Скачать 111.98 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ТОГУРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» рабочая программа элективный курс «Экология» 6 класс Составитель: Учитель биологии Черникова Н. В. 2013 – 2014 учебный год Элективный курс «Экология» 6 класс (0,5 часа в неделю) Сохранение биологического равновесия биосферы, разнообразия видового состава является важнейшей задачей человечества. Для её решения важно знать законы, по которым живёт живая природа, изучить закономерности взаимоотношений организмов между собой и неживой природой, предвидеть последствия хозяйственной деятельности человека и уметь находить пути выхода из сложной экологической ситуации. Важной задачей курса является расширение представления учащихся о живых организмах, об их приспособленности к условиям обитания, об охране окружающей среды, о влиянии человека на живой мир Земли, а вместе с ним на изменение экологических систем биосферы. Обучение по данной программе позволит понять необходимость знания законов для сохранения жизни на Земле, важность рационального использования природных ресурсов. Занятия проводятся 0,5 ч в неделю в 6 классах. В программе 6 класса имеются разделы: «Экология организмов», «Экология организмов популяций», «Экология сообществ», в которых изучается разнообразие организмов, их взаимосвязь, закономерности развития природных сообществ. Отводятся часы на практические занятия, экскурсии. Цель курса: формирование у учащихся основ экологической грамотности, чувства ответственности за состояние окружающей природной среды. Задачи:
Ожидаемые результаты работы по программе. В результате работы, по программе обучающиеся получат более глубокие знания по экологии, об экологических сообществах и взаимоотношениях организмов внутри сообществ, о приспособлениях организмов к существованию в климатических условиях. Учащиеся получат представления об использовании природных ресурсов и охране среды в нашем регионе. В результате изучения курса «Экология » учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Учащиеся должны научиться:
Содержание курса требует активной творческой работы обучающихся с различными источниками информации. В основе программы – компетентностный подход, который предполагает формирование у учащихся качеств, ориентированных на решение реальных задач. Компетентность понимается как интегративная характеристика нового качества подготовленности – того, что позволяет ребенку использовать полученные знания и умения в нестандартной ситуации на междисциплинарном уровне, и самое главное, добиваться на основании полученных знаний дальнейших изменений и успехов. Компетентность выступает в качестве критерия развития индивидуального интеллекта, особый тип организации предметно- специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности. Компетентность имеет двоякую природу - она социально и личностно обусловлена. В ходе реализации программы создаются условия для формирования у воспитанников: 1.организационных (базовых) умений, а именно: - умение принимать или самостоятельно ставить цель; -умение планировать деятельность; -умение работать в определенном темпе; -умение осуществлять самоконтроль, самоанализ, самокоррекцию деятельности 2.информационных (ориентировочных) умений, а именно: -умение создавать медиа-презентации; -умение работать со справочной литературой; -умение составить тезисы выступления, конспект 3. интеллектуальных (инструментальных) умений, а именно: - сопоставлять объекты, включая природные объекты, процессы, явления; - сравнивать; - структурировать объект; - анализировать; - обобщать; - классифицировать; - систематизировать; - моделировать; - оценивать. 4. коммуникативных (показательных) умений, а именно: - описывать те или иные процессы и явления; - объяснять те или иные события, явления, процессы; - участвовать в беседе, диспуте, обсуждении; вести дискуссию, диалог; - умение составлять деловые тексты/ обращения, заявления, резолюции Диагностика сформированности экологической компетентности По составляющим экологической компетентности: 1. у школьников формируется устойчивая мотивация к бережному, ценностному отношению к природе (аксиологическая – ценностно-мотивационная составляющая); 2. школьники на практике знакомятся с главной задачей экологии – рациональным природопользованием, в проектном режиме принимают участие в решении локальных экологических проблем ( акции по очистке территории, подкормке птиц, высадке кедров и т.д.) осваивают медиа- технологии создания интеллектуальных игр на экологическую тематику (деятельностная – практическая – технологическая составляющая) Экологическая компетентность – путь к новому качеству образования, которое базируется на осмыслении таких понятий как жизнь, человек, общество, природа, качество жизни, качества человека ( человеческие качества), качество окружающей среды, качество взаимоотношений общества и природы и др. Формы контроля.
При прохождении программы будут использованы следующие методы:
Практические работы : 1) Практическая работа «Составление цепей питания, характерных для экосистем Томской области» 2) Практическая работа - Акция «Чистый двор» (во внеурочное время) 3) Практическая работа «Заселение сообщества организмами» 4) Практическая работа «Изготовление кормушек для птиц», участие в акции «Покормите птиц», «Домик для птицы» Экскурсии: 1) «Осенние явления в неживой и живой природе» (Место экскурсии – кедровый парк); 2) Экскурсия в районный музей «Разнообразие животного мира» Экология 6 класс (18 часов) Содержание курса. Введение (1 час) Наука экология. Что изучает экология
Факторы среды. Абиотические факторы. Температура. Влажность. Свет. Биологические ритмы. Экскурсия «Осенние явления в неживой и живой природе» Осенние явления в жизни живой природы. Зимовка. Спячка. Оцепенение. Миграция животных. Акклиматизация животных. Среды жизни. Водная среда обитания. Наземно – воздушная среда обитания. Почва как среда обитания. Организм как среда жизни. Организмы – индикаторы состояния среды. Биотические факторы. Симбиоз. Мутуализм и комменсализм. Паразитизм. Хищничество. Конкуренция и нейтрализм. Тематическое планирование 6 класс (18 часов)
Методическое обеспечение:
Литература:
|
Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Литературное чтение. 3 класс («В одном... «Рассмотрено на заседании мо» «Принято на заседании педсовета» «Утверждаю» Протокол №1 от 28. 08. 2013г. Протокол №1 от 29. 08 2013г... | «Рассмотрено» на заседании мо «Согласовано» «Утверждено» Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол №1 от августа 2013 г | ||
«30» августа 2013г Рассмотрено на заседании мо протокол №1 Программа знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности живых организмов, условиями среды их обитания, а так же... | Рабочая программа по русскому языку для 3 «Б» класса на 2013-2014 учебный год Протокол заседания шмо №1 от «28» августа 2013г. «30» августа 2013г. Приказ №1/2 от «2» сентября 2013г | ||
Рабочая программа по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2013-2014 учебный год Протокол заседания шмо №1 от «28» августа 2013г. «30» августа 2013г. Приказ №1/2 от «2» сентября 2013г | «30» августа 2013г Рассмотрено на заседании мо протокол №1 Элективный курс «Кирпичики жизни» не только расширяет и систематизирует знания учащихся, но и рассматривает основные общебиологические... | ||
Рабочая программа по предмету,,Окружающий мир” составлена на основе... Протокол заседания шмо №1 от «28» августа 2013г. «30» августа 2013г. Приказ №1/2 от «2» сентября 2013г | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020200.... Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных (29 августа 2013г., протокол №1) Соответствует требованиям... | ||
Приказ от 29 августа 2013 №110 Рассмотрено на педагогическом Совете... ... | Протокол заседания от «30» августа 2011г. №01 Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии протокол от 2012 г. № | ||
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса разработана... Протокол заседания шмо №1 от «28» августа 2013г. «30» августа 2013г. Приказ №1/2 от «2» сентября 2013г | Биология Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных от «29» августа 2011 г., протокол №1 | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных (29 августа 2013г.) Соответствует требованиям к содержанию,... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020803.... Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных (29 августа 2013г.) Соответствует требованиям к содержанию,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета протокол №1 от 30 августа 2011 | Приказ №68 от 05. 09. 2013г. Принято на заседании Совета педагогов Протокол №2 от 03. 09. 2013г |