«30» августа 2013г Рассмотрено на заседании мо протокол №1





Скачать 111.98 Kb.
Название«30» августа 2013г Рассмотрено на заседании мо протокол №1
Дата публикации21.12.2014
Размер111.98 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы

Утверждаю

Директор школы

________В.М. Воронова

Приказ №____133______

от « 02 »_сентября_2013 г.

Согласована

Заместитель директора

__________Т.С. Ардышева

«_30_»__августа__2013г


Рассмотрено на заседании МО

протокол №_1_от «30» августа 2013г.

руководитель методобъединения

_______________ О.Ю.Трифонова



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТОГУРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»


рабочая программа

элективный курс

«Экология»
6 класс

Составитель:

Учитель биологии

Черникова Н. В.
2013 – 2014 учебный год

Элективный курс «Экология»

6 класс

(0,5 часа в неделю)
Сохранение биологического равновесия биосферы, разнообразия видового состава является важнейшей задачей человечества. Для её решения важно знать законы, по которым живёт живая природа, изучить закономерности взаимоотношений организмов между собой и неживой природой, предвидеть последствия хозяйственной деятельности человека и уметь находить пути выхода из сложной экологической ситуации.

Важной задачей курса является расширение представления учащихся о живых организмах, об их приспособленности к условиям обитания, об охране окружающей среды, о влиянии человека на живой мир Земли, а вместе с ним на изменение экологических систем биосферы.

Обучение по данной программе позволит понять необходимость знания законов для сохранения жизни на Земле, важность рационального использования природных ресурсов.

Занятия проводятся 0,5 ч в неделю в 6 классах.

В программе 6 класса имеются разделы: «Экология организмов», «Экология организмов популяций», «Экология сообществ», в которых изучается разнообразие организмов, их взаимосвязь, закономерности развития природных сообществ.

Отводятся часы на практические занятия, экскурсии.
Цель курса: формирование у учащихся основ экологической грамотности, чувства ответственности за состояние окружающей природной среды.

Задачи:

  1. Изучить влияние факторов среды на живые организмы и адаптации к ним;

  2. Познакомить учащихся со средами жизни, условиями существования, приспособленностью к ним;

  3. Познакомить с ролью растений и животных в природе, их взаимодействием;

  4. Изучить типы взаимодействий животных между собой, факторами, влияющими на изменение численности популяций;

  5. Познакомить учащихся с основными экологическими сообществами

  6. Расширить знания о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающим миром

  7. Развивать умение наблюдать за жизнью природы,

  8. Формировать экологическое мировоззрение, воспитывать ответственное отношение к природе, любовь и уважение ко всему живому на Земле.


Ожидаемые результаты работы по программе.

В результате работы, по программе обучающиеся получат более глубокие знания по экологии, об экологических сообществах и взаимоотношениях организмов внутри сообществ, о приспособлениях организмов к существованию в климатических условиях. Учащиеся получат представления об использовании природных ресурсов и охране среды в нашем регионе.
В результате изучения курса «Экология » учащиеся должны знать:

  • Значение животных и растений в природе и жизни человека;

  • Среды жизни организмов, условия существования, приспособленность к ним;

  • Типы внутривидовых и межвидовых взаимоотношений животных и растений;

  • Сезонные явления в живой и неживой природе;

  • Причины изменения численности видов в популяции;


Учащиеся должны уметь:

  • Устанавливать причинно – следственные связи между условиями среды обитания и приспособленностью к ней, между хозяйственной деятельностью человека и последствиями в природе;

  • Наблюдать за сезонными явлениями в неживой и живой природе,

  • Делать вывод о необходимости знаний для сохранения видового разнообразия и биологического равновесия в природе;

  • Использовать цифровой материал при обсуждении экологических вопросов;


Учащиеся должны научиться:

  • Наблюдать за объектами живой природы;

  • Наблюдать за сезонными явлениями в неживой и живой природе,

  • Соблюдать правила поведения в природе.

Содержание курса требует активной творческой работы обучающихся с различными источниками информации.

В основе программы – компетентностный подход, который предполагает формирование у учащихся качеств, ориентированных на решение реальных задач.

Компетентность понимается как интегративная характеристика нового качества подготовленности – того, что позволяет ребенку использовать полученные знания и умения в нестандартной ситуации на междисциплинарном уровне, и самое главное, добиваться на основании полученных знаний дальнейших изменений и успехов.

Компетентность выступает в качестве критерия развития индивидуального интеллекта, особый тип организации предметно- специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности. Компетентность имеет двоякую природу - она социально и личностно обусловлена.

В ходе реализации программы создаются условия для формирования у

воспитанников:

1.организационных (базовых) умений, а именно:

- умение принимать или самостоятельно ставить цель;

-умение планировать деятельность;

-умение работать в определенном темпе;

-умение осуществлять самоконтроль, самоанализ, самокоррекцию деятельности

2.информационных (ориентировочных) умений, а именно:

-умение создавать медиа-презентации;

-умение работать со справочной литературой;

-умение составить тезисы выступления, конспект

3. интеллектуальных (инструментальных) умений, а именно:

- сопоставлять объекты, включая природные объекты, процессы, явления;

- сравнивать;

- структурировать объект;

- анализировать;

- обобщать;

- классифицировать;

- систематизировать;

- моделировать;

- оценивать.

4. коммуникативных (показательных) умений, а именно:

- описывать те или иные процессы и явления;

- объяснять те или иные события, явления, процессы;

- участвовать в беседе, диспуте, обсуждении; вести дискуссию, диалог;

- умение составлять деловые тексты/ обращения, заявления, резолюции
Диагностика сформированности экологической компетентности

По составляющим экологической компетентности:

1. у школьников формируется устойчивая мотивация к бережному, ценностному отношению к природе (аксиологическая – ценностно-мотивационная составляющая);

2. школьники на практике знакомятся с главной задачей экологии – рациональным природопользованием, в проектном режиме принимают участие в решении локальных экологических проблем ( акции по очистке территории, подкормке птиц, высадке кедров и т.д.) осваивают медиа- технологии создания интеллектуальных игр на экологическую тематику (деятельностная – практическая – технологическая составляющая)

Экологическая компетентность – путь к новому качеству образования, которое базируется на осмыслении таких понятий как жизнь, человек, общество, природа, качество жизни, качества человека ( человеческие качества), качество окружающей среды, качество взаимоотношений общества и природы и др.
Формы контроля.

  • Устные ответы учащихся на заданную тему.

  • Решение биологических задач.

  • Заполнение таблиц и схем.

  • Сообщения учащихся.

  • Письменный программированный опрос.


При прохождении программы будут использованы следующие методы:

  • Мини-лекции

  • Доклады обучающихся

  • Написание и защита рефератов

  • Тестирование


Практические работы :

1) Практическая работа «Составление цепей питания, характерных для экосистем Томской области»

2) Практическая работа - Акция «Чистый двор» (во внеурочное время)

3) Практическая работа «Заселение сообщества организмами»

4) Практическая работа «Изготовление кормушек для птиц», участие в акции «Покормите птиц», «Домик для птицы»

Экскурсии:

1) «Осенние явления в неживой и живой природе» (Место экскурсии – кедровый парк);

2) Экскурсия в районный музей «Разнообразие животного мира»

Экология 6 класс (18 часов)

Содержание курса.
Введение (1 час)

Наука экология. Что изучает экология

  1. Экология организмов

Факторы среды. Абиотические факторы. Температура. Влажность. Свет. Биологические ритмы. Экскурсия «Осенние явления в неживой и живой природе» Осенние явления в жизни живой природы. Зимовка. Спячка. Оцепенение. Миграция животных. Акклиматизация животных. Среды жизни. Водная среда обитания. Наземно – воздушная среда обитания. Почва как среда обитания. Организм как среда жизни. Организмы – индикаторы состояния среды. Биотические факторы. Симбиоз. Мутуализм и комменсализм. Паразитизм. Хищничество. Конкуренция и нейтрализм.
Тематическое планирование 6 класс (18 часов)


№ урока

Тема

Технологии

№ недели

1

Введение. Что изучает экология

ИКТ

1

Тема 1.Экология организмов

2

Факторы среды


Развитие критического мышления, ИКТ, проект

2

3

Абиотические факторы. Температура..

Развитие критического мышления, ИКТ, проект

3

4

Абиотические факторы. Влажность.


Развитие критического мышления, ИКТ, проект

4

5

Абиотические факторы. Свет. Биологические ритмы.

Развитие критического мышления ИКТ

5

6

Экскурсия «Осенние явления в неживой и живой природе».




6

7

Среды жизни. Водная среда обитания.

Развитие критического мышления, ИКТ проект

7

8

Наземно – воздушная среда обитания

Развитие критического мышления, ИКТ проект

8

9

Почва как среда обитания

Развитие критического мышления

9

10

Организм как среда жизни

Развитие критического мышления, ИКТ проект

10

11

Организмы – индикаторы состояния среды

Развитие критического мышления, ИКТ проект

11

12

Биотические факторы. Симбиоз. Мутуализм.

Развитие критического мышления, ИКТ проект

12

13

Комменсализм .

Развитие критического мышления, ИКТ проект

13

14

Паразитизм

Развитие критического мышления, ИКТ проект

14

15

Хищничество.

Развитие критического мышления, ИКТ проект

15

16

Конкуренция и нейтрализм.

Развитие критического мышления, ИКТ проект

16

17

Резерв 1 ч.




17

18

Повторение и обобщение




18


Методическое обеспечение:

  • Видеофильмы: «Экологический альманах», «Биосферный заповедник», «Дороги жизни», «Большая охота», «Продолжение рода» и т.д.;

  • Аудио: «Времена года», «Голоса птиц и редких животных», «Шумы моря», «Альпийская вьюга» и т.д.;

  • Энциклопедии «Птицы», «Зоология», «От Кирилла и Мефодия», «Биология репетитор»;

  • Раздаточный материал;

  • Определители;

  • Методические пособия;

  • Учебники;

  • «Жалобная книга природы»;

  • Правила поведения в природе.



Литература:

  1. Акимушкин И.И. «Занимательная биология»

  2. Акимушкин И.И. Проблемы этологии. – М.: Мол. гвардия, 1985. – 191 с, ил.

  3. Денисова Г. А. «Удивительный мир растений»

  4. «Живая природа. Биология.»

  5. «Жизнь растений»

  6. Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов о насекомых. – Ярославль: Академия развития, 1998.

  7. Алексеев В.А.– 300 вопросов и ответов о животных. – Ярославль; Академия развития, 1998.

  8. Анашкина Е. И. 300 вопросов и ответов о птицах. – Ярославль: Академия развития, 1998.

  9. Бертон Р. Чувства животных. – М.: Мир, 1972.

  10. Биоакустика. – М.: Высшая школа, 1975.

  11. Брэм А. Э. Жизнь животных. В 3–х т. – М.: Терра, 1992.

  12. Дмитриев Ю. Д. Соседи по планете. – М.: Олимп, 1997. – 288 с, ил.

  13. Дольник В. Р. Непослушное дитя биосферы: Беседы о человеке в компании птиц и зверей. –М.: Педагогика–Пресс, 1994. – 208 с, ил

  14. Н.Е. Евсеева, Л.Н. Окишева «География Томской области» Издательство Томского университета

  15. Ивченко С. И. «Занимательно о фитогеографии»

  16. Культиасов И. М. «Экология растений»

  17. В.Б. Купрессова, Н.П. Литковская, Г.Р. Мударисова, М.А. Павлова «Экология Томской области»,Томск Издательство «Печатная Мануфактура», 2011

  18. Научно- популярные газеты и журналы.

  19. Природа: национальный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.priroda.ru

  20. Всероссийский Экологический Портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.ecoportal.ru/

  21. Экологический портал «Экознание»: информационно-аналитический портал : Интернет-издание [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.eco.iuf.net/

  22. Фундаментальная экология: научно-образовательный сервер: Интернет-издание [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.sevin.ru/fundecology/

  23. Охрана окружающей среды [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eco-oos.ru/about/

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«30» августа 2013г Рассмотрено на заседании мо протокол №1 iconБунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Литературное чтение. 3 класс («В одном...
«Рассмотрено на заседании мо» «Принято на заседании педсовета» «Утверждаю» Протокол №1 от 28. 08. 2013г. Протокол №1 от 29. 08 2013г...
«30» августа 2013г Рассмотрено на заседании мо протокол №1 icon«Рассмотрено» на заседании мо «Согласовано» «Утверждено»
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол №1 от августа 2013 г
«30» августа 2013г Рассмотрено на заседании мо протокол №1 icon«30» августа 2013г Рассмотрено на заседании мо протокол №1
Программа знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности живых организмов, условиями среды их обитания, а так же...
«30» августа 2013г Рассмотрено на заседании мо протокол №1 iconРабочая программа по русскому языку для 3 «Б» класса на 2013-2014 учебный год
Протокол заседания шмо №1 от «28» августа 2013г. «30» августа 2013г. Приказ №1/2 от «2» сентября 2013г
«30» августа 2013г Рассмотрено на заседании мо протокол №1 iconРабочая программа по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2013-2014 учебный год
Протокол заседания шмо №1 от «28» августа 2013г. «30» августа 2013г. Приказ №1/2 от «2» сентября 2013г
«30» августа 2013г Рассмотрено на заседании мо протокол №1 icon«30» августа 2013г Рассмотрено на заседании мо протокол №1
Элективный курс «Кирпичики жизни» не только расширяет и систематизирует знания учащихся, но и рассматривает основные общебиологические...
«30» августа 2013г Рассмотрено на заседании мо протокол №1 iconРабочая программа по предмету,,Окружающий мир” составлена на основе...
Протокол заседания шмо №1 от «28» августа 2013г. «30» августа 2013г. Приказ №1/2 от «2» сентября 2013г
«30» августа 2013г Рассмотрено на заседании мо протокол №1 iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020200....
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных (29 августа 2013г., протокол №1) Соответствует требованиям...
«30» августа 2013г Рассмотрено на заседании мо протокол №1 iconПриказ от 29 августа 2013 №110 Рассмотрено на педагогическом Совете...
...
«30» августа 2013г Рассмотрено на заседании мо протокол №1 iconПротокол заседания от «30» августа 2011г. №01
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии протокол от 2012 г. №
«30» августа 2013г Рассмотрено на заседании мо протокол №1 iconРабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса разработана...
Протокол заседания шмо №1 от «28» августа 2013г. «30» августа 2013г. Приказ №1/2 от «2» сентября 2013г
«30» августа 2013г Рассмотрено на заседании мо протокол №1 iconБиология
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных от «29» августа 2011 г., протокол №1
«30» августа 2013г Рассмотрено на заседании мо протокол №1 iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных (29 августа 2013г.) Соответствует требованиям к содержанию,...
«30» августа 2013г Рассмотрено на заседании мо протокол №1 iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020803....
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных (29 августа 2013г.) Соответствует требованиям к содержанию,...
«30» августа 2013г Рассмотрено на заседании мо протокол №1 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета протокол №1 от 30 августа 2011
«30» августа 2013г Рассмотрено на заседании мо протокол №1 iconПриказ №68 от 05. 09. 2013г. Принято на заседании Совета педагогов Протокол №2 от 03. 09. 2013г



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск