Скачать 283.57 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная Роговатовская школа с углубленным изучением отдельных предметов»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Биология» Марковой Любови Игнатьевны учителя биологии 8 класс (базовый уровень) 2013г Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Биология» составлена для учащихся 8 класса МБОУ «Средняя общеобразовательная Роговатовская школа с УИОП» на основе программы основного общего образования по биологии для 5-9 классов авторов Н.И.Сонина, В.Б. Захарова, Е.Т.Захаровой (Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. - М.: Дрофа, 2008.). Цель программы: освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека. Задачи программы: - овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; о факторах здоровья и риска; - воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе; - формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей. В содержание программы внесены следующие изменения: из резервного времени взяты часы для проведения вводного, рубежного, итогового контроля, значит увеличилось количество часов в теме 1 на 1 час, тема «Внутренняя среда организма» увеличена на 1 час для проведения полугодовой контрольной работы; в тему «Человек и его здоровье» введены уроки повторения и итоговая контрольная работа. Эти часы взяты из резервного времени. Рабочая программа ориентирована на использование УМК: Н.И,Сонин, М.Р.Сапин. «Биология. Человек» 8 класс: Учебник для общеобразовательных .учебных заведений.- М., И. « Дрофа», 2013г. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2008г. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 8-го класса рассчитана на 70 часов учебного времени и предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю. Формы организации учебного процесса Формы учебных занятий: уроки, лабораторные работы, практические работы. Программой курса предусмотрено проведение комбинированных уроков, лабораторно- практических уроков, выполнение самостоятельных, домашних работ. Определенное место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе: подготовка творческих работ, сообщений, рефератов. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включено 7 лабораторных работы, 7 практических работ. Все лабораторные работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Перед каждой практической работой проводится инструктаж по технике безопасности, работы оформляются в отдельной тетради и оцениваются учителем. Для проверки знаний и умений учащихся в рабочую программу включены примерные варианты текущих, тематических и итоговых проверочных работ в форме тестирования, соответствующие структуре ЕГЭ. Требования к уровню подготовки учащихся 8-го класса: Учащиеся в результате усвоения раздела должны знать, понимать: • признаки сходства и отличия человека и животных; • сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; • особенности организма человека: его строения. Жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения. Учащиеся должны уметь: • объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе. зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека; • изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов. • распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека; • выявлять: взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов организма человека; • сравнивать: человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы; • определять: принадлежность человека к к определенной систематической группе; • анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека; • проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах; • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха; • оказания первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах, кровотечениях; спасении утопающего; • рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде; • проведения наблюдений за состоянием собственного организма. Календарно – тематическое планирование
Содержание программы Тема 1. Место человека в системе органического мира (3 ч.) Человек – часть живой природы. Систематическое положение вида Человек разумный. Признаки человека, как представителя хордовых, признаки человека, как представителя отряда Приматов. Сходство и различия человека и млекопитающих. Рудименты и атавизмы. Тема 2. Происхождение человека (2 ч.) Биологические и социальные факторы антропогенеза.Место человека в системе органического мира . Расы, особенности представителей разных рас, их происхождение и единство. Расизм. Тема 3. Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека (1 ч.) Наука о человеке.Понятия анатомии, физиологии и гигиены человека. Вклад различных ученых в развитие наук о человека. Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 ч.). Клеточное строение организма. Строение клетки (цитоплазма, ядро, рибосомы, митохондрии, мембрана). Основные процессы жизнедеятельности клетки (питание, дыхание, деление). Краткие сведения о строении и функциях основных ней. Органы и системы органов. Организм – единое целое. Лабораторная работа: 1. Изучение микроскопического строения тканей. Практическая работа: 1. Распознавание на таблицах органов и систем органов. Тема 5. Координация и регуляция (10 ч.) Гуморальная регуляция деятельности организма. Эндокринный аппарат человека, его особенности. Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция деятельности организма. Значение нервной системы в регуляции и согласованности функций организма человека и взаимосвязи организма со средой. Центральная и периферическая нервная система. Строение и функции спинного мозга и отделов головного мозга. Роль вегетативной нервной системы в регуляции работы внутренних органов. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга. Органы чувств, их значение. Анализаторы. Строение, функции, гигиена. Зрительный анализатор. Анализаторы слуха и равновесия. Кожно-мышечная чувствительность, обоняние и вкус. Взаимодействие анализаторов, их взаимозаменяемость и чувствительность. Лабораторная работа: 1. Изучение головного мозга человека (по муляжам). Самонаблюдение: 1. Изучение изменения размера зрачка. Тема 6. Опора и движение (8 ч.) Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Сходство скелетов человека и животных. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строение костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Первая помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах, переломах. Мышцы, их функции. Основные группы мышц тела человека. Работа мышц. Статическая и динамическая нагрузки. Влияние ритма и нагрузки на работу мышц. Роль нервной системы в регуляции деятельности мышц. Утомление при мышечной работе, роль активного отдыха. Значение физических упражнений для формирования скелета и развития мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия. Приемы первой помощи при травмах: растяжение связок, вывихи суставов, переломы костей. Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. Лабораторная работа: 1. Изучение внешнего строения костей. Самонаблюдения: 1. Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц. 2. Измерение массы и роста своего организма. Тема 7. Внутренняя среда организма (4 ч.) Внутренняя среда организма (кровь, межклеточная жидкость, лимфа) и ее относительное постоянство. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Состав крови. Плазма крови. Свертывание крови как защитная реакция организма. Строение и функции эритроцитов и лейкоцитов. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Роль И.И.Мечникова в создании учения об иммунитете. Инфекционные заболевания и борьба с ними. Предупредительные прививки. СПИД и борьба с ним. Группы крови. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Лабораторная работа: 1. Изучение микроскопического строения крови. Тема 8. Транспорт веществ (4 ч.) Органы кровообращения: сердце и сосуды (артерии, капилляры, вены). Сердце, его строение и работа. Большой и малый круги кровообращения. Движение лимфы в организме. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Нервная и гуморальная регуляция деятельности сердца и сосудов. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Вредное влияние курения и употребления алкоголя на сердце и сосуды. Самонаблюдения: 1. Измерение кровяного давления. 2. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений. Тема 9. Дыхание (5 ч.) Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосовой аппарат. Дыхательные движения. Жизненная емкость легких. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Инфекционные болезни, передающиеся через воздух, предупреждение воздушно-капельных инфекций, гигиенический режим во время болезни. Гигиена органов дыхания. Вредное влияние курения на органы дыхания. Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения. Практическая работа: 1. Определение частоты дыхания. Тема 10. Пищеварение (5 ч.) Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные ферменты и их значение. Роль И. П. Павлова в изучении функций органов пищеварения. Пищеварение. Печень и поджелудочная железа, их роль в пищеварении. Всасывание. Регуляция процессов пищеварения. Гигиенические условия нормального пищеварения. Лабораторная работа: 1. Воздействия желудочного сока на белки, слюны на крахмал. Практическая работа: 1. Определение норм рационального питания. Тема 11. Обмен веществ и энергии (2 ч.) Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический обмен, энергетический обмен и их взаимосвязь. Витамины. Их роль в обмене веществ. Основные гиповитаминозы. Гипервитаминозы. Способы сохранения витаминов в пищевых продуктах. Нормы питания. Рациональное питание. Тема 12. Выделение (2 ч.) Значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. Тема 13. Покровы тела (3 ч.) Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляция. Закаливание организма. Гигиена кожи, гигиенические требования к одежде и обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Профилактика и первая по мощь при тепловом и солнечном ударе, ожогах и обморожениях, электрошоке. Тема 14. Размножение и развитие (3 ч.) Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение и внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи. Тема 15. Высшая нервная деятельность (5 ч.) Поведение человека. Роль И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности. Рефлекс – основа нервной деятельности, его виды, роль в приспособлении к условиям жизни. Безусловные и условные рефлексы. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной деятельности. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека. Тема 16. Человек и его здоровье (8 ч.) Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде. Практические работы: 1. Изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений. 2. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. Резервное время – 2ч. Формы и средства контроля
Перечень учебно-методических средств обучения Литература Основная литература 1. Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. «Биология. Человек» 8 класс: Учебник для общеобраз. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2013г.; 2. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2008г.; 3. Сборник нормативных документов. Биология/ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006. Дополнительной литературы для учителя: 1.Большая школьная энциклопедия. Т.1.. М,.2007г 2. Захаров В. В., Сонин Н. И. Биология. Многообразие живых организмов: учебник для 7 класса средней школы. М.: Дрофа, 2010. 3.Сонин Н. И. Биология. Живой организм: Учебник для 6 класса средней школы. М.: Дрофа, 2010. 4.Козачек Т.В. Биология. Поурочные разработки по учебнику Н.И. Сонина, 8 класс. Волгоград, И. «Учитель» , 2004г. Литература для учащихся: 1.Большая школьная энциклопедия. Т.1.. М,.2007г 2. Энциклопедический словарь юного биолога./ Составитель М. Е. Аспиз.- М.: Педагогика, 1986. Интернет-ресурсы: http://bio.1september.ru/ - газета «Биология» - приложение к «1 сентября» www.bio.nature.ru – научные новости биологии www.edios.ru – Эйдос- центр дистанционного образования www.km.ru/educaition - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий» Оборудование и приборы. Модели Гортань Головной мозг на 3 части Сердце. Упрощенная разборная модель Сердце. Разборная модель в натуральную величину Головной мозг. Разборная модель (2 штуки) Модель сердца Глаз человека Скелет человека (пластмассовый) Таблицы и плакатыРасы человека Животная и растительная клетки Строение животной клетки Виды тканей Митоз Мейоз Железы внутренней секреции Вегетативная нервная система Схема рефлекторной дуги Образование и внешнее торможение условного рефлекса Спинной мозг Головной мозг Камера для изучения условных рефлексов Зрительный анализатор Слуховой анализатор Вкусовой анализатор Скелет человека Череп человека Строение костей и типы их соединения Вывихи костей Мышцы человека Кровообращение Строение крови Сердце Фазы работы сердца Строение дыхательной системы Органы пищеварения Зубы Рот и глотка при глотании и дыхании Кожа Органы выделения Микропрепараты Набор микропрепаратов по разделу «Человек и его здоровье» Технические средства обучения Компьютер Мультимедиапроектор Экран |
Рабочая программа по учебному предмету «биология» | Рабочая программа по биологии 5 9 классы Рабочая программа по учебному предмету Биология составлена на основе следующих нормативных документов | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» L класса гуо составлена на основании «Программы обучения глубоко умственно отсталых... | Рабочая программа учителя биологии высшей квалификационной категории... «Животные» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой //Программы для общеобразовательных учреждений. Биология, 5-11... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» Рабочая программа по учебному предмету «Литература» на уровень среднего общего образования составлена на основе | Рабочая программа по учебному предмету "литература" Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 7 класса составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» Рабочая программа по учебному предмету «Технология» составлена на основе авторской программы «Технология»1-4 классы /. Лутцевой Е.... | Пояснительная записка рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 1 класса разработана на основе | ||
Рабочая программа Балдиной Любови Сергеевны I квалификационная категория... ... | Рабочая программа Балдиной Любови Сергеевны I квалификационная категория... ... | ||
Рабочая программа учителя биологии высшей квалификационной категории... Планирование составлено на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования. (Сборник... | Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 1-4 класс Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» включает в себя следующие разделы | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» 1-4 класс Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» включает в себя следующие разделы | Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для 4 класса составлена на основе авторской программы Шевченко Л.... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для... «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» | Рабочая программа Кащенко Натальи Сергеевны I квалификационная категория... М.: Дрофа, 2009. – 92, [4] с.) и учебника А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Биология. Общая биология» (Каменский... |