Противоречия, новые средства обучения новые условия образовательной деятельности, др





Скачать 283.9 Kb.
НазваниеПротиворечия, новые средства обучения новые условия образовательной деятельности, др
страница1/3
Дата публикации20.09.2014
Размер283.9 Kb.
ТипСамостоятельная работа
100-bal.ru > Биология > Самостоятельная работа
  1   2   3
ПОРТФОЛИО

Красновой Светланы Андреевной


Дата рождения: 27.05.1988

Профессиональное образование: учитель биологии и химии;

Стаж педагогической работы (по специальности): 2 года

Общий трудовой стаж: 2 года

Наличие квалификационной категории:

Дата последней аттестации:

1.Представление собственного инновационного педагогического опыта



КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

I. Общие сведения


Ф.И.О. автора опыта


Учреждение, в котором

работает автор опыта,

адрес с индексом


Должность с

указанием

преподаваемого

предмета или

выполняемого

функционала

Стаж работы в должности

Краснова Светлана

Андреевна



МОУ «Старотеризморгская средняя общеобразовательная школа», Старошайговский район, РМ.

Учитель биологии

2 года

II.Сущностные характеристики опыта


  1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Ведущая педагогическая идея

«Развитие познавательной самостоятельности».


2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения новыеусловия образовательной деятельности, др.)

Самостоятельная работа ученика – главный путь воспитания самостоятельности, ни у кого не вызывает сомнений. Но самостоятельная работа, привлекая современных школьников, вызывает в то же время у многих серьезные затруднения. Она требует эмоционального и умственного напряжения, порождает массу неожиданных вопросов, ошибок, сомнений.

З. Идея изменений {в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

- Разработка авторской программы «Развитие жизни на Земле» (ШМО 2011 г).

- Разработка авторской программы «Многообразие органического мира» (ШМО 2011 г).

Данная идея реализуется через краеведческую, исследовательскую работу учащихся, их участие в разнообразных акциях, конкурсах, конференциях.

4. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами, и новизна,

ограничения, трудоемкость, риски)


Суть концепции состоит в том, что в основе личностно-ориентированной парадигмы обучения – признание уникальной сущности каждого ученика и индивидуальности его учебной траектории. 

- исследовательская деятельность учащихся;

- расширение содержания биологического образования за счет авторских программ.

5. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)


- Муниципальные, школьные научно-практические конференции.

- В учебный план введены часы на проведение авторских программ по истории.


6. Результат изменений


Ученики – победители, призеры, участники:

2011-2012 гг.:

Муниципальный уровень:

Участие -1(Ямашкин Коля – 9 кл.)

Призер - 1
2012-2013 гг.:

Муниципальный уровень:

Участие- 3 (Ямашкин Коля – 10 кл., Пивкина Лена – 9 кл., Качанова Лена – 9 кл.)

Призер-1(Ямашкин Коля – 10 кл.)
2013-2014 гг.:

Муниципальный уровень:

Участие- 5 (Жданов Андрей – 11 кл., Пивкина Лена – 10 кл., Пивкин Денис-9кл., Пивкина Юля – 8 кл., Пивкин Саша -7 кл.)

Призеры – 2 (Пивкина Юля – 8 кл., Пивкина Лена – 10 кл.)

Победитель -1(Пивкин Саша -7 кл.)
Всероссийский уровень:

Участие – 3 (Пивкина Юля- 8 кл., Пивкин Саша – 7 кл., Уткина Катя – 6 кл.)
Результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебным предметам составляют:

в 2011-2012 гг.:

Муниципальный уровень:

Участие- 1

  1. Виляйкина Мария – 11 кл. - участие в муниципальной олимпиаде по краеведению «Историко-культурное наследие родного языка, посвященная 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства».

Республиканский уровень:

Участие- 1

  1. Виляйкина Мария – 11 кл. - участник ІІІ–й Республиканской научно-исследовательской конференции школьников по практическому краеведению «Историко-культурное и природное наследие родного языка».

Российский уровень:

Участие – 1.

  1. Виляйкина Мария-11 кл. – участник IV Всероссийской научно-практической конференции учащихся «Живая культура: традиции и современность».

в 2012-2013 гг.:

Муниципальный уровень:

  1. Базаева Наталья – 11 кл. – победитель муниципального этапа республиканской акции «Без наркотиков» конкурса антинаркотических проектов детской и юношеской прессы «Право на жизнь».

  2. Жданов Андрей – 10 кл. - победитель муниципального этапа республиканской акции «Без наркотиков» конкурса социальных антинаркотических роликов и презентаций «Дорого в никуда не для меня».

  3. Базаева Наталья – 11 кл. – участник конкурса «Дерево Земли, на которой мы живем»

в 2013-2014 гг.:

Муниципальный уровень:

Участие- 1

  1. Сатарова Ирина - 7 кл. – участник муниципального этапа Всероссийского конкурса «Подрост», в номинации «Экология лесных растений»


7. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте


Российский уровень:

  1. Рабочая программа учебного курса Биология «Общая биология» в 11 классе, опубликована на страницах СМИ «Педагогический мир».

  2. Конспект урока + презентация на тему: «Условия, необходимые для прорастания семян», опубликована на сайте InfoUrok.ru


III. Описание инновационного опыта учителя

Тема инновационного педагогического опыта

Развитие познавательной самостоятельности на уроках биологии.

«Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами.»
Ш.А. Амонашвили.

Кто из родителей не хотел бы видеть своих детей самостоятельными? Какой учитель сегодня не знает, что его задача – учить школьников так, что бы они не только знали, но и непрерывно пополняли свои знания сами?

Ещё великий русский педагог К.Д. Ушинский, говоря о развитии личности, имел в виду не только развитие мышления, но и развитие других качеств – наблюдательности, воображения, желания и способности самостоятельно приобретать новые знания. Он считал, что именно учитель должен научить ребенка учиться, приобщить его к самостоятельной беседе с книгой, к самостоятельному труду.

То, что самостоятельная работа ученика – главный путь воспитания самостоятельности, ни у кого не вызывает сомнений. Но самостоятельная работа, привлекая современных школьников, вызывает в то же время у многих серьезные затруднения. Она требует эмоционального и умственного напряжения, порождает массу неожиданных вопросов, ошибок, сомнений. И, тем не менее, учащиеся проникают в сущность изучаемых фактов и явлений в том случае, если проявляют познавательную самостоятельность, которая заключается в способности решать без помощи из вне очередные познавательные задачи, диктуемые ходом усвоения конкретной темы учебного предмета. Без активной самостоятельной работы ума познания нет. Не возникает также и познавательной потребности. Этим нередко объясняется то, что учащиеся просто заучивают текст параграфа, не осмысливая его, в сущности, не проявляя познавательного интереса.

Можно выделить следующие виды самостоятельной работы:

  • Работа с книгой: рисунок, график, поиск ответа на вопрос, конспектирование, пересказ, план ответа, обобщение по нескольким параграфам, работа с первоисточниками.

  • Упражнения: ответы на вопросы, тренировочные упражнения.

  • Решение задач, практические и лабораторные работы.

  • Проверочные, самостоятельные работы (биологические диктант). Домашние лабораторные опыты и наблюдения.

  • Доклады и рефераты, презентации.

  • Индивидуальные и групповые задания при наблюдениях и экскурсиях.

Кроме того, качество усвоения знаний, умений и навыков зависит от степени активности учащихся, которая возрастает при повышении уровня самостоятельности работы.

На основе моей диагностической работы, результатов контрольных работ, самостоятельных работ, в каждом классе можно разделить учащихся на три группы:

- слабоуспевающие учащиеся,

-учащиеся с хорошей познавательной деятельностью,

-сильные учащиеся.

И с ними провожу строго дифференцированную работу, ставя перед собой задачу, прежде всего качества обучения.

Выделяется три уровня самостоятельности:

  • подражательно-пассивный (низкий),

  • активно-поисковый (средний),

  • интенсивно-творческий (высокий).

При низком уровне самостоятельности ребенок может выполнять действия по готовому образцу (копирование). В среднем и старшем возрасте низкий уровень самостоятельности характеризуется применением знаний на уровне их воспроизведения.

Средний уровень – это свободное применение знаний и умений в знакомой, стандартной ситуации. Учебную задачу выдвигает учитель, но планировать решение может ученик сам.

При высоком уровне самостоятельности ученики успешно применяют знания в новой, нестандартной ситуации.

Активизация и развитие познавательной самостоятельности учеников оказывается возможной, если в процессе выполнения заданий на уроке систематически планомерно снижается непосредственная помощь учителя.

Это способствует как сознательному и глубокому усвоению знаний, умений и навыков, так и развитию их познавательных интересов. Применительно к изложению учителем нового материала необходимые уровни можно обеспечивать посредством сочетания учебных заданий разной степени сложности, предполагающих различные степени самостоятельности школьников при их выполнении. При этом должен осуществляться дифференцированный подход к каждому ученику.

Степень сложности учебных заданий при изложении нового материала можно повышать на основе последовательного обобщения заданий. Обобщение заданий оказывается возможным потому, что биология как учебный предмет представляет собой систему сложных по содержанию, но логически взаимосвязанных тем. Например, усложнение кровеносной системы от рыб до млекопитающих.

Задания на основе их обобщения можно представить тремя степенями сложности.

Задания первой степени сложности нацеливает учащихся на активное слушание при проблемном изложении учителем нового материала. Учитель, демонстрируя наглядные пособия, записи на доске, сам выделяет существенные признаки понятий. Сопоставляя различные факты, он как бы рассуждает вслух. Учащиеся, следя за ходом его рассуждений, вникает в сущность нового материала.

Используя задания второй степени сложности, учитель уже предлагает вопросы и задания эвристического характера – на выделения существенных признаков и определение соответствующих понятий. Чтобы дети с подобной работой успешно справились, им дается в качестве наводящей развернутая система вспомогательных заданий.

На основе рисунков выстраивается система вопросов, которые помогают учащимся ответить на ряд вопросов. Например, по теме «Дыхание» к рисункам можно предложить следующие вопросы.

- Почему жабры рыб всегда имеют красную окраску?

-Почему стенки легочных пузырьков такие тонкие?

- Какие органы относятся к дыхательной системе человека?

Работа с тестами так же является одним из видов самостоятельной деятельности учащихся. У учащихся формируются навыки работы с тестами в частности группы А.

Например, по теме «Популяционно-видовой уровень»

А1. Критерий вида, характеризующий процессы жизнедеятельности организма:

1. морфологический

2. генетический

3. физиологический

4. географический

А2. К.Линней первый создал:

1. эволюционную теорию

2. систематику

3. учение о биосфере

4. учение о клетке

А3.Экологический критерий вида – это сходство:

1. условий обитания особей одного вида

2. генотипов особей вида

3. всех процессов жизнедеятельности

4. внешнего и внутреннего строения

При такой работе идет планомерная подготовка к ЕГЭ

Считаю очень эффективным видом самостоятельной деятельности учащихся на уроке заполнение схем и таблиц.

Например, в 7 классе по теме: «Кровеносная система позвоночных». Учитель рассказывает, а учащиеся по ходу его рассказа заполняют таблицу.

Таблица на карточках:

Систематическое положение

Строение сердца

Круги кровообращения

Класс Рыбы

 

 

Класс Земноводные

 

 

Класс Пресмыкающиеся

 

 

Класс Птицы

 

 

Класс Млекопитающие

 

 

К заданиям третей степени сложности относятся такие приемы изучения нового материала как «Анализ и дополнение текста учебника», «Согласен – не согласен», решение экологических проблем.

За усовершенствование текста параграфа обычно берутся творческие ученики с критическим складом ума, которые всегда стремятся к совершенству. Они изучают текст параграфа, анализируют его и вносят некоторые изменения, иногда упрощая его и дополняя интересными фактами.

Очень важным моментом считаю использование учебника на уроке. Потому что техника чтения у многих учеников низкая, поэтому необходимо детям внимательно читать вместе с учителем определения, задавать вопросы при затруднениях, выделять главные мысли параграфа, работать с рисунками, схемами, таблицами, публикуемыми в учебнике.

Задания всех степеней сложности можно применять на всех этапах урока.

Например, при закреплении знаний по теме «Особенности строения и процессов жизнедеятельности водорослей» в 6 классе.

Первая группа учащихся дают ответы на вопросы.

Почему водоросли относят к низшим растениям?

Какое строение имеет хламидомонада?

Как размножаются водоросли?

Или же отвечают на тесты:

В строении тела водорослей отсутствуют:

а) стебли в) корни

б) листья г) стебли, листья, корни

Ризоиды водорослей служат для:

А) дыхания;

Б) вегетативного размножения;

В) прикрепления к субстрату;

Г) фотосинтеза.

Вторая группа учащихся самостоятельно работают над заданием

1.Назовите организмы, которые должны быть на пропущенном месте следующих пищевых цепей:

4

Третья группа решает экологическую задачу:

Летом в водоемах нередко наблюдается избыточное размножение одноклеточных водорослей. Какие условия, вероятней всего могут вызвать этот процесс? Каковы могут быть его последствия для водоема?

На всех этапах урока можно отметить три основных ступени самостоятельности школьников. На первой ступени предусматривается обсуждение учителем ответов учащихся в ходе выполнения заданий, на второй – учитель привлекает учащихся к коллективному обсуждению ответов своих товарищей, на третьей – учащиеся при выполнении заданий опираются на самоконтроль, обращаясь к учителю в случае затруднений. В ходе изучения сложных тем объяснительно – иллюстративный метод обучения должен постепенно перерастать в методы поискового характера.

А также хотелось бы отметить своих интерактивных помошников при проверки знаний учащихся и объяснение нового материала: применение цифрового USB микроскопа QX 7 совместно с компьютером, мультимедийного курса «Большой энциклопедия Кирилла и Мефодия», интерактивное учебное пособие «Наглядная биология», цифровые атласы определители.

Применение современных технологий дает возможность решать проблему подготовки образованных людей, свободных от стереотипов, способных быстро ориентироваться в обстановке и самостоятельно мыслить.

Таким образом, от метода к методу повышается степень сложности заданий и степень самостоятельности учащихся при их выполнении. В результате использования каждого метода предполагает более высокий уровень самостоятельной работы учащихся.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Противоречия, новые средства обучения новые условия образовательной деятельности, др iconИнновационного педагогического опыта
Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности)
Противоречия, новые средства обучения новые условия образовательной деятельности, др iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)
Противоречия, новые средства обучения новые условия образовательной деятельности, др iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Источники изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)
Противоречия, новые средства обучения новые условия образовательной деятельности, др iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)
Противоречия, новые средства обучения новые условия образовательной деятельности, др iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)
Противоречия, новые средства обучения новые условия образовательной деятельности, др iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)
Противоречия, новые средства обучения новые условия образовательной деятельности, др iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)
Противоречия, новые средства обучения новые условия образовательной деятельности, др iconИнновационного педагогического опыта (ипо) Система приемов формирования...
Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)
Противоречия, новые средства обучения новые условия образовательной деятельности, др iconИнновационного педагогического опыта (ипо) Система работы по теме:...
Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)
Противоречия, новые средства обучения новые условия образовательной деятельности, др iconГлавная задача образовательной политики страны обеспечение современного...
Новые условия развития экономики и общества предъявляют новые требования к качеству образования. Как одна из мер по его повышению...
Противоречия, новые средства обучения новые условия образовательной деятельности, др iconРоль исследовательской деятельности в реализации межпредметной связи...
Сь вчера фантастикой, сегодня приходится осваивать в срочном порядке. Новые условия жизни выдвигают новые требования и открывают...
Противоречия, новые средства обучения новые условия образовательной деятельности, др iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Выделять существенные признаки физических явлений и устанавливать новые связи между ними, активизация познавательной деятельности...
Противоречия, новые средства обучения новые условия образовательной деятельности, др iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью...
Противоречия, новые средства обучения новые условия образовательной деятельности, др iconТема доклада
Лауэ, лауреата Нобелевской премии, хорошо иллюстрирует цели образования на современном этапе развития общества. Отличительной чертой...
Противоречия, новые средства обучения новые условия образовательной деятельности, др iconПлан классификация современных средств обучения. Новые технологии в обучении иностранным языкам
Тема: Мультимедийные средства и новые телекоммуникационные технологии в обучении иностранным языкам
Противоречия, новые средства обучения новые условия образовательной деятельности, др iconМария Вохмянина Все в мире меняется времена и традиции, Вокруг появляются...
Ургпу – кпк: условия для качественного образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск