Программа (дпп) курса «Биогеоценология: исторические аспекты и современность соответствует требованиям гос впо (год утверждения 2005) и рассчитана на 64 часа. Цель курса «Биогеоценология: исторические аспекты и современность»





Скачать 219.62 Kb.
НазваниеПрограмма (дпп) курса «Биогеоценология: исторические аспекты и современность соответствует требованиям гос впо (год утверждения 2005) и рассчитана на 64 часа. Цель курса «Биогеоценология: исторические аспекты и современность»
Дата публикации22.12.2014
Размер219.62 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Биология > Программа
Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт естественных наук

Кафедра биологии животных и растений
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Биогеоценология

Курс по выбору ДПП

ООП 050102.65 (032400), специалитет

4 курс, семестр 7

Москва 2013

УМК обсужден и утвержден на заседании кафедры биологии животных и растений (протокол №1 от 30.08.13).

Составитель

Старший преподаватель Киричок Елена Ивановна
Заведующий кафедрой

Профессор, доктор биологических наук Резанов Александр Геннадьевич
Рецензент

Доцент, кандидат биологических наук Истомина Ирина Игоревна

ЧАСТЬ I. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Пояснительная записка.

Программа (ДПП) курса «Биогеоценология: исторические аспекты и современность соответствует требованиям ГОС ВПО (год утверждения – 2005) и рассчитана на 64 часа.

Цель курса «Биогеоценология: исторические аспекты и современность»:

Дать представление о гипотезах происхождения жизни на Земле, о структуре, функционировании и формировании природных сообществ на разных этапах развития жизни на Земле.

Основные задачи курса биогеоценологии:

- рассмотреть историю возникновения жизни на Земле как историю зарождения экосистемы;

- объединить знания, полученные из курсов зоологии, ботаники, экологии, биогеографии, эволюционной теории;

- сформировать комплексный взгляд на строение и динамику экосистем;

- изучить строение и динамику современных экосистем и экосистем, существовавших в прошлом;

- ознакомить с климатическим и геоморфологическими изменениями, происходившими на планете в прошлом и рассмотреть влияние этих изменений на сообщества;

- дать представления об экологических кризисах, их причинах и последствиях;

- рассмотреть влияние человека на современные сообщества и оценить его роль в изменении биосферы планеты.
Место дисциплины в основной образовательной программе, межпредметные связи.

Курс «Биогеоценология: исторические аспекты и современность» обобщает и связывает знания, полученные при прохождении курсов ботаники, зоологии, экологии, биогеографии и эволюционной теории. Курс закладывает теоретические основы грамотного природопользования и охраны окружающей среды.

Знания, полученные при прохождении курса ««Биогеоценология: исторические аспекты и современность», необходимы учителю биологии в процессе преподавания школьной дисциплины «Общая Биология» в 10-11 классах.
Требования к уровню освоения дисциплины.

«Биогеоценология: исторические аспекты и современность» студенты должны знать:

- понятие о биогеоценозе, его структуре и динамике;

- гипотезы возникновения жизни на Земле;

- особенности и причины изменения биоты Земли на разных этапах развития жизни;

- понятие об экологических кризисах, их причинах и последствиях;

- специфику функционирования современных биогеоценозов;

- значение человека в формировании современного облика планеты.

Студенты должны иметь навыки:

- обобщения знаний, полученных при изучении других биологических дисциплин;

- связывания различных типов влияния на биогеоценозы и последствий, вызванных этим влиянием;

- определения влияния той или иной деятельности человека на окружающую среду.
Распределение тематических разделов по учебным семестрам.

1-й семестр:

Темы 1-10

Форма итогового контроля – зачет.
Содержание дисциплины.

Тема 1. Введение в биогеоценологию.

История предмета. Работы А. Гумбольта, К. Мебиуса, С.И. Коржинского, И.К. Пачоского, Г.Ф. Морозова, В.Н. Сукачева, В.В. Алехина, Л.Г. Раменского, А.П. Шенникова и др. Учение о биосфере В.И. Вернадского

Понятие об экосистеме и биогеоценозе. Соотношение понятий «экосистема», «биогеоценоз», «биоценоз», «биосфера».

Факторы среды. Круговорот веществ. Геохимическая роль организмов. Стабильность биосферы.
Тема 2. Структура сообществ. Понятие об устойчивости сообществ.

Видовая структура. Полидоминантные, олиго- и монодоминантные сообщества. Пространственная структура: горизонтальная и вертикальная. Ярусность и мозаичность. Экологическая структура сообществ. Викарирующие виды.

Динамика экосистем. Сукцессии и флуктуации. Типы сукцессий и их экологическое значение. Роль микросукцессий в поддержании биоразнообразия сообществ. Понятие об устойчивости экосистем. Климакс.
Тема 3. Появление жизни на Земле.

Теории возникновение Солнечной системы. Возраст Земли. Условия на Земле до появления жизни. Строение земной коры, процессы, происходящие в ядре планеты и земной коре. Гидросфера и атмосфера, их значения для появления жизни. Газовый состав атмосферы, состав гидросферы. Возможные химические и физические процессы, предшествующие появлению жизни. Геохимические циклы. Теория самоорганизующихся систем. Понятие «жизнь». Научные теории возникновения жизни: панспермия и абиогенез.
Тема 4. Периодизация жизни на Земле. Криптозой: основные события.

Периодизация жизни на Земле. Геохронологическая шкала. Криптозой и Фанерозой (краткая характеристика). Палеонтологическая летопись. Особенности сохранения остатков организмов.

Автотрофы и гетеротрофы. Экологическое значение фототрофов. Изменение газового состава атмосферы. Появление аэробных организмов. Озоновый экран. Строматолиты и цианобактериальные маты как сложные прокариотные сообщества.

Появление эукариот. Возникновение многоклеточности. Симбиотическая теория возникновения эукариот и многоклеточных организмов.

Вендская фауна.
Тема 5. Фанерозой. Периодизация фанерозоя. Палеозой.

Периодизация фанерозоя: эры, периоды. Теория дрейфа континентов. Движение материков в разные периоды жизни на Земле.

Периодизация палеозоя. Кембрий. Ордовик. Силур. Современные многоклеточные. Скелетная революция. Разнообразие беспозвоночных. Комплексы беспозвоночных. Основные группы вымерших и доживших до наших дней животных.

Роль фильтраторов в снижении мутности воды. Расширение зоны обитания водорослей и животных. Появление хордовых.

Девон. Смешанные ландшафты прибрежной зоны. Освоение суши растениями и животными. Эволюция высших растений. Значение растений, освоивших сушу. Появление и закрепление почвы, снижение эрозии, увеличение интенсивности синтеза органики, стабилизация круговорота углерода, перестройка пищевых цепей.

Карбон. Климатическая зональность. Развитие высших растений. Древовидные формы хвощей, плаунов и папоротников. Голосеменные. Особые ландшафты, образованные древесными формами.

Освоение суши позвоночными. Появление летающих насекомых. Угленакопление. Вывод углерода из круговорота и снижение содержания углекислоты в атмосфере. Изменения климата, связанные с угленакоплением.

Пермь. Климатическая зональность. Ландшафты разных природных зон. Эволюция тетрапод. Пермское вымирание.
Тема 6. Мезозой: основные природные комплексы. Смена животного и растительного мира.

Периодизация: триас, юра, мел. Развитие фауны тетрапод. Появление предков млекопитающих. Разнообразие рептилий. Появление летающих и плавающих форм. Изменение растительного мира. Беннетитовые, саговниковые и голосеменные. Появление и развитие покрытосеменных. Роль насекомых в эволюции растений. Природные комплексы периодов мезозоя.

Динамика таксономического разнообразия наземных тетрапод. Кризисы мезозоя. Кризис средней юры. Симптомы экологических кризисов.

Меловой кризис. Вымирание наземных тетрапод. Морские вымирания. Кризисы пресных водоемов. Возможные причины мелового кризиса.
Тема 7. Кайнозой. Основные природные комплексы, изменения климата, природных комплексов. Мезозой-кайнозойские кризисы.

Периодизация кайнозоя. Палеоген. Расхождение континентов, морские трансгрессии и регрессии. Климатические изменения. Мезозой-кайнозойские кризисы. Вымирание крупных таксонов рептилий, развитие фауны млекопитающих. Бронтотериевая и индрикотеривая фуны. Неоген. Возникновение современных очертаний материков и современных ландшафтов. Формирование горных систем Европы, Азии. Формирование современных природно-климатических зон. Гиппарионовая фауна.
Тема 8. Антропоген: Плейстоцен. Кризисы. Некомпенсированные вымирания плейстоцена.

Периодизация антропогена: эоплейстоцен, плейстоцен, голоцен. Климатические колебания, смещение климатических поясов. Перестройка флоры и фауны. Расцвет хоботных и их распределение по материкам и ландшафам. Появление предков человека. Эволюция рода Homo. Влияние человека на среду. Мамонтовая фауна, ее значение как средообразующего фактора. Фитоценозы Евразии в плейстоцене.

Климатические перестройки плейстоцена. Гипотеза покровных оледенений и ее противоречия. Рифтовая теория.

Некомпенсированные вымирание крупных фитофагов и хищников, причины вымираний. Изменение ареалов деревьев. Роль человека и климатических перестроек в вымирании крупных животных и изменении ареалов растений.
Тема 9. Современные сообщества и их состояние. Зона широколиственных лесов, тайга, тропические леса. Биоразнообразие и проблемы его сохранения в планетарном масштабе.

Виды-эдификаторы лесной зоны Восточной Европы. Ареалы видов и их изменения в голоцене. Популяционные стратегии деревьев.

Видовая и пространственная структура лесных сообществ. Популяционная мозаика видов-эдификаторов. GAP-парадигма.

Антропогенная трансформация лесов Восточной Европы в позднем голоцене.

Структура тропических лесов. Пространственная, видовая структура. Полидоминантность тропических лесов. Продуктивность тропических сообществ. Антропогенное влияние на тропические леса. Вымирание редких видов. Проблемы сохранения биоразнообразия.
Тема 10. Формирование почв и их преобразование человеком.

Биотические факторы формирования почв лесной зоны. Роль животных и растений в формировании структуры почвы. Ветровально-почвенные комплексы.

Антропогенное влияние на почвенный покров. Влияние земледелия, рубок, выпаса, пожаров на структуру почв.

Современное состояние почвенного покрова.

Список рекомендуемой литературы.

Основная:

  1. Восточно-европейские леса: история в голоцене и современность: в 2-х кн. Под ред О.В.Смирновой М.: Наука, 2004.

  2. Еськов К.Ю. История Земли и жизни на ней: от хаоса до человека. М.: НЦ ЭНАС, 2004.

  3. Крик Ф. Жизнь как она есть: ее зарождение и сущность. М.: Институт компьютерных исследований, 2002.

  4. Левченко В.Ф. Эволюция биосферы до и после появления человека. М.: Наука, 2004.

  5. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Соломещ А.И. Современная наука о растительности. М.: Логос, 2001.


Дополнительная:

  1. Вальтер Г. Общая геоботаника. М.: Мир, 1982.

  2. Кириков С.В. Человек и природа Восточноевропейской лесостепи в X- начале XIX вв. М.: Наука, 1979.

  3. Коротков В.Н. Новая парадигма в лесной экологии// Биол. Науки. 1991. №8. С.7-20.

  4. Материалы по истории и растительности СССР. Вып.2, Л.: АН СССР, 1946.

  5. Материалы по истории и растительности СССР. Вып.4, Л.: АН СССР, 1963.

  6. Мейен С.В. Следы трав индейских. М.: Мысль, 1981.

  7. Михайлова И.А., Бондаренко О.Б., Обручева О.П. Общая палеонтология. М.: изд-во МГУ, 1989.

  8. Ньюмен А. Легкие нашей планеты. М.: Мир, 1989.

  9. Пучков П.В. Некомпенсированные вымирания в плейстоцене: предполагаемый механизм кризиса. Киев.: Ин-т зоологии АН УССР, 1989.

  10. Пучков П.В. Некомпенсированные вымирания в плейстоцене: региональные аспекты. Киев.: Ин-т зоологии АН УССР, 1989.

  11. Работнов Т.А. Фитоценология. М.: Изд-во МГУ, 1978.

  12. Рахилин В.К. Общество и живая природа: краткий очерк истории взаимодействия. М.: Наука, 1989.

  13. Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества: концептуальная экология. М.: ИЦ «Россия Молодая» - Экология, 1992.

  14. Традиционный опыт природопользования в России. М.: Наука, 1998.

  15. Чернова Н.М., Былова А.М. Экология. М.: Просвещение, 1988.

  16. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г.Эволюционное учение. М.: Высшая школа, 1989.

  17. Ясаманов Н.А. Популярная палеогеография. М.: Недра, 1985.

ЧАСТЬ II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПЛАН ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

Курс 4, семестр 1 (7)

Очная форма обучения

Лекции - 28 часов

Самостоятельная работа – 36 часов

Зачет – 1 (7) семестр
Тематический план курса «Биогеоценология: исторические аспекты и современность».




Наименование темы

Всего часов

Виды учебных

занятий

СРС

Лекций

Практи-ческие раб.




1

Введение в биогеоценологию.

Литература: 5,6,16,20

4

2



2

2

Структура сообществ. Понятие об устойчивости сообществ.

Литература: 1,5,6,8,16,20

4

2



2

3

Появление жизни на Земле

Литература: 2,3,4,22

8

4



4

4

Периодизация жизни на Земле. Криптозой: основные события.

Литература: 2,4,22

4

2



2

5

Фанерозой. Периодизация фанерозоя. Палеозой.

Литература: 2,4,11,12,21,22

8

4



4

6

Мезозой: основные природные комплексы. Смена животного и растительного мира.

Литература: 2,4,11,12,21,22

8

4



4

7

Кайнозой: Палеоген, Неоген. Основные природные комплексы, изменения климата, природных комплексов. Мезозой-кайнозойские кризисы.

Литература: 2,4,22

4

2



2

8

Антропоген: Плейстоцен. Кризисы. Некомпенсированные вымирания плейстоцена.

Литература: 1,2,4,9,10,14,15,17

4

2



2

9

Современные сообщества и их состояние. Зона широколиственных лесов, тайга, тропические леса. Биоразнообразие и проблемы его сохранения в планетарном масштабе.

Литература: 1,6,7,8,9,10,13,16,17,18

8

4



4

10

Формирование почв и их преобразование человеком.

Литература:1,7,19

4

2



2

11

Подготовка к зачету

8







8

12

Итого:

64

28




36

Лекции.

I семестр

Лекция 1. Введение в биогеоценологию.

История предмета. Понятие об экосистеме и биогеоценозе. Геохимическая роль организмов в биосфере.
Лекция 2. Структура сообществ. Понятие об устойчивости сообществ.

Структура сообществ. Динамика экосистем. Сукцессии и флуктуации. Понятие об устойчивости экосистем. Климакс.
Лекция 3. Гипотезы возникновения Солнечной системы и планеты Земля. Понятие жизни.

Теории возникновение Солнечной системы. Возраст Земли. Строение земной коры, процессы, происходящие в ядре планеты и земной коре.
Лекция 4. Предпосылки возникновения жизни на Земле. Гипотезы появления жизни на Земле.

Условия на Земле до появления. Теория самоорганизующихся систем. Понятие «жизнь». Теории возникновения жизни.

Лекция 5. Периодизация жизни на Земле. Криптозой: основные события.

Периодизация жизни на Земле. Геохронологическая шкала. Палеонтологическая летопись. События криптозоя.
Лекция 6. Фанерозой. Периодизация. Ранний Палеозой.

Периодизация фанерозоя. Теория дрейфа континентов. Периодизация палеозоя. Скелетная революция. Природные комплексы раннего палеозоя.
Лекция 7. Средний и поздний палеозой.

Освоение суши растениями и животными и последствия. Климатическая зональность, ландшафты, угленакопление. Изменения климата, связанные с угленакоплением. Вымирания.
Лекция 8. Мезозой: основные природные комплексы. Смена животного и растительного мира. Кризисы Мезозоя. Признаки экологического кризиса.

Периодизация, развитие фауны тетрапод. Изменение растительного мира. Роль насекомых в эволюции растений. Природные комплексы периодов мезозоя.

Лекция 9. Мезозой-кайнозойские кризисы: причины и последствия.

Кризисы мезозоя. Симптомы экологических кризисов. Меловой кризис и его причины.

Лекция 10. Кайнозой: Палеоген, Неоген. Основные природные комплексы, изменения климата, природных комплексов.

Периодизация кайнозоя. Характеристика природных комплексов палеогена и неогена. Возникновение современных очертаний материков и современных ландшафтов. Формирование горных систем Европы, Азии.
Лекция 11. Антропоген: Плейстоцен. Кризисы. Некомпенсированные вымирания плейстоцена.

Периодизация антропогена. Климатические колебания. Эволюция рода Homo и его влияние на среду. Ландшафты Евразии в плейстоцене. Гипотеза покровных оледенений и ее противоречия. Рифтовая теория. Некомпенсированные вымирание и их причины.
Лекция 12. Современные сообщества и их состояние. Зона широколиственных лесов, тайга: структура сообществ, основные средообразующие факторы.

Виды-эдификаторы лесной зоны Восточной Европы. Ареалы видов и их изменения в голоцене. Антропогенная трансформация лесов Восточной Европы в позднем голоцене.
Лекция 13. Тропические леса. Биоразнообразие и проблемы его сохранения в планетарном масштабе. Вымирание редких видов.

Структура тропических лесов. Антропогенное влияние на тропические леса. Вымирание редких видов. Проблемы сохранения биоразнообразия.
Лекция 14. Формирование почв и их преобразование человеком.

Факторы формирования почв лесной зоны. Ветровально-почвенные комплексы. Антропогенное влияние на почвенный покров. Современное состояние почвенного покрова.
Самостоятельная работа студентов.
Вопросы и задания для самоконтроля студентов
Темы «Введение в биогеоценологию» и «Структура сообществ. Понятие об устойчивости сообществ».

  • Объясните суть понятий «экосистема» и «биогеоценоз».

  • Какие типы сукцессий Вам известны?

  • В чем отличие сукцессий и флуктуаций?

  • Охарактеризуйте сообщества, пребывающие в состоянии восстановления и в состоянии климакса.


Темы «Появление жизни на Земле» и «Периодизация жизни на Земле. Криптозой: основные события».

  • Какие условия были на Земле до появления жизни, и какие процессы предшествовали возникновению жизни?

  • Какие гипотезы происхождения жизни на Земле Вам известны?

  • Каковы принципы периодизации жизни на Земле?

  • Значение фототрофных организмов в эволюции органического мира на Земле.

  • Почему аэробные организмы являются более конкурентно способными по сравнению с аэробами?

  • В чем заключается симбиотическая теория возникновения эукариот и многоклеточных организмов?

  • Объясните почему цианобактериальный мат называют одной из самых сбалансированных экосистем.

  • Каковы отличия вендобионтов и современных многоклеточных организмов?

  • В чем заключается теория дрейфа континентов?

Темы «Фанерозой. Периодизация фанерозоя. Палеозой.»

  • В чем заключалась кембрийская скелетная революция и почему она была возможна?

  • Какие были предпосылки выхода жизни на сушу?

  • Что последовало за освоением суши растениями?

  • Каковы причины снижения планетарной температуры в карбоне?



Тема «Мезозой: основные природные комплексы. Смена животного и растительного мира. Кризисы Мезозоя.»

  • Назовите основные этапы эволюции наземных тетрапод и высших растений.

  • Охарактеризуйте биоту мезозоя и ее изменения в течение этой эры.

  • Сравните кризис средней юры и конца мела. Почему кризис средней юры нельзя назвать глобальным в отличие от мелового?

  • В чем заключался мезозой-кайнозойский экологический кризис?


Темы «Кайнозой: Палеоген, Неоген. Основные природные комплексы, изменения климата, природных комплексов. Мезозой-кайнозойские кризисы» и «Антропоген: Плейстоцен. Кризисы. Некомпенсированные вымирания плейстоцена»

  • Какие таксоны растений и животных получили развитие в кайнозое?

  • Какие тектонические движения привели к формированию горных систем Гималаев, Альп, гор Атласа, Пиренеев, Карпат, Крыма и Кавказа? Какие изменения климата последовали вслед за образованием этих систем?

  • Почему флора и фауна Индостана отличается от флоры и фауны Евразии?

  • Какие комплексы фауны сформировались палеогене и неогене, и каково было влияние этих комплексов на растительность и ландшафты в целом?

  • Каково было влияние человека на среду на ранних этапах эволюции рода Homo и как оно развивалось?

  • Каких животных включал в себя комплекс мамонтовой фауны, и каково было влияние этих животных на среду?

  • Охарактеризуйте особенности плейстоценовых фитоценозов северной Евразии и объясните роль животных мамонтовой фауны в поддержании этих сообществ.

  • В чем состоит гипотеза покровных оледенений, и каковы ее основные противоречия?

  • Каковы гипотезы причин вымирания мамонтовой фауны? Что последовало за этими вымираниями?

  • Почему плейстоценовые вымирания называют некомпенсированными?

  • Как изменились ареалы видов-эдификаторов лесной зоны Восточной Европы в плейстоцене и голоцене? С чем были связаны эти изменения?


Темы «Современные сообщества и их состояние. Зона широколиственных лесов, тайга: структура сообществ, основные средообразующие факторы» и «Тропические леса. Биоразнообразие и проблемы его сохранения в планетарном масштабе. Вымирание редких видов».

  • Перечислите основные виды-эдификаторы лесной зоны и скажите, какое влияние они оказывают на пространственную и видовую структуру сообществ?

  • Что такое ветровально-почвенные комплексы, и каково их значение в сложении лесных биогеоценозов?

  • Раскройте суть GAP-парадигмы в лесной биогеоценологии.

  • Какую роль играют тропические леса на нашей планете?

  • С чем можно связать вымирание редких видов?



Тема «Формирование почв и их преобразование человеком»

  • Что называют почвой?

  • Каково происхождение почвы? Какова роль различных организмов в формировании почвы?

  • Перечислите факторы, изменяющие свойства почвы.

  • Как человек преобразовал почвенный покров, и каковы последствия этих преобразований?


Примерная тематика рефератов

    1. Гипотезы происхождения жизни на Земле.

    2. Симбиотическая теория происхождения эукариот и многоклеточных организмов.

    3. Теория дрейфа континентов.

    4. Экологические кризисы: причины, симптомы, последствия.

    5. Позднемеловые вымирания: гипотезы причин.

    6. Некомпенсированные плейстоценовые вымирания и их последствия.

    7. Экосистемы Восточной Европы в позднем плейстоцене и голоцене: мамонтовый комплекс.

    8. Структура и динамика лесных сообществ.

    9. Антропогенная трансформация почв.

    10. Проблемы сохранения биоразнообразия в современных условиях.

    11. Понятие климакса и его современная трактовка.

    12. GAP-парадигма в биогеоценологии.

Словарь ключевых терминов

  • Абиогенез – теория происхождения жизни на Земле, которая основана на том, что органические вещества образовались в условиях первичной бескислородной атмосферы из неорганических.

  • Автотрофы – организмы, производящие органические вещества из неорганических.

  • Анаэробы – организмы, способные жить в бескислородной среде.

  • Аридный климат – сухой климат, характерный для пустынь и полупустынь.

  • Аэробы – организмы, которые способны жить и развиваться только в присутствии свободного кислорода.

  • Биогенез – процесс биотической эволюции, происхождение живого от предшествующих форм живого.

  • Биогеоценоз – экосистема, чьи границы определены фитоценозом. Включает как биотические (живые), так и абиотические (неживые) компоненты.

  • Биогеоценология – наука, изучающая взаимодействие компонентов биогеоценоза.

  • Биосфера – экосфера, оболочка Земли, включающая совокупность организмов, их остатков, а также атмосферу, литосферу и гидросферу, населенные и преобразованные организмами.

  • Биота – исторически сложившийся комплекс флоры, фауны, микроорганизмов и грибов, населяющий определенную территорию.

  • Биоценоз – совокупность организмов, населяющих биогеоценоз.

  • Гетеротрофы – организмы, которые питаются органическими веществами, произведенными другими организмами.

  • Гумус – органическая часть почвы, которая формируется благодаря жизнедеятельности организмов.

  • Климакс – стабильная, конечная стадия развития экосистемы.

  • Криптозой – отрезок времени геологической истории, который практически не оставил следов в виде отпечатков и окаменелостей, «эра» скрытой жизни.

  • Макроэволюция – эволюция, процесс возникновения таксонов высокого ранга.

  • Палеогеография – наука, изучающая физико-географические условия геологического прошлого Земли.

  • Палеонтология – наука о вымерших, ископаемых организмах.

  • Панспермия – теория о переносе жизни во Вселенной на планеты с помощью иных космических тел.

  • Популяция – совокупность особей одного вида, обитающая на определенной территории, так или иначе изолированная от других таких совокупностей.

  • Прокариоты – организмы, не имеющие оформленного ядра, наследственный аппарат которых представляет собой кольцевую ДНК – плазмиду.

  • Симбиоз – взаимовыгодное сожительство двух или более видов.

  • Симбиогенез – теория происхождения эукариот и многоклеточных организмов путем симбиоза.

  • Сукцессия – последовательная направленная необратимая смена биоценозов.

  • Фанерозой – отрезок геологической истории Земли, который изучают по сохранившимся остаткам или следам (отпечаткам, окаменелостям и т.п.) организмов, обитавших на этом этапе. «Эра» явной жизни.

  • Филогенез – процесс исторического развития организмов, эволюция органического мира.

  • Фитоценоз – растительное сообщество, устойчивая совокупность растений, обитающих на определенном участке и формирующая специфическую среду, отличную от других участков.

  • Фитоценология – раздел геоботаники, учение о фитоценозах и их сукцессионных сменах.

  • Эдификатор – вид - средообразователь, играет определяющую роль с формировании структуры биогеоцеоза.

  • Экосистема – совокупность взаимосвязанных организмов, обитающих на определенном участке и взаимодействующих со средой так, что устанавливается характерный круговорот веществ в этой системе. Понятие «экосистема» можно применять к объектам разной величины и сложности.

  • Эукариоты – организмы с оформленным ядром: животные, растения, грибы, простейшие.


Примерные вопросы к зачету:

Охарактеризуйте условия на Земле, предшествовавшие появлению жизни на ней.

Раскройте гипотезы возникновения жизни на Земле.

Значение фототрофных организмов в эволюции органического мира на Земле.

Цианобактериальный мат как одна из самых сбалансированных экосистем.

Причины климатических изменений на планете и их последствия в свете эволюции органического мира Земли.

Экологические кризисы в истории Земли: причины, последствия, примеры.

Роль комплекса мамонтовой фауны в сообществах плейстоцена северной Евразии. Некомпенсированные вымирания и их последствия.

Гипотеза покровных оледенений и ее основные противоречия.

GAP – парадигма в биогеоценологии.

Антропогенное влияние на среду с ранних этапов эволюции рода Homo до современности.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа (дпп) курса «Биогеоценология: исторические аспекты и современность соответствует требованиям гос впо (год утверждения 2005) и рассчитана на 64 часа. Цель курса «Биогеоценология: исторические аспекты и современность» iconМинистерство образования и науки Российской Федерации Федеральное...
Социально-культурные и исторические аспекты развития региона: история и современность
Программа (дпп) курса «Биогеоценология: исторические аспекты и современность соответствует требованиям гос впо (год утверждения 2005) и рассчитана на 64 часа. Цель курса «Биогеоценология: исторические аспекты и современность» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 08 «Вспомогательные исторические дисциплины»
Дисциплина «Вспомогательные исторические дисциплины» рассчитана на студентов очной формы обучения по специальности «История»
Программа (дпп) курса «Биогеоценология: исторические аспекты и современность соответствует требованиям гос впо (год утверждения 2005) и рассчитана на 64 часа. Цель курса «Биогеоценология: исторические аспекты и современность» iconПрограмма факультативного курса «Вспомогательные исторические дисциплины»...
Курс «Вспомогательные Исторические Дисциплины» реализует межпредметный (история, литература, география, математика) подход к изучению...
Программа (дпп) курса «Биогеоценология: исторические аспекты и современность соответствует требованиям гос впо (год утверждения 2005) и рассчитана на 64 часа. Цель курса «Биогеоценология: исторические аспекты и современность» iconРефератов по дисциплине «Государственность России: история и современность»
«Государственность России: история и современность» для студентов 1 курса, обучающихся по направлению 040700. 62 «Организация работы...
Программа (дпп) курса «Биогеоценология: исторические аспекты и современность соответствует требованиям гос впо (год утверждения 2005) и рассчитана на 64 часа. Цель курса «Биогеоценология: исторические аспекты и современность» iconРефератов по дисциплине «Государственность России: история и современность»
«Государственность России: история и современность» для студентов 1 курса, обучающихся по направлению 100400. 62 «Туризм»
Программа (дпп) курса «Биогеоценология: исторические аспекты и современность соответствует требованиям гос впо (год утверждения 2005) и рассчитана на 64 часа. Цель курса «Биогеоценология: исторические аспекты и современность» iconПамятка для студентов группы тгв-31 по изучению дисциплины «Исторические...

Программа (дпп) курса «Биогеоценология: исторические аспекты и современность соответствует требованиям гос впо (год утверждения 2005) и рассчитана на 64 часа. Цель курса «Биогеоценология: исторические аспекты и современность» iconТехнологическая карта дисциплины
Лекция Исторические аспекты развития обучения и воспитания лиц с нарушением зрения
Программа (дпп) курса «Биогеоценология: исторические аспекты и современность соответствует требованиям гос впо (год утверждения 2005) и рассчитана на 64 часа. Цель курса «Биогеоценология: исторические аспекты и современность» iconТемы самостоятельных и контрольных работ по дисциплине «Государственность...
«Государственность России: история и современность» для студентов 1 курса, обучающихся по направлению 100400. 62 «Туризм»
Программа (дпп) курса «Биогеоценология: исторические аспекты и современность соответствует требованиям гос впо (год утверждения 2005) и рассчитана на 64 часа. Цель курса «Биогеоценология: исторические аспекты и современность» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа конкретизирует содержание блоков предмета, дает примерное распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность...
Программа (дпп) курса «Биогеоценология: исторические аспекты и современность соответствует требованиям гос впо (год утверждения 2005) и рассчитана на 64 часа. Цель курса «Биогеоценология: исторические аспекты и современность» iconБританский английский и американский английский: грамматические отличия
Исторические аспекты происхождения американского варианта английского языка
Программа (дпп) курса «Биогеоценология: исторические аспекты и современность соответствует требованиям гос впо (год утверждения 2005) и рассчитана на 64 часа. Цель курса «Биогеоценология: исторические аспекты и современность» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Исторические аспекты педагогической психологии. Первый этап с середины XVII в и до конца XIX в
Программа (дпп) курса «Биогеоценология: исторические аспекты и современность соответствует требованиям гос впо (год утверждения 2005) и рассчитана на 64 часа. Цель курса «Биогеоценология: исторические аспекты и современность» iconНаучная фантастика в условиях модерна и постмодерна: культурно-исторические аспекты
Работа выполнена на кафедре исторической культурологии факультета философии и культурологии Южного федерального университета
Программа (дпп) курса «Биогеоценология: исторические аспекты и современность соответствует требованиям гос впо (год утверждения 2005) и рассчитана на 64 часа. Цель курса «Биогеоценология: исторические аспекты и современность» iconВ. А. Гульчеев некоторые социальные и исторические аспекты развития...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа (дпп) курса «Биогеоценология: исторические аспекты и современность соответствует требованиям гос впо (год утверждения 2005) и рассчитана на 64 часа. Цель курса «Биогеоценология: исторические аспекты и современность» iconФилософский факультет
Цель данного лекционно-практического курса ознакомить студентов с основными этапами становления мировой литературы в общем культурном...
Программа (дпп) курса «Биогеоценология: исторические аспекты и современность соответствует требованиям гос впо (год утверждения 2005) и рассчитана на 64 часа. Цель курса «Биогеоценология: исторические аспекты и современность» iconПрограмма курса «Политические партии России: история и современность»
Целью курса является изучение современной российской многопартийности с учетом исторического опыта дореволюционной России, прерванного...
Программа (дпп) курса «Биогеоценология: исторические аспекты и современность соответствует требованиям гос впо (год утверждения 2005) и рассчитана на 64 часа. Цель курса «Биогеоценология: исторические аспекты и современность» iconПрограмма дисциплины «Внешняя политика Россия: история и современность»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 4 курса направления 031900....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск