Пояснительная записка: Программа курса «Физиология человека»





НазваниеПояснительная записка: Программа курса «Физиология человека»
страница1/7
Дата публикации18.12.2014
Размер0.93 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Биология > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ



СД.9

Физиология человека


ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ
050102 – Биология (очная и заочная форма обучения)

050102.00 Биология с дополнительной специальностью (географией)

050103.00 География с дополнительной специальностью (биологией)

(код и наименование специальности/тей)

Утверждено на заседании

кафедры биологии и химии

естественно-географического факультета

(протокол № 12 от 26 марта 2008 г.)

Зав. кафедрой биологии и химии


__________________ Харламова М.Н.

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины
1.1 Автор программы: Луппова Е.Н., кандидат биологических наук, доцент

кафедры биологии и химии

1.2 Рецензенты: Митина Е.Г., к.б.н., доцент, декан ЕГФ МГПУ

Новиков М.А., к.б.н., ст.научный сотрудник ПИНРО
1.3 Пояснительная записка:

Программа курса «Физиология человека» для студентов, обучающихся по специальностям «050102 - Биология», «050102.00 Биология с дополнительной специальностью» и «050103.00 География с дополнительной специальностью (биологией)» разработана с учетом требований Государственного образовательного стандарта по подготовке специалистов – биологов и учителей биологии средней школы.

Основной целью изучения данной дисциплины является овладение знаниями о механизмах функционирования организма человека на различных уровнях организации — от клеточного до системного.

Основными задачами курса являются:

  • формирование представлений о функциях организма;

  • понимание закономерностей управления функциями;

  • формирование знаний о физиологических основах поведения;

  • выработка представлений об эволюции функций организма у разных видов животных в зависимости от среды обитания, образа жизни и других факторов.

Изучение дисциплины рекомендуется проводить не ранее 3 курса, когда студенты уже знакомы с зоологией и анатомией человека.

Часы, отведенные на овладение дисциплиной, предусматривают следующие виды аудиторной и самостоятельной работы студентов: лекции, лабораторные занятия, практические работы и семинары, подготовку рефератов, выполнение контрольных работ, решение физиологических задач.

Программа состоит из нескольких разделов, соответствующих изучению физиологических особенностей систем органов человека и животных. Материал излагается с учетом современных данных о молекулярных и клеточных механизмах физиологических процессов.

Сведения, полученные в процессе изучения физиологии человека и животных, несомненно, окажутся полезными и необходимыми как будущим биологам, независимо от их специализации, так и учителям биологии средней школы, так как развивают общую культуру понимания закономерностей функционирования организма и сознательное отношение к сохранению здоровья собственного организма.

В результате изучения курса студенты должны:

  • уметь объяснять механизмы осуществления основных процессов жизнедеятельности организма с точки зрения современных научных достижений;

  • демонстрировать понимание принципов физиологических закономерностей;

  • владеть важнейшими физиологическими терминами;

  • приобрести навыки проведения физиологических экспериментов;

  • рассмотреть живой организм как систему взаимосвязанных процессов, исходя из представлений о структуре ее элементов и специфических типах прямых и обратных связей.

При разработке программы использована программа курса «Физиология человека и животных», рекомендованная министерством высшего и среднего специального образования для высшей школы.
1.4. Извлечение из ГОС ВПО
для специальности «050102 Биология»:

Уровни организации живого организма. Молекулярные механизмы физиологических процессов. Ферменты, биологически активные вещества. Цитофизиология. Функции основных систем организма. Восприятие, переработка и передача информации. Регуляция функций и система обеспечения гомеостаза. Иммунитет. Закономерности интегративной деятельности мозга. Механизмы памяти. Эмоции и мотивации. Обучение, речь, мышление. Физиология поведения: физиологические основы целенаправленного поведения, формы поведения, функциональное состояние и поведение, индивидуальные различия. Коммуникативное поведение. Экологическая физиология: взаимодействие организма и среды. Адаптация организма к различным условиям. Стресс и адаптация. Возраст и адаптация.
Согласно рекомендациям ГОСВПО на изучение дисциплины отводится 360 часов, из них на аудиторную работу — 205, на самостоятельную — 155.

Изучение дисциплины рекомендуется проводить с 5 по 8 семестры.

Промежуточной формой контроля должен являться зачет, окончательной — экзамен.
для специальности «050102.00 Биология с дополнительной специальностью»

Уровни организации живого организма; молекулярные механизмы физиологических процессов, ферменты, биологически активные вещества, цитофизиология. Функции основных систем организма: нервной, эндокринной, опорно-двигательной, крови, кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и др.; Восприятие, переработка и передача информации. Регуляция функций и системы обеспечения гомеостаза. Иммунитет. Закономерности интегративной деятельности мозга. Механизмы памяти. Эмоции и мотивации. Обучение, речь, мышление. Физиология поведения: физиологические основы целенаправленного поведения, формы поведения, функциональное состояние и поведение, индивидуальные различия. Коммуникативное поведение. Экологическая физиология: взаимодействие организма и среды, климатографические и социальные факторы среды, адаптация организма к различным условиям. Стресс и адаптация. Возраст и адаптация.
Согласно рекомендациям ГОСВПО на изучение дисциплины отводится 260 часов, из них на аудиторную работу — 148, на самостоятельную — 112.

Изучение дисциплины рекомендуется проводить с 5 по 8 семестры.

Промежуточной формой контроля должен являться зачет, окончательной — экзамен
1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина:


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма от-четности)

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

работа

1

050102 Биология (2005)

3-4

5-8

360

224

120

24

80

136

Зачет -6

Экзамен -8

2

050102

Биология (2000)

3-4

5 - 8

360

206

120

16

70

154

Зачет -6, экзамен-8

3

050102.00

Биология с дополнительной специальностью (географией)

3-4

5 - 8

260

148

80

20

48

112

Зачет-6, экзамен-8

4

050103.00

География с дополнительной специальностью (биологией)

4

7-8

180

90

50

20

20

90

Зачет-7, экзамен-8

5

050102

Биология

(заочная форма обучения)

4

7 - 8

360

38

20




18

322

Зачет-7, экзамен-8


1.6. Содержание дисциплины.

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:




п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

1 вариант

2 вариант

3 вариант

ауд

Лк

лб

пр

сам

ауд

лк

лб

пр

сам

ауд

Лк

Лб

Пр

Сам

1

Введение

2

2







2

2

2







2

2

2










2

Физиология клетки

14

8

4

2

6

12

8

2

2

6

8

6

2




8

3

Физиология двигательных систем

14

6

6

2

8

12

6

6




8

8

4

4




8

4

Физиология нервной системы

38

20

16

2

18

38

20

16

2

20

30

14

14

2

10

5

Физиология сенсорных систем

12

2

4

6

18

8

2




6

20

4

2




2

12

6

Физиология центральных систем

20

12

8




10

20

12

8




10

14

8

4

2

8

7

Физиология желез внутренней секреции

16

12

2

2

10

14

12

2




12

10

6




4

8

8

Физиология крови. Иммунитет. Физиология кровообращения

26

16

8

2

12

24

16

8




12

20

10

6

4

8

9

Физиология дыхания

10

4

6




8

10

4

6




10

8

4

4




8

10

Физиология пищеварения

24

12

12




8

22

12

10




10

16

8

6

2

8

11

Питание. Обмен веществ и энергии

22

10

10

2

10

20

10

10




12

12

6

6




8

12

Терморегуляция. Выделение

12

8

2

2

8

12

8

2

2

10

8

6

2




8

13

Физиология репродуктивных функций

8

6




2

10

8

6




2

12

6

2




4

10

14

Физиология старения

6

2

2

2

8

4

2




2

10

2

2







8




Всего

224

120

80

24

136

206

120

70

16

154

148

80

48

20

112






п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

4 вариант

5 вариант




ауд

Лк

Лб

пр

Сам

ауд

лк

лб

пр

сам
















1

Введение

2

2










1

1







4
















2

Физиология клетки

6

4




2

6

3

3







16
















3

Физиология двигательных систем

6

4

2




6













30
















4

Физиология нервной системы

18

12

4

2

20

8

4

4




50
















5

Физиология сенсорных систем

10

4

2

4

10

5

3

2




20
















6

Физиология центральных систем

8

6




2

8













20
















7

Физиология желез внутренней секреции

6

4




2

6

1

1







20
















8

Физиология крови. Иммунитет. Физиология кровообращения

10

4

4

2

12

4

2

2




22
















9

Физиология дыхания

4

2

2




6

3

1

2




20
















10

Физиология пищеварения

6

2

4




8

6

2

4




20
















11

Питание. Обмен веществ и энергии

4

2

2




2

3

1

2




30
















12

Терморегуляция. Выделение

4

2




2

2

1

1







30
















13

Физиология репродуктивных функций

4

2




2

2













20
















14

Физиология старения

2







2

2

3

1

2




20
















15

Всего

90

50

20

20

90

38

20

18




322

















Примечание: Вариант 1 для специальности 050102 Биология (стандарт 2005 г.)

Вариант 2 для специальности 050102 Биология (стандарт 2000 г.)
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка: Программа курса «Физиология человека» iconПояснительная записка: Программа курса «Физиология человека и животных,...
«020201 Биология», представляет собой первую часть общего курса «Физиология человека и животных». Программа разработана с учетом...
Пояснительная записка: Программа курса «Физиология человека» iconГ. А. Петров анатомия и физиология человека модуль «физиология»
Г. А. Анатомия и физиология человека. Модуль «Физиология»: сборник заданий для текущего и рубежного контроля знаний студентов, обучающихся...
Пояснительная записка: Программа курса «Физиология человека» iconФизиология человека и животных: физиологические механизмы адаптации
Целью преподавания дисциплины «Физиология человека» является овладение студентами системой знаний об основах анатомии и физиологии...
Пояснительная записка: Программа курса «Физиология человека» iconПояснительная записка Программа научно-технической направленности...
Программа научно-технической направленности «Анатомия и физиология человека» рассчитана на учеников 9 – 11 классов школ с общим и...
Пояснительная записка: Программа курса «Физиология человека» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Физиология организма в целом. Клиническая физиология. Нормальная физиология. Физиология труда. Физиология спорта и физической культуры....
Пояснительная записка: Программа курса «Физиология человека» iconI. Общая физиология Занятие № Физиология нервных и нервно-мышечных...
Учебник «Физиология человека» (Под ред. Покровского В. М. и Коротько Г. Ф.). М.: Медицина, 2001(Т. 1); 2003; 2011
Пояснительная записка: Программа курса «Физиология человека» iconРабочая программа дисциплины «Физиология человека»
Целью преподавания дисциплины «Физиология человека» является овладение студентами системой знаний об основах анатомии и физиологии...
Пояснительная записка: Программа курса «Физиология человека» iconСведения о научных руководителях аспирантов кафедры физиологии человека...
Целью преподавания дисциплины «Физиология человека» является овладение студентами системой знаний об основах анатомии и физиологии...
Пояснительная записка: Программа курса «Физиология человека» iconПояснительная записка Основные цели и задачи курса. Цель: Дисциплина...
...
Пояснительная записка: Программа курса «Физиология человека» iconПояснительная записка 2 Цели курса
Элективный курс «Общие закономерности биологии. Наследственность человека и его здоровье»
Пояснительная записка: Программа курса «Физиология человека» iconЭкологическая физиология учебно-методический комплекс
Биология; магистерские программы: «Биотехнология», «Зоология позвоночных», «Физиология человека и животных», «Экологическая генетика»,...
Пояснительная записка: Программа курса «Физиология человека» iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном...
Пояснительная записка: Программа курса «Физиология человека» iconПрограмма «Физиология и культура питания» Учебный курс предпрофильной...
Сложные процессы обмена веществ легко нарушить нерациональным, нерегулярным питанием. В течение обучения курса «Физиология и культура...
Пояснительная записка: Программа курса «Физиология человека» iconПояснительная записка 5 тематический план 7 3 Содержание семинарских...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Пояснительная записка: Программа курса «Физиология человека» iconПояснительная записка 4 тематический план учебной дисциплины 7 материалы...
В основе учебного курса лежит понимание философии как теоретического мировоззрения, раскрываемого в трех различных, но взаимосвязанных...
Пояснительная записка: Программа курса «Физиология человека» iconПояснительная записка Одним из приоритетных направлений современной...
В основу программы элективного курса положены принципы расширения и систематизации знаний, развития интереса у учащихся к самостоятельному...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск