Скачать 219.62 Kb.
|
Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт естественных наук Кафедра биологии животных и растений УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Биогеоценология Курс по выбору ДПП ООП 050102.65 (032400), специалитет 4 курс, семестр 7 Москва 2013 УМК обсужден и утвержден на заседании кафедры биологии животных и растений (протокол №1 от 30.08.13). Составитель Старший преподаватель Киричок Елена Ивановна Заведующий кафедрой Профессор, доктор биологических наук Резанов Александр Геннадьевич Рецензент Доцент, кандидат биологических наук Истомина Ирина Игоревна ЧАСТЬ I. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Пояснительная записка. Программа (ДПП) курса «Биогеоценология: исторические аспекты и современность соответствует требованиям ГОС ВПО (год утверждения – 2005) и рассчитана на 64 часа. Цель курса «Биогеоценология: исторические аспекты и современность»: Дать представление о гипотезах происхождения жизни на Земле, о структуре, функционировании и формировании природных сообществ на разных этапах развития жизни на Земле. Основные задачи курса биогеоценологии: - рассмотреть историю возникновения жизни на Земле как историю зарождения экосистемы; - объединить знания, полученные из курсов зоологии, ботаники, экологии, биогеографии, эволюционной теории; - сформировать комплексный взгляд на строение и динамику экосистем; - изучить строение и динамику современных экосистем и экосистем, существовавших в прошлом; - ознакомить с климатическим и геоморфологическими изменениями, происходившими на планете в прошлом и рассмотреть влияние этих изменений на сообщества; - дать представления об экологических кризисах, их причинах и последствиях; - рассмотреть влияние человека на современные сообщества и оценить его роль в изменении биосферы планеты. Место дисциплины в основной образовательной программе, межпредметные связи. Курс «Биогеоценология: исторические аспекты и современность» обобщает и связывает знания, полученные при прохождении курсов ботаники, зоологии, экологии, биогеографии и эволюционной теории. Курс закладывает теоретические основы грамотного природопользования и охраны окружающей среды. Знания, полученные при прохождении курса ««Биогеоценология: исторические аспекты и современность», необходимы учителю биологии в процессе преподавания школьной дисциплины «Общая Биология» в 10-11 классах. Требования к уровню освоения дисциплины. «Биогеоценология: исторические аспекты и современность» студенты должны знать: - понятие о биогеоценозе, его структуре и динамике; - гипотезы возникновения жизни на Земле; - особенности и причины изменения биоты Земли на разных этапах развития жизни; - понятие об экологических кризисах, их причинах и последствиях; - специфику функционирования современных биогеоценозов; - значение человека в формировании современного облика планеты. Студенты должны иметь навыки: - обобщения знаний, полученных при изучении других биологических дисциплин; - связывания различных типов влияния на биогеоценозы и последствий, вызванных этим влиянием; - определения влияния той или иной деятельности человека на окружающую среду. Распределение тематических разделов по учебным семестрам. 1-й семестр: Темы 1-10 Форма итогового контроля – зачет. Содержание дисциплины. Тема 1. Введение в биогеоценологию. История предмета. Работы А. Гумбольта, К. Мебиуса, С.И. Коржинского, И.К. Пачоского, Г.Ф. Морозова, В.Н. Сукачева, В.В. Алехина, Л.Г. Раменского, А.П. Шенникова и др. Учение о биосфере В.И. Вернадского Понятие об экосистеме и биогеоценозе. Соотношение понятий «экосистема», «биогеоценоз», «биоценоз», «биосфера». Факторы среды. Круговорот веществ. Геохимическая роль организмов. Стабильность биосферы. Тема 2. Структура сообществ. Понятие об устойчивости сообществ. Видовая структура. Полидоминантные, олиго- и монодоминантные сообщества. Пространственная структура: горизонтальная и вертикальная. Ярусность и мозаичность. Экологическая структура сообществ. Викарирующие виды. Динамика экосистем. Сукцессии и флуктуации. Типы сукцессий и их экологическое значение. Роль микросукцессий в поддержании биоразнообразия сообществ. Понятие об устойчивости экосистем. Климакс. Тема 3. Появление жизни на Земле. Теории возникновение Солнечной системы. Возраст Земли. Условия на Земле до появления жизни. Строение земной коры, процессы, происходящие в ядре планеты и земной коре. Гидросфера и атмосфера, их значения для появления жизни. Газовый состав атмосферы, состав гидросферы. Возможные химические и физические процессы, предшествующие появлению жизни. Геохимические циклы. Теория самоорганизующихся систем. Понятие «жизнь». Научные теории возникновения жизни: панспермия и абиогенез. Тема 4. Периодизация жизни на Земле. Криптозой: основные события. Периодизация жизни на Земле. Геохронологическая шкала. Криптозой и Фанерозой (краткая характеристика). Палеонтологическая летопись. Особенности сохранения остатков организмов. Автотрофы и гетеротрофы. Экологическое значение фототрофов. Изменение газового состава атмосферы. Появление аэробных организмов. Озоновый экран. Строматолиты и цианобактериальные маты как сложные прокариотные сообщества. Появление эукариот. Возникновение многоклеточности. Симбиотическая теория возникновения эукариот и многоклеточных организмов. Вендская фауна. Тема 5. Фанерозой. Периодизация фанерозоя. Палеозой. Периодизация фанерозоя: эры, периоды. Теория дрейфа континентов. Движение материков в разные периоды жизни на Земле. Периодизация палеозоя. Кембрий. Ордовик. Силур. Современные многоклеточные. Скелетная революция. Разнообразие беспозвоночных. Комплексы беспозвоночных. Основные группы вымерших и доживших до наших дней животных. Роль фильтраторов в снижении мутности воды. Расширение зоны обитания водорослей и животных. Появление хордовых. Девон. Смешанные ландшафты прибрежной зоны. Освоение суши растениями и животными. Эволюция высших растений. Значение растений, освоивших сушу. Появление и закрепление почвы, снижение эрозии, увеличение интенсивности синтеза органики, стабилизация круговорота углерода, перестройка пищевых цепей. Карбон. Климатическая зональность. Развитие высших растений. Древовидные формы хвощей, плаунов и папоротников. Голосеменные. Особые ландшафты, образованные древесными формами. Освоение суши позвоночными. Появление летающих насекомых. Угленакопление. Вывод углерода из круговорота и снижение содержания углекислоты в атмосфере. Изменения климата, связанные с угленакоплением. Пермь. Климатическая зональность. Ландшафты разных природных зон. Эволюция тетрапод. Пермское вымирание. Тема 6. Мезозой: основные природные комплексы. Смена животного и растительного мира. Периодизация: триас, юра, мел. Развитие фауны тетрапод. Появление предков млекопитающих. Разнообразие рептилий. Появление летающих и плавающих форм. Изменение растительного мира. Беннетитовые, саговниковые и голосеменные. Появление и развитие покрытосеменных. Роль насекомых в эволюции растений. Природные комплексы периодов мезозоя. Динамика таксономического разнообразия наземных тетрапод. Кризисы мезозоя. Кризис средней юры. Симптомы экологических кризисов. Меловой кризис. Вымирание наземных тетрапод. Морские вымирания. Кризисы пресных водоемов. Возможные причины мелового кризиса. Тема 7. Кайнозой. Основные природные комплексы, изменения климата, природных комплексов. Мезозой-кайнозойские кризисы. Периодизация кайнозоя. Палеоген. Расхождение континентов, морские трансгрессии и регрессии. Климатические изменения. Мезозой-кайнозойские кризисы. Вымирание крупных таксонов рептилий, развитие фауны млекопитающих. Бронтотериевая и индрикотеривая фуны. Неоген. Возникновение современных очертаний материков и современных ландшафтов. Формирование горных систем Европы, Азии. Формирование современных природно-климатических зон. Гиппарионовая фауна. Тема 8. Антропоген: Плейстоцен. Кризисы. Некомпенсированные вымирания плейстоцена. Периодизация антропогена: эоплейстоцен, плейстоцен, голоцен. Климатические колебания, смещение климатических поясов. Перестройка флоры и фауны. Расцвет хоботных и их распределение по материкам и ландшафам. Появление предков человека. Эволюция рода Homo. Влияние человека на среду. Мамонтовая фауна, ее значение как средообразующего фактора. Фитоценозы Евразии в плейстоцене. Климатические перестройки плейстоцена. Гипотеза покровных оледенений и ее противоречия. Рифтовая теория. Некомпенсированные вымирание крупных фитофагов и хищников, причины вымираний. Изменение ареалов деревьев. Роль человека и климатических перестроек в вымирании крупных животных и изменении ареалов растений. Тема 9. Современные сообщества и их состояние. Зона широколиственных лесов, тайга, тропические леса. Биоразнообразие и проблемы его сохранения в планетарном масштабе. Виды-эдификаторы лесной зоны Восточной Европы. Ареалы видов и их изменения в голоцене. Популяционные стратегии деревьев. Видовая и пространственная структура лесных сообществ. Популяционная мозаика видов-эдификаторов. GAP-парадигма. Антропогенная трансформация лесов Восточной Европы в позднем голоцене. Структура тропических лесов. Пространственная, видовая структура. Полидоминантность тропических лесов. Продуктивность тропических сообществ. Антропогенное влияние на тропические леса. Вымирание редких видов. Проблемы сохранения биоразнообразия. Тема 10. Формирование почв и их преобразование человеком. Биотические факторы формирования почв лесной зоны. Роль животных и растений в формировании структуры почвы. Ветровально-почвенные комплексы. Антропогенное влияние на почвенный покров. Влияние земледелия, рубок, выпаса, пожаров на структуру почв. Современное состояние почвенного покрова. Список рекомендуемой литературы. Основная:
Дополнительная:
ЧАСТЬ II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПЛАН ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ. Курс 4, семестр 1 (7) Очная форма обучения Лекции - 28 часов Самостоятельная работа – 36 часов Зачет – 1 (7) семестр Тематический план курса «Биогеоценология: исторические аспекты и современность».
Лекции. I семестр Лекция 1. Введение в биогеоценологию. История предмета. Понятие об экосистеме и биогеоценозе. Геохимическая роль организмов в биосфере. Лекция 2. Структура сообществ. Понятие об устойчивости сообществ. Структура сообществ. Динамика экосистем. Сукцессии и флуктуации. Понятие об устойчивости экосистем. Климакс. Лекция 3. Гипотезы возникновения Солнечной системы и планеты Земля. Понятие жизни. Теории возникновение Солнечной системы. Возраст Земли. Строение земной коры, процессы, происходящие в ядре планеты и земной коре. Лекция 4. Предпосылки возникновения жизни на Земле. Гипотезы появления жизни на Земле. Условия на Земле до появления. Теория самоорганизующихся систем. Понятие «жизнь». Теории возникновения жизни. Лекция 5. Периодизация жизни на Земле. Криптозой: основные события. Периодизация жизни на Земле. Геохронологическая шкала. Палеонтологическая летопись. События криптозоя. Лекция 6. Фанерозой. Периодизация. Ранний Палеозой. Периодизация фанерозоя. Теория дрейфа континентов. Периодизация палеозоя. Скелетная революция. Природные комплексы раннего палеозоя. Лекция 7. Средний и поздний палеозой. Освоение суши растениями и животными и последствия. Климатическая зональность, ландшафты, угленакопление. Изменения климата, связанные с угленакоплением. Вымирания. Лекция 8. Мезозой: основные природные комплексы. Смена животного и растительного мира. Кризисы Мезозоя. Признаки экологического кризиса. Периодизация, развитие фауны тетрапод. Изменение растительного мира. Роль насекомых в эволюции растений. Природные комплексы периодов мезозоя. Лекция 9. Мезозой-кайнозойские кризисы: причины и последствия. Кризисы мезозоя. Симптомы экологических кризисов. Меловой кризис и его причины. Лекция 10. Кайнозой: Палеоген, Неоген. Основные природные комплексы, изменения климата, природных комплексов. Периодизация кайнозоя. Характеристика природных комплексов палеогена и неогена. Возникновение современных очертаний материков и современных ландшафтов. Формирование горных систем Европы, Азии. Лекция 11. Антропоген: Плейстоцен. Кризисы. Некомпенсированные вымирания плейстоцена. Периодизация антропогена. Климатические колебания. Эволюция рода Homo и его влияние на среду. Ландшафты Евразии в плейстоцене. Гипотеза покровных оледенений и ее противоречия. Рифтовая теория. Некомпенсированные вымирание и их причины. Лекция 12. Современные сообщества и их состояние. Зона широколиственных лесов, тайга: структура сообществ, основные средообразующие факторы. Виды-эдификаторы лесной зоны Восточной Европы. Ареалы видов и их изменения в голоцене. Антропогенная трансформация лесов Восточной Европы в позднем голоцене. Лекция 13. Тропические леса. Биоразнообразие и проблемы его сохранения в планетарном масштабе. Вымирание редких видов. Структура тропических лесов. Антропогенное влияние на тропические леса. Вымирание редких видов. Проблемы сохранения биоразнообразия. Лекция 14. Формирование почв и их преобразование человеком. Факторы формирования почв лесной зоны. Ветровально-почвенные комплексы. Антропогенное влияние на почвенный покров. Современное состояние почвенного покрова. Самостоятельная работа студентов. Вопросы и задания для самоконтроля студентов Темы «Введение в биогеоценологию» и «Структура сообществ. Понятие об устойчивости сообществ».
Темы «Появление жизни на Земле» и «Периодизация жизни на Земле. Криптозой: основные события».
Темы «Фанерозой. Периодизация фанерозоя. Палеозой.»
Тема «Мезозой: основные природные комплексы. Смена животного и растительного мира. Кризисы Мезозоя.»
Темы «Кайнозой: Палеоген, Неоген. Основные природные комплексы, изменения климата, природных комплексов. Мезозой-кайнозойские кризисы» и «Антропоген: Плейстоцен. Кризисы. Некомпенсированные вымирания плейстоцена»
Темы «Современные сообщества и их состояние. Зона широколиственных лесов, тайга: структура сообществ, основные средообразующие факторы» и «Тропические леса. Биоразнообразие и проблемы его сохранения в планетарном масштабе. Вымирание редких видов».
Тема «Формирование почв и их преобразование человеком»
Примерная тематика рефератов
Словарь ключевых терминов
Примерные вопросы к зачету: Охарактеризуйте условия на Земле, предшествовавшие появлению жизни на ней. Раскройте гипотезы возникновения жизни на Земле. Значение фототрофных организмов в эволюции органического мира на Земле. Цианобактериальный мат как одна из самых сбалансированных экосистем. Причины климатических изменений на планете и их последствия в свете эволюции органического мира Земли. Экологические кризисы в истории Земли: причины, последствия, примеры. Роль комплекса мамонтовой фауны в сообществах плейстоцена северной Евразии. Некомпенсированные вымирания и их последствия. Гипотеза покровных оледенений и ее основные противоречия. GAP – парадигма в биогеоценологии. Антропогенное влияние на среду с ранних этапов эволюции рода Homo до современности. |
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное... Социально-культурные и исторические аспекты развития региона: история и современность | Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 08 «Вспомогательные исторические дисциплины» Дисциплина «Вспомогательные исторические дисциплины» рассчитана на студентов очной формы обучения по специальности «История» | ||
Программа факультативного курса «Вспомогательные исторические дисциплины»... Курс «Вспомогательные Исторические Дисциплины» реализует межпредметный (история, литература, география, математика) подход к изучению... | Рефератов по дисциплине «Государственность России: история и современность» «Государственность России: история и современность» для студентов 1 курса, обучающихся по направлению 040700. 62 «Организация работы... | ||
Рефератов по дисциплине «Государственность России: история и современность» «Государственность России: история и современность» для студентов 1 курса, обучающихся по направлению 100400. 62 «Туризм» | Памятка для студентов группы тгв-31 по изучению дисциплины «Исторические... | ||
Технологическая карта дисциплины Лекция Исторические аспекты развития обучения и воспитания лиц с нарушением зрения | Темы самостоятельных и контрольных работ по дисциплине «Государственность... «Государственность России: история и современность» для студентов 1 курса, обучающихся по направлению 100400. 62 «Туризм» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа конкретизирует содержание блоков предмета, дает примерное распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность... | Британский английский и американский английский: грамматические отличия Исторические аспекты происхождения американского варианта английского языка | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Исторические аспекты педагогической психологии. Первый этап с середины XVII в и до конца XIX в | Научная фантастика в условиях модерна и постмодерна: культурно-исторические аспекты Работа выполнена на кафедре исторической культурологии факультета философии и культурологии Южного федерального университета | ||
В. А. Гульчеев некоторые социальные и исторические аспекты развития... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Философский факультет Цель данного лекционно-практического курса ознакомить студентов с основными этапами становления мировой литературы в общем культурном... | ||
Программа курса «Политические партии России: история и современность» Целью курса является изучение современной российской многопартийности с учетом исторического опыта дореволюционной России, прерванного... | Программа дисциплины «Внешняя политика Россия: история и современность»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 4 курса направления 031900.... |