Вопросы к экзамену Современные проблемы науки как объект журналистики. Объем понятия «научная информация»





Скачать 36.49 Kb.
НазваниеВопросы к экзамену Современные проблемы науки как объект журналистики. Объем понятия «научная информация»
Дата публикации29.06.2015
Размер36.49 Kb.
ТипВопросы к экзамену
100-bal.ru > Журналистика > Вопросы к экзамену


Сметанина Светлана Ивановна

доктор филологических наук, профессор

Кафедра теории журналистики

Магистратура, 1 курс

1 семестр

2011 – 2012 уч. г.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ЖУРНАЛИСТИКА

Вопросы к экзамену


  1. Современные проблемы науки как объект журналистики.

  2. Объем понятия «научная информация». Основные признаки и структура научной информации.

  3. Образ науки в концепциях о науке и научной деятельности.

  4. Т. Кун о научных революциях. Смена научной парадигмы и журналистика.

  5. К. Поппер о методах научного исследования.

  6. Синергетика как новая методология научного исследования.

  7. Синергетические идеи в физике и в социальной жизни.

  8. Синергетика в контексте культуры и журналистики.

  9. Фундаментальные достижения естественных наук в XX веке и журналистика.

  10. Современные интерпретации учения Вернадского о биосфере и ноосфере.

  11. Современные концепции культурологии.

  12. Постмодернистская интерпретация исторического процесса.

  13. Основные понятия постмодернистской парадигмы художественности.

  14. Популяризация науки в России (исторический аспект).

  15. Популяризация науки в медиатексте: функции и принципы научной популяризации. Виды произведений о науке. Жанры научной популяризации.

  16. Стилистический рисунок научно-познавательного медиатекста.

  17. Термин в научно-познавательном медиатексте.

  18. Наука и лженаука: стратегии журналистского творчества.


Примечание: кроме ответа на теоретический вопрос, экзамен предполагает анализ учащимися научно-познавательного текста.
Этапы анализа научно-познавательного текста:

а) выделение в тексте фрагментов, которые отражают основные этапы исследовательской научной программы (научная теория, лежащая в основе описываемого феномена; рабочая гипотеза, выдвигаемая учеными на основе этой теории; опыты; экспериментальное подтверждение, технологический аспект, коррелирующий с ненаучной сферой);

б) определение проблемы, которая формирует социально значимый для СМИ контекст;

в) анализ лексических и синтаксических средств, которые снимают свойственные научному тексту абстрактность и бессубъектность изложения;

г) анализ способов представления в тексте специальной лексики;

д) анализ лексических и синтаксических средств, которые участвуют в разъяснении научной информации.


Образец текста для анализа на экзамене:

Золото из газет


Японские ученые создали гель, способный добывать драгоценности из мусора

  Как известно, все старые компьютеры, телевизоры, мобильные телефоны и прочая отслужившая свой век техника содержат в себе золото, платину и другие дорогие редкоземельные металлы, добыть которые, впрочем, не так-то просто – для утилизации требуется масса времени и ресурсов. Решить эту проблему взялись японские ученые из Университета Сага, решившие воспользоваться старыми газетами. Сначала ученые взяли и размололи в порошок центнер газет, а к получившейся бумажной массе добавили соединение хлора, диметиламина (ДМА) и формальдегида. В результате получился гель, в который химики добавили раствор соляной кислоты, которым они предварительно обработали несколько старых мобильников.

– Оказалось, гель отлично связывает и адсорбирует ионы благородных металлов, – говорит руководитель исследовательской группы профессор Кацутоси Инуе. – Гель вытягивает почти 90 процентов золота, платины и палладия, оставляя в стороне медь, цинк и железо. По нашим расчетам, один килограмм геля может дать до 906 граммов золота.

Профессор Инуе подчеркивает, что этими волшебными качествами гель обязан исключительно газетной бумаге, вернее, аминогруппам из структуры целлюлозы, которые и ответственны за селективную адсорбцию золота, платины и палладия. Еще одно важное достоинство макулатуры: после отделения микрочастиц драгоценных металлов «газетный гель» можно использовать снова и снова (Огонек. 2008. № 29).

