Скачать 0.93 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (МГПУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫСД.9 Физиология человекаОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ 050102 – Биология (очная и заочная форма обучения) 050102.00 Биология с дополнительной специальностью (географией) 050103.00 География с дополнительной специальностью (биологией) (код и наименование специальности/тей) Утверждено на заседании кафедры биологии и химии естественно-географического факультета (протокол № 12 от 26 марта 2008 г.) Зав. кафедрой биологии и химии__________________ Харламова М.Н. РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины 1.1 Автор программы: Луппова Е.Н., кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии и химии 1.2 Рецензенты: Митина Е.Г., к.б.н., доцент, декан ЕГФ МГПУ Новиков М.А., к.б.н., ст.научный сотрудник ПИНРО 1.3 Пояснительная записка: Программа курса «Физиология человека» для студентов, обучающихся по специальностям «050102 - Биология», «050102.00 Биология с дополнительной специальностью» и «050103.00 География с дополнительной специальностью (биологией)» разработана с учетом требований Государственного образовательного стандарта по подготовке специалистов – биологов и учителей биологии средней школы. Основной целью изучения данной дисциплины является овладение знаниями о механизмах функционирования организма человека на различных уровнях организации — от клеточного до системного. Основными задачами курса являются:
Изучение дисциплины рекомендуется проводить не ранее 3 курса, когда студенты уже знакомы с зоологией и анатомией человека. Часы, отведенные на овладение дисциплиной, предусматривают следующие виды аудиторной и самостоятельной работы студентов: лекции, лабораторные занятия, практические работы и семинары, подготовку рефератов, выполнение контрольных работ, решение физиологических задач. Программа состоит из нескольких разделов, соответствующих изучению физиологических особенностей систем органов человека и животных. Материал излагается с учетом современных данных о молекулярных и клеточных механизмах физиологических процессов. Сведения, полученные в процессе изучения физиологии человека и животных, несомненно, окажутся полезными и необходимыми как будущим биологам, независимо от их специализации, так и учителям биологии средней школы, так как развивают общую культуру понимания закономерностей функционирования организма и сознательное отношение к сохранению здоровья собственного организма. В результате изучения курса студенты должны:
При разработке программы использована программа курса «Физиология человека и животных», рекомендованная министерством высшего и среднего специального образования для высшей школы. 1.4. Извлечение из ГОС ВПО для специальности «050102 Биология»: Уровни организации живого организма. Молекулярные механизмы физиологических процессов. Ферменты, биологически активные вещества. Цитофизиология. Функции основных систем организма. Восприятие, переработка и передача информации. Регуляция функций и система обеспечения гомеостаза. Иммунитет. Закономерности интегративной деятельности мозга. Механизмы памяти. Эмоции и мотивации. Обучение, речь, мышление. Физиология поведения: физиологические основы целенаправленного поведения, формы поведения, функциональное состояние и поведение, индивидуальные различия. Коммуникативное поведение. Экологическая физиология: взаимодействие организма и среды. Адаптация организма к различным условиям. Стресс и адаптация. Возраст и адаптация. Согласно рекомендациям ГОСВПО на изучение дисциплины отводится 360 часов, из них на аудиторную работу — 205, на самостоятельную — 155. Изучение дисциплины рекомендуется проводить с 5 по 8 семестры. Промежуточной формой контроля должен являться зачет, окончательной — экзамен. для специальности «050102.00 Биология с дополнительной специальностью» Уровни организации живого организма; молекулярные механизмы физиологических процессов, ферменты, биологически активные вещества, цитофизиология. Функции основных систем организма: нервной, эндокринной, опорно-двигательной, крови, кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и др.; Восприятие, переработка и передача информации. Регуляция функций и системы обеспечения гомеостаза. Иммунитет. Закономерности интегративной деятельности мозга. Механизмы памяти. Эмоции и мотивации. Обучение, речь, мышление. Физиология поведения: физиологические основы целенаправленного поведения, формы поведения, функциональное состояние и поведение, индивидуальные различия. Коммуникативное поведение. Экологическая физиология: взаимодействие организма и среды, климатографические и социальные факторы среды, адаптация организма к различным условиям. Стресс и адаптация. Возраст и адаптация. Согласно рекомендациям ГОСВПО на изучение дисциплины отводится 260 часов, из них на аудиторную работу — 148, на самостоятельную — 112. Изучение дисциплины рекомендуется проводить с 5 по 8 семестры. Промежуточной формой контроля должен являться зачет, окончательной — экзамен 1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина:
1.6. Содержание дисциплины. 1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
Примечание: Вариант 1 для специальности 050102 Биология (стандарт 2005 г.) Вариант 2 для специальности 050102 Биология (стандарт 2000 г.) |
Пояснительная записка: Программа курса «Физиология человека и животных,... «020201 Биология», представляет собой первую часть общего курса «Физиология человека и животных». Программа разработана с учетом... | Г. А. Петров анатомия и физиология человека модуль «физиология» Г. А. Анатомия и физиология человека. Модуль «Физиология»: сборник заданий для текущего и рубежного контроля знаний студентов, обучающихся... | ||
Физиология человека и животных: физиологические механизмы адаптации Целью преподавания дисциплины «Физиология человека» является овладение студентами системой знаний об основах анатомии и физиологии... | Пояснительная записка Программа научно-технической направленности... Программа научно-технической направленности «Анатомия и физиология человека» рассчитана на учеников 9 – 11 классов школ с общим и... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Физиология организма в целом. Клиническая физиология. Нормальная физиология. Физиология труда. Физиология спорта и физической культуры.... | I. Общая физиология Занятие № Физиология нервных и нервно-мышечных... Учебник «Физиология человека» (Под ред. Покровского В. М. и Коротько Г. Ф.). М.: Медицина, 2001(Т. 1); 2003; 2011 | ||
Рабочая программа дисциплины «Физиология человека» Целью преподавания дисциплины «Физиология человека» является овладение студентами системой знаний об основах анатомии и физиологии... | Сведения о научных руководителях аспирантов кафедры физиологии человека... Целью преподавания дисциплины «Физиология человека» является овладение студентами системой знаний об основах анатомии и физиологии... | ||
Пояснительная записка Основные цели и задачи курса. Цель: Дисциплина... ... | Пояснительная записка 2 Цели курса Элективный курс «Общие закономерности биологии. Наследственность человека и его здоровье» | ||
Экологическая физиология учебно-методический комплекс Биология; магистерские программы: «Биотехнология», «Зоология позвоночных», «Физиология человека и животных», «Экологическая генетика»,... | Рабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном... | ||
Программа «Физиология и культура питания» Учебный курс предпрофильной... Сложные процессы обмена веществ легко нарушить нерациональным, нерегулярным питанием. В течение обучения курса «Физиология и культура... | Пояснительная записка 5 тематический план 7 3 Содержание семинарских... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | ||
Пояснительная записка 4 тематический план учебной дисциплины 7 материалы... В основе учебного курса лежит понимание философии как теоретического мировоззрения, раскрываемого в трех различных, но взаимосвязанных... | Пояснительная записка Одним из приоритетных направлений современной... В основу программы элективного курса положены принципы расширения и систематизации знаний, развития интереса у учащихся к самостоятельному... |