Скачать 439.16 Kb.
|
Обобщение опыта по теме «Система приемов формирования информационных и интеллектуальных умений на уроках биологии» Актуальность данной темы в том, что в 2010 году вступил в силу ФГОС второго поколения, в котором четко обозначены требования к личностным, метапредметным и предметным результатам образования. Особое место среди метапредметных результатов занимают интеллектуальные и организаторские умения школьников работы с информацией. Информационное общество ХХI века характеризуется большим количеством информации, требующей осмысления и использования в практической деятельности. Однако результаты мониторинговых исследований показывают, что учащиеся часто не могут выбрать из разноплановой информации нужную, сократить ее без изменения смысла и т.д. Эксперты отмечают недостаточную сформированность умений и навыков. Основными умениями в работе с информацией выступают информационно- интеллектуальные. Полезность инноваций в том, что описанные мною приемы вариативны и легко могут быть переложены на любой предмет. Информационно-интеллектуальная компетентность позволяет успешно использовать умения работы с информацией в учебной и практической деятельности, снимая тем самым противоречие между накоплением знаний и их применением. Умениями обычно называют способность применять знания, а также действия, с помощью которых приобретаются новые знания и умения. Умения, доведенные до автоматизма в результате сознательного многократного применения, принято называть навыками. Выделяют общие и предметные (частые, специальные) умения. Например, только на уроках биологии мы учим готовить микропрепараты, работать с микроскопом, гербарием, влажными препаратами, ставить биологические опыты, решать генетические задачи. Эти умения, безусловно, являются предметными. Общими учеными умениями (ОУУ) в дидактике принято называть те умения, которые являются общими для большинства учебных предметов и на базе которых формируются частные (предметные) умения и навыки. В научной литературе нет однозначного определения содержания и структуры общеучебных умений и навыков. Я принимаю за основу классификация Н.А.Лошкаревой, которая выделила четыре группы обще учебных умений и навыков: • учебно-организационные; • учебно-коммуникативные ; • учебно-интеллектуальные; • учебно-информационные. Организаторские умения включают в себя поставить цель деятельности, выбрать оптимальные средства для ее достижения и проанализировать не только результаты, но и пути их достижения. Учащиеся, способные к самоорганизации, успешно справляются с учебной задачей в любой ситуации и уверенно действуют при выполнении нестандартных заданий. Интеллектуальные умения - это не только освоение элементарных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, выделение главного т.д.), но и высокий уровень мыслительной активности, проявляющийся в разнообразии вариантов решения проблем, а также способность к организованности и целенаправленности мышления. Информационные умения связаны с получением информации из различных источников. Ученик, владеющий этими умениями, способен самостоятельно найти необходимую информацию, осмыслить и творчески переработать ее. Коммуникативные умения – это умения, связанные с общением и передачей информации. Приобретая эти умения, учащиеся учатся работать в парах и группах, пересказывать текст, высказывать собственное мнение, делать сообщения и доклады, участвовать в беседе и дискуссии, осваивать разные формы записи полученной информации. Сформированность основных умений по каждому из этих блоков позволяет учащимся не только успешно учиться в школе, но и в дальнейшем приобретать новые знания и умения, адаптируясь к развивающемуся социуму. Данные (некоторые) умения стараюсь формировать поэтапно.
- в данном классе не используется; v ознакомление, работа по образцу, без введения алгоритма; + обучение умению, введение алгоритма; ++ отработка умения, формирование навыка; ! совершенствование навыка. Приобретая эти умения, ученик становиться способным самостоятельно наметить цели и найти наиболее эффективные пути для их достижения, свободно ориентируясь в информационном потоке, развивается его интеллект, формируются коммуникативные навыки. Овладение системой общих учебных умений приводит к определенным сдвигам в умственном развитии школьников, помогает развитию их творческих способностей. Рациональные способы организации учебной деятельности позволяет снизить сильную утомляемость, нехватку времени. Все это создает условия для всестороннего развития личности. Таким образом, деятельность по формированию ОУУ является одним из средств развития учащихся, подготовки их к жизни. В своей работе я остановлюсь на приемах формирования информационных и интеллектуальных умений на уроках биологии. А) Формирование информационных умений. Любому современному человеку необходимо находить информацию, критически ее оценивать, выбирать нужную, использовать, создавать новую информацию и обмениваться ей с другими людьми. Именно эти умения являются составляющими информационной грамотности. Задачу школы в сфере формирования информационных умений можно считать выполненными, если наши ученики:
К сожалению, пока еще основным источником информации на большинстве наших уроков остается учебник. Одна из главных задач любого учителя – формирование чтения, а поэтому мы должны научить школьников понимать смысл прочитанного, извлекать информацию из текста и перерабатывать ее. Любую работу с текстом я начинаю с установки вдумчивого чтения. Если сразу дать задание, то большинство учеников сразу приступят к его выполнению, не получая целостного восприятия текста. Поэтому в процессе формирования приемов работы с текстом у меня первая часть любого задания будет выглядеть одинаково: внимательно прочитайте текст. Первая ступень понимания текста – понимание каждого слова, каждого словосочетания, входящего в текст. Обычно, когда просишь прочитать текст и на вопрос: «Что непонятно в этом тексте?» - звучит оптимистичное: «Все понятно!», но стоит задать уточняющие вопросы - сразу возникают трудности. Для понимания и осмысления текста использую следующие упражнения:
Следующий шаг- нахождение в тексте точных ответов на вопросы. Начинаю с репродуктивных вопросов, т.е. тех, на которые в тексте есть прямой ответ. После полного ответа прошу выделить главное, ключевое слово, в котором заключается суть ответа.
При работе со специальными дидактическими текстами наиболее часто я использую на своих уроках такие приемы: - Восстановление информационных пропусков в тексте. В разных местах текста удаляю несколько предложений или слов. Учащимся предлагаю выбрать из предложенного набора или придумать сами пропущенные элементы. Например, При изучении экосистем предлагаю учащимся вставить в текст нужные слова из предложенного перечня: «Сообщество организмов разных видов, тесно связанных между собой и населяющих однородный участок суши или водоема, называется…. В его состав входят растения, животные, ….., ….. Однородный участок земной поверхности с определенным составом организмов разных видов и тесно связанных с компонентами неживой природы, объединенных обменом веществ и энергии в единый комплекс, называется….. Живыми компонентами этого комплекса являются автотрофные организмы, производящие органическое вещество из неорганических - …. И гетеротрофные организмы- потребители органического вещества - …., а также разрушители органического вещества -……Организмы, питающиеся растительной пищей, называют……порядка. Организмы, потребляющие животную пищу, называют…… порядка. Возможные варианты: бактерии, грибы, зеленые растения, продуценты, консументы 1 порядка, консументы 2 порядка, биогеоценоз, биоценоз. экосистема. - Восстановление логических пропусков в тексте. - Поиск в тексте ошибок и исправление их. Например, «Если посмотреть под микроскопом каплю воды. То открывается удивительная картина. Рядом с одноклеточными существами – инфузориями – туфельками и многоклеточными эвгленами снуют амебы, каждая из которых содержит по два ядра в клетке. …..». Такие тексты всегда вызывают интерес у учащихся. - Связывание отдельных элементов текста в смысловую целостность, т.