Задание для не аттестованных по предмету


Не аттестованные по предмету магистранты готовят реферат по проблематике курса и сдают его на кафедру до конца семестра.

Примерные темы рефератов:

  1. Т. Кун о научных революциях.

  2. Методы научного исследования в интерпретации К. Поппера.

  3. Ф. Капра о своеобразии научной деятельности.

  4. П. Тейяр де Шарден о феномене человека.

  5. М. Фуко о тенденциях развития гуманитарных наук.

  6. Ф. Фукуяма о последствиях биотехнологической революции.

  7. Российские СМИ о лженаучных теориях.



Задания для магистрантов, отправленных на комиссию


Магистранты, отправленные на комиссию, повторно сдают экзамен по данному списку вопросов.

Примечание для членов комиссии: основная проблематика курса представлена в УМК кафедры теории журналистики.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вопросы к экзамену Современные проблемы науки как объект журналистики. Объем понятия «научная информация» iconПримерные вопросы к кандидатскому экзамену по дисциплине «История...
Оформление результатов учебной и научной работы (реферат, курсовая работа, дипломная работа, научная статья, доклад, диссертация)...
Вопросы к экзамену Современные проблемы науки как объект журналистики. Объем понятия «научная информация» iconВопросы по подготовке к экзамену (зачету) по учебной дисциплине
Особенности юридической психологии как науки. Объект, предмет категории юридической психологии
Вопросы к экзамену Современные проблемы науки как объект журналистики. Объем понятия «научная информация» iconПрограммные вопросы для подготовки студентов к экзамену
...
Вопросы к экзамену Современные проблемы науки как объект журналистики. Объем понятия «научная информация» iconПрограмма дисциплины «Современные тенденции развития медиасистемы»
Актуальные проблемы современности и журналистика: актуальные проблемы мировой цивилизации и журналистика, основные проблемы развития...
Вопросы к экзамену Современные проблемы науки как объект журналистики. Объем понятия «научная информация» iconРабочая программа по специальной дисциплине отрасли наук и научной специальности
Пространство существования науки. Конституирующие признаки (атрибуты) науки: объект, предмет, теории, история возникновения и развития,...
Вопросы к экзамену Современные проблемы науки как объект журналистики. Объем понятия «научная информация» iconРабочая программа учебной дисциплины б 1 Современные проблемы науки...
Целью дисциплины «Современные проблемы науки» является формирование способностей анализа современного состояния науки, выделения...
Вопросы к экзамену Современные проблемы науки как объект журналистики. Объем понятия «научная информация» iconПоиск
Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;...
Вопросы к экзамену Современные проблемы науки как объект журналистики. Объем понятия «научная информация» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основные понятия: табличная информационная модель, объект – свойства, объект – объект – один
Вопросы к экзамену Современные проблемы науки как объект журналистики. Объем понятия «научная информация» iconОб предметной и ритуальной магии
Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;...
Вопросы к экзамену Современные проблемы науки как объект журналистики. Объем понятия «научная информация» iconСистемные основы интеллекта
Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;...
Вопросы к экзамену Современные проблемы науки как объект журналистики. Объем понятия «научная информация» iconФирдауз и Камиль Уразаевы
Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;...
Вопросы к экзамену Современные проблемы науки как объект журналистики. Объем понятия «научная информация» iconВопросы к экзамену по истории и философии науки для магистрантов...
«Практическая психология» составлены на основании государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника...
Вопросы к экзамену Современные проблемы науки как объект журналистики. Объем понятия «научная информация» iconВопросы для подготовки к кандидатскому экзамену по дисциплине «История...
Учебник. Фионова Л. А., Трунова Л. Б., Карпачева Т. В. Экология животных: Пособие для учащихся 7-го класса общеобразовательной школы...
Вопросы к экзамену Современные проблемы науки как объект журналистики. Объем понятия «научная информация» iconПархоменко: «будущее за людьми с высоким iq»
Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;...
Вопросы к экзамену Современные проблемы науки как объект журналистики. Объем понятия «научная информация» iconRobert L. Solso cognitive psychology
Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;...
Вопросы к экзамену Современные проблемы науки как объект журналистики. Объем понятия «научная информация» iconI. физиология головного мозга человека 12
Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск