Скачать 0.85 Mb.
|
Казанский федеральный (приволжский) университет Биолого-почвенный факультет Кафедра физиологии человека и животных ПРАКТИКУМ ПО физико-химическим методам в биологии Учебно-методическое пособие Яковлева О.В., Ситдикова Г.Ф., Яковлев А.В. Казань-2010 Печатается по решению учебно-методического совета биолого-почвенного факультета КФ(П)У протокол № от Заседание кафедры физиологии человека и животных № от Рецензент: Яковлева О.В., Ситдикова Г.Ф., Яковлев А.В. Практикум по физико-химическим методам в физиологии / Яковлева О.В., Ситдикова Г.Ф., Яковлев А.В. – Казань: КГУ.- 2007. – 64 с Курс «Практикум по физико-химическим методам в физиологии» является курсом летней практики. Данное учебно-методическое пособие составлено для студентов очного отделения биологических факультетов. Цель практикума – ознакомить студентов с основными принципами физико-химических методов применяемых в физиологии. После прохождения данного курса студент должен: ориентироваться в современных методах исследования в физиологии, приобрести навыки работы с приборами. Каждый раздел практикума начинается с теоретических основ. Практическая часть включает в себя лабораторные работы, где подробно описаны порядок проведения работы и при необходимости инструкция для экспериментатора. Для проверки выполнения работы студентами и уровня освоения ими практических знаний в пособии имеются контрольные вопросы. В конце практикума приведены темы рефератов и вопросы для сдачи зачета. О г л а в л е н и е
Введение С помощью физических и физико-химических методов в настоящее время выполняется большинство массовых химических анализов в химической, металлургической промышленности, электронике, сельском хозяйстве, биологии, медицине, в службе контроля загрязнения окружающей среды. Использование физико-химических методов позволяет решить целый ряд новых задач, вызванных потребностями современной науки и техники: снижение предела обнаружения, повышения точности аналитических, увеличение скорости, повышение избирательности определений. Электрофизиологические и фотометрические методы медико-биологических исследований относятся к наиболее популярным, широко распространенным на практике. Более 60 % выпуска медицинской электронной техники составляют приборы и системы, с помощью которых реализуются методы этих двух групп. Такое положение объясняется широкими диагностическими возможностями электрофизиологических и фотометрических методов, простотой и доступностью технических средств, используемых для выполнения исследований с их помощью. Распространение этих методов объясняется также и тем, что они позволяют как сложные системы для тончайшего анализа различных сред, так и простые, компактные и дешевые приборы, которые измеряют целый ряд важнейших медико-биологических показателей, характеризующих свойства, состав или концентрацию отдельных компонентов сложных биосубстратов и жидкостей. Цель практикума – закрепление знаний в области химии и физики с учетом биологической направленности студентов, получение навыка пользования лабораторными приборами. В каждый раздел пособия входит минимум теоретических знаний по конкретной теме. Лабораторные работы подробно описаны, даны порядок проведения работы и при необходимости инструкция для экспериментатора. Для проверки осознанности выполнения работы студентами и уровня освоения ими практических знаний в пособии имеются контрольные вопросы. Требование к оформлению и оценке лабораторных и практических работ Лабораторные работы оформляются студентами в отдельной тетради по следующему плану: 1. Дата и номер лабораторной или практической работы. 2. Тема. 3. Цель. 4. Ход работы (краткое описание этапов выполнения работы и инструкция испытуемому). 5. Данные, полученные в ходе проведения исследования, представленные в виде таблиц, графиков. 6. Выводы. Зачет проходит в виде сдачи лабораторных работ. При проведении зачета учитываются следующие критерии: − знание теории, предваряющей каждое практическое задание; − активность работы студентов во время проведения экспериментов; − правильность оформления работы; − обоснованность выводов. 1 Особенности работы в лаборатории
Спецодежда. При работе в любой лаборатории необходимо всячески защищать одежду и тело от воздействия химических реактивов. Это достигается, во-первых, аккуратностью и четкостью в работе, во-вторых, применением спецодежды и средств индивидуальной защиты, к которым относят: халаты, фартуки, косынки или шапочки, резиновые перчатки, очки и противогазы. Халаты и шапочки должны быть изготовлены из плотной белой хлопчатобумажной ткани. Меры пожарной безопасности. При аккуратном обращении с нагревательными приборами и правильном пользовании реактивами возможность пожара сводится к минимуму, но в каждой лаборатории должны быть принадлежности необходимые для принятия мер в случае пожара. К ним относятся: огнетушитель, песок вместе с совком или лопатой. Первая помощь при ожогах кислотами и щелочами. При химических ожогах очень опасно длительное воздействие реактива, поэтому, чем быстрее будут приняты меры, тем они действеннее. При попадании в глаз реактива следует промыть его струей воды. При попадании реактива на кожу также смыть его сильной струей воды из-под крана в течение 10-15 минут. Затем, если был кислотный ожог, нужно промыть пораженное место 3% раствором бикарбоната натрия. При щелочном ожоге – 2% раствором борной или уксусной кислоты.
Наиболее широкое применение при работе в лаборатории имеют пробирки (рис. 1). Они представляют собой отрезки стеклянных трубок, запаенные с одного конца. Они бывают различных размеров и предназначены для работы с небольшим количеством реактива. Пробирки можно нагревать на открытом пламени, соблюдая все правила нагревания. Бывают пробирки и специального назначения: центрифужные, градуированные. |
Учебно-методическое пособие тгту: 2014. 80 с А. Ю. Потлов, С. Г. Проскурин, С. В. Фролов, Методы автоматизированной обработки медико-биологических сигналов и данных. Компьютерный... | Учебно-методическое пособие по самостоятельной работе Специальность... Большой практикум. Раздел «Свободнорадикальные процессы в биологических системах»: Учебно-методическое пособие по самостоятельной... | ||
Практикум для студентов 1 курса чебоксары, 2009 Данное методическое пособие по биологии «Практикум для 1 курса» составлено в соответствии с действующей рабочей программой для средних... | Учебно-методический материал по физико-химическим основам получения... | ||
Учебно-методическое пособие Тольятти 2011 удк ббк ахметжанова Г.... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов магистров, обучающихся на педагогическом факультете тгу по направлению «Педагогика».... | Учебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних болезней» Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 3 курса медико-профилактического факультета кгму | ||
Учебно-методическое пособие дисциплины «Введение в профессию» Учебно-методическое пособие одобрено (рассмотрено) на заседании кафедры «Финансы и кредит» | Учебно-методическое пособие дисциплины «Введение в профессию» Учебно-методическое пособие одобрено (рассмотрено) на заседании кафедры «Финансы и кредит» | ||
Учебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 2-3 курсов лечебного факультета кгму | Учебно-методическое пособие дисциплины «Управление взаимоотношениями с клиентами» Учебно-методическое пособие разработано на основании гос впо по направлению 080200. 62 «Менеджмент» от 20. 05. 2010 №544 | ||
Учебно-методическое пособие по дисциплине «формирование здорового образа жизни у детей» Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-3 курсов педиатрического факультета кгму | Учебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 2-3 курсов педиатрического факультета кгму | ||
Учебно-методическое пособие Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневной, вечерней и заочной форм обучения | Учебно-методическое пособие для студентов биологических и экологических специальностей Балашов П49 Полевые практики по биологии и экологии : учеб методич пособие для студентов фак-та экологии и биологии / М. А. Занина, С. В.... | ||
Учебно-методический комплекс по «экономической теории» Часть3 «макроэкономика»... «Макроэкономика»: учебно методическое пособие. – Иркутск: Изд-во бгуэп, 2010. – с | Учебно-методическое пособие по дисциплине «финансовые рынки» Учебно-методическое пособие содержит программу курса, методические указания по структуре и содержанию контрольной работы, список... |