Микробиология, вирусология, иммунология





Скачать 253.26 Kb.
НазваниеМикробиология, вирусология, иммунология
страница1/2
Дата публикации25.10.2014
Размер253.26 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая учебная программа
  1   2




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации


«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой ______________ Декан факультета _____________

___________________________ _____________________________

«___»_______________20 г. «___»_______________20 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине микробиология, вирусология, иммунология

По направлению подготовки 060105 медико-профилактическое дело

Курс II, III

Вид промежуточной аттестации (экзамен) - V семестр

Кафедра микробиологии, вирусологии и иммунологии

Трудоемкость дисциплины 243 (час.)/ 6,75 (зач. ед.)

Архангельск, 2012


1. Цель и задачи освоения дисциплины

Цель дисциплины – формирование у студентов системного естественнонаучного мировоззрения, знания многообразия мира микробов, их роли в общебиологических процессах и в патологии человека путем развития общекультурных и профессиональных компетенций, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, сохранение и улучшение его здоровья, осуществление надзора в сфере защиты прав потребителей.
Задачи дисциплины:

— формирование у студентов знаний по основным теоретическим вопросам микробиологии, вирусологии и иммунологии;

— изучение студентами этиологии и патогенеза наиболее актуальных инфекционных заболеваний;

— обучение студентов принципам и методам лабораторной диагностики и профилактики инфекционных заболеваний;

— обучение студентов методам санитарного микробиологического контроля объектов внешней среды, воды и продуктов питания;

— овладение студентами правил техники безопасности при работе в микробиологических лабораториях с микробными культурами, реактивами, приборами, лабораторными животными;

— обучение студентов принципам и методам дезинфекции и стерилизации, основным дезинфицирующим средствам и правилам их использования;

— привлечение студентов к научным исследованиям, направленным на решение фундаментальных и прикладных задач в области охраны здоровья населения;

— формирование у студентов основ врачебного мышления, врачебной этики, корпоративной культуры, расширение научного и культурного кругозора;

— формирование у студентов мотивированного отношения к профилактике заболеваемости, санитарно-просветительской работе, проведению профилактических и противоэпидемических мероприятий.
2.Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина “Микробиология, вирусология, иммунология” относится к циклу Математических, естественно-научных и медико-биологических дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Медико – профилактическое дело».

Основные знания, необходимые для изучения дисциплины, формируются:

— в цикле Гуманитарных, социальных и экономических дисциплин (философия, биоэтика; история медицины; латинский язык; иностранный язык);

— в цикле Математических, естественно-научных и медико-биологических дисциплин (физика, математика; информатика, медицинская информатика и статистика; биологическая химия; биология с экологией; анатомия человека, топографическая анатомия; гистология, эмбриология, цитология; нормальная физиология).
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:


Коды формируемых компетенций

Компетенции

ОК-№

Общекультурные компетенции

ОК-№ 2

владением письменной и устной речью на государственном языке Российской Федерации, знанием одного иностранного языка как средства делового общения, умением вести дискуссии и полемики, способностью и готовностью к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания

ОК-№ 3

способностью и готовностью к деятельности и общению в публичной и частной жизни, к социальному взаимодействию с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности, социальной мобильности

ОК-№ 4

способностью и готовностью к деятельности в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдению правил врачебной этики, законов и нормативных правовых актов по работе с конфиденциальной информацией

ОК-№ 7

владением культурой мышления, способностью к критическому восприятию информации, логическому анализу и синтезу

ОК-№ 8

готовностью к самостоятельной, индивидуальной работе, способностью к самосовершенствованию, саморегулированию, самореализации

ПК -№

Профессиональные компетенции

ПК -№ 3

способностью в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, приобретению новых знаний, использованию различных форм обучения, информационно-образовательных технологий

ПК -№ 5

владением компьютерной техникой, медико-технической аппаратурой, готовностью к работе с информацией, полученной из различных источников, к применению современных информационных технологий для решения профессиональных задач

ПК -№ 6

способностью и готовностью к изучению и оценке факторов среды обитания человека и реакции организма на их воздействия, к интерпретации результатов гигиенических исследований, пониманию стратегии новых методов и технологий, внедряемых в гигиеническую науку и санитарную практику, к оценке реакции организма на воздействие факторов среды обитания человека

ПК -№ 16

способностью и готовностью к формулировке, оценке и проверке гипотез, объясняющих причину, условия и механизм возникновения заболеваний, их распространения

ПК -№ 19

способностью и готовностью к использованию современной диагностической аппаратуры и проведению лабораторной, лучевой и функциональной диагностики

ПК -№ 28

способность и готовность к принятию управленческих решений, направленных на сохранение здоровья населения в связи с неблагоприятным воздействием факторов среды обитания человека

ПК -№ 33

способностью и готовностью к интерпретации результатов гигиенических исследований, к пониманию стратегии новых методов и технологий, внедряемых в гигиеническую науку и санитарную практику


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:

- правила техники безопасности и работы в физических, химических, биологических лабораториях, с реактивами, приборами, животными;

- классификацию, морфологию и физиологию микроорганизмов и вирусов, их влияние на здоровье человека, методы микробиологической диагностики; применение основных антибактериальных, противовирусных и биологических препаратов;

- структуру и функции иммунной системы человека, ее возрастные особенности, механизмы развития и функционирования, основные методы иммунодиагностики; методы оценки иммунного статуса, показания к применению иммунотропной терапии.
Уметь:

- пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности;

- пользоваться физическим, химическим и биологическим оборудованием;

- работать с увеличительной техникой (микроскопами, оптическими и простыми лупами).
Владеть:

- медико-анатомическим понятийным аппаратом;

- информацией о принципах стерилизации, дезинфекции и антисептической обработки инструментов и оборудования во избежание инфицирования врача и пациента;

- навыками постановки предварительного диагноза на основании результатов лабораторного и инструментального обследования.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6,75 зачетных единиц.


Вид учебной работы

Всего часов


Семестр

4

5

Аудиторные занятия (всего)

138

68

70

В том числе:










Лекции (Л)

46

22

24

Практические занятия (ПЗ)

92

46

46

Семинары (С)










Лабораторные практикумы (ЛП)










Клинические практические занятия (КПЗ)










Самостоятельная работа (всего)

69

30

39

Экзамен

36




36

Общая трудоемкость (час.)


243








5. Содержание дисциплины:
5.1. Содержание разделов дисциплины



п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

Общая микробиология

Медицинская микробиология. Предмет и задачи. Значение в практической деятельности врача. Основные этапы развития. Роль отечественных ученых в развитии микробиологической науки. Принципы классификации и номенклатуры бактерий.

2

Структура бактериальной клетки

Химический состав и функции структурных элементов клетки. Морфологические особенности отдельных групп микроорганизмов (актиномицетов, риккетсий, хламидий, микоплазм, спирохет).

3

Физиология микроорганизмов

Метаболизм бактерий. Питание бактерий. Механизмы и типы питания. Дыхание микроорганизмов. Ферменты бактерий. Практическое использование ферментов микробного происхождения человеком. Рост и размножение микроорганизмов. Принципы культивирования микроорганизмов.

4

Вирусы

Структура, химический состав вирусов. Взаимодействие вируса с клеткой. Культивирование вирусов. Вирусы бактерий – фаги. Фаги вирулентные и умеренные, их взаимодействие с бактериальной клеткой. Лизогения. Фаговая (лизогенная) конверсия

5

Изменчивость микроорганизмов

Фенотипическая и генотипическая изменчивость. Модификации. Мутации. Спонтанные и индуцированные мутации. Генетические рекомбинации. Трансформация. Трансдукция (общая и специфическая). Конъюгация. Внехромосомные факторы наследственности (плазмиды), их свойства. Понятие о генной инженерии.

6

Микрофлора тела человека. Санитарная микробиология

Постоянная и непостоянная микрофлора тела человека. Физиологическое значение микрофлоры и ее роль в патологии. Микробиологические основы химиотерапии инфекционных заболеваний. Сульфаниламиды. Антибиотики. Классификация, спектр и механизм действия. Побочное действие на организм. Проблема лекарственной устойчивости микроорганизмов.

Микрофлора почвы, воды, воздуха, продуктов питания. Принципы санитарно-микробиологических исследований.

7

Инфекция и иммунитет

Инфекция. Инфекционный процесс. Инфекционная болезнь. Патогенность и вирулентность. Роль макроорганизма в инфекционном процессе. Неспецифические факторы защиты организма от инфекции. Роль окружающей среды и социальных условий в возникновении инфекционных заболеваний. Принципы борьбы с инфекционными болезнями.

Предмет, задачи, методы иммунологии. Исторические сведения. Строение иммунной системы.

8

Структура и функции антигенов и антител

Бактериальные и вирусные антигены. Структура и функции антител. Классы иммуноглобулинов.

Антигенраспознающие и дифференцировочные рецепторы Т- и В-лимфоцитов. Натуральные киллеры. Антигены главного комплекса гистосовместимости. Презентация антигенов. Регуляция Т- и В-клеточного звена иммунитета.

Патология иммунитета. Реакции гиперчувствительности. Иммунодефицитные состояния. Аутоиммунные реакции.

Виды иммунитета. Вакцины и сыворотки. Серологические реакции. Иммунный статус организма и методы его оценки.

9



Частная микробиология

Гноеродные кокки. Стафилококки. Стрептококки. Менингококки. Гонококки. Классификация. Характеристика. Роль в патологии. Иммунитет. Лабораторная диагностика. Лечение и профилактика.

Семейство Enterobacteriaceae. Эшерихии. Шигеллы. Сальмонеллы. Возбудители холеры. Таксономия и классификация. Морфология и другие биологические свойства. Патогенез и клиника вызываемых заболеваний. Иммунитет. Профилактика. Внутрибольничные инфекции, вызываемые энтеробактериями.

Возбудители дифтерии, коклюша, паракоклюша. Биологические свойства. Патогенез и клиника вызываемых заболеваний. Иммунитет. Специфическая профилактика.

Микобактерии туберкулеза. Характеристика. Патогенез и клиника туберкулеза. Иммунитет. Специфическая профилактика.

Возбудители зоонозных инфекций: чумы, туляремии, бруцеллеза, сибирской язвы. Биологические свойства. Патогенез и клиника вызываемых заболеваний. Экология возбудителей. Специфическая профилактика.

Патогенные клостридии и клостридиозы. Возбудители столбняка, анаэробной раневой инфекции, ботулизма. Экология возбудителей. Патогенез и клиника вызываемых заболеваний. Специфическая терапия и профилактика клостридиозов.

Патогенные спирохеты и спирохетозы. Возбудитель сифилиса. Биологические свойства. Патогенез и клиника сифилиса. Иммунитет. Профилактика. Возбудитель системного клещевого боррелиоза (болезни Лайма). Характеристика. Патогенез и клиника заболевания. Профилактика.

Микоплазмы. Хламидии. Особенности морфологии, физиологии. Патогенез и клиника вызываемых заболеваний. Профилактика.

10.

Частная вирусология

Ортомиксовирусы. Вирус гриппа. Структура и другие биологические свойства. Патогенез гриппа. Иммунитет. Диагностика. Специфическая профилактика.

Парамиксовирусы. Вирус кори. Характеристика. Патогенез и клиника кори. Корь в условиях массовой вакцинации. Профилактика.

Тогавирусы. Вирус клещевого энцефалита. Биологические свойства. Патогенез и клиника клещевого энцефалита. Профилактика.

Вирус краснухи. Характеристика. Синдром врожденной краснухи. Профилактика краснухи.

Рабдовирусы. Вирус бешенства. Биологические свойства и экология. Роль в патологии человека. Профилактика.

Пикорнавирусы. Вирус полиомиелита. Патогенез и клиника полиомиелита. Специфическая профилактика. Вирусы Коксаки, ЕСКО – возбудители полиомиелитоподобных заболеваний.

Вирус гепатита А. Вирус гепатита В. Вирусы гепатитов C, D, E, G. Патогенез и клиника вирусных гепатитов. Иммунитет. Профилактика.

Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ). Патогенез и клиника заболевания. Диагностика. Профилактика.

Герпесвирусы человека. Вирус простого герпеса. Первичный и рецидивирующий герпес. Вирус ветряной оспы – опоясывающего лишая. Цитомегаловирус. Патогенез и клиника вызываемых заболеваний. Диагностика. Профилактика.

11

Грибы – возбудители микозов

Грибы. Морфология и другие биологические свойства. Роль грибов в патологии человека.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Микробиология, вирусология, иммунология iconПояснительная записка «Микробиология и вирусология»
...
Микробиология, вирусология, иммунология icon«Микробиология, вирусология, иммунология»
Национальный государственный Университетфизической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта
Микробиология, вирусология, иммунология iconПримерная программа наименование дисциплины микробиология, вирусология...
Дисциплина «Микробиология, вирусология» относится к циклу математических, естественнонаучных дисциплин
Микробиология, вирусология, иммунология iconПримерная программа наименование дисциплины микробиология, вирусология...
Дисциплина «Микробиология, вирусология» относится к циклу математических, естественнонаучных дисциплин
Микробиология, вирусология, иммунология iconПримерная программа наименование дисциплины микробиология, вирусология...
Дисциплина «Микробиология, вирусология» относится к циклу математических, естественнонаучных дисциплин
Микробиология, вирусология, иммунология iconВетеринарная микробиология, вирусология, эпизоотология, микология...
Рекомендации разработаны авторским коллективом сотрудников фгу «фцтрб-вниви» и Главного управления ветеринарии км рт
Микробиология, вирусология, иммунология iconЛечебная и профилактическая эффективность сахаптина при ассоциированных...
Ветеринарная микробиология, вирусология, эпизоотология, микология с микотоксикологией и иммунология
Микробиология, вирусология, иммунология iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Микробиология и вирусология (название)
Учебно-методический комплекс Микробиология и вирусология составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Микробиология, вирусология, иммунология iconЭтиологическая структура сальмонеллеза и эшерихиоза птиц 06. 02....
Утверждение тем рефератов по истории отрасли науки для сдачи кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»
Микробиология, вирусология, иммунология iconОД. А 03 Ветеринарная микробиология, вирусология, эпизоотология,...
Сагакянц Александр Борисович, кандидат биологических наук, доцент кафедры биохимии и микробиологии биолого-почвенного факультета...
Микробиология, вирусология, иммунология iconМикробиология, вирусология и иммунология
Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия...
Микробиология, вирусология, иммунология iconМикробиология, вирусология микробиология полости рта
Структуры внутрибольничных инфекций, вызываемых условно-патогенными микробами и оппортунистами
Микробиология, вирусология, иммунология iconВопросы к экзамену для студентов специальности «Стоматология» по...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Микробиология, вирусология, иммунология iconПрограмма учебной дисциплины основы физиологии кожи и волос
...
Микробиология, вирусология, иммунология iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Микробиология,...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Микробиология, вирусология, иммунология iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины 62 Протокол...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск