Скачать 357.34 Kb.
|
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики Ядринский районный отдел образования и молодежной политики МОУ «Лапракасинская основная общеобразовательная школа» Программа Руководитель: Кузьмина Л. Н., учитель начальных классов МОУ «Лапракасинская ООШ» I категории. Лапракасы – 2006. Экспериментальная программа «Урок здоровья» объединения валеологии Пояснительная записка Здоровье- важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого , а особенно детского организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия. Забота о здоровье подрастающего поколения всегда была одной из важнейших задач нашего государства. В нашей стране ликвидированы многие очень опасные инфекционные заболевания такие, как оспа, чума, холера; сведены до минимума дифтерия, полиомиелит. Но несмотря на достигнутые успехи, нынешнее состояние здоровья и уровень заболеваемости учащихся начальной школы удовлетворять нас не могут. «Среди причин, которые привели здоровье детей к плачевному состоянию, названы плохая наследственность , вредное влияние окружающей среды и условий жизни, как в семье, так и в образовательных учреждениях: недостаточное освещение рабочих мест, перегруженность основными и дополнительными занятиями, неблагополучие психологического климата школьных коллективов, интенсификация образования…» ( из материалов коллегии Министерства образования). Информация о школьниках, состоящих на диспансерном учёте в Хочашевской участковой больнице по болезни за2004/05г.
Информация о состоянии дел с призывниками и допризывной молодёжи
Проблема воспитания здорового школьника- проблема общегосударственная, комплексная и наша задача выделить из неё конкретные вопросы, решение которых посильно учителю и в решении которых мы сами заинтересованы. Все вышеназванные факторы и многие другие приводят к тому, что на сегодняшний день только одного из десяти школьников можно признать вполне здоровым. Следовательно, бесспорно необходимость и приоритетность существования учебных факультативных курсов, программ, направленных на воспитание элементарной культуры отношения к своему здоровью, формированию потребности умения и решимости творить своё здоровье. Установка на здоровый образ жизни не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определённого педагогического воздействия. Огромное значение имеет оздоровительная работа, целенаправленное физическое воспитание (вовлечение всех детей в лыжные прогулки, занятия бегом, туристические походы, обучение плаванию) , закаливание, рациональное питание школьников. Проблема воспитания здорового школьника- проблема общегосударственная, комплексная и наша задача выделить из неё конкретные вопросы, решение которых посильно учителю и в решении которых мы сами заинтересованы. Цели программы Сформировать доминанту на здоровый образ жизни, понимание изначальности и необходимости здоровья, учитывая возрастные особенности детей. Для достижения поставленной цели предлагается решение следующих задач: 1. Дать знания из различных областей науки о человеке: анатомии, физиологии, гигиене. 2. Показать опасность и вред, наносимый здоровью малоподвижным образом жизни. 3. Дать представление о здоровой и вредной пище, научить ради здоровья противостоять вредным привычкам. 4. Формировать у ребёнка потребность в самосознании, а также мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания. 5.Способствовать развитию межличностных отношений, контактности, доброжелательности. 6. Убедить родителей и учащихся в необходимости выполнения ребёнком режима дня, в важности режима дня для сохранения здоровья ребёнка и хорошей успеваемости; приложить все усилия для создания условий выполнения ребёнком режима дня. 7.Научить родителей и детей чётко соблюдать основные гигиенические требования. Данная программа построена в соответствии с основополагающими принципами валеологии, разработанными Санкт–Петербургским университетом педагогического мастерства. Методика работы по программе строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки – упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребёнка. Проведение занятий по валеологии исключает академический стиль назидания и указания. Это скорее всего совместное размышление об образе жизни, попутные советы, путешествия в тайны своей сущности, связанное с многими открытиями. Важно, чтобы в учебном процессе у каждого ребёнка формировалось настроение особой радости, нежности к самому себе, а через себя – к другим. Программа состоит из основного блока, который предназначен для работы с детьми младшего школьного возраста, и спецкурса для старшего возраста (Приложение 1). Предлагаемые темы и разделы основного блока рассчитаны на 3 года обучения: 1-й год – 36 часов, 2-й и 3-й год –по 72 часа. Они взаимосвязаны между собой, и каждый последующий год обучения разработан с учётом уже имеющихся знаний. Группы детей набираются без предъявления требований к базовым знаниям. При реализации программы используются групповые и индивидуальные формы работы, основным элементом которых является игровая педагогика. Игра – это один из способов развития в ребёнке его интеллекта, творческих способностей, физического здоровья, нравственности, достоинства. В ходе реализации программы этому виду деятельности придаётся особое значение. Игра часто присутствует во время учебной деятельности и согласуется с темами занятий: «Путешествие по пищеварительному тоннелю» (ролевая игра), «Угадай меня» - к теме «Кожа – орган связи», «Угадай по запаху» - к теме «Нос – орган обоняния» и др. Итоговые занятия по закреплению полученных занятий рекомендуется проводить в форме блицтурниров, КВНов, праздников. Использование на занятиях различных игровых моментов позволяет удовлетворить базовые возрастные потребности ребёнка в игре, подражании, движении, практическом действии. Это способствует продуктивному усвоению обсуждаемой темы занятий. Кроме этого, предполагается проведение подвижных, развивающих и психологических игр (Приложение 2). Программой предусмотрено проведение диагностической работы (Приложение 3). В начале учебного года проводится анкетирование по выявлению ведущего мотива выбора обучаемыми данной кружковой деятельности, с целью реализации принципа индивидуализации процесса обучения. Ежеквартально и ежегодно заполняется график посещаемости и наполняемости групп для выявления рейтинга объединения. Данные фиксируются графически. Предусмотрено также проведение диагностической работы по выявлению уровня усвоения знаний, умений, навыков в учебной деятельности по анатомии, физиологии, гигиене с целью определения уровня формированности валеологической культуры личности и социально-психологического благополучия обучаемых в объединении. Данная диагностическая работа является инструментом, позволяющим оценить эффективность программы, однако при отслеживании результатов образовательной деятельности непосредственно на занятии достаточным является ранжирование команд детей, пар партнёров и отдельных обучаемых по степени успешности их деятельности в играх и творчестве. Предметом анализа для педагога здесь должны стать активность, состояние здоровья, а также продукты игровой и творческой деятельности ребёнка, которые не могут быть подвергнуты количественной и сравнительной оценке. На протяжении всего учебного года ребёнку предлагается ведение собственного дневника здоровья, в котором он делает записи и наблюдения, связанные с изменением в его физическом развитии (изменение роста, веса), размышления о своих привычках, желаниях, мечтах (Приложение 4) В процессе приобщения к законам своего развития ребёнок должен получить указанные ниже конкретные знания и умения из различных областей науки о человеке: анатомии, физиологии, психогигиены, психологии. К концу первого года обучения (2 класс) дети должны знать: - по каким законам ребенок появляется в этот мир; - о событиях, предшествующих его появлению; - о клеточном строении всех живых организмов; - о строении своего тела; - о том, что полезно и что вредно позвоночнику; - о полезных и вредных для организма продуктов; - правило гигиенического ухода за телом; - об опасности вредных привычек. К концу второго года обучения (3 класс) дети должны знать - название частей тела, основных внутренних органов и систем, их функции и назначения (уметь находить их); - строение скелета, упражнение роста; - правила рационального питания; - как заботиться о сердце и органов дыхания; - об органах чувств, их строении и функциях. Должны уметь: - выполнять правила упражнения, позволяющие укрепить осанку, полезные для сердца и лёгких; - выполнять правила сохранения зрения и слуха; - находить биологически активные точки от зубной боли, простуды, антистрессовую точку. К концу третьего года обучения (4 класс) дети должны знать: - о существовании биологических часов у живых организмов; - о сбалансированности между всеми системами тела; - о способностях мозга и значении сна и отдыха; - о значении иммунитета и прививок; - правила первой помощи при травмах, ожогах, отравлении; - значение лекарственных трав; - правила закаливания. Биологически активные зоны (БАЗ); -свой рост и развитие как жизненный процесс , которому благоприятствует разумное поведение. Здоровый образ жизни (ЗБЖ). Итогом воспитательной работы по программе является степень сформированности качеств личности:
Тематический план 1 года обучения.(2 класс)
Содержание программы 1-го года обучения.(2 класс)
Волшебная клеточка (клеточное строение). Из чего мы сделаны? Сколько в тебе воды? Дневник здоровья « Я взрослею и расту» (измерение веса). Рыцарь в латах (скелет). Скелет человека, или почему мы не падаем. Как соединён скелет? Дневник здоровья « Я взрослею и расту» (измерение роста). Карлики, великаны. Резиновые двигатели ( мышцы). Мышцы-мышата, для чего они мне нужны? Как найти мимические, жевательные, сердечную мышцу? Моя «говорящая мышца». Мышца, работающая как насос (сердце). Колыбельная из двух слов (пульс). Почему кровь красная? Из чего сделана «живая вода»? Упражнения, полезные для сердца. Пещера- скороварка (желудок). Мой мокрый, строгий охранник. Гимнастика для языка. Почему еда попадает не в лёгкие, а в желудок. Зубы, кроссворд «Чьи зубы». Продукт жёлтой, зелёной, красной улицы. Дневник здоровья «Моё любимое» (блюдо). Загадки о еде. Виноградное дерево с поющим корнем (лёгкие). Как дышат животные? Почему лёгкие так назвали. Что полезно и что вредно моим лёгким .Курительная машина (о вреде курения). Дневник здоровья « Мой любимый запах».
Забота о коже, у кого кожа самая толстая? Случаи, когда коже угрожает опасность. Правила ухода за кожей рук, ног, тела. Микробы и мыло. Вполне серьёзный тест (о гигиене). Забота о глазах. Как беречь глаза. Попала Маринке в глаз соринка (как промыть глаза). Гимнастика для глаз. Уход за ушами. Как чистить уши. Как защитить свои уши. 4. Итоговое занятие « Маскарад вредных привычек». |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Адрес: 624992, Свердловская область, г. Серов, ул. Кузьмина, 10 и ул. Восточная, 18 | С., Кузьмина Г. А. 2013 год. Проект Систематизировать воспитательно-образовательную работу с детьми по формированию транспортной культуры, безопасного поведения на улицах... | ||
Программа духовно-нравственного воспитания учащихся начальных классов «начала нравственности» Кузьмина Е. С., Пырова Л. Н., учителя мбоу «сош №26», г. Стерлитамак Республики Башкортостан | Конспект урока согласные звуки [д] и [д']. Буквы Д, д 1 фио (полностью)... Мбоу «Основная общеобразовательная школа №5», Гусь- хрустальный, Владимирской области | ||
«Дидактический материал по истории в работе с детьми» на базе Старотябердинской средней школы Образовательное учреждение: моу «Старотябердинская средняя общеобразовательная школа имени М. К. Кузьмина» Кайбицкого муниципального... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Литературное чтение. Урок в 3 классе по теме: Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина», учитель Якубсон С. В | ||
Анализ работы школы 2010-2011 учебный год Утверждаю Директор школы: О. В. Кузьмина Педагогический совет – одна из форм коллегиального управления организацией образования | Председатель комиссии Н. А. Кузьмина Секретарь комиссии Л. М. Старовойтова О плане работы Территориальной избирательной комиссии Дубовского района Ростовской области на 2014 год | ||
«региональная экономика» для студентов, обучающихся по специальности Авторы-составители: кандидат географических наук Рязанова Н. Е., кандидат педагогических наук, доцент Кузьмина Н. Н | А. С. Пушкина Наталья Александровна Кузьмина Учитель русского языка... «система семейного досуга как средство гуманизации детско- родительских отношений» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Публичный отчет директора мбоу «Старотябердинская средняя общеобразовательная школа имени М. К. Кузьмина» Кайбицкого муниципального... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Девочки 7 класса б (Шевченко Настя, Кузьмина Полина) оформили школьную газету ритм по теме «Оборона Москвы» посвященную ВОВ – «Битва... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательное учреждение: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Старотябердинская средняя общеобразовательная школа имени... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательное учреждение: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Старотябердинская средняя общеобразовательная школа имени... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательное учреждение: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Старотябердинская средняя общеобразовательная школа имени... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Проблемы предупреждения нарушений осанки у школьников» учащегося 8 класса моу гсош г. Калязина Кузьмина Дмитрия, выполненный под... |