№ п./п.
| Тема урока
| Основные понятия
| Оборудование
| Лабораторные работы
| Примечание
|
Введение в основы общей биологии 3 ч.
Задачи: Объяснить уч-ся , что такое наука биология; раскрыть назначение курса «Основы общей биологии»;выявить общие свойства живых организмов; охарактеризовать организм как биосистему; научить учеников различать существующие в природе биосистемы по уровню их организации.
|
1.
| Биология – наука о живом мире.
Цель: познакомить с историей накопления биологических знаний человечеством; дать определение биологии как системы биологических наук; показать круг важнейших задач, стоящих перед человечеством и биологией как наукой; раскрыть назначение курса «основы общей биологии»
| Биология, ботаника, зоология, культивирование, микробиология, генная инженерия
| Таблицы по общей биологии, портреты выдающихся ученых-биологов, объекты живой природы из различных систематических групп
|
|
|
2.
| Общие свойства живых организмов.
Цель: систематизировать знания учащихся о живых организмах; выделить основные свойства живого и охарактеризовать их; уточнить основные биологические понятия; показать биологическое разнообразие форм жизни на Земле как важнейшее свойство и ценность живой природы.
| Человек разумный, биологическое разнообразие, общие свойства живого.
| Таблицы по ботанике, зоологии и общей биологии, комнатные растения, коллекции насекомых. Схема: «уровни организации живой природы»
|
|
|
3.
| Многообразие форм живых организмов.
Цель: расширить представления уч-ся о разнообразии форм живых организмов на Земле, о биосфере; рассмотреть общие особенности обитателей 4-х сред жизни; охарактеризовать иерархическую организацию живой природы и каждого уровня.
| Биосфера, гидробионты, аэробионты, педобионты, эндобионты, прокариоты, эукариоты, вирусы, форма организмов
| Таблица «биосфера», «почва и ее обитатели», «растительный и животный мир суши», гербарии растений
|
|
|
Основы учения о клетке 10 ч.
Задачи: углубить знания уч-ся об общих принципах структурной организации живых существ; обосновать выделение двух форм клеточной организации; проанализировать гомологию в строении и функционировании различных эукариотических клеток и на основе этого охарактеризовать части клетки.
|
4.
| Цитология – наука, изучающая клетку. Многообразие клеток.
Цель: охарактеризовать основные этапы в процессе становления учения о клетке, назвать имена исследователей, которые внесли свой вклад в изучение клетки
| Цитология, клетка, клеточная теория.
| Таблица «Общая схема строения растительных и животных клеток»
| Лабораторная работа «Многообразие клеток», «Растительные ткани»
|
|
5.
| Химический состав клетки.
Цель: познакомить уч-ся с химическим составом клеток, охарактеризовать неорганические и органические вещества, показать их значение, сформировать понятие о гомеостазе.
| Биополимеры, биомолекулы, углеводы, липиды
| Таблица «Строение клетки», «Содержание химических элементов в клетке»
|
|
|
6.
| Органические вещества клетки.
Цель: раскрыть особенности строения органических веществ в клетке, показать особенности строения молекул белков и их функций в клетке.
| Белки, нуклеиновые кислоты.
| Таблица «Строение молекулы белка», «Строение ДНК и РНК»
|
|
|
7.
| Строение клетки. Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. Цитоплазма.
Цель: расширить представления уч-ся об основных принципах структурно-функциональной организации клетки эукариот, сформировать знания о цитоплазме, ее составе, клеточной мембране, ее строении.
| Клетка, клеточная мембрана, цитоплазма
| Таблица «Строение растительной и животной клеток»»
| Л.р. «Воздействие факторов внешней среды на скорость движения цитоплазмы в клетках элодеи»
Л.р. «Сравнение растительной и животной клетки»
|
|
8.
| Основные органоиды клетки растений и животных.
Цель: сформировать общее представление о строении эукариотической клетки на основе раскрытия мембранного принципа, углубить знания о строении и функциях основных органоидов клетки, объяснить особенности мембранных и немембранных органоидов клетки, расширить знания о функциях органоидов клетки
| Биологическая мембрана, цитоплазматическая мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, органоиды, кариоплазма, ядерная мембрана.
|
|
|
|
9.
| Обмен веществ и энергии в клетке.
Цель: систематизировать знания об обмене веществ как основе существования живых организмов, сформировать знания о сущности метаболизма как совокупности реакций обмена веществ и энергии в клетке, раскрыть значение молекулы АТФ
| Биологическое окисление, клеточное дыхание, аэробное, анаэробное
| Таблица «Стадии энергетического обмена»
|
|
|
10.
| Биосинтез белков в живой клетке.
Цель: сформировать знания об основном процессе метаболизма – биосинтезе белка, охарактеризовать 2 этапа биосинтеза белка – транскрипцию и трансляцию; углубить знания о метаболизме на основе изучения способов питания организмов.
| Биосинтез, транскрипция
| Таблицы, модель-аппликация «Биосинтез белка»
|
|
|
11.
| Биосинтез углеводов – фотосинтез.
Цель: сформировать знания о фотосинтезе как одном из вариантов анаболизма; охарактеризовать 2 фазы фотосинтеза, обосновать космическую роль зеленых растений.
| Фотосинтез, световая и темновая фазы
| Таблицы
|
|
|
12.
| Обеспечение клетки энергией.
Цель: углубить и расширить знания об обмене веществ и превращении энергии; сформировать понятие о клеточном дыхании как процессе биологического окисления, охарактеризовать 3 стадии процесса клеточного дыхания.
| Клеточное дыхание, 3 стадии окисления
| Таблица «Энергетический обмен»
|
|
|
13.
| Обобщающий урок «Подведем итоги».
Цель: обобщить и систематизировать знания о строении и функциях основных частей и органоидов клетки взаимодействии частей и органелл клетки как основы и целостности, обмене веществ, лежащем в основе жизнедеятельности.
|
|
|
|
|
Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) 5 ч.
Задачи: охарактеризовать 2 основных типа размножения и их роль в эволюции жизни; показать биологическое значение оплодотворения и роль зиготы; раскрыть суть митоза и мейоза и их значение; объяснить процессы клеточного деления и его биологическое значение; познакомить с этапами онтогенеза.
|
14.
| Типы размножения организмов.
Цель: сформировать знания о размножении как основном свойстве всех организмов; систематизировать знания о типах размножения организмов; охарактеризовать половое размножение, его значение; раскрыть значение бесполого размножения организмов в природе.
| Размножение половое и бесполое, зигота, гамета.
| Таблицы, иллюстрирующие половое и бесполое размножение организмов; комнатные растения, размножающие разными способами.
|
|
|
15.
| Деление клетки. Митоз.
Цель: раскрыть основное биологическое значение размножения клеток как поддержание постоянства клеточного состава организма; познакомить с понятием «митоз», характеризовать содержание всех фаз митоза
| Митоз, самовоспроизведение, профаза, метафаза, анафаза, телофаза. Клеточный цикл, интерфаза.
| Таб. «Митотический цикл»
| Л.р. «Рассмотрение микропрепаратов с делящимися клетками растения»
|
|
16.
| Образование половых клеток. Мейоз.
Цель: углубить знания о половом размножении на основе изучения мейоза, охарактеризовать первое деление мейоза, раскрыть механизм обмена участками ДНК между гомологичными хромосомами, его значение, охарактеризовать второе деление.
| Мейоз, диплоидная, гаплоидная клетка, кроссинговер.
| Таб. «Мейоз», «Схема кроссинговера»
|
|
|
17.
| Индивидуальное развитие организмов - онтогенез.
Цель: систематизировать знания об онтогенезе организмов, охарактеризовать содержание этапов онтогенеза.
| Онтогенез, зачаток.
| Таб. «Размножение и развитие хордовых»
|
|
|
18.
| Обобщающий урок по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организмов»
Цель: обобщить и систематизировать знания о сущности размножения и его биологической роли.
|
|
| «Онтогенез на примере цветковых растений: зародыш семени, проросток, побеги взрослых растений.
|
|
Основы учения о наследственности и изменчивости. 11 ч.
Задачи: объяснить уч-ся основные понятия генетики; описать механизм определения пола и типы наследования признаков; охарактеризовать роль наследственности и изменчивости организмов в живой природе.
|
19.
| Наука генетика. Из истории развития генетики.
Цель: познакомить уч-ся с историей развития науки о наследственности и изменчивости организмов; показать вклад русских ученых в развитие генетики, влияние генетики на другие биологические науки.
|
Генетика, ген.
|
Портреты ученых-генетиков.
|
|
|
20.
| Основные понятия генетики.
Цель: раскрыть содержание основных понятий генетики, подчеркнуть роль окр. Среды в реализации генов, охарактеризовать теоретическое и прикладное значение генетики.
| Наследственность, ген, генотип, фенотип, изменчивость
| «Схема репликации ДНК»
«Строение и функционирование гена»
|
|
|
21.
| Генетические опыты Грегора Менделя.
Цель: раскрыть сущность гибридологического метода изучения наследования признаков, ознакомить с экспериментами, проведенными Г. Менделем.
| Скрещивание, гибрид, закон Менделя, доминантный и рецессивный признак, 2 закон Менделя.
| Таб. «Моногибридное скрещивание и его цитологическая основа», гербарии культурных растений.
|
|
|
22.
| Дигибридное скрещивание.
Цель: формировать понятие о дигибридном скрещивании, раскрыть сущность 3 закона Менделя, дать его формулировку.
| Дигибридное скрещивание, 3 закон Менделя
| Динамичная модель «Законы Менделя»
| Решение генетических задач
|
|
23.
| Сцепленное наследование генов и кроссинговер.
Цель: формировать основные понятия хромосомной теории; познакомить с объектом исследований Т.Моргана и его особенностями, показать значение его работ для развития генетики.
| Сцепленное наследование, кроссинговер
| Схема кроссинговера
|
|
|
24.
| Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.
Цель: формировать диалектическое представление о генотипе как целостной сбалансированной системе взаимодействующих генов.
| Генотипическая среда
| Таб. «Количественные признаки и механизм их наследования»
| «Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида, произрастающих в неодинаковых условиях»
|
|