е. текст разрезаю на отдельные предложения или фразы, затем ученики самостоятельно конструируют из них целое. Использую приемы при работе с текстовой информацией из технологии критического мышления: - Инсерт. Осмысление текста, чтение с пометками(на полях делаются пометки) v-это вы знали раньше; - противоречит тому, что знали; + новая информация; ? непонятно -Предвосхищение на основе суждений. До начала чтения предлагаю ряд суждений по содержанию текста. Знаками +/- учащиеся отмечаются верные или неверные суждения, и на их основе формулируются вопросы, на основе которых хотелось бы получить вопросы, читая текст. -Умение свертывать информацию. Хочется показать, как я на своих уроках использую некоторые из этих приемов: Например. изучая в 6 классе (УМК Сонин) органические вещества, предлагаю учащимся систему вопросов и заданий: - Предположите, почему некоторые вещества называются органическим. - Найдите в тексте учебника подтверждения данному предположению. - Прочитайте это предложение. - Как вы думаете, почему органические вещества перечислены именно в такой последовательности? -Внимательно изучите текст про белки. - Обобщите информацию и подберите прилагательные, существительные, глаголы, характеризующие роль белков в клетке. - Опираясь на текст, закончите предложение: В состав крови входит гемоглобин, следовательно………………. - Прочитайте фрагмент текста про углеводы и подчеркните названия всех углеводов, которые вам встретились. - Составьте по этому тексту вопросы , содержащее противоречие: Почему….., а…….? - Рассмотрите юмористический рисунок на стр.14, прочитайте подпись к рисунку. - Приведите примеры организмов, у которых в больших количествах накапливаются жиры. - Почему накапливаются именно жиры? - Как вы понимаете роль жира как теплоизолятора? - Почему суслики и верблюды, обитающие в условиях жаркого климата, имеют солидные запасы жира? При самостоятельной работе с текстом учебника важно включать вопросы и задания на осознание и осмысление полученной информации. Например, при изучении бесполого размножения в 9 классе предлагаю учащимся следующие задания: 1. Найдите в тексте необходимую информацию и заполните таблицу: Разновидности бесполого размножения
2.Пользуясь словами поэтому, потому что, следовательно, так как добавьте начало или конец предложения: Например, ….обтекаемая форма тела…. (Киты обитают в воде, поэтому имеют обтекаемую форму тел.) А)………………….споры растений имеют специальную оболочку……… Б)………………….потомки имеют одинаковый генотип…………………. В)………………….при изменении условий среды………………………… Г)……………….…организмы размножаются половым путем…………… 3.Ответьте на вопросы: А) Почему фрагментация может быть отнесена к размножению? Б) Почему говорят, что животные, размножающие только митозом, потенциально бессмертны? В) Почему бесполое размножение не сопровождается повышением генетического разнообразия? Г) Почему бесполое размножение в эволюционном плане более древнее, чем половое? Еще один прием, направленный на развитие умения выделять главное и кратко фиксировать основное содержание текста - восстановление информационных пропусков в тексте. Часто тексты с пропусками я использую при изучении нового: сначала учащиеся с помощью этих текстов определяют исходный уровень знаний и выявляют какой информации по изучаемой теме им недостает, а затем проверяют как изучен материал. Например, в 7 классе при изучении земноводных предлагаю такой текст: «Земноводные - это……….животные, жизнь которых связана как с……, так и с……. . Лягушка это представитель класса…. . На голове заметны два выпученных глаза, защищенных…… . Лягушка дышит……. воздухом, который попадает в организм через……… Кожа у лягушки всегда…….., благодаря жидким слизистым выделениям служит…….и…… В ……..лягушки плавают. Одним из приспособлений к плаванию является …….. между пальцами». Иногда на своих уроках использую фрагменты из научно – популярной или художественной литературы. Например, с целью расширения представлений учащихся о разнообразии значимости условных рефлексов в мире использую рассказ из журнала «Юный натуралист» №3,1971, где описаны наблюдения охотников за поведением кабана и рыси. Перед чтением рассказа даю задание: определить, какие условные и безусловные раздражители обеспечили выработку условных рефлексов, лежащих в основе описанного поведения животных. При обобщении и систематизации знаний часто использую специальные дидактические тексты, сочиненные Н.Н. Сырцевой «Путешествия кота Макса», а теперь по аналогии сочиняю сама про Незнайку. При чтении таких текстов учащиеся после знака // или самостоятельно комментируют прочитанный фрагмент, или отвечают на вопросы учителя. Тексты лежат у каждого на столе. Например, 6кл. при изучении темы «Транспорт веществ в организме животных». Текст задания: «Сегодня, отправляясь на экскурсию по кровеносной системе, Незнайка решил узнать самое интересное о ее органах и даже клетках //.Первыми ему встретились красные диски с которыми Незнайка вежливо поздоровался//.Он очень их уважал за их важную работу и не стал отвлекать//. Дальше ему попались белые клетки, которые стремились к царапине на пальце//. Настроение у них было боевое, несмотря на то, что многие из них полегли на «поле боя»//. Затем на глаза Незнайке попались маленькие деловые тромбоциты, которые стремились к той же царапине. Если бы не они, экскурсия Незнайки быстро завершилась бы//. Клетки плыли в жидкости, которая неслась по сосудам вперед, переполненная гордостью за свою работу//. Еще бы! Ведь она кормилец всех органов и клеток тела, а так же уборщица и дворник. И все в одном лице//. Незнайка был рад, что попал в замкнутую кровеносную систему, ведь рано или поздно он достигнет главной цели своего путешествия//. А пока он двигался по мельчайшим сосудам, в которых наблюдал очень важный процесс//. Затем сосуды стали крупнее. Они рассказали коту, что могут расширяться и сужаться и в зависимости от этого к органам идет больше или меньше крови//. Вот, наконец, он добрался до самого главного органа этой системы, ему посчастливилось побывать во все 4-х камерах//. Орган рассказал Незнайке о своих «коллегах». Одни его коллеги имели вид толстых кольцевых сосудов, другие – обладали двумя или тремя камерами . и только у немногих камер было 4//. Орган пожаловался на то, что его обычно не замечают, а вспоминают о нем только, когда он начинает болеть. Но если бы его тренировали,( он же самый настоящий мускул), то у многих людей не было бы проблем//». На этом экскурсия закончилась, хотя у Незнайки остались вопросы// Формированию информационных умений способствует работа над рефератами. Уже в 6-7 классах предлагаю попробовать свои силы в этом виде деятельности, написав небольшие (5-7 страниц) работы реферативного характера по 2-3 источникам информации. Например: Как общаются животные; Растения и животные – предсказатели погоды; Защитные приспособления у растений или животных и т. д. Старшеклассникам предлагаю темы обобщающего или дискуссионного характера, которые требуют глубокого анализа источников информации или самостоятельной исследовательской деятельности. Например: Дачный участок как экосистема; Микробиология на службе здоровья и др. Б) Формирование Интеллектуальных умений. Интеллектуальные умения – это не только освоение элементарных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, выделение главного и т.п.), но и высокий уровень мыслительной активности, проявляющиеся в продуцировании большого количества идей и в разнообразии вариантов решения проблем, а также способность к организованности и целенаправленности мышления. Ведущими интеллектуальными умениями, формирующимися на уроках биологии являются следующие: − выделение главного; − определение понятий; − установление причинно-следственных связей; − установление принципов и закономерностей; − обобщение и систематизация учебного материала; − конкретизация; − классификация объектов по существенным признакам; − сравнение и сопоставление; − аргументация собственного высказывания; − свертывание и развертывание информации; − самостоятельная формулировка вопросов; − решение проблемных задач; − умение формулировать гипотезу, намечать пути её проверки; − проведение элементарных исследований, и др. При формировании умения устанавливают причинно - следственные связи я использую следующие приёмы. На первых этапах (5кл.) учащимся прилагаю в тексте учебника найти ответы на начинающиеся со слов: почему?, чем объяснить?, какой выбор следует из того, что? На следующем этапе (6кл.) учащимся предлагаю закончить предложение, опираясь на текс учебника. Далее ( 7кл) учащимися предлагаю самостоятельно составить предложение по тексту, используя слова: так как, поэтому, потому что; следовательно; если…., то……. Более сложные формы мыслительной деятельности являются составлением логических цепочек, состоящих из нескольких звеньев. Иногда материал для таких цепочек можно найти в тексте учебника, но обычно в тексте выделяются 1 -2 звена, а остальные звенья учащимся приходится достраивать самостоятельно. Чаще всего при установлении причинно-следственных связей рекомендую учащимся использовать следующие словесные конструкции: Обозначения: СЛ- вставить СЛОВО; ПР- ПРЕДЛОЖЕНИЕ СЛ связано с тем, что ПР ПР приводит к тому, что СЛ Благодаря ПР происходит СЛ В связи с тем, что ПР, происходит СЛ СЛ объясняется тем, что ПР СЛ, так как ПР СЛ, потому что ПР ПР, и поэтому СЛ ПР, следовательно, СЛ Для установления причинно - следственных связей рекомендую учащимся использовать словесную конструкцию. Рассмотрим, как может быть реализована система подобных упражнений на примере изучения водорослей. ( 7кл) Предлагаю учащимся прочитать текст учебника Н.И.Сонина. с38-39. Затем учащимися самостоятельно по тексту учебника составить по 3 предложения, используя слова: так как, поэтому, потому что, следовательно. Если учащимися пока ещё затрудняются с этой формой работы, я предлагаю им закончить ряд предложений: − В клетках водорослей есть хлорофилл, поэтому водоросли …………. − Водоросли способны к фотосинтезу, поэтому они ……………………. − Водоросли - это автотрофные растения, т.к……………………………. − Тело водорослей представлено слоевищем, следовательно…………… − Водоросли растут на свету, потому что………………………………… − Водоросли питаются, дышат, размножаются, следовательно, они……. − При размножении водоросли образуются и споры, и гаметы, следовательно….. Приёмы по установлению причинно-следственных связей можно рассмотреть при изучении темы «Размножение и развитие млекопитающих». Учащимся предлагаю для анализа таблицу. Длительность беременности у разных животных
Зависимость скорости размножения от продолжительности жизни
После анализа установить ряд закономерностей, пользуясь словами – подсказками. Если ….., то ……; Чем ……, тем…..; (Если срок беременности короткий, то детёныши рождаются голыми, слепыми, беспомощными; Чем крупнее животное, тем длиннее беременность). А можно предложить учащимся сформировать проблемные вопросы и попытаться ответить на них. При обучении сравнению обычно мы предлагаем учащимся найти сходство, различия и сделать вывод. Но абсолютно забываем о том, что любой живой организм – это часы природы, очень важно научить детей находить взаимосвязи организма с окружающей средой. Я в своей практике предлагаю учащимися памятку, разработанную Н. И. Сырцевой, учителя биологии школы №21 г. Кирова. •Вспомните особенности строения представителей ранее изученного класса. В какой среде обитания они живут, какие приспособления к жизни в этой среде имеют? •Выявите изменения в строении изучаемого класса по сравнению с предыдущим. Подумайте, каково значение этих отличий, какие преимущества они дают изучаемой группе животных? •На основе выявленных отличий сделайте вывод о повышении уровня организации изучаемого класса. •Сделайте вывод о связи выявленных отличий со средой обитания животных. •Какие особенности строения являются общими у представителей изученных классов? Подумайте, о чем свидетельствует общность строения? •На основании сравнения сделайте вывод об общности происхождения, приведя соответствующие доказательства. Кроме того очень важно научить учеников формулировать вывод из сравнения. При этом необходимо давать конкретные задания, обращая внимание на наиболее важные аспекты, например, при изучении класса типа хордовые. − Сравните представителей хрящевых и костных рыб. Выявите особенности , обеспечивающие процветание каждой группы? − Сравните рыб и земноводных. Какие особенности строения позволяют земноводным жить на суше и в воде? − Сравните земноводных и пресмыкающихся. Какие особенности строения позволяют их назвать настоящими наземными животными. − Сравните птиц и пресмыкающихся. Можно ли птиц назвать «рептилиями, освоившими воздух»? Дайте обоснованный ответ. − Сравните пресмыкающихся и млекопитающих. Какие особенности строения позволяют млекопитающих широко расселиться на Земле и т.д. − Сравните строение кровеносной системы у классов позвоночных животных. Как повлияет изменение в строении этих систем на процессах жизнедеятельности данных организмов? Формирование умения свертывать информацию. Под свертыванием обычно понимают превращение большой по объему информации в сжатую, краткую форму (план, конспект, тезисы, схема, таблица и др.) Например, при изучении темы «Выделение» (8кл.) предлагаю учиться самостоятельно работать с текстом учебника. 1. Внимательно прочитайте статью « Строение почек», рассмотрите рисунки и заполните таблицу:
2. Используя информацию статьи «Строение почек», закончите в тетради следующие предложения: − Почка имеет 2 слоя:….. и….. − У вогнутого края почки расположена небольшая плотность ……., то которой отходят……. −Структурная и функциональна единица почки - …… −Нефрон состоит из ….. 3. Прочитайте статью «Образование мочи», заполните таблицу:
Очень часто в своей практике я даю задания на установление соотнесения. Например, установить соответствия между растениями формами вегетативного размножения (6кл): Луковица смородина Стеблевой черенок ландыш Отводки малина Усы ирга Клубни яблоня Прививка картофель Корневые отпрыски земляника Корневище крыжовник Корневой черенок гиацинт Листовой черенок фиалка узамбарская Из перечня признаков выберите те, которые присущие только животным или только растениям или те, или которые характерны для всех живых организмов.
Можно использовать данный приём при установлении соответствия между термином и определение понятия. Использую разнообразные задания и упражнения, направленные на развитие мышления. Например, при изучении питания живых организмов (5 класс) предлагаю найти в квадрате вертикаль, горизонталь или диагональ, на которой расположены объекты, объединенные каким – то общим признаком.
Еще я использую такой прием - проведение экспериментальных исследований, так как в формулирование исследовательской культуры большой вклад вносят биологические задачи исследуемого типа, Например, в 7кл при изучении темы « Птицы» предлагаю по биологическим задачам провести исследование. • Утка гага выстилает своё гнездо пухом, который выщипывает из своего тела. Известно, что пух, собранный из гнезда гаги, обладает намного лучшими качествами, чем пух с убитой птицы. Предложите свои гипотезы, объясняющие данный факт. Какие из гипотез вам кажутся наиболее вероятными и почему? Какие наблюдения и опыты нужно привести для проверки правильности каждой из гипотез? •Учёный проводил длительные наблюдения за питанием канареек. Выяснилось, что при температуре воздуха +10 градусов Цельсия птица поедает на 4 грамма больше корма, чем при температуре + 25 градусов Цельсия за то же самое время. Чем объясняется этот опыт? При изучении темы «Рыбы» • Аквариумные рыбы, купленные в зоомагазине, были привезены покупателем домой и выпущены в аквариум. Через несколько часов их нашли мёртвыми. Предложите возможные причины гибели рыб. При изучении класса «земноводные» • Известно, что земноводные замечают только движущиеся объекты, а на неподвижные не обращают внимания. Как спланировать, организовать и провести эксперимент в условиях лаборатории по проверке этого утверждения? Одинаковую ли реакцию у животного будет вызывать очень мелкий и очень крупный движущийся объект? Почему? • Среднее число дыхательных движений за 1 мин. у взрослой травяной лягушки составляет: при температуре +3 градуса Цельсия- 50, при температуре + 19 градусов Цельсия – 173, при температуре +11 градусов Цельсия – 105. Какой вывод можно сделать на основе анализа этих результатов? Как можно оформить эти результаты на странице научного отчёта или статьи? Умение наблюдать лучше всего формируется в процессе непосредственного общения с живой природой, но, к сожалению, в условиях городской школы не всегда удается за 40 минут провести полноценную биологическую экскурсию. Как вариант предлагаю учащимся задания для самостоятельных наблюдений в природе. Приведу пример подобного задания из опыта работы на уроках природоведения. Задания для осенних наблюдений. Цели: познакомиться с изменениями в жизни живых организмов осенью. Эти изменения можно заметить у растений и животных, живущих около вашего дома в городе, за городом, в саду или в парке. На «5» необходимо выполнить все задания, на «4» - 1, 2, 4, 3 или 5; для получения отметки «3» достаточно выполнить задания 1 и 2.
Или предлагаю провести наблюдение за домашними животными: • один день из жизни…; • забавный случай на прогулке; • мое животное – помощник и друг; • любимые увлечения моего питомца; • или по любой другой интересной теме, которую вы определите самостоятельно. К сожалению, в последнее время мы все меньше и меньше внимания уделяем формированию умения ставить опыты и объяснять полученные результаты. Я предлагаю своим ученикам ряд интересных опытов, которые можно поставить в домашних условиях. Например. •Быстрое размножение сортов картофеля. Контроль: обычная посадка клубнями. Опыт: в начале марта посадить клубень в ящик с почвой, появившиеся побег несколько раз черенковать и укоренять в отдельном ящике; при наступлении теплой погоды ( после июньских заморозков) все растения высадить в почву. Таким образом, можно получить из одного клубня более 200 новых • |
Инновационного педагогического опыта (ипо) Интеграция традиционной методики и инновационных технологий на уроках литературы для формирования языковой личности школьника | Инновационного педагогического опыта (ипо) Идея изменений (в чем сущность ипо: в использовании образова-тельных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении... | ||
Инновационного педагогического опыта (ипо) Идея изменений (в чем сущность ипо: в использовании образова-тельных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении... | Инновационного педагогического опыта (ипо) Информационная карта инновационного опыта участника приоритетного национального проекта «образование» | ||
Инновационного педагогического опыта (ипо) Система работы по теме:... Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) | Инновационного педагогического опыта (ипо) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Егорлыкская средняя общеобразовательная школа №1 | ||
Аннотированный каталог инновационного педагогического опыта учителей... Описание инновационного опыта учителя английского языка моу сош №25 г. Уссурийска Апанаскевич Татьяны Васильевны 6 | Протокол заседания педагогического совета Мастер-класс по организации экспериментальной деятельности педагога и оформлению материалов педагогического инновационного проекта... | ||
Положение об обобщении инновационного и передового педагогического... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Холмска муниципального образования... | Системный подход к проблеме обобщения передового инновационного педагогического... Ипм-5 Системный подход к проблеме обобщения передового инновационного педагогического опыта 11 | ||
Опыта Цель опыта: создание условий для формирования ключевых компетентностей обучающихся на уроках биологии посредством применения в учебном... | Распространение инновационного опыта педагогов оу Петренко В. М. Развитие интеллектуальных способностей обучающихся при условии применения деятельностного подхода | ||
«Проблема интеграции на уроках русского языка и литературы в 5-9классах» Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы федотовой о. Н | Методические рекомендации по использованию икт на уроках биологии Заключение Теоретические основы использования информационных технологий при обучении школьников на уроках биологии | ||
Обобщение педагогического опыта работы Осуществление содержательной и деятельностной интеграции биологии с другими предметными дисциплинами посредством системного использования... | Тема инновационного опыта: «Формы и методы активного обучения мокшанскому языку» Краткая аннотация инновационного опыта Житаевой Л. Л., учителя мордовского языка и литературы школы №3 г. Ковылкино |