Скачать 431.24 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тобольский государственный педагогический институт имени Д.И. Менделеева» Кафедра практической психологии и педагогики Учебная программа дисциплины Психолого-педагогическая коррекция Специальность «050706.65 - Педагогика и психология» Автор - составитель: Г.М. Ложкова, ст. преподаватель. Тобольск 2008ДПП.Ф.12 Психолого-педагогическая коррекция Теоретические основы и основные направления психолого-педагогической коррекции. Сущность, цели и задачи психолого-педагогической коррекции. Основные направления в психолого-педагогической коррекции. Анализ психодиагностической информации и составление программы психолого-педагогической коррекции. Методы и средства психолого-педагогического воздействия. Групповые и индивидуальные формы работы. Основные психолого-педагогические коррекционные подходы и технологии. Психопрофилактика и ее основные принципы. Пояснительная записка Развитие практической психологии в системе образования, создание психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования связаны с насущными потребностями школы и, прежде всего, необходимостью ее гуманизации в широком смысле этого слова. Обращенность к личности ребенка, его индивидуальности потребовала разработки профессиональных способов психологического сопровождения растущей и формирующейся личности. С созданием психологической службы в системе образования появилась потребность в подготовке педагогов-психологов, ориентированных в профессиональной деятельности на проблематику, связанную с обучением и воспитанием детей. Программа дисциплины «Психолого-педагогическая коррекция» относится к дисциплинам предметной подготовки, предназначена для студентов специальности «050706.65 - Педагогика и психология». Дисциплина изучается на 5 курсе в 9, 10 семестрах. В соответствии с учебным планом для изучения дисциплины выделяется 200 часов, из них аудиторных 100 часов (50 часов отводится на лекционный материал, 50 - на практические занятия) и 100 часов – самостоятельная работа студентов. Формы контроля: 9 семестр – зачет; 10 семестр – экзамен. Основное содержание курса представлено в пяти разделах: Раздел 1. Теоретические основы психолого-педагогической коррекции. Сущность коррекционного процесса. Психологическая коррекция и ее виды. Психокоррекционная ситуация. Цели и задачи психолого-педагогической коррекции. Принципы психокоррекционной работы. Требования, предъявляемые к психологу, осуществляющему психокоррекционные мероприятия. Основные компоненты профессиональной готовности к коррекционному воздействию. Анализ психодиагностической информации и составление программы психолого-педагогической коррекции. Принципы составления и основные виды психокоррекционных программ. Основные требования к составлению психокоррекционной программы. Оценка эффективности психокоррекционных мероприятий. Факторы, определяющие эффективность психокоррекции. Психопрофилактика и ее основные принципы. Психопрофилактика как одно из направлений деятельности педагога-психолога. Организация психопрофилактической работы в образовательном учреждении. Предупреждение отклонений в поведении детей. Принципы ранней профилактики и коррекции познавательной и эмоционально-волевой сферы детей. Раздел 2. Основные направления в психолого-педагогической коррекции. Психодинамическое направление. Коррекционные воздействия в классическом психоанализе. Классический психоанализ 3. Фрейда. Техники. Аналитическая индивидуальная психокоррекция А. Адлера. Техники. Клиент-центрированный подход К. Роджерса. Техники. Логотерапия. Техники. Поведенческое направление. Техники. Особенности когнитивной психокоррекции. Когнитивно-аналитическое направление. Техники. Трансактный анализ Э. Берна. Гештальттерапия Ф. Перлза. Раздел 3. Методы и средства психолого-педагогического воздействия. Методы и средства психолого-педагогического воздействия: Игротерапия. Общая характеристика метода. Основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры. Основные виды и формы игротерапии. Игротерапия в психоанализе. Основные цели коррекционного воздействия в психоаналитической игротерапии. Игровая терапия, центрированная на клиенте. Игровая терапия отреагирования. Игровая терапия построения отношений. Примитивная игровая терапия. Игротерапия в отечественной психологической практике. Директивная и недирективная игротерапия. Индивидуальная и групповая игротерапия. Игротерапия с различным материалом. Игровая комната и ее оснащение. Игрушки и материалы. Требования, предъявляемые к психологу-игротерапевту Требования к личности игрового терапевта. Требования к профессиональной подготовке игротерапевта. Арттерапия. Общая характеристика метода. Цели артгерапии. Основные направления в артгерапии. Применение музыкотерапии в детском возрасте. Библиотерапия. Методика библиотерапии и библиотерапевтическая рецептура. Анализ жанров литературы с точки зрения их возможности использования в библиотерапии. Танцевальная терапия. Проективный рисунок. Использование проективного рисунка в коррекционной работе с детьми. Основные этапы коррекционного процесса с использованием метода проективного рисования. Сочинение историй. Сказкотерапия. Возможности работы со сказкой. Основные приемы работы со сказкой. Куклотерапия. Психогимнастика. Подготовительная часть психогимнастического занятия. Пантомимическая часть психогимнастического занятия. Заключительная часть психогимнастического занятия Психодрама. Описание метода. Формы и виды психодрамы. Психодрама, центрированная на протагонисте. Психодрама, центрированная на теме. Психодрама, направленная на группу. Психодрама, центрированная на группе. Основные фазы психодрамы. Методики психодрамы. Раздел 4. Групповые и индивидуальные формы работы. Индивидуальная психокоррекция. Показания к индивидуальной психокоррекции. Основные методы индивидуального психокоррекционного воздействия. Психологические особенности индивидуальной психокоррекции. Основные стадии индивидуальной психологической коррекции. Групповая психокоррекция. Специфика групповой формы психокоррекции. Работа психокоррекционной группы. Особенности комплектования группы. Возрастной и половой состав группы. Профессиональный состав группы. Размер группы. Частота и длительность встреч. Подготовка к групповой коррекции. Групповая динамика. Задачи и нормы группы. Структура группы и лидерства, групповые роли. Сплоченность группы. Групповое напряжение. Фазы развития группы. Руководство психокоррекционной группой. Основные задачи группового психолога. Работа под наблюдением супервизора. Ко-тренеры. Типичные ошибки руководителя группы. Этические требования к руководителю коррекционной группы. Виды коррекционных групп. Тренинговые группы и социально-психологический тренинг. Работа тренинговых групп. Социально-психологический тренинг как средство коррекции. Упражнения, используемые при проведении социально-психологического тренинга. Группы развития коммуникативных навыков и умений. Возможные виды коммуникативных тренингов. Коммуникативный тренинг для подростков. Группы развития сензитивности (личностного роста). Групповая дискуссия как метод групповой работы. Виды групповой дискуссии. Раздел 5. Основные психолого-педагогические коррекционные подходы и технологии. Психологическая помощь детям дошкольного возраста. Игровая коррекция в работе с дошкольниками. Коррекция аффективного поведения дошкольников, межличностного взаимодействия в группе детского сада. Младший школьник как объект психологической помощи. Коррекция страхов и школьной тревожности у младших школьников. Технология работы с подростками. Групповая психотерапия при акцентуациях характера. Технология решения психологических проблем учащихся старших классов. Коррекция агрессивного поведения. Коррекция девиантного поведения. Коррекция дезадаптации. Коррекция познавательных процессов. По каждой теме учебного курса представлены лекции, планы семинарских (практических) занятий и литература к ним, перечень заданий и вопросов для самостоятельной работы. Максимальное внимание при этом уделяется задачам овладения студентами практических навыков психокоррекции. 1. Цели и задачи дисциплины Основной целью курса является обучение будущих педагогов-психологов методам психолого-педагогического развития и коррекции ребенка и подростка, которые в настоящее время являются наиболее востребованными обществом, овладение студентами знаниями и навыками по применению психокоррекционных методик и технологий. Кроме того, будущие педагоги-психологи должны отчетливо представлять, с одной стороны, необходимость серьезного научного обоснования выбираемых методов коррекции, с другой стороны, осознавать, что разработка индивидуальных программ развития и коррекции чужда шаблонам и требует не только обширной компетентности, но и профессиональной интуиции. Студенты должны осознавать, что предлагаемые в данном курсе методы развития и коррекции могут быть лишь основой для дальнейшего непрерывного повышения квалификации в этой области практической деятельности. В связи с вышеизложенным, задачами дисциплины являются:
Дисциплина ориентирует на развивающую, учебно-воспитательную, социально-педагогическую, научно-методическую, виды профессиональной деятельности; её изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Студент должен знать:
Студент должен уметь:
Студент должен владеть:
3. Объем дисциплины и виды учебной работы
|
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное... Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию | Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное... | ||
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольская государственная медицинская академия»... | Федеральное агентство по образованию Российской Федерации Государственное... Помощник заместителя Министра экономического развития Российской Федерации Руководителя Росимущества | ||
Министерство образования и науки российской федерации федеральное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Инистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное... «Московский государственный институт электронной техники (технический университет)» | Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное... «Московский государственный институт электронной техники (технический университет)» | ||
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное... «Московский государственный институт электронной техники (технический университет)» | Российской федерации федеральное агентство по образованию Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное агентство по образованию российской федерации государственное... Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы по географии | Федеральное агентство по образованию российской федерации государственное... Городская научно-практическая конференция молодых исследователей «шаг в будущее 2010» | ||
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное... Методика проведения контрольных мероприятий примерные вопросы к зачету по курсу «лингвострановедение и страноведение великобритании»... | Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное... Методика проведения контрольных мероприятий примерные вопросы к зачету по курсу «лингвострановедение и страноведение великобритании»... | ||
Федеральное агентство по образованию российской федерации государственное... Базовый учебник: Перышкин А. В., физика 7кл.: учеб для общеобразоват учреждений. – 12-е изд.,– М.: Дрофа, 2010г | Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное... Методическая разработка по практическим занятиям по курсу «Гражданское право ч. 1». Таганрог: Изд-во трту. 2006. 47с |