Скачать 214.74 Kb.
|
ВВЕДЕНИЕ Генетика – это наука о наследственности и изменчивости живых организмов. Закономерности наследственности и изменчивости едины для всех организмов, а именно гены контролируют все признаки организмов. Гены представляют собой ДНК(в случае некоторых вирусов – РНК), наследственная информация в генах закодирована посредством универсального генетического кода, эта информация реализуется в виде аминокислотной последовательности соответствующих белков – продуктов этих генов. Гены и их комплексы могут подвергаться изменениям – мутациям. Гены и соответствующие им признаки могут передаваться от родителей к потомкам как в тех комбинациях, в которых они были у родителей, так и в новых комбинациях, что является следствием генетической рекомбинации. Наряду с общими закономерностями у организмов разного типа обнаруживаются существенные различия в структурно-функциональной организации их генетического аппарата. Закономерности наследственности и изменчивости изучаются различными методами генетического анализа. Главный элемент генетического анализа – гибридологический метод, или метод скрещивания. Под гибридологическим методом понимают систему скрещиваний, позволяющую по характеру наследования признаков в ряду поколений сделать выводы о структуре и функционировании генотипа скрещиваемых организмов. 1.ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГИБРИДОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Анализ наследования отдельных пар признаков в потомстве скрещиваемых организмов, различающихся по одной или нескольким пар альтернативных признаков.
Скрещивание обозначают знаком умножения (×). При написании схем скрещивания на первое место ставя материнский организм, а на второе – мужской. Родительские особи обозначаются латинской буквой Р. Организм, полученный от скрещивания особей с разными признаками, - гибриды, а совокупность таких организмов – гибридное поколение, принято обозначать латинской буквой F с цифровым индексом, соответствующим порядковому номеру гибридного поколения. Например, первое поколение обозначают F1; если гибридные организмы скрещиваются между собой, то их потомство обозначают F2, третье поколение F3 и т.д. Гибридологический анализ состоит из системы скрещиваний, куда входит получение первого поколения(F1), второго поколения (F2) –от скрещивания гибридов первого поколения и два возвратных скрещивания (бэккросы),т.е. скрещивания гибрида F1 с одной и другой родительскими формами. Потомство от такого скрещивания обозначается Fв. В некоторых случаях проводят два скрещивания, в которых исходные формы меняют местами. Например, крольчиха черная × кролик белый и крольчиха белая × кролик черный. Такая пара скрещиваний носит название реципрокных. Одно скрещивание из этой пары условно называют прямым, другое – обратным. 2.МОНОГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ Наиболее простым примером гибридологического анализа является анализ наследования одного признака в ряду поколений. В моногибридном скрещивании родительские особи отличаются по одной паре контрастных альтернативных признаков. Так; например, мухи одной линии дрозофилы (Drosophila melanoqaster) имеют серую окраску тела, другой — черную. Скрещивание чернотелой самки с серотелым самцом и является моногибрным. В первом поколении этого скрещивания появляются гибридные мухи, имеющие серую окраску тела. Из пары аль альтернативных признаков у гибридов F1 развивается только один (серое тело), второй (черное тело) не проявляется. Преобладание у гибрида первого поколения признака одного из родителей Мендель назвал доминированием,а впоследствии само явление стали называть законом доминирования, или первым законом Менделя. Поскольку все гибриды F1 одинаковые серые, закон доминирования чаще называют законом единообразия гибридов первого поколения. Признак, проявляющийся гибрида и подавляющий развитие другого альтернативного признака, называется доминантным, признак подавляемый — рецессивным. В описанном скрещивании доминантный признак — серая окраска тела, рецессивный - черная окраска. При скрещивании гибридов F1 между собой во втором поколении наблюдается появление муки с серой, и с черной окраской тела, т. е. с признаками обоих исходных родителей. Появление во втором поколении особей с признаками обоих исходных форм (доминантных и рецессивных) называется расщеплением. Оно подчиняется строгим количественным закономерностям. В среднем 3/4 гибридов F2 имеют доминантный признак (серое тело) и 1/4 — рецессивный (черное тело), т. е. расщепление осуществляется в отношении 3:1. Расщепление в F2 в определенном количественном соотношении доминантных и рецессивных форм называется законом расщепления, или вторым законом Менделя. Из того факта, что рецессивный признак (черное тело), отсутствовавший у гибридов F1 , вновь появляется у 1/4 гибридов F2 , вытекает, что наследуются не сами признаки, а наследственные задатки, факторы, или гены, их определяющие. Наследственные факторы обозначают буквами латинского алфавита: доминантный - прописной, рецессивный — одноименной строчной буквой. У каждого организма эти задатки парные: один приходит от матери, другой—от отца. Можно обозначить доминантный фактор серой окраски тела - А, рецессивный задаток черной окраски тела — а. Каждый из членов такой пары называется аллелью, а само явление парности наследственных задатков - аллелизмом. Задача№1. От скрещивания двух гетерозиготных особей получено 840 растений с красными и белыми цветами. Красный цвет доминирует. Сколько белоцветковых растений получили селекционеры ?
3.ДИ - И ПОЛИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ Скрещивания, в которых родители различаются не по одному, а по двум и большему числу признаков, называются полигибридными. Аллели генов, отвечающих за разные признаки, принято обозначать разными буквами, например: А или а — окраска семян гороха, В или в — форма семян. В данном разделе приведены задачи, В которых наследование признаков подчиняется 3-му закону Г.Менделя — закону независимого комбинирования признаков в потомстве. В основе этого закона лежит процесс независимого расхождения негомологичных хромосом в анафазе I Мейоза. В связи с этим независимо будут наследоваться только признаки, контролируемые генами, расположенными в разных хромосомах. Остальные условия: равновероятная частота формирования и встречаемости гамет, жизнеспособность гамет и зигот, полное появление признаков, отсутствие взаимодействия генов в процессе формирования признаков, остаются необходимыми для получения классических соотношений фенотипических классов при расщеплении в потомстве гибридов. Для полигибридных скрещиваний остаются действенными как закон единообразия гибридов первого поколения, так и закон расщепления. Характер расщепления, как и в моногибридном скрещивании, полностью зависит от генотипов скрещиваемых гибридов и отличается появлением особей с новым (рекомбинантным) сочетанием признаков, причем, чем больше признаков участвует в скрещивании, тем большее разнообразие их новых сочетаний наблюдается у потомков. Анализ расщепления в полигибридных скрещиваниях при независимом наследовании признаков можно проводить двумя способами: 1) биологическом на уровне расхождения хромосом в мейозе и сочетания образовавшихся гамет при оплодотворении (построение решетки Пеннета); 2) математическим - перемножением результатов расщепления отдельно по каждой паре признаков. Так, если скрещиваются одинаковые дигетерозиготы с генотипами АаВв (F1хF1), то ожидаемое расщепление можно рассчитать
Если полученное расщепление соответствует теоретически ожидаемому (определяется методом х2), то можно сделать вывод о независимом наследовании признаков и локализации генов, отвечающих за эти признаки, в разных хромосомах. Принцип анализа полигибридных скрещиваний как нескольких моногибридных необходимо использовать при установлении генотипов родителей по расщеплению в потомстве. Для этого определяют расщепление по каждой паре признаков отдельно, предполагают генотипы гибридных родителей. Затем из предполагаемых генотипов предсказывают ожидаемое расщепление одновременно по всем признакам поставляют его с фактически полученным. Если результаты достоверно не отличаются от теоретически предсказанных, значит выведенные генотипы и характер наследования верны, а отклонения фактических данных от теоретически ожидаемых случайны. Задача №2.
.Ясно то, что присутствие гена А (доминантное) влияет на пигментацию шерсти мышей, а ген а- отсутствует пигментации шерсти.Нафенотипическое проявление признака влияет целый комплекс генов.Сочетание генов обусловливаются индивидуальные различия особей одного вида.
4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НЕАЛЛЕЛЬНЫХ ГЕНОВ Неаллельные гены, расположенные в разных хромосомах, могут контролировать развитие одного признака. В этом случае они вступает во взаимодействие на уровне свои продуктов. При взаимодействие неаллельных генов общие закономерности ди и полигибридных скрещиваний в отношении генетических классов потомства F2 не меняются, а изменяется только количество и соотношение фенотипических классов в F2. Для ди-гибридного скрещивания формула фенотипического расщепления 9А-В-:3А-вв:3яаВ-:1аавв может остаться неизменной (при комплементарном взаимодействии) или измениться: а) 9:7; 9:3:4; 9:6:1 при комплементарном взаимодействии б) 12:3:1;' 13:3 при доминантном эпистазе и 9:3:4 - при рецессивном эпистазе в) 15:1 - при некумулятивной, полимерии и 1:4:6:4:1 - при кумулятивной полимерии. Обнаружить взаимодействие генов можно по появлению в потомственных особей с новым проявлением данного признака и по отклонению в количественном соотношении фенотипических классов, ожидаемых на основе моногенного контроля. Если при анализе наследования данного признака обнаруживается четкое отклонение фактического расщепления от ожидаемого приз гомогенном контроле, то предполагают, что за признак отвечает не один ген и проверяют гипотезу полигенного наследования. Проверку • гипотезы начинают о простейшего предположения - за признак отвечают два гена. В случае дигенного наследоваиия наблюдаемое фенотипическое расщепление должно соответствовать классической формуле или какой-либо из указанных выше ее модификаций. Для того, чтобы установить формулу расщепления, делают следующее: определяют количество особей исследуемой выборки, приходящееся на одну часть из 16 возможных комбинаций гамет родителей. Далее вычисляют соотношение фенотипических классов путем деления числа особей каждого фенотипического класса на число особей, приходящихся на одну часть. Если установленное расщепление соответствует ка кое - либо из известных модификаций классической формулы фенотипического расщепления па двум генам принимают гипотезу дигенного наследования. Если соответствия не обнаруживается, проверяют гипотезу трех генов и т.д. Приняв ту или иную гипотезу о характере наследования признака, интерпретируют полученную формулу расщепления в отношении типа взаимодействия генов и определяют, какое сочетание генов приводит к той или иной форме проявления признака. Несколько иной подход используют приз анализе наследования количественных признаков, определяемых генами, вступающими во взаимодействие по типу кумулятивной полимерии. Степень выраженности признака в данном случае зависит от количества доминантной аллели однозначно действующих генов, присутствующих в генотипе особей. Поэтому первоначально необходимо установить, на сколько, увеличивается выраженность признака и присутствие одной доминантной аллели. Для этого находят разницу в степени выраженности признака у полностью рецессивной особи и особи, имеющей доминантные аллели и гомозиготном состоянии, и делят разницу на число доминантных аллелей. Далее находят фенотическое расщепление, исходят из генотипов родителей и числа доминантных аллелей в генотипе потомков. Следует иметь в виду, что особи с максимальным его появлением всегда выражением количественного признака и особи с минимальным его появлением всегда составляют проявлением всегда составляют одну часть от всех возможных комбинаций гатей скрещиваемых организмов. Этот факт можно использовать для определения числа генов, контролирующих количественные признаки. №3. Мать со второй группой крови имеет ребенка с первой группой крови. Установите возможные группы крови отца. Решение:1) У человека группы крови определяются тремя аллелями: А,В,О. 2) Первой (нулевой) группе крови соответствует генотип ОО, а по условию задачи ребенка (F1) с 1-ой группой крови; 3)мать со второй группой крови: АА, либо АО, но генотипы АА( гомозигота) дает 1 сорт гамет, только А, следовательно ♀ имеет генотипы АО. 4)У отца не может быть 4 группы (АВ) крови, а так же АА и ВВ (в гомозиготном состоянии) 5)Если из 6 возможных вариантов групп крови мы исключим 3(4-АВ,2-АА,3-ВВ),то возможные варианты группы крови отца могут быть:1- ОО: 2-АО:3-ВО. Задача №4.
5. НАСЛЕДОВАНИЕ ПРИЗНАК0В, СЦЕПЛЕННЫХ С` ПОЛОМ Хромосомный набор раздельнополых (бисексуальных) организмов представлен аутосомами - хромосомами, одинаковыми у представ ей равного пора, и половыми хромосомами (гоносомами), по которым особи равного пола различаются: у особе гомогаметного пола одинаковые - ХХ, а у особей гетерогаметного пола они гетероморфные, т.е. различаются по paзмерам и морфологии - ХУ. В соответствии с этим различают аутосомные признаки, гены которых распожены в аутосомх, и сцепленные с полом признаки, гены которых локализованы в половых хромосомах. Расположение геном в половых хромосомах может быть разным: 1) только в Х хромосоме; 2) и в Х, и в У хромосомах: 3) только в У хромосоме: Эти варианты локализации генов в половых хромосомах хорошо различимы по характеру наследования соответствующих признаков. хотя в подавляющем большинстве случаев имеет место 1 тип наследования. В наследовании признаков, сцепленных с полом, обнаруживается существенные особенности, отличающие их от наследования аутосомных признаков, которое происходит в полном соответствии с законами Г.Менделя. Эти особенности можно проследить, анализируя потомство реципрокных скрещиваний, а также учитывая дифференцированно потомство женского и мужского пола. Они обусловлены тем, что У хромосома, независимо от того, несет она аллель данного гена или нет, предается от гетерогаметного родители только к потомкам такого же пола и ни когда не попадает к потёмкам гомогаметного пола. В то же время единственная Х хромосома к потомкам гемитного пола попадает исключительно от гомогаметного родителя(например, мальчики получают свою Х хромосому от матери, но не от отца) , а потомки гомогаметного попа палучают по одной Х хромосоме от отца и от матери. Следует отметить, что особенно ярко указанные особенности проявляются в том случае, когда в У хромосоме отсутствуют аллели соответствующего гены, что в основном и имеет место, т. к. У хромосома у различных организмов генетически инертна (например, крисс - кросс наследование). Соответственно, в случае по генотипу особи гетерогаметного пола не могут быть гомо или гетерозиготными, они гемизиготны. При решение задач на наследование признаков, сцепленных с полом необходимо описывать и генотипы родителей и потомков обязательно с учетом их пола. Следует также иметь в виду, что у равных организмов хромосомные механизмы определения пола различаются. Например, у многих организмов, в том числе у всех млекопитающих, гомогаметным являются женский пол, а у птиц и некоторых насекомых (бабочки) гомогаметный пол - мужской. Задача №5 Обволосение ушной раковины наследуется как признак, сцепленный с у-хромосомой. Какова вероятность рождения ребенка с этой аномалией в семье, где у отца есть этот признак?
Задача №6
6.СЦЕПЛЕННОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ.КРОСИНГОВЕР До сих пор, независимо от того, определялся признак одним геном или был полигенным, аутосомным или сцепленным с полом, рассматривались примеры признаков, гены которых локализованы в разных парах хромосом, т.е. в негомологичных хромосомах. Однако в каждой паре хромосом находится множество генов, которые в совокупности составляют группу сцеплений. У каждого вида животных и растений имеется строго определенное число групп сцепления, которое равное гаплоидному числу хромосом. Признаки, гены которых локализованы в одной хромосоме, называются сцепленными. Характер их наследования (сцепленное наследование) существенно отличается от наследования, соответствующего 3 закону Г.Менделя, т.е. от независимого наследования. Суть отличий состоит в том, что для сцепленных признаков характерна тенденция к их совместной передаче от родителей к потомству в той комбинации, в которой они были у первых. Однако сцепление признаков не является абсолютным, они могут разъединяться и передаваться потомкам в иной комбинации, нежели они были у родителей. Нарушение сцепления связанно с процессом кроссинговера, т.е. обменом идентичными участками между гомологичными хромосомами, который имеет место в зиготене-пахитене профазы 1 мейоза. Половые клетки, образовавшиеся в результате кроссинговера, называются кроссоверными. Если кроссинговер на произошёл, формируются некроссоверные гаметы. Установлено, что частота кроссинговера, которую определяют по процентному содержанию кроссоверными гамет, отражает силу сцепления между генами: чем больше сила сцепления между генами, тем реже происходит кроссинговер, и, наоборот, чем меньше сила сцепления, тем он происходит чаще. В свою очередь, сила сцепления между генами обратно пропорциональна расстоянию между ними: чем меньше расстояние между генами, тем больше сила сцепления и, следовательно, с тем меньшей частотой происходит кроссинговер. таким образом, частота кроссинговера является относительной мерой расе таяния между генами. Эта закономерность широко используется для целей генетического картирования, а именно для установления порядка расположения генов я грушах сцепления и относительных расстояний между ними. Освоение генетических закономерностей при решении задач в предыдущих и в. этом разделах дает возможность устанавливать характер наследования двух и большего числа признаков относительно друг друга (независимый или сцепленный), определять частоту кроссинговера по результатам анализирующего скрещивания, а также по второму гибридному поколению, предсказывать результаты тех или иных скрещиваний с учетом сцепления генов, заниматься генетическим картированием. 7. АНАЛИЗ РОДОСЛОВНЫХ Не все методы генетики применимы к анализу наследования тех или иных признаков у человека. Так, не приложим к человеку классический генетический метод - метод скрещиваний. Однако информацию о характере генетическом контроля признака может дать анализ фенотипов нескольких поколений родственников. т. е. анализ родословных. Составление и анализ родословных, представляют собой суть генеологическогокого метода - одного из важнейших методов в антропогенетике, а также в генетике других биологических видов, у которых использование гибридологического метода по каким-либо причинам малоэффективно. Генеалогический метод позволяет также определить вероятность проявления и степень риска для потомства по тому или иному заболеванию или иному патологическому признаку, т.е. служит основной и для проведения медико-генетических консультаций. Составление родословных имеет свои правила. Лицо, по отношению к которому составляется родословная, называется пробандом. Братья и сестры называются сибсами, например, родные сибсы, двоюродные сибсы (полусибсы) и т.д. Каждое поколение исследуемых индивидуумов располагается на одной линии. Следует отметить, что в некоторых семья сможет встретиться несколько наследственных дефектов. В этом случае условные обозначения наследуемых свойств приходится изменять и дополнять в соответствии с числом анализируемых признаков (каждый признак, аномалию или заболевание обозначают своим условным знаком, например, штриховкой разного вида.) Задача №7. Альбинизм вызывается рецессивным геном. Люди альбиносы имеют белые волосы, белую кожу и бесцветную радужную оболочку глаз ( глаза кажутся красными, т.к. просвечивают кровеносные сосуды глазного дна). По родословной, показывающей наследование альбинизма, проследить за передачей этого гена и обозначить генотипы возможно большего числа лиц. Ожидается ли появление детей-альбиносов от браков 1*2 , 1*3, 2 и нормального мужчины, не состоящего с ней в родстве? аа2 аа аа аа 1 аа 3 Заключение Преподавая общую биологию в старших классах, пришла к выводу о том, что раздел «наследственность и изменчивость организмов» является одним из самых сложных разделов биологии. Учащиеся традиционно испытывают трудности в решении генетических задач и применение полученных знаний на практике, в том числе практико-ориентированные задания Государственной Итоговой Аттестации в части С. В связи с этим методическая разработка по данной теме становится актуальной. Структура и содержание работы позволяет углубить знания учащихся о механизмах реализации наследственной информации на различных уровнях организации живых организмах. Позволяет развивать навыки решения генетических задач, составления родословных, развивать у школьников логическое мышление, обучать стойким навыкам работы с методической, учебной и научно-популярной литературой, готовить учащихся к сдаче ГИА по разделу «наследственность и изменчивость организмов». Так, вариативность задач и готовые решения к ним позволяют учащимся простраивать самостоятельную работу по данной теме, и осуществлять самоконтроль. Тематика задач отображает повседневные потребности и здоровье человека, что повышает интерес учащихся к генетике как науке и биологии в целом, растет уровень мотивации обучения. Предложенные методологические подходы в решении задач на полигибридное скрещивание(2-й способ решения задач) и сцепленное наследование признаков(изменение количества и соотношение фенотипических классов потомства F2 в зависимости от типа взаимодействия генов) значительно сокращает время при выполнении учащимися заданий части С Государственной Итоговой Аттестации. Изложенные в работе основы гибридологического метода исследования наследственности формирует у учащихся основы научного мировоззрения, расширяет кругозор. Генеалогический метод, изучающий историю отдельных родов и позволяющий определить вероятность проявления и степень риска для потомства по тому или иному заболеванию или патологическому признаку, пользуется особым интересом, т.к. затрагивает вопросы здоровья человека, четко прослеживает межпредметные связи. По итогам работы учащиеся выполняют творческие работы по изучению родословных своих семей, проводят исследования близкородственных браков и наследования признаков в царской семье. Это дает возможность отработать навыки работы с учебной, методической и научно-популярной литературой, осуществлять межпредметные связи. В заключении, хочется отметить, что представленная методическая разработка через проблемный подход в обучения позволяет более эффективно осуществлять традиционную продуктивную педагогическую технологию. Увеличивая долю практики в объяснительно- иллюстративном обучении или даже заменяя последнее, ожидаю получить высокопродуктивный вид обучения. Кроме того через личностноориентированный подход в обучении возможно использование элементов технологии сотрудничества, которая направлена на эффективное усвоение знаний с учетом потребностей и возможностей развития ученика и опирается на познавательный труд обучающихся. |
Основные принципы воспитательной деятельности в 2012 – 2013 учебном году Основные принципы проведения клинических испытаний (на примере испытаний лекарственных препаратов)…5 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... России, основные принципы проведения выборов главы государства на основе анализа статей Конституции РФ и Федерального закона «О выборах... | ||
Принципы деятельности адвокатуры в России Основные принципы адвокатской деятельности закреплены в ст. 3 закона об адвокатуре, к ним относятся | Принципы муниципального избирательного права «принципы избирательной системы», «принципы выборов», «принципы организации и проведения выборов», «принципы избирательных прав».... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель изучения: определить предмет экономической теории и ее принципы, показать историю возникновения и становления экономической... | Понятие общественных связей (PR), их функции и основные цели Основные... Место дисциплины в структуре ооп: М. 3 Практики и научно-исследовательская работа | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Определения. Основные принципы занятия аэробикой. Структура занятия. Основные базовые шаги и термины | Методические указания для студентов по дисциплине патофизиология... Уметь характеризовать цель и основные задачи, методы и структуру патофизиологии как учебной дисциплины. Изучить принципы моделирования... | ||
Реферат по дисциплине Логистика Тема: Организация производственного процесса во времени Понятие производственного процесса. Основные принципы организации производственного процесса. Принципы организации производства | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: Обучающая: изучить основные устройства компьютера, функциональные возможности компьютера, виды компьютерной памяти, принципы... | ||
1. Основные понятия и определения теории анализа и принятия решений... Вводные понятия теории анализа и принятия решений. Области применения. Лицо, принимающее решение (лпр). Альтернативы и критерии в... | Реферат на тему: "Внешние носители информации. Iomega, zip, jazz,... Основные внутренние элементы дисковода дискетная pама, шпиндельный двигатель, блок головок с приводом и плата электроники | ||
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное... Методы и средства психолого-педагогического воздействия. Групповые и индивидуальные формы работы. Основные психолого-педагогические... | Уинслоу Тейлор "Принципы научного менеджмента" Ф. У. Тейлор признанный родоначальник научного управления предприятиями — менеджмента. В книге Ф. У. Тейлора «Принципы научного менеджмента»... | ||
Исследовательская работа на тему: «Повышение эффективности компьютерных... Уметь характеризовать цель и основные задачи, методы и структуру патофизиологии как учебной дисциплины. Изучить принципы моделирования... | Теория социального управления: Монография. К.: Мауп, 1996. 408 с Рассмотрены основные социальные законы и закономерности социального управления, концепции власти и научные школы мирового менеджмента,... |