Скачать 0.5 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского философский факультет (Наименование института, факультета) УТВЕРЖДАЮ ___________________________ "__" __________________20__ г. Рабочая программа дисциплины (модуля) История литературы (Наименование дисциплины (модуля) Направление подготовки 033000 Культурология Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Очная форма обучения Саратов, 2013 год
Цель данного лекционно-практического курса - ознакомить студентов с основными этапами становления мировой литературы в общем культурном комплексе и в связи с особенностями национального, общественного и эстетического сознания разных стран в определенные исторические эпохи. Задачи курса: – сформировать представление о сущности искусства как создании эстетических ценностей, об эстетическом как философской категории; дифференцировать понятия эстетического и художественного; – сформировать представление о литературном творчестве как форме познавательной деятельности; – рассмотреть художественную тематику как целое и основные понятия и термины теоретической и исторической поэтики; – сформировать у студентов устойчивое представление о развитии мировой литературы как о целостном поступательном процессе; – выявить основные законы эволюции мировой литературы в связи с социально-экономическими и культурными этапами истории мирового сообщества; – применяя сравнительно-типологический метод, синхронный и диахронический подходы в рассмотрении материала, определить общие черты и национальные особенности в литературе разных стран и народов; – в процессе изучения конкретных классических достижений мировой литературы представить их как результат культурной деятельности определенного социума и проследить обратное их воздействие на общественное мировоззрение и действительность; – особое внимание уделить эстетическим параметрам развития литературы: своеобразию творческих методов и жанров, их эволюции и взаимодействию; – особое внимание уделить анализу русского литературного процесса XIX – XX веков, воспитать у студентов чувство национальной гордости и сформировать у них понимание русского менталитета. Основными методами, оптимальными для изучения сложного и многообразного материала дисциплины, являются конкретно-историческое рассмотрение явлений литературы, а также сравнительно-типологический их анализ, необходимый для выявления поступательной процессуальности как главного закона развития мировой культуры в целом. Результатом такого изучения должна стать подготовка эрудированных, умеющих неординарно и масштабно мыслить специалистов. Особое внимание на лекционных и практических занятиях уделяется формированию у студентов теоретических понятий об эстетическом идеале в его исторической и национальной обусловленности, о творческом методе как художественном воплощении совокупности черт мировоззрения, о творческой индивидуальности писателя или художника, о традициях и новаторстве, о жанрах и жанровой системе, о внутренней структуре художественного произведения, подчиненной принципу единства содержания и формы. Курс предусматривает более подробное знакомство студентов с историей отечественной литературы, вследствие возрастания в современном общественном сознании интереса к национальной самобытности русской культуры. 2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры Курс «История литературы» входит в профессиональный цикл (дисциплины по выбору) подготовки бакалавров, обучающихся по направлению «Культурология». Он предусматривает формирование целостного представления об этапах становления зарубежной и отечественной литературы, особенностях развития художественных направлений, стилей и литературных жанров, о специфике эстетической рефлексии и формально-содержательных особенностях художественного мира крупнейших представителей литературных течений различных исторических эпох. Курс находится в тесной связи с дисциплинами «История культуры», «Философия культуры», «Теория и история литературы», «История эстетических учений», «Теория и история искусства», «История художественной критики», «История театрального искусства», «История кино» и др. В программе курса реализуются междисциплинарные связи с различными науками: философией, эстетикой, искусствознанием, историей, социологией и др.
ОК-1, ОК-2, ПК-2 4. Структура и содержание дисциплины (модуля) Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц 216 часа.
Пожалуйста, подождите СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Тема 1. Введение. Основные литературоведческие понятия: деление литературы на роды и виды. Эпос. Драма. Лирика. Жанровая система. Понятие образа и мотива, мотивно-образной системы литературного произведения. Понятие стиля и художественного направления. Понятие творческого метода. Понятие эстетического идеала. Понятие автора и форм его присутствия в произведении, типы авторской эмоциональности. Специфика литературоведческой методологии. Общая характеристика русского литературного процесса, его основные этапы: древнерусская литература X – XVII вв.; литература XVIII в. (русский классицизм, сентиментализм в творчестве Н.М. Карамзина); литература XIX в. (романтизм, становление критического реализма, приобретение русской литературой во второй половине XIX в. мирового значения); литература XX в. («серебряный век» русской поэзии, многообразие литературных направлений; реализм XX в. и его особенности; постмодернизм). Тема 2. Древнерусская литература. Древнейшая устная поэзия на Руси; древнехристианская книжность на Руси (библейские книги, апокрифы, житийная литература). Расцвет культуры и литературы Киевской Руси, основные жанры и произведения литературы: жития, слово, проповеди, летописание; «Слово о полку Игореве» (открытие и изучение памятника, историческая основа, гипотезы об авторе «Слова о полку Игореве», поэтика «Слова о полку Игореве»). Литература периода объединения Северо-Восточной Руси и образования русского централизованного государства (конец XIV до нач. XVI в.). Летописная повесть о Мамаевом побоище и интерпретация этого исторического события в эпической поэме – «Задонщине». «Хождение за три моря» Афанасия Никитина, его идейно-художественные особенности как памятника светской литературы, патриотизм автора. «Повесть о Петре и Февронии», жанровые элементы фольклорной сказки, литературной новеллы, жития в «Повести...», поэтизация и прославление любви как главный ее содержательный мотив. Литература периода укрепления русского централизованного государства (XVI – XVII вв.). Публицистическая литература: сочинения А. Курбского и Ивана Грозного, их политическое содержание и особенности стиля. Бытовые и сатирические повести, их сюжеты и образность («Повесть о Горе Злочастии», «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Шемякином суде»). Старообрядческая литература («Житие» протопопа Аввакума). Силлабическое стихотворство Симеона Полоцкого. Тема 3. Русская литература XVIII века. Петровские реформы и новый этап развития русской культуры. Поэтики первой половины века. Творчество Феофана Прокоповича, его специфические особенности. Классицизм. Творчество А. Кантемира. Специфика сатиры как особой художественной структуры. Творчество В.К. Тредиаковского. Своеобразие жанрового репертуара и эволюции. Одическая поэзия и оды М.В. Ломоносова. Реформа русского стихосложения Тредиаковского-Ломоносова. Стихотворное творчество А.П. Сумарокова. Специфика жанрового репертуара и художественное своеобразие произведений. Драматургия. Прозаические жанры в русской литературе 1760-х годов. Басенное творчество русских писателей второй половины XVIII века. Комедии Д.И. Фонвизина. Особенности проблематики: художественное своеобразие. Оды Г.Р. Державина как новый этап развития русской литературы. Сентиментализм. А.Н.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» как политическое и литературное произведение. Лирическая поэзия Н.М. Карамзина. Проза Н.М. Карамзина. «История Государства Российского» Н.М. Карамзина как историческое и литературное произведение. Тема 4. Русская литература XIX в. Периодизация и основные тенденции русского литературного процесса XIX в.; смена, эволюция и взаимодействие творческих методов и жанров; диалектика традиций и новаторства; романтизм и критический реализм в русской литературе XIX в.; понятие творческой индивидуальности писателя. Творчество А.С. Пушкина, его значение для становления русской поэзии и русского литературного языка. Основные мотивы лирики А.С. Пушкина. «Евгений Онегин» – первый реалистический роман в русской литературе. Особенности жанра, система образов, автор и герой в «Евгении Онегине». Поэма «Медный всадник», проблема человека и государства. «Борис Годунов» и «Капитанская дочка», особенности исторического повествования у Пушкина. «Маленькие трагедии», вечные общечеловеческие нравственные проблемы. Художественная критика о Пушкине. Поэты пушкинской поры: творчество В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, К.Н. Батюшкова, Е.А. Баратынского. Творчество М.Ю. Лермонтова. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова. Философский характер лирики. Роман «Герой нашего времени», образ «лишнего человека», особенности психологического анализа. Творчество Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души», авторский замысел и своеобразие жанровой формы (эпический размах и лирические отступления), особенности гоголевской сатиры. «Натуральная школа» 1840-х годов – отправная точка развития русского реализма второй половины XIX в. Эстетическая программа «натуральной школы», ведущее значение прозы. Творчество А.И. Герцена. Образ человека и времени в «Былом и думах», особенности мемуарного жанра. Творчество И.А. Гончарова. «Лишний человек» в романе «Обломов», противопоставление Обломова и Штольца (духовности и практицизма) в свете вопроса о путях развития России. Творчество И.С. Тургенева. Культурно-исторические типы русского общества в романах «Рудин», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети». Творчество Н.С. Лескова. Изображение русского национальною характера в повестях «Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда». Творчество Н.А. Некрасова. Поэтическое новаторство, тема народа и Родины, поэта и поэзии, особенности реалистического образа лирического героя. Анализ лирики, поэмы «Кому на Руси жить хорошо». А.Н. Островский – создатель русского национального театра; тематическое и жанровое многообразие его творчества. Литературная деятельность Н.Г. Чернышевского. Роман «Что делать?». Чернышевский и Саратов. Творчество Ф.М. Достоевского. Новый принцип художественного мышления (полифония) в его романах; М.М. Бахтин о принципах построения полифонического романа. Социально-философский роман «Преступление и наказание», нравственная проблематика. Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина. Идейно-художественное своеобразие его сатиры (эзопов язык, фантастический гротеск) на примере «Сказок». Творчество Л.Н. Толстого. «Диалектика души» и «чистота нравственного чувства» как характерные черты индивидуального творческого метода писателя. Роман-эпопея «Война и мир», философия истории. Творчество А.П. Чехова. Критика пошлости и мещанства в рассказах «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», идейно-художественное новаторство чеховской драматургии на примере пьесы «Вишневый сад». Мировое значение русской литературы XIX в. |
Закончил философский факультет Киевского национального университета... | Закончил философский факультет Киевского национального университета... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Факультет русской филологии и журналистики. Факультет истории и юриспруденции. Факультет татарской и сопоставительной филологии.... | Климова Светлана Мушаиловна Контактная информация: e-mail: Тел.:... Ростовский государственный университет, философский факультет, философ, преподаватель философии | ||
Колин уилсон философский камень Александр Пятигорский. Мышление и наблюдение. Четыре лекции по обсервационной философии. Рижский Философский Симпозиум. Liepnieks... | «Российский государственный гуманитарный университет» (рггу) Философский факультет утверждена Целью данного курса является повышение общенаучной культуры исследования, формирование адекватных представлений об истории науки... | ||
Философский факультет Цель курса ознакомление студентов со спецификой художественного музея, одного из наиболее распространенных типов профильных музеев,... | Российский государственный гуманитарный университет философский факультет... Каждая программа снабжена необходимым пояснением, в котором раскрываются цели, задачи и особенности курса, даны литература и контрольные... | ||
Исследовательская работа «Психологический портрет собственной личности» Наименование тем для самостоятельной работы по предмету «Психология и педагогика». Лечебный факультет, педиатрический факультет,... | Философский факультет Курс находится в тесной связи с курсами «История культуры», «Теория и история искусства», «История изобразительного искусства», «Охрана... | ||
Министерство образования Российской Федерации Санкт-Петербургский... Задачи курса: Изучение основных этапов становления идеалистического типа мышления; развитие навыков самостоятельного мышления; формирование... | Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Обучение иностранному языку студентов гуманитарных специальностей рассматривается как составная часть вузовской программы гуманитаризации... | ||
Организация ученического самоуправления Факультетское образование: филологический факультет с изучением 2-х иностранных языков, физико-математический факультет с элементами... | Социально-философский анализ динамики и дифференциации ценностных... Социально-философский анализ динамики и дифференциации ценностных ориентаций студентов средних специальных учебных заведений | ||
Рефератов по дисциплине «Литература» ... | Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика Мировоззренческий, биографический, моральный и философский контекст творчества Канта |