Фгбоу впо «мггу» методические рекоменлации в. 2 Физиология





НазваниеФгбоу впо «мггу» методические рекоменлации в. 2 Физиология
страница1/6
Дата публикации30.12.2014
Размер0.83 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
  1   2   3   4   5   6
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНЛАЦИИ

Б3.В.2 Физиология

Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению
подготовки бакалавриата

050100.62 Педагогическое образование

профиль Физическая культура, дополнительное образование

(физкультурно-оздоровительная, спортивная и туристско-рекреационная деятельность)


1. Цель и задачи курса:
Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Физиология» является изучение функционирования органов и систем организма человека.

Задачи дисциплины:

Задачами курса является формирование у студентов представления о физиологических процессах и механизмах жизнедеятельности организма человека; выработка навыков комплексной оценки функций различных органов человека; дать четкое понятие о роли каждого органа и систем организма в жизнедеятельности человека.

Программой предусмотрены лекции, практические и лабораторные занятия, самостоятельная работа студентов. На лекциях студенты знакомятся с основными положениями теории, на практических занятиях отрабатываются знания теоретических вопросов. Отдельные вопросы выносятся на самостоятельную работу. Изучение курса завешается экзаменом.

Изучение курса предполагает изучение студентами знание курсов биологии и анатомии. Знание курса физиологии является основополагающим для изучения дисциплины физиология физического воспитания и спорта.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

1) Знать:

  • функциональные и морфологические основы жизнеспособности организма;

  • физиологию гормональной регуляции функций организма;

  • физиологию нервной регуляции вегетативных функций;

  • роль сенсорных систем в управлении движениями;

  • физиологические реакции и свойства целостного организма;

  • физиологию центральной нервной системы;

  • основы высшей нервной деятельности;

  • физиологию тренированности.



2) Уметь:

  • определять функциональное состояние дыхательного аппарата;

  • оценивать реакцию сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку;

  • определять функциональное состояние нервной системы и анализаторов;

  • давать рекомендации по сбалансированности питания;

  • диагностировать состояние утомления и перенапряжения при занятиях физическими упражнениями.



3) Владеть:

- информационно-коммуникативными технологиями;

- здоровьесберегающими технологиями.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы:



п/п

Шифр и наименование направления с указанием профиля (названием магистерской программы), формы обучения

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоемкость в

часах/ЗЕТ

Всего аудит.

Часов в интеракт.

форме. (из ауд.)

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Часы на СРС

. (для дисц-н с экзаменом, включая часы на экзамен)*


1

050100.62 Педагогическое образование профиль Физическая культура, дополнительное образование

1,2

2,3

144/4

72

16

28

12

32

72

Э


4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий в часах. Примерное распределение учебного времени:


№ п/п

Наименование
раздела, темы

Количество часов

Всего ауд.ч./в интеракт.ф.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Часов на СРС



Физиология как предмет и характеризующие его понятия. Роль физиологии для практики физического воспитания.

2/-

2




-

2



Организм человека и его основные физиологические функции. Общие закономерности роста и развития детей и подростков.

6/2

2

4

-

8



Физиология центральной нервной системы.

4/2

2




2

6



Высшая нервная деятельность.

6/2

2

2

2

4



Функциональная система П.К. Анохина

4

2




2

4



Сенсорные системы.

6/2

4




2

4



Физиология мышечной деятельности.

4/2

2




4

4



Физиология кровообращения.

4

2




2

4



Физиология системы крови.

4




2

2

4



Физиология пищеварения. Обмен веществ и энергии.

4

2




2

4



Тепловой обмен.

4/2

2




2

4



Выделение, водно-солевой обмен. Кислотно-щелочное состояние.

4




2

2

4



Физиология гормональной регуляции функций организма.

6/2

2




4

6



Возрастные основы двигательной деятельности.

6/2




2

2

6



Функции костной системы.

4

2




2

4



Репродуктивная функция и половое поведение человека.

4

2




2

4




всего

72/16

28

12

32

72


4.2. Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Физиология как предмет и характеризующие его понятия. Роль физиологии для практики физического воспитания

Физиология – наука о функциях и механизмах жизнедеятельности целостного организма, его систем и органов. Связь физиологии с другими науками. Методы возрастной физиологии. Метод наблюдения. Лабораторный и естественный эксперимент.

Метод функциональных нагрузок. Метод поперечных срезов. Задачи курса общей и возрастной физиологии. Основоположники научных направлений в области физиологии (А. Ходжкин, Э. Хаксли, Л. Гальвани, А. Борелли, Э. Дю Буа-Реймон, Л.Ф. Гельмгольц, Н. Введенский, В. Чаговец, А. Ухтомский, И. Прохаска, Ф. Мажанди, И.М. Сеченов, Ч. Шеррингтон, И.С. Бериташвили, П.К. Анохин, П. Брока, К. Гольджи, Г. Мэгун, Лоренте де Но, М.Н. Ливанов, Э. Вебер, Л. Орбели, К. Бернар, Г. Селье, В.П. Парин, Н.И. Бернштейн, И.П. Павлов, В.М. Бехтерев). Роль физиологии для практики физического воспитания.

Раздел 2. Организм человека и его основные физиологические функции. Общие закономерности роста и развития детей и подростков

Общая схема строения организма человека. Уровни организации (клеточный, тканевой, органный, системный). Физиологические системы организма. Физиологические реакции и свойства целостного организма. Обмен веществ, раздражимость, возбудимость. Физиологические процессы, функции, механизмы. Рефлекторные реакции. Гомеостаз. Состояние устойчивой неравновесности (Э. Бауэр). Системные принципы регуляции физиологических функций. Целостность, структурность, иерархичность, взаимосвязь системы и среды (Л. Берталанфи, П.К. Анохин). Регуляция функций в организме, ритмичность физиологических функций (Ф. Халберг).

Рост и развитие детского организма. Количественные и качественные изменения в детском организме. Онтогенез. Пренатальный и постнатальный периоды развития. Физическое и психическое развитие ребенка. Гетерохронность и гармоничность развития. Критические периоды в постнатальном развитии детей и подростков. Принцип системогенеза и опережающего развития органов и функциональных систем у детей и подростков. Реактивность и резистентность организма детей и подростков. Адаптация (У. Кэннон) возрастных периодов.

Структура и функции клетки. Клеточная мембрана, ее основные функции. Цитоплазма. Клеточные органеллы и их основные функции. Образование энергии в клетке. Энергообеспечивающая система «гликоген – молочная кислота». Генетический контроль клетки. Синтез белка. Раздражимость и возбудимость живых систем. Классификация раздражителей (по биологической значимости, по качественному и количественному признаку). Законы раздражения. Закон длительности и закон силы раздражения. Функциональная подвижность. Электрические явления в возбудимых тканях. Мембранный потенциал покоя и действия.
Раздел 3. Физиология центральной нервной системы

Общая схема строения нервной системы. Нейрон и нейроглия. Функции нейрона и нейроглии. Информационная функция нервной системы. Импульсное, пространственно-временное кодирование. Познавательная, семантическая, прагматическая информация.

Физиологические свойства нервной ткани (возбудимость, проводимость, лабильность). Нервные волокна. Классификация морфологическая и функциональная. Синапс. Строение и функции. Классификация. Свойства нервных центров. Суммация возбуждения. Последствие. Пре- и постсинаптическое торможение. Учение о доминанте А.А. Ухтомского. Свойства облегчения проведения нервного импульса. Трансформация ритма. Парабиоз Н.Е. Введенского. Рефлекс и рефлекторная дуга. Торможение в центральной нервной системе. Координация нервных процессов у детей и подростков. Современные методы исследования нервной системы.

Физиология спинного мозга. Морфо-функциональная организация. Закон Белла-Мажанди. Принцип общего конечного пути. Функции нейронов спинного мозга. Проводящие пути спинного мозга. Рефлексы спинного мозга (миотатические рефлексы, рефлексы с рецепторов кожи, вегетативные рефлексы, висцеромоторные). Спинальный шок.

Физиология головного мозга. Функции продолговатого мозга. Организация рефлексов поддержания позы. Сосудодвигательный центр. Дыхательный центр. Функции моста и среднего мозга. Ретикулярная формация моста. Функции красного ядра. Черная субстанция, ядро глазодвигательного блокового нерва. Четверохолмие, функции. Физиология промежуточного мозга. Функции таламуса, гипоталамуса и гипофиза. Функции ретикулярной формации мозга. Функции мозжечка (регуляция произвольных и непроизвольных движений, вегетативных и поведенческих функций). Лимбическая система. Поясная извилина, перегородка, гипоталамус, миндалина, таламус, гиппокамп. Базальные ганглии. Функции неостриатума, бледного шара, ограды, миндалины. Физиология коры больших полушарий. Морфофункциональные особенности. Биоэлектрическая активность коры. Моторные зоны коры. Сенсорная функция коры. Асимметрия полушарий большого мозга. Нейронная организация локомоции. Спинальный уровень. Мотонейронный пул. Стволовые центры регуляции движений. Центральная регуляция движений. Мышечный тонус, рефлексы положения, статические и выпрямительные рефлексы. Рефлексы вращения, люфтные рефлексы. Нервная регуляция вегетативных функций. Регуляция произвольных движений. Роль афферентного синтеза и акцептора действий в формировании навыка (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн).
Раздел 4. Высшая нервная деятельность

Предмет физиологии высшей нервной деятельности. Возникновение физиологии высшей нервной деятельности (С.П. Боткин, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Э.Э Асратян, Н.А. Бернштейн, П.К. Анохин). Классификация рефлексов. Классификация условных и безусловных рефлексов. Физиологические механизмы образования условных рефлексов. Условные рефлексы высших порядков. Безусловное и условное торможение условных рефлексов.

Значение знаний особенностей процессов торможения у детей и подростков. Оптимизация учебно-воспитательной работы. Аналитико-синтетическая деятельность головного мозга и динамический стереотип. Генерализация условного рефлекса. Иррадиация, концентрация и индукция нервных процессов. Сигнальные системы. Развитие сигнальных систем в онтогенезе. Физиологические основы речи и мышления. Бодрствование и сон. Нейрофизиология эмоций, памяти, сна.

Типы высшей нервной деятельности. Классификация и физиологическая характеристика типов ВНД. Соотношение типов ВНД человека с особенностями темперамента и характера. Формирование типов ВНД в процессе онтогенеза и их учет в педагогике. Физиологические механизмы внимания. Три функциональных блока управления высшей нервной и психической деятельностью человека (А.Р. Лурия).

Теория функциональных систем П.К. Анохина. Характеристика основных возрастных этапов развития ВНД. Патологические изменения ВНД у детей и подростков. Неврозы, психастения, истерия.
Раздел 5. Функциональная система П.К. Анохина

Общие принципы и механизмы адаптации. Психофизиология стресса. Общий адаптационный синдром (Г. Селье). Виды стресса. Физиологический стресс. Стадии стресса. Стресс и индивидуальные различия. Психосоматические заболевания. Теория функциональных систем П.К. Анохина. Типы и уровни сложности функциональной системы. Афферентный синтез. Мотивация. Обстановочная афферентация. Обратная афферентация. Акцептор результата действия.
Раздел 6. Сенсорные системы

Сенсорная система. Основные функции сенсорных систем. Рецепторы. Рецепторный потенциал. Кодирование нервного сигнала. Перекодирование и декодирование сигнала. Спонтанная активность. «Молчащие» нейроны.

Общие принципы организации сенсорных систем. Сенсорные пороги. Закон Вебера-Фехнера. Соматосенсорная рецепция. Диски Меркеля, тельца Мейснера и Гольджи-Маццони. Тельца Паччини. Колбы Краузе, тельца Руффини. Теория специфичности рецепторов И. Мюллера. Проприоцепция. Мышечные веретена. Рецепторы Гольджи. Интероцепция. Ноницепция.

Классификация видов боли и их локализация. Сенсорная система слуха. Психофизические характеристики звука. Структурные основы звуковой рецепции. Механизмы рецепции и анализа звука. Фонемный анализ сигналов речи. Вестибулярная сенсорная система. Строение и функции. Вестибулярные рефлексы и вестибулярная устойчивость. Значение вестибулярной системы в регуляции движений. Слуховая и зрительная сенсорная коррекция движений. Сенсорная система зрения. Структурные основы зрительной рецепции. Анализ световых ощущений. Острота зрения. Бинокулярное зрение. Периферическое зрение. Восприятие пространства. Теория цветового зрения (Юнг, Гельмгольц). Физиология обоняния. Периферический отдел системы обоняния. Центральный отдел системы обоняния. Вкусовая рецепция. Терморецепторы, механорецепторы. Первичные вкусовые ощущения (сладкое, кислое, соленое, горькое). Классификация вкусовых сосочков. Роль сенсорных систем в управлении движениями. Морфофункциональные особенности сенсорных систем у детей и подростков.
Раздел 7. Физиология мышечной деятельности

Значение опорно-двигательного аппарата. Роль движений в физическом и психическом развитии детей и подростков. Строение и функции костной системы. Возрастные этапы развития движений у детей и подростков. Координация движений. Развитие пространственной ориентировки.

Роль физических упражнений в развитии двигательных функций. Возрастные предпосылки обучения движениям. Сократимость как основное свойство мышцы. Строение нервно-мышечного аппарата и двигательных единиц. Возбудимость, диэлектрические явления в мышцах, лабильность мышц. Изотоническое и изометрическое сокращение мышц. Рефлекторная природа мышечных сокращений. Сила мышц. Динамическая и статическая работа мышц. Физическая работоспособность Развитие мышечной системы в онтогенезе. Двигательные качества мышц: быстрота, сила, ловкость, выносливость.
Раздел 8. Физиология кровообращения

Сократительная функция сердца. Фазы сердечной деятельности. Автоматия сократительной функции. Проводящая система сердца. Возбудимость и рефрактерность сердечной мышцы. «Закон сердца» Франка-Старлинга. Закон «все или ничего». Биоэлектрическая активность сердца. Гемодинамика. Скорость и объем кровотока. Артериальное давление. Венозное давление. Минутный и ударный объем крови. Частота сердечных сокращений. Движение крови по венам.

Функциональная классификация системы кровообращения. Генератор давления и расхода крови, сосуды высокого давления, стабилизаторы давления, распределители капиллярного кровотока, обменные сосуды, сосуды возврата крови. Общее периферическое сопротивление сосудов. Иннервация сердца. Гормональная функция сердца. Функционирование органных сосудов. Центральная регуляция кровообращения. Нейрогуморальная регуляция деятельности сердца. Возрастные особенности адаптации сердечно-сосудистой системы. Функциональные резервы адаптации сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам. Структурные основы адаптации сердца. Морфофункциональные особенности сердечно-сосудистой системы у детей и подростков. Лимфообращение. Сердечно-сосудистые заболевания и их причины.
Раздел 9. Физиология системы крови

Внутренняя среда организма. Кровь как внутренняя среда организма. Плазма крови. Буферные системы крови. Роль эритроцитов в переносе газов. Функции лейкоцитов и тромбоцитов. Свертывание и переливание крови. Онкотическое давление и коллоидная стабильность белков. Интерстициальное пространство и микросреда клеток. Лимфа как внутренняя среда. Гистогематические барьеры. Внутренняя среда и механизмы защиты клеточного гомеостазиса. Гуморальный и клеточный иммунитет. Иммунная система. Иммунокомпетентные органы и клетки. Адаптивные изменения в системе крови при физических нагрузках. Морфофизиологические особенности крови в процессе онтогенеза. Кислотно-щелочное состояние. Основные показатели.
Раздел 10. Физиология пищеварения. Обмен веществ и энергии

Основные функции пищеварительного тракта. Основные типы пищеварения. Собственный тип пищеварения. Внутриклеточное пищеварение, внеклеточное и мембранное пищеварение. Пищеварение в полости рта. Ферменты слюны. Амилаза, мальтоза. Регуляция слюноотделения.

Пищеварение в желудке. Состав и свойства желудочного сока. Ферменты желудочного сока. Запальный «аппетитный» сок (И.П. Павлов). Регуляция моторной деятельности желудка. Пищеварение в кишечнике. Секреторная деятельность поджелудочной железы. Состав и свойства поджелудочного сока. Роль печени в пищеварении. Регуляция секреции и выделение желчи. Секреция желез тонкой кишки. Ферменты кишечного сока (пептидазы). Регуляция секреции кишечного сока. Моторика, ритмическая сегментация, перистальтическое сокращение, тонические сокращения. Миогенные механизмы регуляции. Нервная регуляция. Основные моторные рефлексы кишечника (пищеводно-кишечный, желудочно-кишечный, кишечно-кишечный моторный рефлекс). Фазы кишечного пищеварения. Пищеварение в толстой кишке. Секреторная функция толстой кишки. Значение микрофлоры в жизнедеятельности макроорганизма. Регуляция моторной функции толстой кишки. Всасывательная функция желудочно-кишечного тракта. Моторные и защитные функции пищеварительного тракта. Анатомо-физиологические особенности системы пищеварения у детей.

Обмен веществ и энергии. Анаболизм. Катаболизм. Обмен белков, жиров и углеводов. Клеточные липиды. Липиды плазмы крови. Витамины. Жиро- и водорастворимые витамины. Обмен воды и минеральных веществ в обеспечении энергетических потребностей организма. Обмен веществ и энергии при различных уровнях функциональной активности организма. Энергетические затраты организма в условиях физической нагрузки. Специфически динамическое действие пищи.

Регуляция обмена веществ и энергии. Модуляторы обмена веществ. Гипергликемия, гипогликемия, гипогликемическая кома. Гликоген. Питание. Средние величины потребления энергии в зависимости от интенсивности труда. Режим питания. Регуляция обмена веществ. Гуморальные и нервные факторы. Гипоталамус – гипофиз – щитовидная железа. Глюкокортикоиды (кортизон, гидрокортизон), инсулин.
Раздел 11. Тепловой обмен

Гомойотермные (теплокровные) и пойкилотермные (холоднокровные) живые организмы. Первичная и вторичная теплота. Сократительный и несократительный термогенез. Теплоотдача. Излучение, теплопроведение, конвекция, испарение. Температура тела человека, ее регуляция. Температура «ядра тела». Регуляция температуры тела. Центральные механизмы регуляции теплообмена (гипоталамус, ретикулярная формация). Гипотермия и гипертермия. Лихорадка. Особенности теплового обмена в процессе онтогенеза.
Раздел 12. Выделение, водно-солевой обмен. Кислотно-щелочное состояние

Выделительная система организма (почки, желудочно-кишечный тракт, легкие, кожа, слизистые оболочки, слюнные железы). Водный баланс. Эндогенная вода, «вода окисления». Внутриклеточная вода, внеклеточная вода и вода полостей тела. Дегидратация. Водно-электролитный обмен.

Функции почек. Механизмы мочеобразования. Нефрон. Механизм выделения мочи и мочеиспускания. Метаболическая функция почек. Роль почек в регуляции артериального давления. Кислотно-щелочное состояние. Кислоты и основания внутренней среды. Буферные системы. Водородный показатель (РН). Бикарбонатная буферная система. Тканевые гомеостатические обменные процессы. Легкие и кислотно-щелочное состояние. Почки и кислотно-щелочное состояние. Алкалоз, ацидоз. Компенсированные и некомпенсированные сдвиги. Возрастные особенности органов выделения у детей и подростков.
Раздел 13. Физиология гормональной регуляции функции организма

Эндокринная система. Общие принципы регуляции живой системы. Организм – самоорганизующаяся система. Регуляция по возмущению и по отклонению. Уровни системы регуляции. Положительная и обратная связь. Надежность биологической системы. Принцип избыточности, резервирования функции, взаимозаменяемости, усиления. Нервные и гуморальные механизмы регуляции.

Общая характеристика вегетативной нервной системы. Виды вегетативных рефлексов (висцерально-сенсорные, висцерально-соматические, висцерально-висцеральные). Местная гуморальная саморегуляция. Система гипоталамус – гипофиз – надпочечники. Физиология гипофиза. Гормоны передней доли гипофиза. Гормоны средней доли гипофиза. Гормоны надпочечников (глюкокортикоиды и минералокортикоиды).

Физиологическая роль гормонов щитовидной и паращитовидных желез. Внутрисекреторная функция поджелудочной железы и половых желез. Роль эндокринной системы в адаптации к физическим нагрузкам. Роль гормональной системы в формировании общего адаптационного синдрома. Изменение функций поджелудочной и щитовидной желез при физических нагрузках. Регуляция эндокринной функции организма. Развитие эндокринных желез в процессе онтогенеза и их влияние на ВНД детей и подростков.
Раздел 14. Возрастные основы двигательной деятельности

Возрастные этапы развития движений у детей и подростков. Критические периоды возрастного развития двигательных функций. Скорость освоения новых движений и их взаимосвязь со зрелостью опорно-двигательного аппарата ребенка. Координация движений и их развитие в процессе онтогенеза. Развитие пространственной ориентировки в онтогенезе. Роль физических упражнений в развитии двигательных функций. Возрастные предпосылки обучения движениям. Физиологические закономерности обучения движениям. Особенности обучения движениям детей и подростков.
Раздел 15. Функции костной системы

Резервуарно-депонирующая функция. Регуляция роста костей Защитная функция. Метаболическая и опорная функция. Развитие костной системы. Морфофункциональные особенности опорно-двигательного аппарата детей и подростков.
Раздел 16. Репродуктивная функция и половое поведение человека

Физиология полового развития. Стадии полового развития. Динамика возрастных изменений половых функций. Половые органы: структуры и функции. Физиология полового акта. Половая доминанта. Безусловно-рефлекторная стимуляция эрогенных зон. Условно-рефлекторная стимуляция. Стадии полового акта (эрекционная, фрикционная, эйякуляторная). Рефрактерная стадия. Основные формы половой жизни человека.
4.3 Темы для самостоятельного изучения


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины (модуля)

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы



Физиология как предмет и характеризующие его понятия.

Изучение литературы, написание реферата.

2

защита реферата



Организм человека и его основные физиологические функции. Общие закономерности роста и развития детей и подростков.

Изучение литературы, написание реферата.

8

защита реферата



Физиология центральной нервной системы.

Изучение литературы, написание реферата.

6

защита реферата



Высшая нервная деятельность.

Изучение литературы, написание реферата.

4

защита реферата



Функциональная система
П.К. Анохина

Изучение литературы, написание реферата.

4

защита реферата



Сенсорные системы.

Изучение литературы, написание реферата.

4

защита реферата



Физиология мышечной деятельности.

Изучение литературы, написание реферата.

4

защита реферата



Физиология кровообращения.

Изучение литературы, написание реферата.

4

защита реферата



Физиология системы крови.

Изучение литературы, написание реферата.

4

защита реферата



Физиология пищеварения. Обмен веществ и энергии.

Изучение литературы, написание реферата.

4

защита реферата



Тепловой обмен.

Изучение литературы, написание реферата.

4

защита реферата



Выделение, водно-солевой обмен. Кислотно-щелочное состояние.

Изучение литературы, написание реферата.

4

защита реферата



Физиология гормональной регуляции функций организма.

Изучение литературы, написание реферата.

6

защита реферата



Возрастные основы двигательной деятельности.

Изучение литературы, написание реферата.

6

защита реферата



Функции костной системы.

Изучение литературы, написание реферата.

4

защита реферата



Репродуктивная функция и половое поведение человека.

Изучение литературы, написание реферата.

4

защита реферата


5. Тематика и планы аудиторной работы.
Практическое занятие № 1 (4 часа)

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Фгбоу впо «мггу» методические рекоменлации в. 2 Физиология iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная антропология»
Автор программы: Петошина С. И., к ф н., доцент кафедры социальных наук фгбоу впо «мггу»
Фгбоу впо «мггу» методические рекоменлации в. 2 Физиология iconФгбоу впо «мггу» методические рекомендации в. 3 История физической культуры и спорта
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Фгбоу впо «мггу» методические рекоменлации в. 2 Физиология icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо...
«Новоубеевская основная общеобразовательная школа» Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан
Фгбоу впо «мггу» методические рекоменлации в. 2 Физиология icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо...
Г 52 Теоретическая механика. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов 2 курса заочной формы обучения...
Фгбоу впо «мггу» методические рекоменлации в. 2 Физиология icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо...
Тип урока: Совершенствование знаний по теме «Снятие измерений, анализ измерений»
Фгбоу впо «мггу» методические рекоменлации в. 2 Физиология icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо...
Философия: планы семинарских занятий для студентов гуманитарного факультета. Спб, 2004
Фгбоу впо «мггу» методические рекоменлации в. 2 Физиология iconФгбоу впо «мггу» согласовано: утверждено проректор по научно-исследовательской...
Совещание при декане заведующих кафедрами иностранных языков, русской филологии, кафедры культурологии, межкультурных коммуникаций,...
Фгбоу впо «мггу» методические рекоменлации в. 2 Физиология icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200....
Фгбоу впо «мггу» методические рекоменлации в. 2 Физиология iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Физиология организма в целом. Клиническая физиология. Нормальная физиология. Физиология труда. Физиология спорта и физической культуры....
Фгбоу впо «мггу» методические рекоменлации в. 2 Физиология iconФгбоу впо «мггу» методические рекомендации по самостоятельной работе...
Цель курса «Доврачебная помощь» дать необходимый объём знаний и практических навыков при оказании помощи при чрезвычайных ситуациях...
Фгбоу впо «мггу» методические рекоменлации в. 2 Физиология icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо мггу)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Фгбоу впо «мггу» методические рекоменлации в. 2 Физиология icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо мггу)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Фгбоу впо «мггу» методические рекоменлации в. 2 Физиология icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо мггу)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Фгбоу впо «мггу» методические рекоменлации в. 2 Физиология icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо мггу)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Фгбоу впо «мггу» методические рекоменлации в. 2 Физиология icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу»)
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Фгбоу впо «мггу» методические рекоменлации в. 2 Физиология icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо...
Российской Федерации от 17. 12. 2012 №1069н «Об утверждении случаев, в которых возможна сдача крови и (или) ее компонентов за плату,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск