Основные понятия





Скачать 285.4 Kb.
НазваниеОсновные понятия
страница1/3
Дата публикации12.09.2014
Размер285.4 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
  1   2   3
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Вохомская средняя общеобразовательная школа Костромской области

Рассмотрено Утверждено

на заседании ШМО приказ №_____

Протокол №______ от «__»_____2011г

от «__»________2011г. Директор школы

Руководитель МО В.НЧигарева


Тематическое планирование

Биология

10-11 класс


Учитель биологии

Ищенко

Светлана Вячеславовна

Вохма

2011 год

Пояснительная записка.

Данное тематическое планирование составлено на основе общеобразовательной программы курса «Основы общей биологии». Авторы: И.Н.Пономарева, Н.М.Чернова Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология 5-11 кл.-М.: Дрофа.2001и полностью ей соответствует.

Предназначены для работы по учебнику: Пономарева И.Н., Корнилова О.А, Чернова Н.М, Основы общей биологии: Учебник для учащихся 9 класса общеобразоват. уч-й./ Под ред. Проф. И.Н.Пономаревой. – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2006

Рассчитаны на изучение биологии в 10-11 классе для ребенка-инвалида.



п./п.

Тема урока

Основные понятия

Оборудование

Лабораторные работы

Примечание

Введение в основы общей биологии 3 ч.

Задачи: Объяснить уч-ся , что такое наука биология; раскрыть назначение курса «Основы общей биологии»;выявить общие свойства живых организмов; охарактеризовать организм как биосистему; научить учеников различать существующие в природе биосистемы по уровню их организации.

1.

Биология – наука о живом мире.

Цель: познакомить с историей накопления биологических знаний человечеством; дать определение биологии как системы биологических наук; показать круг важнейших задач, стоящих перед человечеством и биологией как наукой; раскрыть назначение курса «основы общей биологии»

Биология, ботаника, зоология, культивирование, микробиология, генная инженерия

Таблицы по общей биологии, портреты выдающихся ученых-биологов, объекты живой природы из различных систематических групп







2.

Общие свойства живых организмов.

Цель: систематизировать знания учащихся о живых организмах; выделить основные свойства живого и охарактеризовать их; уточнить основные биологические понятия; показать биологическое разнообразие форм жизни на Земле как важнейшее свойство и ценность живой природы.

Человек разумный, биологическое разнообразие, общие свойства живого.

Таблицы по ботанике, зоологии и общей биологии, комнатные растения, коллекции насекомых. Схема: «уровни организации живой природы»







3.

Многообразие форм живых организмов.

Цель: расширить представления уч-ся о разнообразии форм живых организмов на Земле, о биосфере; рассмотреть общие особенности обитателей 4-х сред жизни; охарактеризовать иерархическую организацию живой природы и каждого уровня.

Биосфера, гидробионты, аэробионты, педобионты, эндобионты, прокариоты, эукариоты, вирусы, форма организмов

Таблица «биосфера», «почва и ее обитатели», «растительный и животный мир суши», гербарии растений







Основы учения о клетке 10 ч.

Задачи: углубить знания уч-ся об общих принципах структурной организации живых существ; обосновать выделение двух форм клеточной организации; проанализировать гомологию в строении и функционировании различных эукариотических клеток и на основе этого охарактеризовать части клетки.

4.

Цитология – наука, изучающая клетку. Многообразие клеток.

Цель: охарактеризовать основные этапы в процессе становления учения о клетке, назвать имена исследователей, которые внесли свой вклад в изучение клетки

Цитология, клетка, клеточная теория.

Таблица «Общая схема строения растительных и животных клеток»

Лабораторная работа «Многообразие клеток», «Растительные ткани»




5.

Химический состав клетки.

Цель: познакомить уч-ся с химическим составом клеток, охарактеризовать неорганические и органические вещества, показать их значение, сформировать понятие о гомеостазе.

Биополимеры, биомолекулы, углеводы, липиды

Таблица «Строение клетки», «Содержание химических элементов в клетке»







6.

Органические вещества клетки.

Цель: раскрыть особенности строения органических веществ в клетке, показать особенности строения молекул белков и их функций в клетке.

Белки, нуклеиновые кислоты.

Таблица «Строение молекулы белка», «Строение ДНК и РНК»







7.

Строение клетки. Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. Цитоплазма.

Цель: расширить представления уч-ся об основных принципах структурно-функциональной организации клетки эукариот, сформировать знания о цитоплазме, ее составе, клеточной мембране, ее строении.

Клетка, клеточная мембрана, цитоплазма

Таблица «Строение растительной и животной клеток»»

Л.р. «Воздействие факторов внешней среды на скорость движения цитоплазмы в клетках элодеи»

Л.р. «Сравнение растительной и животной клетки»




8.

Основные органоиды клетки растений и животных.

Цель: сформировать общее представление о строении эукариотической клетки на основе раскрытия мембранного принципа, углубить знания о строении и функциях основных органоидов клетки, объяснить особенности мембранных и немембранных органоидов клетки, расширить знания о функциях органоидов клетки

Биологическая мембрана, цитоплазматическая мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, органоиды, кариоплазма, ядерная мембрана.










9.

Обмен веществ и энергии в клетке.

Цель: систематизировать знания об обмене веществ как основе существования живых организмов, сформировать знания о сущности метаболизма как совокупности реакций обмена веществ и энергии в клетке, раскрыть значение молекулы АТФ

Биологическое окисление, клеточное дыхание, аэробное, анаэробное

Таблица «Стадии энергетического обмена»







10.

Биосинтез белков в живой клетке.

Цель: сформировать знания об основном процессе метаболизма – биосинтезе белка, охарактеризовать 2 этапа биосинтеза белка – транскрипцию и трансляцию; углубить знания о метаболизме на основе изучения способов питания организмов.

Биосинтез, транскрипция

Таблицы, модель-аппликация «Биосинтез белка»







11.

Биосинтез углеводов – фотосинтез.

Цель: сформировать знания о фотосинтезе как одном из вариантов анаболизма; охарактеризовать 2 фазы фотосинтеза, обосновать космическую роль зеленых растений.

Фотосинтез, световая и темновая фазы

Таблицы







12.

Обеспечение клетки энергией.

Цель: углубить и расширить знания об обмене веществ и превращении энергии; сформировать понятие о клеточном дыхании как процессе биологического окисления, охарактеризовать 3 стадии процесса клеточного дыхания.

Клеточное дыхание, 3 стадии окисления

Таблица «Энергетический обмен»







13.

Обобщающий урок «Подведем итоги».

Цель: обобщить и систематизировать знания о строении и функциях основных частей и органоидов клетки взаимодействии частей и органелл клетки как основы и целостности, обмене веществ, лежащем в основе жизнедеятельности.













Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) 5 ч.

Задачи: охарактеризовать 2 основных типа размножения и их роль в эволюции жизни; показать биологическое значение оплодотворения и роль зиготы; раскрыть суть митоза и мейоза и их значение; объяснить процессы клеточного деления и его биологическое значение; познакомить с этапами онтогенеза.


14.

Типы размножения организмов.

Цель: сформировать знания о размножении как основном свойстве всех организмов; систематизировать знания о типах размножения организмов; охарактеризовать половое размножение, его значение; раскрыть значение бесполого размножения организмов в природе.

Размножение половое и бесполое, зигота, гамета.

Таблицы, иллюстрирующие половое и бесполое размножение организмов; комнатные растения, размножающие разными способами.







15.

Деление клетки. Митоз.

Цель: раскрыть основное биологическое значение размножения клеток как поддержание постоянства клеточного состава организма; познакомить с понятием «митоз», характеризовать содержание всех фаз митоза

Митоз, самовоспроизведение, профаза, метафаза, анафаза, телофаза. Клеточный цикл, интерфаза.

Таб. «Митотический цикл»

Л.р. «Рассмотрение микропрепаратов с делящимися клетками растения»




16.

Образование половых клеток. Мейоз.

Цель: углубить знания о половом размножении на основе изучения мейоза, охарактеризовать первое деление мейоза, раскрыть механизм обмена участками ДНК между гомологичными хромосомами, его значение, охарактеризовать второе деление.

Мейоз, диплоидная, гаплоидная клетка, кроссинговер.

Таб. «Мейоз», «Схема кроссинговера»







17.

Индивидуальное развитие организмов - онтогенез.

Цель: систематизировать знания об онтогенезе организмов, охарактеризовать содержание этапов онтогенеза.


Онтогенез, зачаток.


Таб. «Размножение и развитие хордовых»







18.

Обобщающий урок по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организмов»

Цель: обобщить и систематизировать знания о сущности размножения и его биологической роли.







«Онтогенез на примере цветковых растений: зародыш семени, проросток, побеги взрослых растений.




Основы учения о наследственности и изменчивости. 11 ч.

Задачи: объяснить уч-ся основные понятия генетики; описать механизм определения пола и типы наследования признаков; охарактеризовать роль наследственности и изменчивости организмов в живой природе.

19.

Наука генетика. Из истории развития генетики.

Цель: познакомить уч-ся с историей развития науки о наследственности и изменчивости организмов; показать вклад русских ученых в развитие генетики, влияние генетики на другие биологические науки.



Генетика, ген.



Портреты ученых-генетиков.







20.

Основные понятия генетики.

Цель: раскрыть содержание основных понятий генетики, подчеркнуть роль окр. Среды в реализации генов, охарактеризовать теоретическое и прикладное значение генетики.

Наследственность, ген, генотип, фенотип, изменчивость

«Схема репликации ДНК»

«Строение и функционирование гена»







21.

Генетические опыты Грегора Менделя.

Цель: раскрыть сущность гибридологического метода изучения наследования признаков, ознакомить с экспериментами, проведенными Г. Менделем.

Скрещивание, гибрид, закон Менделя, доминантный и рецессивный признак, 2 закон Менделя.

Таб. «Моногибридное скрещивание и его цитологическая основа», гербарии культурных растений.







22.

Дигибридное скрещивание.

Цель: формировать понятие о дигибридном скрещивании, раскрыть сущность 3 закона Менделя, дать его формулировку.

Дигибридное скрещивание, 3 закон Менделя

Динамичная модель «Законы Менделя»

Решение генетических задач




23.

Сцепленное наследование генов и кроссинговер.

Цель: формировать основные понятия хромосомной теории; познакомить с объектом исследований Т.Моргана и его особенностями, показать значение его работ для развития генетики.

Сцепленное наследование, кроссинговер

Схема кроссинговера







24.

Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.

Цель: формировать диалектическое представление о генотипе как целостной сбалансированной системе взаимодействующих генов.

Генотипическая среда

Таб. «Количественные признаки и механизм их наследования»

«Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида, произрастающих в неодинаковых условиях»



  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основные понятия iconПрограмма по дисциплине «прикладные протоколы интернет и www»
Глобальные вычислительные сети: os unix – основные понятия, Internet – структура и основные понятия, аппаратное обеспечение, программное...
Основные понятия iconОпорный конспект лекций Основные понятия, термины, законы, схемы...
Л. Н. Блинов, Н. Н. Ролле. Экология: опорный конспект лекций. Основные понятия, термины, законы, схемы. Спб.: Изд. Спбгпу. 2005....
Основные понятия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«кинематика», основные понятия, основные формулы кинематики, подготовиться к контрольной работе
Основные понятия iconРабочая программа дисциплины административное право Направление подготовки...
Знать основные понятия и термины, используемые в административном праве, уметь объяснить их содержание и применить на практике. Знать...
Основные понятия iconСтатья Основные понятия, используемые в Законе
Современное состояние и тенденции развития фармацевтической технологии. Государственное нормирование производства лекарственных препаратов...
Основные понятия iconРабочая программа дисциплины административное право Направление подготовки...
Знать основные понятия и термины, используемые в административном праве, уметь объяснить их содержание и применить на практике. Знать...
Основные понятия iconВопросы к экзамену Современные проблемы науки как объект журналистики....
Объем понятия «научная информация». Основные признаки и структура научной информации
Основные понятия iconАнатомия опорно-двигательного аппарата; основные вопросы нормальной...
Знание – понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные понятия, факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения...
Основные понятия iconПрограмма учебного курса программа разработана в соответствии с государственным...
Основные понятия: международные отношения, внешняя политика, дипломатия, мировой политический процесс. Особенности внешней политики...
Основные понятия iconУрока Тема урока Тип урока Основные понятия Требования к уровню
Знать: определение понятий – простые, сложные вещества, химический элемент, атом, молекула. Различать понятия – тело, простое вещество,...
Основные понятия iconСеминара: Основные положения теории права
Изучить основные понятия теории права и сформировать понимание ценности права в обществе, получить представление о работе со справочными...
Основные понятия iconТема урока Основные понятия

Основные понятия iconТема Цели, предмет и задачи курса "Психология высшего образования"
Психология и педагогика высшей школы. Понятия психологической культуры и психологической компетентности. Основные психологические...
Основные понятия icon1. Введение в учебную дисциплину: основные понятия, предмет, методы,...
Тема Введение в учебную дисциплину: основные понятия, предмет, методы, задачи и система курса «Таможенное право»
Основные понятия icon1. Введение в учебную дисциплину: основные понятия, предмет, методы,...
Тема Введение в учебную дисциплину: основные понятия, предмет, методы, задачи и система курса «Таможенное право»
Основные понятия iconРеферат по теме: «субд access. Основные понятия. Таблицы. Запросы....
«субд access. Основные понятия. Таблицы. Запросы. Формы. Отчёты. Создание базы данных»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск