Скачать 355.32 Kb.
|
На правах рукописи Фетисова Александра Николаевна НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНА И ПОСТМОДЕРНА: КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 24.00.01 – теория и история культуры Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук Ростов-на-Дону - 2008 Работа выполнена на кафедре исторической культурологии факультета философии и культурологии Южного федерального университета
Защита диссертации состоится «18» декабря 2008 г. в 14.00 ч. на заседании диссертационного совета Д 212.208.11 по философским наукам при Южном федеральном университете по адресу: 344038, г. Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина, 13, ЮФУ, ауд. 434. С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ЮФУ (г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148). Автореферат разослан «15» ноября 2008 г. Ученый секретарь диссертационного совета М.В. Заковоротная ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования. Современная эпоха экономических и политических процессов глобализации, построения информационного общества, устойчивого развития, быстрых темпов научно-технического прогресса является очень значимой в историческом развитии человечества. Актуальные проблемы современности – это проблемы, с которыми человечество ещё не сталкивалось, и научная фантастика имеет потенциал в решении этих проблем. Проблема контроля прогресса науки и техники, перспективы развития науки и общества, проблема определения места человека в мире высоких технологий - решению этих проблем может способствовать научная фантастика и её культурный потенциал. Научная фантастика соединяет в себе две культурные сферы современности – научно-техническую и гуманитарную. Она развивалась в соответствии с изменениями в науке, технике и обществе, реагируя своим содержанием на изменения в культуре и оказывая влияние на формирование новой картины мира. Научная фантастика есть элемент цивилизационной динамики в силу того, что в мечте человеческие потребности удовлетворяются раньше и полнее, чем в результате научно-технического развития. Эвристический и футурологический потенциал фантастики – простой и наглядный пример взаимосвязи между применением воображения и эволюцией социума. Мечта о приложении научных достижений к человеку, к преобразованию природы, общества и самого человека составляет сущность настоящей научной фантастики. Показ влияния науки на развитие общества и человека, отражение научного прогресса, овладения природой и познания мира в психике, чувствах, быту человека - главный смысл, значение и цель научно-фантастической литературы. Анализ таких явлений, как предвосхищение научных открытий фантастикой, прогнозирование изменений в обществе и сознании, является на сегодняшний день актуальным. Сегодня идёт поиск путей развития науки, культуры, общества, и научная фантастика может помочь в выборе этих путей. Необходимо также выявить степень влияния научной фантастики на современную научную парадигму, так как фантастика на протяжении истории своего развития взаимодействовала с наукой. Данная проблематика вызывает интерес в связи с осмыслением эпохи постмодерна, а также в связи с поиском нового типа рациональности, складывающегося на данный момент. В настоящее время существует отдельное направление в науке – фантастоведение как часть филологии. За последние несколько десятилетий число защищенных диссертаций, связанных с фантастикой, возросло в несколько раз. Филологические науки в изучении фантастики занимают приоритетное место. Это связано с тем, что литература на протяжении достаточно долгого периода была превалирующей сферой проявления фантастики. Закономерными были именно филологические исследования: рассмотрение жанровых особенностей фантастических произведений; отслеживание путей развития литературной фантастики; изучение творчества конкретных авторов, русских и зарубежных; выявление лингвистических и структурно-семантических особенностей фантастических текстов. Научная фантастика в большинстве случаев является, прежде всего, предметом частных наук, и попытки вывести ее на уровень обобщения встречаются достаточно редко. На протяжении последних 50 лет научная фантастика рассматривалась философскими науками лишь частично. Отдельно выявлялись её понятия, основные черты и функции, проблема же места и роли научной фантастики в культуре модерна и постмодерна не рассматривалась. Проблема влияния научной фантастики на современную науку и технологии и сейчас остаётся без внимания. Это делает тему исследования актуальной и требует своего философского и культурологического анализа. Степень разработанности проблемы. Проблемы изучения научно-фантастической литературы рассматриваются различными исследователями: филологами, социологами, культурологами и, собственно, самими писателями-фантастами. Большинство исследователей ведут свою работу, в основном, с литературоведческой позиции, хотя в последнее десятилетие появились исследования, посвященные изучению как феномена научной фантастики в целом, так и отдельных аспектов влияния научно-фантастической литературы на науку и культуру. Феномен научной фантастики, ее понятие и границы стали изучаться с начала 1950-х гг. Работы Е.Брандиса, В.Дмитриевского, Ю.Кагарлицкого, А.Левина, С.Лема и др.1 посвящены осмыслению феномена научной и научно-технической фантастики, её методов, задач, целей. Но в исследованиях, посвящённых научной фантастике, наблюдается филологическая и научно-популяризаторская направленность. Исследователи обращаются к осмыслению ситуации в научной фантастике, анализируют жанровую специфику и судьбу научно-фантастического творчества. В работах А.Н.Осипова, Т.А.Чернышевой, С.Лема, Е.Харитонова, Н.И. Черной, Вл.Гакова, В.Бугрова, А.Славова, Ц.Тодорова2 и др. излагаются теоретические и обобщающие выводы и перспективы фантастики как литературного жанра. В диссертации Тимошенко Т.В.3, посвященной проблеме осмысления научной фантастики как социокультурного феномена, наиболее полно и разносторонне рассматривается социокультурный потенциал, полифункциональность, а также место и роль научной фантастики в жизнедеятельности человека. К.Г.Фрумкин4 в своей теоретической работе рассматривает научно-фантастические произведения не только как вид литературы, но и как феномен культуры и мышления. Он обосновывает привлекательность фантастических произведений для человека тем, что существование фантастики предопределено человеческими желаниями, а также выявляет стратегии объяснения и оправдания фантастических феноменов, характерных для этих произведений. Отдельным моментом представляется изучение различных аспектов соотношения науки и научной фантастики с точки зрения их исторического развития. Необходимым является рассмотрение взаимного воздействия научного знания и научно-фантастической литературы, их соответствия гуманистическим и гуманитарным целям. На протяжении всей истории развития научное знание проходило этапы, связанные с перестройкой исследовательских стратегий, задаваемых основаниями науки. Эти этапы получили название научных революций. Т. Кун5 рассматривал науку не как постепенно развивающуюся и накапливающую знания по направлению к истине, но как явление, проходящее через периодические революции, называемые в его терминологии «сменами парадигм». Такие отечественные исследователи, как B.C. Степин, П.П. Гайденко, А.П. Огурцов и другие6, осуществили философский анализ природы научной революции, ее структуры, механизмов, целей, движущих сил, философско-мировоззренческих и социально-исторических оснований. Общефилософский, гносеологический и методологический анализ революционных преобразований в науке осуществлялся ими и во взаимосвязи с эволюционными изменениями, предшествовавшими кризисным состояниям науки. Взаимодействию новейших научных достижений и их отражения в художественной научно-фантастической литературе посвящена работа И.Ефремова7, в которой говорится о примате науки над фантазией, иными словами, научная фантастика реализует свой функциональный потенциал только, если автор произведения сам является ученым. Привлечение внимания к еще не использованным или забытым возможностям науки - одна из наиболее серьезных задач научно-фантастической литературы. Современная наука на переднем крае своего поиска поставила в центр исследований уникальные, исторически развивающиеся системы, в которые в качестве особого компонента включен сам человек, и требование экспликации ценностей в этой ситуации не только не противоречит традиционной установке на получение объективно-истинных знаний о мире, но и выступает предпосылкой реализации этой установки. Важным моментом является рассмотрение человека как творчески активного начала, субъекта познания. Проблема "Я - Другой" - это одна из граней сложного процесса самоопределения, самоидентификации и самоактуализации человеческой личности. Ей посвящены работы Бахтина М.М., Бубера М. и других исследователей8. Проблема определения места и роли человека, а также его эволюции в мире высокотехнологичного будущего рассматривалась такими исследователями, как Ф. Фукуяма, В. Виндж, Н. Винер, Э. Дрекслер и другие9. Определение места научной фантастики в культуре XX века не может обойтись без изучения культурного контекста этой эпохи - эпохи модерна и постмодерна. В философской литературе понятие «модерн» закрепилось как совокупное обозначение исторической эпохи нового и новейшего времени - с характерными для нее особенностями социального развития, культуры, искусства, философии. Ее главной чертой считается непрерывная модернизация, стремление к новому, к быстрым изменениям, с утверждением и торжеством научной рациональности индустриального общества - в противовес традиционалистским эпохам с их медленным историческим развитием. С этих позиций культуру модерна исследуют М. Вебер, Ж.-Ф. Лиотар, М. Фуко, Ю. Хабермас и другие10. Постмодерн в культуре начался с критики рационалистических проектов эпохи Просвещения и Нового времени, которые базировались на доверии к законодательному разуму и его возможностям. Основными теоретиками этой проблемы являются философы и культурологи школы французского постструктурализма, такие как Ж.Деррида, Ю.Кристева, М.Фуко, Р.Барт, Ж.Делёз, Ж.-Ф.Лиотар и др. Обобщающие исследования по теме постмодернизма были проведены Ильиным И.П., Рудневым В.П. и др.11. Объектом диссертационного исследования является место и роль научно-фантастической литературы в культуре. Предметом исследования является влияние научной фантастики на науку, общество, цивилизацию и жизнь человека в период смены социокультурных парадигм (от модерна к постмодерну). Цели и задачи диссертационного исследования. Основной целью работы является сравнительный анализ воздействия научной фантастики на человека и общество в культуре модерна и постмодерна. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
Теоретико-методологическая основа исследования. Исследование основывается на культурологическом анализе, социокультурных разработках данной тематики. В работе применяются методы: логический, исторический, компаративистский. Основу исследования составляет анализ аспектов научно-фантастической литературы, имеющих значение для современной культуры, а именно – прогностический, футурологический, мировоззренческий и аксиологический аспекты. Научная новизна диссертационного исследования:
На защиту выносятся следующие основные положения:
Научно-практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы для решения дискуссионных проблем, связанных с анализом технократической и гуманитарной субкультур, в области изучения взаимовлияния науки и научно-фантастической литературы, оценки роли и места научной фантастики в современной культуре. Материалы могут быть использованы в преподавании лекционных курсов современной философии и культурологии, спецкурсов по глобалистике, научной фантастике и футурологии. Основные положения и результаты могут применяться в дальнейших исследованиях этой актуальной проблемы. Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры исторической культурологии факультета философии и культурологии ЮФУ. Отдельные аспекты содержания диссертационной работы обсуждались на Первом российском культурологическом конгрессе, положения диссертации отражены в 4 публикациях и тезисах, общий объем которых составляет 1 п. л. Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, использованной в работе. Основной текст составляет 147 машинописных страниц, число использованных источников – 140. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обосновывается актуальность темы, рассматривается степень ее разработанности, определяются цель и задачи диссертационного исследования, формулируются научная новизна и положения, выносимые на защиту, освещается теоретическая и практическая значимость работы. |
От фантастики к реальности Научная фантастика представляет собой синтез научных, художественных и эстетических ценностей. Научная фантастика помогает расширить... | Программа (дпп) курса «Биогеоценология: исторические аспекты и современность... Умк обсужден и утвержден на заседании кафедры биологии животных и растений (протокол №1 от 30. 08. 13) | ||
Рабочая программа дисциплины «Философия постмодерна» Дипломированный специалист в области философии, прослушавший курс «Философия постмодерна», должен | Оглавление Поэтому уместно говорить не о “философии постмодерна”, а о “ситуации постмодерна” в философии и культуре вообще | ||
Культурно-исторические процессы в степях Южного Урала и Казахстана... Работа выполнена в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Челябинский государственный... | Наука и научная фантастика Рабочая программа учебного курса «Физическая география» для параллели 6-ых классов составлена на основе следующих документов | ||
Программа принята педагогическим советом. Протокол №1 от 30. 08.... В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический,... | Франсуаза Дольто на стороне ребенка ... | ||
Расписание семинара «От классики до модерна: взаимосвязь танцевальных школ» «От классики до модерна: взаимосвязь танцевальных школ» (выделено жёлтым цветом) с 21 по 24 ноября 2013 года | Реферат Фантазия опережает науку Научная фантастика описывает вымышленные технологии и научные открытия, контакты с нечеловеческим разумом, возможное будущее или... | ||
Рабочая программа дисциплины «культурно-исторические центры россии» Профиль подготовки " Технология и организация туроператорских и турагентских услуг" | Бедринцев А. К. Государственное регулирование в условиях перехода... Макроэкономические аспекты взаимодействия национальной и мировой экономики в условиях глобализации | ||
Памятка для студентов группы тгв-31 по изучению дисциплины «Исторические... | Реферат «Предсказание современных технологий писателями-фантастами» Не могли представить или же могли…? Ведь просторы человеческой фантазии весьма обширны и в наше время можно встретить, то, что современному... | ||
Среднегорья В книге рассматриваются научные и методические аспекты тренировки спортсменов в условиях горного климата, направленной на подготовку... | Технологическая карта дисциплины Лекция Исторические аспекты развития обучения и воспитания лиц с нарушением зрения |