Скачать 423.08 Kb.
|
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет» УТВЕРЖДАЮ Директор ИСГТ ___________/Д.В.Чайковский/ «___» ____________2013 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ РОССИИ» НАПРАВЛЕНИЕ 100400 «Туризм» Профиль подготовки " Технология и организация туроператорских и турагентских услуг" КВАЛИФИКАЦИЯ Бакалавр БАЗОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРИЕМА 2013г. КУРС 2 СЕМЕСТР 1 КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ: 4 КОРЕКВИЗИТЫ Информационные технологии в туристской индустрии, СисРаздел INTERNET ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС:
ВИД ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ: ЗАЧЕТ В 3СЕМЕСТРЕ Обеспечивающая кафедра: «Культурологии и социальной коммуникации»ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ: д.ф.н., профессор Н.А. Колодий РУКОВОДИТЕЛЬ ООП: к.ф.н., доцент В.Б. Агранович ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: к.ф.н., доцент Д.Е. Крапчунов 2013г. 1. Цели освоения дисциплины Дисциплина «Культурно-исторические центры России» соответствует целям образовательной программы 100400 «Туризм» (бакалавриат) в части подготовки выпускников, владеющих знаниями о структуре и содержании профессиональной деятельности, понимающих значение развития туризма для экономики Российской Федерации в настоящий момент.
В ходе изучения дисциплины анализируется преемственность современности с историко–культурными процессами, протекавшими на территории России на протяженности многих веков и происходит ориентация студентов на актуализацию полученных знаний в социокультурную практику через включение многообразия культурно–исторических форм и форм социокультурной реальности на территории России в ценностно–смысловой мир студента и его использование в профессиональной самореализации. Задачи изучения дисциплины:
2. Место дисциплины в структуре ООП Согласно ФГОС и ООП 100400 «Туризм» дисциплина «Культурно-исторические центры России» относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического.
Кореквизитом для данного курса является дисциплина: Информационные технологии в туристской индустрии (ПЦ.Б.4.0), СисРаздел INTERNET (МЕЦ.В.2.2).
3. Результаты освоения дисциплины Результаты освоения дисциплины получены путем декомпозиции результатов обучения (Р1, Р2, Р4, Р7, Р9, Р10, Р11), сформулированных в основной образовательной программе 100400 «Туризм» по профилю подготовки «Организация и предоставление туроператорских и турагентских услуг», для достижения которых необходимо, в том числе, изучение дисциплины «Культурно-исторические центры России». Планируемые результаты обучения согласно ООП
Освоение дисциплины «Культурно-исторические центры России» направлено на формирование у студентов результатов обучения, в т. ч. в соответствии с ФГОС, приведенных ниже. Составляющие результатов обучения, которые будут получены при изучении дисциплины
В процессе освоения дисциплины у студентов развиваются следующие компетенции: а) общекультурные (ОК) ОК-1- способность к интеллектуальному, культурному и профессиональному саморазвитию ОК-3 – способность понимать и анализировать мировоззренческие и социально значимые проблемы в профессиональной деятельности ОК-7 – с терпимостью относиться к национальным, расовым, конфессиональным различиям, способностью к межкультурным коммуникациям в туристской индустрии; б) профессиональные (ПК) ПК-1 – владение теоретическими основами проектирования, готовностью к применению основных методов проектирования в туризме; ПК-2 – способностью самостоятельно находить и использовать различные источники информации по проекту туристского продукта; ПК-5 – готовность к разработке туристского продукта на основе современных технологий; ПК-11 – способность к эффективному общению с потребителями туристского продукта; ПК-13 – способность находить, анализировать и обрабатывать информацию в области туристской деятельности. 4. Структура и содержание дисциплины 4.1. Теоретическое содержание курса: Раздел 1. Формирование культурно–исторических центров на территории России. Понятие культурно–исторический центр. Основания формирования культурно–исторических центров. Природные, политические, этнические, религиозные, экономические факторы формирования культурно–исторических центров на территории России. Выявление основных культурно–исторических центров России. Город как исторический и современный культурный центр. Интернет как способ продвижения культурно–исторических центров и центров туристских дестинаций. Информационно–туристские центры России. Религиозные центры, места паломничеств. Места ратной славы – поля сражений, города–герои. Дворянские гнезда – усадебная культура и музейное дело. Раздел 2 Этнокультурные субгруппы России (языковая, антропологическая, религиозная специфика регионов). Этническое и субэтническое на территории современной России. Антропологическое разнообразие. Этнос и проблемы самоидентификации. Малая родина и этнические центры. Языковые семьи, представленные на территории России. Диалектная специфика идентификации в современности. Религиозная классификация. Христианство: православие, старообрядчество. Ислам. Современные формы коммуникации и способствование самоидентификации. Раздел 3. Составляющие традиционной культуры: календарь, одежда, кулинария Понятие «Традиция». Подходы к определению традиционной культуры. Будни и праздники. Традиционный календарь: земледельческий цикл, христианский календарь. Мартовский, сентябрьский и январский год. Церковно–народный месяцеслов. Синтетичность народной культуры. Традиционный костюм. Северный сарафанный комплекс. Южный поневный комплекс. Специфика традиционного костюма Сибири и Западных регионов России. Головные уборы. Верхняя одежда. Обувь. Народная кулинария. Праздничный стол. Постная трапеза. Раздел 4. Современные формы бытования народного художественного творчества. Закон о культуре Российской федерации. Формы сохранения народного творчества. Этника как современный мировой тренд. Организация собирательской и исполнительской деятельности. Фольклорные коллективы сегодня. Типология бытования народного художественного творчества. История фольклорного движения в России. Деятельность исследователей фольклора: Е. Линева, В. Щуров А. Мехнецов. Деятельность Д. Покровского. Российский фольклорный союз. Современные фольклорные центры. Российские фольклорные фестивали и конкурсы народного творчества. Ведущий фольклорные коллективы России. Молодежное фольклорное движение и современные тенденции. Использование социальных сетей как средства продвижения центров традиционной культуры и этнокультурных проектов. Раздел 5. Центры народных промыслов России и региональные особенности декоративно–прикладного искусства. Формы и виды декоративно–прикладного искусства. Традиционные ремесла: роспись, гончарное искусство, кожевенное, бондарное, плотницкое искусство. Резьба по кости и поддереву, украшение домов. Региональная специфика архитектурных форм. Храмовое зодчество. Центры традиционной росписи. Виды традиционной росписи России: северо–двинская роспись, Мезенская роспись; Урало-Сибирская роспись; Пучужская роспись; Борецкая роспись; Пермогорская роспись; Ракульская роспись; Городецкая роспись. Набойка ткани. Традиционная игрушка – нижегородская, тульская и другие центры традиционной игрушки. Русская игровая и обрядовая кукла. Раздел 6. Религиозные центры России (История монастырской колонизации, агиография). Паломничество как вид религиозного туризма. Паломнические центры и их роль в организации религиозных форм туризма. Монастыри России. Особенности монастырского устройства, типология монастырей. История монастырей в России. Роль монастырей как религиозных и культурных центров. Агиография. Древние и современные святые. Новомученники. Общероссийские и местночтимые святые. 4.2. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗДЕЛА ДИСЦИПЛИНЫ
Белгородская засечная линия, Курск, Воронеж, Липецк. История заселения. Этнический состав. Вторичная славянская колонизация. Афанасьевка. Подсереднее. Особенности костюма, хореографии, вокальных традиций. Е.Т. Сопелкин. Деятельность В.М. Щурова. Воронежская академия культуры. Тихон Задонский, Митрофан Воронежский, Иосаф Белгородский. Курская битва. Орел. Калуга.
Заселение Сибири. Регионализация Сибири. Культурно–исторические центры. Тобольск, Томск, Иркутск, Новосибирск. Специфика Дальнего Востока. Современный этнический состав. Этнокультурные группы русских Сибири. Старожилы Сибири, поляки, семейские. Особенности традиционной культуры: костюм, вокальные традиции. Специфика архитектуры сибирских городов. Тобольский кремль, Томский и Кузнецкий острог. Бийск. Иоанн Тобольский, Федор Томский. Абалацкий монастырь. Тобольский информационный туристский центр. Практика Омской области по созданию районный центров традиционной культуры и туризма. Ачаирский монастырь, Большереченский центр «Старина Сибирская». Единственный сельский зоопарк России.
Новгород, Псков. Серебряное кольцо России. Новгород как исторический центр России. Новгород – родина России. Новгородский детинец. Псковский кремль. София Новгородская. Монастыри Великого Новгорода. Археологический центр России. Центр музыкальных древностей В.И. Поветкина. Родина русской демократии. Центр школьного образования и просвещения. Братья Лихуды. Новгород как крупный университетский центр. Храмовое зодчество Северо–Запада. Русь изначальная. Изборск. Псково–Печерский монастырь. Малые народы. Сето, тихвинские карелы. Валдай. Истоки Волги. «Красная изба» – Центр туризма Великого Новгорода. Витославлицы. Ярославово дворище и Рюриково городище. Ольгин мост и довмонтов меч. Международный фестиваль «Садко» и конкурсная программа «Традиция». Центр исторической реконструкции средневековой Руси. Волховская линия обороны. Региональная специфика костюма.
Выходцы земли Новгородской. Архангельск (Мезень, Каргополь, Карпогоры, Берег Белого моря). Поморы – проблема этнической идентификации. Народные промыслы берегов Двины. Центр русского мореходства. Морские промыслы. Северная Фиваида. Соловки и Валаам. Кирилло–Белоозерский монастырь. Ферапонтово. Вологда (Великий Устюг, Кириллов, Сизьма). Вологодское масло и пошехонский сыр. Родина Деда Мороза, Бабы Яги и Кощея. Вологодский кремль. Северная свадьба. Особенности костюма. Диалектная специфика. Архангельские пряники, каргопольские козули, поморские витушки.
Тверь в борьбе за собирание русских городов. Смоленск – город Герой двух отечественных войн. Катынь. Вяземский кремль. Курская Коренная пустынь. Коренная ярмарка. Русско–литовское пограничье. Дорожево. Специфика диалектов. Особенности костюма. Игровые хороводы. Кострома. Кожлянские игрушки. Тимоня. Архаичные формы фольклора. Стреловые хороводы. Парк–музей А.К. Толстого. Курган Бессмертия. Курская дуга. Соловей–разбойник и курские соловьи. Музей –усадьба М.И. Глинки. Путь «из варяг в греки». Волок. Афанасий Никитин.
Казачья культура, вопросы этногенеза и культурного своеобразия. Казачьи войска. Особенности костюма и музыкальной традиции. Казаки Дона. Казаки Кубани. Казаки Терека. Станичная культура. Новая Россия. Краснодар. Черноморские курорты. Локальные этнокультурные группы. Некрасовцы, липоване. История формирования, возвращение в Россию. Ростов – папа. Народы Кавказа традиции культурного взаимодействия. Зимняя олимпийская столица России.
Нижний Новгород, Саратов, Самара. Старообрядческие центры Поволжья. Керженец Волжский путь. Волгобалт. Нижегородская ярмарка. Бурлаки. Саратовские переборы. Ульяновск. Тамбов. Серафимо–Дивеевский монастырь. Волгоград и Астрахань. Арбузы и черная икра. Астраханское сидение. Сталинградская битва. Пенза. Буддисты Европы. Шахматная столица России. Покамье. Среднее и нижнее Поволжье. Национальные республики Поволжья. «Бурановские бабушки». Восточные финны и тюркоязычное население Повольжья. Городецкие промыслы. Нижегородская деревянная игрушка.
Москва. Памятники Москвы. Районы Москвы. Подмосковье. Санкт–Петербург. Пригороды Санкт–Петербурга. Выборгский кинофестиваль «Окно в Европу». Золотое кольцо. Владимир. Суздаль. Ростов Великий. Ярославль. Мышкин. Город музеев. Кострома. Иваново. Троице–Сергиева Лавра. Серпуховской монастырь. Углич. Ипатьевский Монастырь.
Южный и Северный Урал. Пермь, Вятка, Усть–Цыльма. Камень. Уральские казаки. Екатеринбург. Ипатьевский дом. П. Бажов. Челябинск. Строгановы. Пермская художественная галерея. Музей истории политических репрессий «Пермь–36». Архитектурно–этнографический музей «Хохловка». Дымковская игрушка. Московско–сибирский тракт. Железоделательные заводы. 4.3.Структура дисциплины по разделам и формам организации обучения
4.4 Распределение компетенций по разделам дисциплины Распределение по разделам дисциплины планируемых результатов обучения Р1, Р2, Р7, Р10, Р11 по основной образовательной программе 100400 «Туризм», формируемых в рамках данной дисциплины (86 разделов):
5. Образовательные технологии При освоении дисциплины используются следующие сочетания видов учебной работы с методами и формами активизации познавательной деятельности специалистов для достижения запланированных результатов обучения и формирования компетенций. Для достижения планируемых результатов обучения, в дисциплине «Культурно-исторические центры России» используются различные образовательные технологии:
Используется лекционно-семинарский метод, самостоятельное изучение литературы, применение новых информационных технологий для самостоятельного пополнения знаний, включая использование технических и электронных средств информации.
Используется анализ, сравнение методов проведения исследований, выбор метода, в зависимости от объекта исследования в конкретной ситуации и его практическая реализация.
Используются виды проблемного обучения: освещение основных проблем дисциплины на лекциях, учебные дискуссии, коллективная мыслительная деятельность в группах при выполнении проблемно-ориентированных заданий. При этом используются первые три уровня (из четырех) сложности и самостоятельности: проблемное изложение учебного материала преподавателем; создание преподавателем проблемных ситуаций, а обучаемые вместе с ним включаются в их разрешение; преподаватель лишь создает проблемную ситуацию, а разрешают её обучаемые в ходе самостоятельной деятельности.
Для целенаправленного и эффективного формирования запланированных компетенций у обучающихся, выбраны следующие сочетания форм организации учебного процесса и методов активизации образовательной деятельности, представленные в таблице: Таблица 2. Методы и формы организации обучения (ФОО)
Для достижения поставленных целей преподавания дисциплины реализуются следующие средства, способы и организационные мероприятия:
6. Организация и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов 6.1 Текущая и опережающая СРС, направленная на углубление и закрепление знаний, а также развитие практических умений заключается в:
6.1.1. Темы, выносимые на самостоятельную проработку: |
Культурно-исторические процессы в степях Южного Урала и Казахстана... Работа выполнена в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Челябинский государственный... | Основной образовательной программы по направлению подготовки 071400... Дворцы спорта, концертные залы, культурно-досуговые центры различных форм собственности и другие учреждения, осуществляющие культурно-зрелищную... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 08 «Вспомогательные исторические дисциплины» Дисциплина «Вспомогательные исторические дисциплины» рассчитана на студентов очной формы обучения по специальности «История» | Рабочая учебная программа по дисциплине «Культурно-историческая роль... В. Н. Шапалов «Культурно-историческая роль России на евразийском пространстве»: рабочая учебная программа для студентов направления... | ||
Рабочая программа по дисциплине Туристское регионоведение России России, роль различных факторов региональной дифференциации рф; специфике культурно-исторических регионов России. Для реализации... | Программа факультативного курса «Вспомогательные исторические дисциплины»... Курс «Вспомогательные Исторические Дисциплины» реализует межпредметный (история, литература, география, математика) подход к изучению... | ||
Рабочая программа Цели освоения дисциплины Цель дисциплины формирование... России, умения определять место и роль будущей профессиональной деятельности в истории страны и мира, ее значимость; выработка навыков... | Рабочая программа по Мировой художественной культуре 8 класс Предмет «Мировая художественная культура» рассматривает общие закономерности развития искусств и их взаимосвязи в различные культурно... | ||
Методические рекомендации к изучению дисциплины России в их исторической динамике, с их культурно-историческими и идейными корнями | Программа вступительного экзамена направления подготовки аспирантов... Ххi в., умение обобщать исторические факты и делать выводы об особенностях исторического развития России, соотносить общее и частное... | ||
Ix научно-практической конференции «Социально-экономические, институционально-правовые... Начальник управления образования решением педагогического совета администрации г. Благовещенска протоколом №1 | Темы рефератов и рекомендуемая литература идеи эволюционизма в трудах... Данилевский Н. Я. Россия и Европа. Спб., 1995. Гл. Культурноисторические типы и некоторые законы их развития и движения | ||
Научная фантастика в условиях модерна и постмодерна: культурно-исторические аспекты Работа выполнена на кафедре исторической культурологии факультета философии и культурологии Южного федерального университета | Vii научно-практической конференции «Социально-экономические, институционально-правовые... Начальник управления образования решением педагогического совета администрации г. Благовещенска протоколом №1 | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «вспомогательные исторические дисциплины» Хисамутдинова Р. Р., д и н., проф., заведующий кафедрой истории и методики преподавания истории и обществознания огпу | Программа дисциплины Специальные исторические дисциплины Рабочая программа по бурятской литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования,... |