей.

Планируемые результаты : усвоят, что звери - это животные , тело которых покрыто шерстью ; познакомятся со зверьми , которые обитают в наших лесах , узнают о многообразии видов зверей ; отличать зверей от других животных.

Основные понятия: среда обитания, млекопитающие, части тела зверя, дикие и домашние звери.

Ресурсы: мультимедийный проектор, учебник, рабочая тетрадь, слайды с изображением зверей, картинки с изображением зверей.

Межпредметные связи: литературное чтение.

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Ход урока:

  1. Мобилизующая часть урока.

  2. Знакомство с признаками и разнообразием зверей.

1)Работа по учебнику (стр. 38)

- Рассмотрите рисунки вверху страницы. Кого вы здесь видите?

(Орла, крокодила, мышь, жука)

- К каким известным вам группам принадлежат из них? Почему?

( Жук- насекомое, у него шесть ног. Орел- птица, его тело покрыто перьями)

- Какой вопрос задает нам сегодня Муравьишка Вопросик? Прочитайте вверху страницы.

(Кто такие звери?)

- Так кто же зверь? Мышь или крокодил?

( Ответы детей)

Для того чтобы помочь Муравьишке правильно ответить на вопрос, мы должны выявить общие признаки для животных, которые относятся к зверям. Мудрая Черепаха решила познакомить нас с

некоторыми животными, которые относятся к группе зверей.

2)Если вы отгадаете загадки, вы узнаете, что это за звери.

Он ходит голову задрав,

Не потому, что важный граф,

Не потому, что гордый нрав,

А потому, что он …

(Жираф)

На доске появляется картина с изображением жирафа.

Посреди двора стоит копна:

Спереди - вилы, сзади - метла.

(Корова)

На доске появляется картина с изображением коровы.

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

Но с водой не знается.

(Кошка)

На доске появляется картина с изображением кошки.

3)- Рассмотрите этих животных на картинке в учебнике. Какие части тела вы выделите у жирафа?

(Голова, шея, туловище, ноги, хвост)

К доске выйдет Вика. Вова с места будет называть части тела жирафа, а Вика будет их показывать.

4)Далее можно организовать работу в парах. Первый вариант называет части тела кошки, а второй показывает. Затем второй вариант называет части тела коровы, а первый показывает.

III. Физминутка.

В норке спал хорек зимой,

Но проснулся он весной.

Вверх он лапки потянул,

Головой своей кивнул.

И помчался он вприпрыжку,

Словно озорной мальишка.

5)- Тело каждого из зверей имеет разную форму и размер, но части тела у всех одинаковые. А что еще является общим для всех этих зверей?

(Их тело покрыто шерстью)

- Вспомните, чем покрыто тело птиц, рыб?

(Перьями, чешуйками)

- Этот признак, который является общим для всех зверей.

6)Работа по учебнику.

Посмотрите на Черепаху внизу страницы. Костюм какой группы животных она надела? Почему?

( Это костюм зверей, потому что можно увидеть на теле шерсть)

- Можем ли мы сейчас помочь Черепахе?

(Мышь- зверь, потому что ее тело покрыто шерстью)

- Каких зверей вы знаете?

(Ответы детей)

- На какие две группы можно разделить всех зверей?

(Дикие и домашние)

- Назовите домашних зверей. (Ответы детей) Назовите диких зверей. (Ответы детей) Слайд №1

- Муравьишка Вопросик пошел гулять в лес, чтобы познакомиться с дикими зверями. А звери решили сыграть с ним в прятки. Рассмотрите рисунок на странице 39. Помогите Муравьишке найти зверей. Кого вы узнали?

( Белка, медведь, лось, заяц)

- О ком из них говорится в загадке:

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

(Лось)

Учитель вывешивает карточку с изображением лося.

- Лось очень крупное животное. Самца легко узнать по огромным ветвистым рогам, которые отсутствуют у самок. Лоси любят полакомиться молодыми ивами, сочными осинами и березами. Они щиплют траву, а также едят папоротники, грибы и другие растения. Лоси проводят много времени у водоемов. Они отличные пловцы. Чуть ли не в недельном возрасте мать приучает лосенка плавать.

-А о ком говорится в следующей загадке?

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

(Медведь)

На доске появляется изображение медведя.

- Медведи - отличные охотники, но часто питаются и лесными ягодами, корнями, фруктами, выкапывают жуков и личинок, ловят лягушек и рыбу. Медведь- большой любитель меда: даже укусов пчелиных не боится, лишь бы полакомиться. Осенью зверь заботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Уж очень велик зверь, зимой ему трудно прокормиться, трудно и двигаться по глубокому снегу.

- А кто зимой бывает белым, а летом серым?

(Заяц)

Учитель вывешивает картины с изображением зайца зимой и летом.

- Два раза в год меняет свою шубку заяц. Плохо пришлось бы зайцу зимой, если бы он остался серым, как летом или осенью. Но осенью заяц линяет, и вместо серой шерстки, вырастает снежно-белая. Словно надел зайчик шапку невидимку, только кончики ушей черные да нос. Так заяц сливается со снегом и скрывается от врагов.

- Угадайте, о ком говорится в этой загадке:

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубе серенькой зимой,

А в рыжей шубке-летом

(Белка)

На доске появляются картины с изображением белки зимой и летом.

- Зверьки эти зимой и летом живут в лесах, где есть для них корм: шишки, орехи, желуди, ягоды; поедают они и насекомых. Летом они запасают на зиму корм, сушат грибы, выбирают спелые орехи. Все это прячут во мху или в дуплах. Летом белки носят только рыжую шубку, поздней осенью шубка становиться серой, густой и теплой.

IV. Самостоятельная работа учащихся.

Ученики самостоятельно выполняют задания № 3,4 стр.27 – 28 в рабочей тетради № 1.

V. Итог урока. Рефлексия.

-Что нового узнали?

- Какие открытия сделали?

- Оцените свою работу.

3 Тема урока: «Что такое зоопарк?»

Цель темы: познакомить детей с Московским зоопарком, показать многообразие и уникальность животных, содержащихся в неволе, изучить правила безопасного поведения в зоопарке.

Планируемые результаты: усвоят, что зоопарк- это музей живой природы, в котором можно познакомиться с представителями животного мира нашей планеты; научатся правильному поведению в зоопарке при знакомстве с различными животными.

Основные понятия: зоопарк, зоосад, среда обитания.

Межпредметные связи: изобразительно искусство, литературное чтение.

Ресурсы: учебник, слайды с изображением животных, листы бумаги, цветные карандаши, цветные фишки.

Организация пространства: фронтально, работа в парах.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учитель: Я рада вас видеть. Думаю, что урок сегодня принесет вам много познавательного материала. Успехов вам и удачи!

  1. Повторение изученного. Актуализация опорных знаний.

  1. Если есть возможность, желательно организовать экскурсию в зоопарк. Если такой возможности нет, дети знакомятся с зоопарком и его обитателями по учебнику.

Учитель: Дети, готовы вы наблюдать?

Выводы делать и рассуждать?

Ну, поскорей в путешествие, класс!

Московский зоопарк приглашает всех нас!

Итак, мы с вами отправляемся в увлекательное и познавательное путешествие в Московский зоопарк, чтобы добыть новые интересные сведения. Какие знания нам понадобятся в пути?

(Умение работать с учебником, наблюдательность, «багаж знаний»)

- Ребята, а что такое зоопарк?

(Ответы детей)Картина с изображением зоопарка.

Зоологический парк или зоопарк – это место, где содержат диких животных. Здесь можно увидеть животных, которые живут не только в нашей местности, но и в дальних странах.

Ученые изучают животных в зоопарке.

- Кто из вас был в зоопарке? В каком?

(Ответы детей)

- Каких животных вы можете там увидеть?

(Ответы детей) Слайд №1

- Ребята, как вы думаете, как животные попадают в зоопарк?

(Ответы детей)

- Здесь живут и те животные, которым трудно выжить в неволе, так как их осталось очень мало и ученые помогают этим животным.

2) Работа по учебнику.

- Мудрая Черепаха предлагает вам посетить Московский зоопарк.

Далее дети работают по учебнику (стр. 40-41): под руководством учителя рассматривают фотографию и читают статью автора.

  1. Дети рассматривают иллюстрации на странице справа (стр. 41), отвечают на вопросы и выполняют задания.

(Рассмотреть животных Московского зоопарка. Отметить цветными фишками животных, которых видели в зоопарке)

III. Физминутка.

Мы, покинув этот класс,

Станем тиграми тотчас.

Ну-ка вытянись, дружок:

Тигр делает прыжок!

А теперь еще один!

Ну а прыгнув, посидим,

Поглядим по сторонам,

Разойдемся по местам.

3)- Ребята, а как нужно вести себя в зоопарке?

(Ответы детей)

( Спокойно, нельзя дразнить животных, просовывать руки, нельзя перелезать через барьер, кормить животных)

Учитель: Но сейчас появились и такие зоопарки, где эти правила не действуют. Их называют контактными зоопарками. Там содержатся только безобидные животные. Дети могут заходить в вольер, гладить и угощать своих любимцев, фотографироваться с ними. Такое тесное общение с животными приносит много радости.

IV. Творческая работа.

Учитель: У вас на столах чистые листы бумаги и цветные карандаши. Я вам предлагаю изобразить животного зоопарка, который вам наиболее понравился.

V. Выставка детских работ.

VI. Рефлексия.

Наш урок близится к завершению. У вас на партах лежат круги. Изобразите на них свое настроение. А теперь каждый кружочек прикрепим на наше солнышко, которое висит на доске. Вот с таким настроением мы заканчиваем урок.

VII. Подведение итога урока.

Учитель:

- Что нового вы сегодня узнали из нашего урока?

- О чем сможете рассказать дома родителям?

Приложение к уроку № 1

«Кто такие птицы?»

снегирь

пингвин королевский

14

Приложение

к уроку № 2

«Кто такие звери?»

e:\школа\животный мир\домашние животные\02.03.2007 13-27-29.jpg e:\школа\животный мир\домашние животные\horse01.jpg

e:\школа\животный мир\домашние животные\pig01.jpg

рисунок16 медведь1

1730832 рисунок20

Приложение

к уроку № 3

«Что такое зоопарк?»

artic-073 медведь1

рисунок24 копия изображение 003

копия изображение 002 50

d:\степь\стёп орёл.jpg шакал

джейран3 e:\школа\животный мир\кенгуру.jpg

e:\школа\животный мир\568-160.jpg e:\школа\животный мир\normal_2657355.jpg

e:\школа\животный мир\438-160.jpg e:\школа\животный мир\a274.jpg

рисунок3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Кто такие птицы?» icon«Кто же такие птицы?»
«Б» классе дети изучали мир птиц. Ученики искали ответы на такие вопросы: «Кто такие птицы? Зачем птицам перья? Почему птицы поют?...
«Кто такие птицы?» iconТема : «Кто такие птицы»
Цель: Познакомить обучающихся с разнообразием птиц, выделять существенные и отличительные птицы
«Кто такие птицы?» iconКто такие птицы
Оборудование: кассета с записями голосов птиц, «Красная книга», таблицы о птицах, выставка книг, макеты кормушек, грамзапись песни...
«Кто такие птицы?» iconТема: «Кто такие птицы?» Цели
Цели: усвоить, что птицы – животные, тело которых покрыто перьями; научить приводить примеры птиц
«Кто такие птицы?» iconУрок окружающего мира. 1 класс. Умк «Школа России». Тема: «Кто такие птицы»
...
«Кто такие птицы?» icon«Кто такие птицы и звери?»
Картины с изображениями птиц (сова, воробей, дятел, ласточка, утка, синица, страус, пингвин)
«Кто такие птицы?» iconУрок окружающего мира 1 класс Тема: Кто такие птицы?
Цель: познакомить учащихся с многообразием птиц, выделить существенные и отличительные признаки
«Кто такие птицы?» iconУрок окружающего мира 1 класс Учитель Кириенко О. В. Тема: Кто такие птицы?
Цель: познакомить учащихся с многообразием птиц, выделить существенные и отличительные признаки
«Кто такие птицы?» iconУрок по окружающему миру в 1 классе по теме «Кто такие птицы?»
...
«Кто такие птицы?» iconУрока, № урока по теме «Кто такие птицы?»
Познакомить учащихся с птицами, учить выделять существенные признаки природных объектов; продолжать обучение практическому исследованию...
«Кто такие птицы?» iconТема. «Кто такие птицы?» Цели
Цели: Познакомить детей с птицами; учить выделять существенные признаки природных объектов; продолжить обучение практическому исследованию...
«Кто такие птицы?» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Например, кто точнее расскажет правило…, кто больше назовёт…, кто правильнее подчеркнёт или даст определение…, кто образнее опишет…...
«Кто такие птицы?» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Есть птицы, которые летают выше облаков, а есть и такие, которые вовсе не могут летать. Одни птицы живут только в лесу, другие —...
«Кто такие птицы?» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учить выделять признаки осени, ввести понятия «перелетные птицы», «оседлые птицы», «кочующие птицы»
«Кто такие птицы?» iconКто такие насекомые?
Эти вопросы. Работа по учебнику
«Кто такие птицы?» iconПротокол № от 2011 г
Кто из вас может сказать, что знает о себе все? Вряд ли найдутся такие, не правда ли! А так хочется знать –кто я, на что я способен,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск