Скачать 266.96 Kb.
|
Пояснительная записка 1. Нормативно-правовая база Курс биологии построен в соответствии с: - Государственным стандартом основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 № 1089) - Примерной программой 10-11 классов среднего ( полного) общего образования по биологии и авторской программой В.В. Пасечника, для 10-11 классов «Биология. Общая биология» Программа соответствует обязательному минимуму содержания для средней школы и требованиям к уровню подготовки. -Учебным планом муниципального бюджетного образовательного учреждения города Костромы «Лицей №41». 2. Цели и задачи курса. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего ( полного) общего образования по биологии.. Содержание и структура этого курса обеспечивает достижение базового уровня биологических знаний, развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого обращения с природой. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимании взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем и роли человека в этих процессах. Содержание курса направлено на достижение следующих целей:
Задачи курса: • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания; • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах; • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации; • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи - отличительные особенности живой природы, её уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: «Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка», «Организм», «Вид», «Экосистемы». Программа курса построена с учетом реализации научных основ содержания биологии, раскрытия методов биологического познания (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент, моделирование биологических объектов и др.), широкого использования источников биологической информации (определители, справочники, интернет – ресурсы и др.). Школьный курс биологии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования — формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса биологии, является установка на формирование в его рамках системы базовых ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения биологии у выпускников основной школы должны быть сформированы: ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции.
Программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии выделено 70 часов, в том числе в 10 классе-35 часов (1 час в неделю), в 11классе-35 часов (1 час в неделю). В программе предусмотрен резерв свободного учебного времени- 5 часов. Данная программа реализуется с помощью учебника: Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. –М. : Дрофа, 2010. Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий. Данный курс направлен на изучение общих биологических закономерностях, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса представляет собой завершающее звено в системе биологического образования в средней школе. Наиболее тесные межпредметные связи осуществляются с курсами химии, географии, истории, физики, экологии. 4.Отличительные особенности по сравнению с рабочей программой: Рабочая программа в 10-11 классе рассчитана на 70 часов; в соответствии с учебным планом лицея, в том числе в 10 классе-35 часов (1 час в неделю), в 11классе-35 часов (1 час в неделю). 5. Учет особенностей обучающихся класса. Работа по данной программе осуществляется в лицейских классах, имеющих повышенный уровень способностей. В содержание уроков включен материал повышенной сложности и задания повышенного уровня сложности. Много внимания отводится на самостоятельное получение знаний. Программой предусматривается анализ, оценка, преобразование различных видов информации по биологии, решение практических и познавательных задач. Программа предполагает организацию учебного исследования и проектной деятельности, которые способствуют включению учащихся в активный познавательный процесс. 6. Особенности организации учебного процесса по предмету. Основной, главной формой организации учебного процесса является урок (вводные уроки, уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки формирования умений, уроки проверки, контроля и коррекции, уроки повторения изученного материала, обобщающие уроки). Среди форм особое значение имеют наблюдения и практические работы. Важнейшим механизмом формирования компетентности обучения является словесный метод обучения. К этому методу относится монологическая речь учителя (рассказ, объяснение, лекция, разъяснение способов деятельности, приемов работы с каким-либо источником биологической информации), работа учащихся с текстом учебника и другой дополнительной литературой. Часто используется диалогическая форма: беседа с классом, работа школьников с вопросами и заданиями учебника. Широко используется иллюстрированные таблицы, экранные пособия, педагогический рисунок. В составе практических методов выделяются методы работы с лабораторным оборудованием, цифровым микроскопом, коллекционным и гербарным материалом, муляжами. Приоритетными технологиями, используемыми в образовательном процессе являются: Технологии личностно- ориентированного обучения Технологии проблемного обучения Метод проектов Технологии учебно- игровой деятельности Технология учебного исследования Музейная педагогика В основе осуществления целей данной образовательной программы обучения используется личностно-ориентированные, гуманно-личностные, информационные технологии, развивающее обучение, учебно-поисковая деятельность. Одним из условий формирования компетенций является – внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения биологии: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимися, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений. Интерактивные технологии позволяют развивать социальные практики с учётом психофизических особенностей ребят, помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного», что в конечном счёте и преследует программа модернизации образования. 7. Виды контроля. Промежуточный контроль: разноуровневые тесты, практические работы. Итоговый контроль: тестирование в конце изучения темы, раздела, курса; обобщающие уроки контроля знаний. В систему оценки качества знаний по биологии входят: - обычные вопросы и задания, сформулированные в традиционной форме и требующих от учащихся свободного ответа, позволяющие судить не только о знаниях учащихся, но и их способности самостоятельно строить ответ, рассуждать на заданную тему; - тесты, представляющие собой серию кратко и точно сформулированных вопросов и заданий, на которые учащиеся должны дать краткие и точные ответы. Тесты составлены таким образом, что школьники, выполняя их, ограничиваются расстановкой цифр, подчеркиванием правильного ответа или односложными ответами. При выставлении оценки за тесты используется следующая шкала: От 50 —66 % общей суммы баллов — «3» От 67 — 84% «4» От 85% и выше «5» - задания, связанные с анализом различных форм представления информации или, наоборот, представлением информации в определенной форме (таблицы, схемы, диаграммы и т.п); - лабораторные и практические работы (порядок выполнения, результаты и качество оформления); - биологические диктанты (на знание основных биологических понятий и терминов). Особую значимость в контроле знаний учащихся имеет процесс оценивания знаний в ходе сравнения выполненной работы с эталоном и итогом этого процесса выступает отметка.
Учебно-тематический план 10 класс
|
Пояснительная записка к образовательной программе школы. Нормативно правовая база Организационно-правовое обеспечение деятельности общеобразовательного учреждения | «Утверждено» на заседании педагогического совета от Пояснительная записка( обоснование, нормативно-правовая база, цели, принципы, планируемые результаты) | ||
Пояснительная записка Нормативно-правовая база образовательной программы 3 Главным итогом нашей деятельности является социально-педагогическое обеспечение адаптации учащихся, социализация, профилактика нетерпимости,... | Пояснительная записка к образовательной программе школы Нормативно-правовая... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Куркачинская средняя общеобразовательная школаВысокогорского муниципального... | ||
Содержание образовательной программы Пояснительная записка 4 Нормативно-правовая база Минобрнауки РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего... | Рабочая программа основного общего образования по истории 8 классы Пояснительная записка Нормативно-правовая база рабочей программы по истории для среднего общего образования (базовый уровень) | ||
Пояснительная записка к образовательной программе школы Нормативно-правовая... Организационно-педагогические условия для реализации образовательной программы школы | Темы рефератов по арм никифорова Валентина Анатольевна Современная законодательная, нормативно-правовая и нормативно-техническая база аттестации рабочих мест по условиям труда | ||
Памятка родителям 9-х классов по гиа Нормативно-правовая база. | Нормативно-правовая база безопасности образовательного пространства В моу кадетской школе №1 имени Ф. Ф. Ушакова города Хабаровска охрана условий труда подкреплена нормативно – правовыми актами, инструкциями... | ||
Учебный план нормативно-правовая база учебного плана Технологическая и учебно-методическая оснащённость образовательной среды лицея | Нормативно правовая база Федеральный закон n 273-фз «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012г., вступающий в силу 1 сентября 2013 года | ||
Библиография Нормативно – правовая база Автор: Петошина С. И., кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры «Социальных наук» | Тема: «Технологии организации учебного процесса» В течение 1995-2005 гг была сформирована определенная нормативно-правовая база применения дистанционных образовательных технологий... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели и задачи, нормативно правовая база, организация профилактической деятельности в школе | Пояснительная записка Нормативно правовая база Федеральный государственный... Федеральный государственный стандарт общего образования, утверждённый Приказом Минобразования РФ №1089 от 05. 03 2004 |