Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №26»
РАССМОТРЕНО
| СОГЛАСОВАНО
| УТВЕРЖДАЮ
| методическим объединением
| Заместитель директора
| Директор школы
| учителей естественнонаучного
| по УР Ситдикова Т.Г.
| __________Р.Р.Зарипов
| цикла
Протокол №______________
| ____________________
| Приказ № __73__
| от « 2 » сентября 2013 г.
| «_2_» сентября 2013г.
| от « 2» сентября 2013 г.
| Руководитель МО ____________
Тимергалеева А.Н.
|
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя биологии
высшей квалификационной категории
Нургалиевой Т.А.
по учебному предмету «Биология»
8 класс (базовый уровень)
Программа рассмотрена на заседании
педагогического совета.
Протокол № 2 от 2 сентября 2013 года.
Казань - 2013 год
Календарно-тематическое планирование уроков биологии
Класс: 8
Учитель: Нургалиева Талия Абраровна
Количество часов: 70
Всего 70 часов; в неделю 2 ч.
Плановых контрольных уроков - 7
Лабораторных работ: 10
Практических работ: 7
Планирование составлено на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2006).
Учебник: Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. «Биология. Человек. 8 класс» 4-е изд. М.: Дрофа, 2009
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Планирование составлено на основе:
Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2006).
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.
Рабочая программа ориентирована на учебник:
Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл. – М.: Дрофа, 2006.-336 с.. (Гриф: Рекомендовано МО РФ).
При изучении раздела биологии: «Человек» - рассматриваются национально-региональные компоненты в темах: №
| № урока
| Тема урока
| 1
| 3
| Происхождение человека. Этапы его становления. Ученые РТ, их вклад в развитие медицины Самойлов В.Н. Бехтерев В.М., Горяев Н.К. и др. (НРК)
| 2
| 12
| Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка. Практическая работа №2: "Изучение строения головного мозга человека (по муляжам)". Ученые РТ: Самойлов, Бехтерев. (НРК)
| 3
| 15
| Эндокринная система. Роль эндокринной регуляции. Профилактика заболеваний щитовидной железы, связанных с особенностями состава воды и почв РТ. (НРК)
| 4
| 16
| Железы внутренней и внешней секреции. Гормоны. Данные о заболеваемости среди жителей РТ эндокринными заболеваниями.
| 5
| 17
| Нарушения нервногуморальной регуляции и их предупреждения. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Алкоголь, курение наркомания и здоровье человека. Профилактика. Санатории «Казанский», «Бакирово», курорт «Васильевский (НРК)
| 6
| 24
| Осанка. Предупреждение плоскостопия. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека. Укрепление здоровья: двигательная активность. Данные о заболеваемости среди жителей РТ заболеваниями опорно-двигательной системы. (НРК)
| 7
| 26
| Кровь. Внутренняя среда организма. Транспорт веществ. Значение постоянства внутренней среды организма.Ученые РТ: Горяев. (НРК)
| 8
| 28
| Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Луи Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Данные по ВИЧ-инфекции среди жителей РТ, центры по профилактике и борьбы со СПИД., профилактика ИППП (НРК)
| 9
| 29
| Кровеносная и лимфатическая системы. Природные и антропогенные факторы РТ, влияющие на состав крови. Гипоксия. Анемия. (НРК)
| 10
| 31
| Строение и работа сердца. Ученые РТ: Медведев. (НРК)
| 11
| 33
| Гигиена сердечно-сосудистой системы. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. Практическая работа № 6: "Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечения" заполнение таб " Первая помощь при кровотечениях». Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. Заболеваемость ССЗ среди жителей РТ. Кардиологический центр проф. Медведева. Профилактика. (НРК)
| 12
| 38
| Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Лабораторная работа №6: «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха, наблюдения за частотой дыхания)». Заболеваемость туберкулезом, другими простудными заболеваниями среди жителей РТ (НРК)
| 13
| 39
| Обобщающий урок по теме: "Дыхание". Алкоголь, курение наркомания и здоровье человека. Профилактика в РТ. (НРК)
| 14
| 40
| Питание. Пищеварительная система. Пища как биологическая основа жизни. Курорт «Иж.мин.воды», санатории «Казанский», «Жемчужина». (НРТ)
| 15
| 42
| Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов. Лабораторная работа №7: "Действие ферментов слюны на крахмал". Ученые РТ: Вишневский, Вяселев. (НРТ)
| 16
| 45
| Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций. Профилактика гепатита и кишечных инфекций. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. Данные о лептоспирозе по РТ и эпидемии холеры в Казани в 2001 г. (НРК).
| 17
| 50
| Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Постоянство температуры тела и способы её регуляции. Специфика факторов природной среды РТ, оказывающих влияние на терморегуляцию. Особенности гигиенических требований к одежде и обуви в клим. условиях РТ. (НРК)
| 18
| 51
| Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Факторы риска: переохлаждение. Реакция организма на изменение температуры окружающей среды. Влияние климатических факторов РТ на здоровье. (НРК)
| 19
| 54
| Образование мочи. Данные о заболевании геморрагической лихорадкой в РТ. Меры профилактики ГЛПС. (НРК)
| 20
| 59
| Слуховой анализатор. Предупреждение нарушений слуха. Нарушения слуха, их профилактика. Воздействие шума в Казани на остроту слуха. (НРК)
| 21
| 61
| Высшая нервная деятельность. Исследования И.М. Сеченова и И.П. Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина. Психология и поведение человека. Условные и безусловные рефлексы. Ученые РТ: Самойлов, Бехтерев, Курашов. (НРК)
| 22
| 65
| Типы нервной деятельности. Воля, эмоции, внимание. Укрепление здоровья: аутотренинг. Лабораторная работа № 9: «Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях». Влияние биологических и социальных факторов РТ на здоровье человека. (НРК)
| 23
| 66
| Жизненные циклы. Размножение и развитие. Строение и функции мужской и женской половых систем, их гигиена. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Наследование признаков у человека. Факторы риска, влияющие на внутриутробное развитие. Медико-генетический центр на базе РКБ. (НРК)
| 24
| 68
| Наследственные и врожденные заболевания, передаваемые половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Практическая работа№:8 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье». Демографическая ситуация в РТ, заболеваемость ИППП по РТ. (НРТ)
| Количество часов по четвертям Четверть
| I
| II
| III
| IV
| Итого
| Количество часов
| 18
| 14
| 20
| 18
| 70
| Календарно-тематическое планирование включает в себя следующие темы: №
| Тема
| Количество
| В том числе
| часов
| теория
| Лаб./пр. работы
| Контр.
работы
| 1
| Введение
| 1
| 1
| -/-
| -
| 2
| Происхождение человека
| 3
| 3
| -/-
| -
| 3
| Общий обзор организма
| 4
| 1
| 2/1
| -
| 4
| Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма человека
| 6
| 4
| -/2
| -
| 5
| Эндокринная система
| 4
| 3
| -/-
| 1
| 6
| Система опоры и движения
| 7
| 4
| 1/1
| 1
| 7
| Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы организма
| 9
| 5
| 2/1
| 1
| 8
| Дыхательная система
| 5
| 3
| 1/-
| 1
| 9
| Пищеварительная система
| 6
| 5
| 1/-
| -
| 10
| Обмен веществ и энергии
| 4
| 2
| 1/-
| 1
| 11
| Покровные органы. Теплорегуляция
| 3
| 3
| -/-
| -
| 12
| Выделительная система
| 3
| 2
| -/-
| 1
| 13
| Анализаторы
| 5
| 4
| -/1
| -
| 14
| ВНД. Поведение. Психика
| 5
| 3
| 2/-
| -
| 15
| Индивидуальное развитие организма
| 5
| 3
| -/1
| 1
| ИТОГО
| 70
| 46
| 10/7
| 7
| ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Учебные единицы
| Количество
уроков
| Введение.
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
| 1
| Происхождение человека.
Систематическое положение человека. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на неё. Человеческие расы. Человек как вид.
| 3
| Строение и функции организма
| 66
| Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.
Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.
Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.
Практическая работа №1: "Распознавание на таблицах органов и систем органов человека", заполнение таб."Строение и функции систем органов".
Лабораторная работа №1: "Изучение особенностей строения эпителиальной и соединительной тканей".
Лабораторная работа №2: (продолжение) "Изучение особенностей строения мышечной и нервной тканей".
| 4
| Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма человека
Значение нервной системы. Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система; нервы и нервные узлы – периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.
Практическая работа №2: "Изучение строения головного мозга человека (по муляжам)".
Практическая работа №3: "Изучение строения головного мозга человека (по муляжам)».
| 6
| Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желёз, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
| 4
| Система опоры и движения.
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).
Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.
Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Практическая работа №4: «Измерение массы и роста своего организма».
Лабораторная работа № 3 "Выявление влияния статической работы на утомление мышц".
| 7
| Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы организма
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свёртывание крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер и И. И. Мечников. Иммунитет. Иммунная система. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечнососудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Демонстрации моделей сердца и торса человека, приёмов измерения артериального давления по методу Короткова, приёмов остановки кровотечений.
Лабораторная работа №4: "Изучение микроскопического строения крови".
Лабораторная работа №5: "Подсчет пульса до и после дозированной нагрузки".
Практическая работа №5: "Измерение температуры тела, кровяного давления".
Практическая работа №6: "Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечения" заполнение таб " Первая помощь при кровотечениях».
| 9
| Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в лёгких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землёй, электротравме. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
Лабораторная работа №6: «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха, наблюдения за частотой дыхания)».
| 5
| Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Лабораторная работа №7: "Действие ферментов слюны на крахмал".
| 6
| Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ценность пищи.
Лабораторная работа №8: "Определение норм рационального питания, составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат».
| 4
| Покровные органы. Теплорегуляция
Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в терморегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.
Причины кожных заболеваний. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.
| 3
| Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
| 3
| Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха.
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
Практическая работа №7: «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением».
| 5
| Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика
Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Учение А. А. Ухтомского о доминанте. Врождённые программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип. Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Роль речи в развитии высших психических функций. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление. Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.
Лабораторная работа №9: «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамичного стереотипа».
Лабораторная работа №10: «Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях».
| 5
| Индивидуальное развитие организма
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля–Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.
Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.
Развитие ребёнка после рождения. Вред ранних половых контактов и абортов.
Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности.
Практическая работа№8: «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье».
| 5
|
|