Рабочая программа учителя биологии высшей квалификационной категории Нургалиевой Т. А. по учебному предмету «Биология»





НазваниеРабочая программа учителя биологии высшей квалификационной категории Нургалиевой Т. А. по учебному предмету «Биология»
страница1/5
Дата публикации12.06.2015
Размер0.56 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3   4   5
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №26»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

методическим объединением

Заместитель директора

Директор школы

учителей естественнонаучного

по УР Ситдикова Т.Г.

__________Р.Р.Зарипов

цикла

Протокол №______________

____________________

Приказ № __73__

от « 2 » сентября 2013 г.

«_2_» сентября 2013г.

от « 2» сентября 2013 г.

Руководитель МО ____________

Тимергалеева А.Н.


 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя биологии

высшей квалификационной категории

Нургалиевой Т.А.

по учебному предмету «Биология»

8 класс (базовый уровень)

 

 

 

Программа рассмотрена на заседании

педагогического совета.

Протокол № 2 от 2 сентября 2013 года. 

 

 

 

 Казань - 2013 год

Календарно-тематическое планирование уроков биологии

Класс: 8

Учитель: Нургалиева Талия Абраровна

Количество часов: 70

Всего 70 часов; в неделю 2 ч.

Плановых контрольных уроков - 7

Лабораторных работ: 10

Практических работ: 7

Планирование составлено на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2006).

Учебник: Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. «Биология. Человек. 8 класс» 4-е изд. М.: Дрофа, 2009

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;

  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  4. воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  5. иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Планирование составлено на основе:

Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2006).

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

Рабочая программа ориентирована на учебник:

Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл. – М.: Дрофа, 2006.-336 с.. (Гриф: Рекомендовано МО РФ).

При изучении раздела биологии: «Человек» - рассматриваются национально-региональные компоненты в темах:



урока

Тема урока

1

3

Происхождение человека. Этапы его становления. Ученые РТ, их вклад в развитие медицины Самойлов В.Н. Бехтерев В.М., Горяев Н.К. и др. (НРК)

2

12

Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка. Практическая работа №2: "Изучение строения головного мозга человека (по муляжам)". Ученые РТ: Самойлов, Бехтерев. (НРК)

3

15

Эндокринная система. Роль эндокринной регуляции. Профилактика заболеваний щитовидной железы, связанных с особенностями состава воды и почв РТ. (НРК)

4

16

Железы внутренней и внешней секреции. Гормоны. Данные о заболеваемости среди жителей РТ эндокринными заболеваниями.

5

17

Нарушения нервногуморальной регуляции и их предупреждения. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Алкоголь, курение наркомания и здоровье человека. Профилактика. Санатории «Казанский», «Бакирово», курорт «Васильевский (НРК)

6

24

Осанка. Предупреждение плоскостопия. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека. Укрепление здоровья: двигательная активность. Данные о заболеваемости среди жителей РТ заболеваниями опорно-двигательной системы. (НРК)

7

26

Кровь. Внутренняя среда организма. Транспорт веществ. Значение постоянства внутренней среды организма.Ученые РТ: Горяев. (НРК)

8

28

Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Луи Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Данные по ВИЧ-инфекции среди жителей РТ, центры по профилактике и борьбы со СПИД., профилактика ИППП (НРК)

9

29

Кровеносная и лимфатическая системы. Природные и антропогенные факторы РТ, влияющие на состав крови. Гипоксия. Анемия. (НРК)

10

31

Строение и работа сердца. Ученые РТ: Медведев. (НРК)

11

33

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. Практическая работа № 6: "Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечения" заполнение таб " Первая помощь при кровотечениях». Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. Заболеваемость ССЗ среди жителей РТ. Кардиологический центр проф. Медведева. Профилактика. (НРК)

12

38

Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Лабораторная работа №6: «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха, наблюдения за частотой дыхания)». Заболеваемость туберкулезом, другими простудными заболеваниями среди жителей РТ (НРК)

13

39

Обобщающий урок по теме: "Дыхание". Алкоголь, курение наркомания и здоровье человека. Профилактика в РТ. (НРК)

14

40

Питание. Пищеварительная система. Пища как биологическая основа жизни. Курорт «Иж.мин.воды», санатории «Казанский», «Жемчужина». (НРТ)

15

42

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов. Лабораторная работа №7: "Действие ферментов слюны на крахмал". Ученые РТ: Вишневский, Вяселев. (НРТ)

16

45

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций. Профилактика гепатита и кишечных инфекций. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. Данные о лептоспирозе по РТ и эпидемии холеры в Казани в 2001 г. (НРК).

17

50

Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Постоянство температуры тела и способы её регуляции. Специфика факторов природной среды РТ, оказывающих влияние на терморегуляцию. Особенности гигиенических требований к одежде и обуви в клим. условиях РТ. (НРК)

18

51

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Факторы риска: переохлаждение. Реакция организма на изменение температуры окружающей среды. Влияние климатических факторов РТ на здоровье. (НРК)

19

54

Образование мочи. Данные о заболевании геморрагической лихорадкой в РТ. Меры профилактики ГЛПС. (НРК)

20

59

Слуховой анализатор. Предупреждение нарушений слуха. Нарушения слуха, их профилактика. Воздействие шума в Казани на остроту слуха. (НРК)

21

61

Высшая нервная деятельность. Исследования И.М. Сеченова и И.П. Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина. Психология и поведение человека. Условные и безусловные рефлексы. Ученые РТ: Самойлов, Бехтерев, Курашов. (НРК)

22

65

Типы нервной деятельности. Воля, эмоции, внимание. Укрепление здоровья: аутотренинг. Лабораторная работа № 9: «Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях». Влияние биологических и социальных факторов РТ на здоровье человека. (НРК)

23

66

Жизненные циклы. Размножение и развитие. Строение и функции мужской и женской половых систем, их гигиена. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Наследование признаков у человека. Факторы риска, влияющие на внутриутробное развитие. Медико-генетический центр на базе РКБ. (НРК)

24

68

Наследственные и врожденные заболевания, передаваемые половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Практическая работа№:8 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье». Демографическая ситуация в РТ, заболеваемость ИППП по РТ. (НРТ)

Количество часов по четвертям

Четверть

I

II

III

IV

Итого

Количество часов

18

14

20

18

70

Календарно-тематическое планирование включает в себя следующие темы:



Тема

Количество

В том числе

часов

теория

Лаб./пр. работы

Контр.

работы

1

Введение

1

1

-/-

-

2

Происхождение человека

3

3

-/-

-

3

Общий обзор организма

4

1

2/1

-

4

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма человека

6

4

-/2

-

5

Эндокринная система

4

3

-/-

1

6

Система опоры и движения

7

4

1/1

1

7

Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы организма

9

5

2/1

1

8

Дыхательная система

5

3

1/-

1

9

Пищеварительная система

6

5

1/-

-

10

Обмен веществ и энергии

4

2

1/-

1

11

Покровные органы. Теплорегуляция

3

3

-/-

-

12

Выделительная система

3

2

-/-

1

13

Анализаторы

5

4

-/1

-

14

ВНД. Поведение. Психика

5

3

2/-

-

15

Индивидуальное развитие организма

5

3

-/1

1

ИТОГО

70

46

10/7

7

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебные единицы


Количество

уроков

Введение.

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

1

Происхождение человека.

Систематическое положение человека. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на неё. Человеческие расы. Человек как вид.

3

Строение и функции организма

66

  • Общий обзор организма

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.

Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.

Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.

Практическая работа №1: "Распознавание на таблицах органов и систем органов человека", заполнение таб."Строение и функции систем органов".

Лабораторная работа №1: "Изучение особенностей строения эпителиальной и соединительной тканей".

Лабораторная работа №2: (продолжение) "Изучение особенностей строения мышечной и нервной тканей".

4

  • Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма человека

Значение нервной системы. Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система; нервы и нервные узлы – периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.

Практическая работа №2: "Изучение строения головного мозга человека (по муляжам)".

Практическая работа №3: "Изучение строения головного мозга человека (по муляжам)».

6

  • Эндокринная система

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желёз, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

4

  • Система опоры и движения.

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Практическая работа №4: «Измерение массы и роста своего организма».

Лабораторная работа № 3 "Выявление влияния статической работы на утомление мышц".

7

  • Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы организма

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свёртывание крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер и И. И. Мечников. Иммунитет. Иммунная система. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечнососудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрации моделей сердца и торса человека, приёмов измерения артериального давления по методу Короткова, приёмов остановки кровотечений.

Лабораторная работа №4: "Изучение микроскопического строения крови".

Лабораторная работа №5: "Подсчет пульса до и после дозированной нагрузки".

Практическая работа №5: "Измерение температуры тела, кровяного давления".

Практическая работа №6: "Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечения" заполнение таб " Первая помощь при кровотечениях».

9

  • Дыхательная система

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в лёгких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землёй, электротравме. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Лабораторная работа №6: «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха, наблюдения за частотой дыхания)».

5

  • Пищеварительная система

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Лабораторная работа №7: "Действие ферментов слюны на крахмал".

6

  • Обмен веществ и энергии

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ценность пищи.

Лабораторная работа №8: "Определение норм рационального питания, составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат».

4

  • Покровные органы. Теплорегуляция

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в терморегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.

Причины кожных заболеваний. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

3

  • Выделение.

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

3

  • Анализаторы

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Практическая работа №7: «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением».

5

  • Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика

Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Учение А. А. Ухтомского о доминанте. Врождённые программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип. Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Роль речи в развитии высших психических функций. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление. Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

Лабораторная работа №9: «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамичного стереотипа».

Лабораторная работа №10: «Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях».

5

  • Индивидуальное развитие организма

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля–Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.

Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.

Развитие ребёнка после рождения. Вред ранних половых контактов и абортов.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности.

Практическая работа№8: «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье».

5


  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учителя биологии высшей квалификационной категории Нургалиевой Т. А. по учебному предмету «Биология» iconРабочая программа учителя биологии высшей квалификационной категории...
«Животные» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой //Программы для общеобразовательных учреждений. Биология, 5-11...
Рабочая программа учителя биологии высшей квалификационной категории Нургалиевой Т. А. по учебному предмету «Биология» iconРабочая программа учителя русского языка и литературы высшей квалификационной...
Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, граж
Рабочая программа учителя биологии высшей квалификационной категории Нургалиевой Т. А. по учебному предмету «Биология» iconРабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной...
Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре
Рабочая программа учителя биологии высшей квалификационной категории Нургалиевой Т. А. по учебному предмету «Биология» iconРабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной...
Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально – ценностного отношения к искусству
Рабочая программа учителя биологии высшей квалификационной категории Нургалиевой Т. А. по учебному предмету «Биология» iconПрограмма педагога егоровой Натальи Ефтифиевны учителя высшей квалификационной...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №6 г. Невинномысска Ставропольского края
Рабочая программа учителя биологии высшей квалификационной категории Нургалиевой Т. А. по учебному предмету «Биология» iconРабочая программа педагога краснослободцевой Елены Григорьевны, учителя...
Сухорукова Л. Н, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова. Биология. Разнообразие живых организмов 7 класс. / Издательство «Просвещение»....
Рабочая программа учителя биологии высшей квалификационной категории Нургалиевой Т. А. по учебному предмету «Биология» iconРабочая программа по биологии 9 класс Учителя биологии высшей квалификационной...
В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой (Сборник нормативных документов. Биология. Составители Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев....
Рабочая программа учителя биологии высшей квалификационной категории Нургалиевой Т. А. по учебному предмету «Биология» iconРабочая программа учителя русского языка и литературы высшей квалификационной...
Развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания...
Рабочая программа учителя биологии высшей квалификационной категории Нургалиевой Т. А. по учебному предмету «Биология» iconРабочая программа педагога мериновой Нины Егоровны, учителя начальных...
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций
Рабочая программа учителя биологии высшей квалификационной категории Нургалиевой Т. А. по учебному предмету «Биология» iconПлан работы методического объединения учителей гуманитарного цикла на 2013-2014 учебный год
Состав методического объединения- 9 учителей. 4учителя высшей квалификационной категории, 4 учителя – первой квалификационной категории,...
Рабочая программа учителя биологии высшей квалификационной категории Нургалиевой Т. А. по учебному предмету «Биология» iconОбразовательный квест-проект
Кульман Е. Г., учителя химии и биологии высшей квалификационной категории маоу сош «Диалог»
Рабочая программа учителя биологии высшей квалификационной категории Нургалиевой Т. А. по учебному предмету «Биология» iconРабочая программа По биологии 7класс Составитель: учитель биологии...
Данная рабочая программа по биологии в 7 классе составлена на основании следующих документов
Рабочая программа учителя биологии высшей квалификационной категории Нургалиевой Т. А. по учебному предмету «Биология» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В состав шмо естественно-математического цикла входят учителя: Кондратьева Р. Р. – учитель математики 1 квалификационной категории,...
Рабочая программа учителя биологии высшей квалификационной категории Нургалиевой Т. А. по учебному предмету «Биология» iconРабочая программа учителя русского языка и литературы первой квалификационной...
...
Рабочая программа учителя биологии высшей квалификационной категории Нургалиевой Т. А. по учебному предмету «Биология» iconМетодическая разработка Учебный исследовательский проект по предмету...
Бердникова Елена Георгиевна, учитель биологии высшей квалификационной категории маоу сош №53 п. Ильиногорска Володарского муниципального...
Рабочая программа учителя биологии высшей квалификационной категории Нургалиевой Т. А. по учебному предмету «Биология» iconРабочая программа по предмету Химия
Составитель: Кузнецова Флюра Закеевна, учитель химии высшей квалификационной категории


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск