Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Игровые технологии на уроках биологии (реферат)





Скачать 245.64 Kb.
НазваниеБелгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Игровые технологии на уроках биологии (реферат)
Дата публикации30.12.2014
Размер245.64 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок


Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов

Игровые технологии на уроках биологии

(реферат)


Выполнил:

Титовская Елена Васильевна,

учитель биологии

МБОУ «Ясеновская средняя общеобразовательная школа»
Руководитель:

Раевская М. В.,

старший преподаватель

кафедры ЕМО

Белгород

2012
Оглавление

  1. Введение……………………………………………………………. 3- 4

  2. Основная часть…………………………………………………….. 5-14

  3. Заключение………………………………………………………….15-16

  4. Список литературы………………………………………………… 17

  5. Приложения:

№ 1………………………………………………………................... 18

№ 2 ………………………………………………………………….. 18

№3………………………………………………………………….... 19-20

№ 4…………………………………………………………………... 21-22

Введение
Формирование мировоззрения человека – одна из главных задач воспитания. Во многом представления человека об окружающем мире, о его собственной природе зависят от полноценности процесса школьного обучения. Одна из важнейших задач развивающего обучения - активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения и развития у них навыков самостоятельной работы. У школьников необходимо сформировать умения самостоятельно мыслить, выработать навыки самообразования, пробудить в них желание узнавать новое, проявлять творческую инициативу.

Трудно добиться прочных знаний, если нет у школьника интереса к учебному труду и изучаемому материалу. Важно не только передать учащимся определенную сумму знаний, а развивать у них самих желание искать, находить и использовать необходимую информацию. Творческая деятельность учащихся связана с особым напряжением их сил и способностей. Необходимыми предпосылками творческой деятельности являются познавательный интерес, использование знаний, конструктивное воображение и инициатива. А «изменение целевой ориентации и содержания школьного образования требует совершенствования подходов к оптимальному отбору методов и технологий обучения» (М.И.Ситникова).

Тщательный подбор формы урока необходим и зависит от изучаемого материала, от возможностей детского коллектива, от сложившихся взаимоотношений между учителем и учениками, а также от ряда мелких нюансов, которые, как правило, сугубо индивидуальны в конкретных условиях учебного процесса. Вариативность сочетания различных форм уроков очень велика, что обеспечивает возможность к творческому моделированию учебного процесса.

Принцип активизации деятельности учащихся в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Активизация учебной деятельности является следствием целенаправленных управленческих воздействий и организации урока. Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся. В некоторых технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

К последним можно отнести игровые технологии. Их использование позволяет удовлетворить требования к современному занятию: сотрудничество между учителем и учащимися, формирование социальных компетенций, изменение роли учителя на уроке как организатора познавательной деятельности учащихся.

“В настоящее время идет поиск новых технологий воспитания и обучения, целью которых должно стать создание условий для максимального раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Реформа общеобразовательной и профессиональной школы нацеливает на использование всех возможностей для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Этому достойно может послужить именно игра – важнейшая часть досуга, учения, культуры в целом…” (Н.Е.Щуркова.)

Поскольку игровой момент присутствует во всех популярных явлениях культуры, то наиболее естественным способом проникновения в детство, для познания его и для воздействия на него, является игра. Игра для детей является не только средством коммуникации, она — символический язык для самовыражения и может открыть нам, что пережил ребенок, какие желания, мечты и потребности возникают у него и особенно его Я - концепции.

Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом”

А. Франс
Когда спрашиваю у шестиклассников и семиклассников, а именно у них я преподаю уроки биологии, любят ли они играть и хотят ли играть сейчас? слышу громкий единодушный ответ: «Да!». Их ответ подтверждается сияющим блеском загоревшихся глаз. Мы все любим играть, а дети очень азартные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться.

Урок-игра - это одна из форм активного обучения, такие уроки предполагают творческий подход всех участников образовательного процесса, освоение умений учащимися в процессе активной познавательной деятельности. Педагогическая игра, в отличие от других видов игр, обладает существенным признаком - чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые являются средством побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности

Привлекательность таких занятий для ребят, и для педагога определяется тем, что они предоставляют более широкие возможности для ознакомления с дополнительной литературой, проявлению творческой фантазии и индивидуальных способностей учащихся. Познавательные задачи в них как бы спрятаны, замаскированы, что смягчает момент «обязательности обучения». Сама атмосфера подготовки к таким урокам, когда нет «зрителей», когда все - участники, рождает оптимизм у самых безразличных к учебе ребят. Знания, данные учителем, объединяются со знаниями, добытыми в процессе самообразования, и становятся особенно прочными при личном участии каждого ученика в познании нового. Задачей педагога становится необходимость приблизить содержание игры к конкретной обстановке, учитывая психологические, возрастные особенности ребят, их способности и потребности.

Основная цель игры - повысить учебную и познавательную мотивацию учащихся на уроках биологии и тем самым повысить эффективность обучения. Биология - это наука о жизни, а жизнь, как известно, у человека одна, и прожить ее любой человек должен так, чтобы ему было легко и комфортно в любой жизненной ситуации. Для учащихся урок-игра - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, учиться находить и принимать решения, развивать способности адаптироваться в изменяющихся условиях. Поэтому к учебной игре предъявляю психологические требования:

- мотивация игровой деятельности на уроке, т.е., учащимся необходимо испытывать потребность в ней;

- психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре;

- для создания радостного настроения, взаимопонимания, дружелюбия педагогу необходимо учитывать характер, темперамент, организованность каждого участника игры;

- содержание игры должно быть интересно и значимо для её участников; игра завершается получением результатов, представляющих ценность для них;

- игровые действия опираются на знания и умения, приобретённые на занятиях, они обеспечивают учащимся возможность принимать рациональные, эффективные решения, оценивать себя и окружающих критически.

Развитию познавательного интереса учащихся способствуют нестандартные игровые уроки. Игра как феномен культуры всегда занимала важное место в деятельности человека. Нам, учителям, часто приходится сталкиваться с нежеланием, неготовностью детей участвовать в трудных, «слишком взрослых» видах коллективной работы, игра же является одним из методов пробуждения интереса к другим видам деятельности, она выступает здесь как способ оформления познания, труда, самообразования. « У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять - советовал А.С.Макаренко.- Надо не только дать ему время поиграть, но и пропитать этой игрой всю его жизнь».

Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения большинства уроков биологии выбираю игру. О неудачах в игре речь не идет, так как каждый ее участник работает в силу своих возможностей, подчас благодаря коллективной работе достигается максимальный результат. Каждый получает поощрение в виде похвалы, значка, грамоты, то есть реализуются подходы гуманистической педагогики.

Реализация игровых приёмов и ситуаций на учебных занятиях происходит в следующем направлении:

- постановка дидактической цели перед учащимися в форме игровой задачи;

- подчинение учебной деятельности правилам игры;

- использование учебного материала в качестве средства, достижения дидактической цели;

- использование в учебной деятельности элемента соревнования, что позволяет перевести дидактическую задачу в игровую;

- успех выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.

Хочу остановиться на наиболее важных психолого-педагогических особенностях игровой деятельности. Игра — важный стимул в обучении. Посредством игры быстрее идет возбуждение познавательного интереса, потому что человеку по своей природе нравится играть. В процессе игры у ребенка есть возможность реализовать свои потенциальные возможности, получить более высокую оценку.

В то же время в ходе игры у школьников активизируются внимание, воображение, память, умение анализировать, сопоставлять, делать выводы. Игра позволяет вовлечь каждого в активную работу, в ней реализуется интерес к перевоплощению и импровизациям, создаются особые условия, при которых учащиеся могут осуществлять самостоятельный поиск знаний.

Игра – особый вид деятельности.

Во-первых, потому, что играть приятно, играть легко, играть весело, игре мы проживаем счастливое состояние. В подарок от природы получаем мы предрасположенность и потребность в игре; генетическая программа обеспечивает нашу обязательную игровую деятельность, в ходе которой организм развивается, упражняясь. И ни один вид деятельности не обладает такой прочной органической базой, как игра – деятельность, предписанная самой природой развития человека.

Во-вторых, целевое содержание, расположенное в самой игре, внутри игры (игра есть деятельность, цель которой лежит в самой деятельности) придает весомость каждому моменту игры. Играют, чтобы играть. Получают удовольствие от процесса игры, а достижение цели лишь венчает получаемое удовольствие. Данная особенность игры обеспечивает ощущение легкости. И, хотя все знают, что игра часто требует высочайшего напряжения сил, тем не менее, говорят, что «играть», в отличие от «работать», вовсе не трудно. Зная это, человек вступает в игру открыто, без опасений и боязни, потому что принимает расхожее отношение к игре как к делу несерьезному – такому, что не может поколебать авторитет и подорвать репутацию. Увлеченный ходом игры, он забывает о своем авторитете, перестает заботиться о своем реноме, его вовсе не заботит внешнее впечатление от производимых действий. Он играет взахлеб.

В-третьих, любая игра содержит в себе элементы других видов деятельности, а значит, обладает возможностью приобщать человека к какому-то виду деятельности, ещё не освоенному человеком. Вот почему игра дело серьезное с точки зрения развития ребенка: через игру он вступает в мир человеческой деятельности уже в некоторой степени оснащенным, подготовленным. В игре заложена возможность незаметно овладевать некоторыми умениями, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, для общения. Опытные педагоги эту особенность игры знают и потому в случаях дидактических затруднений вводят в обучение игровые моменты, в ходе которых дети незаметно осваивают то, что было трудным ранее. Многие из педагогов могут сказать, что сначала они играли «в школу», а потом избрали профессию школьную.

В-четвертых, в игре минимальное количество правил, соблюдать их нетрудно, а все остальное – поле для свободного проявления индивидуального «Я». Простая фабула игры позволяет каждому играющему выстраивать свой вариант сюжетного развития игры. Это придает интригу, держит интерес играющих на уровне высокого внимания, а деятельность на уровне высокой активности. О свободе мечтают малыши и старики. Свобода проявления своего автономного мира, с его сложностью и непохожестью, странностью и неповторимостью, доставляет счастливые переживания. В игре каждое «Я» обретает адекватную форму. Поэтому игра по природе своей диагностична.

В-пятых, игра – самый демократичный вид деятельности: здесь нет начальников и подчиненных, равенство гарантируется ролевым распределением и диктатом фабулы. В игре все равны и все испытывают счастье от равенства, которого так недостает в социальном мире. Человек, вступивший в игру, есть играющий человек – не более того, - и все его регалии, должности, звания, достижения, положение забываются всеми играющими, в том числе и самим носителем этих формальных отличий. И ребенок тоже в игре оказывается в демократическом окружении: никто не помнит о его учебных неудачах, плачевном поведении либо блестящих отметках, отменном прилежании. Игра – общение равных.

Отмечу особенности, которые придают игре особое педагогическое значение, наделяя ее ролью чрезвычайной:

1. Игра – фактор развития ребенка;

2. Игра – способ приобщения ребенка к миру культуры;

3. Игра – щадящая форма обучения ребенка жизненно важным умениям;

4. Игра – ознакомление ребенка с широким спектром видов человеческой деятельности;

5. Игра – мягкое корректирование воспитанности ребенка, незаметное вовлечение его в ценностную палитру новых для него отношений;

6. Игра – деликатное диагностирование социального развития ребенка;

7. Игра – профессионально-изящная форма социально-психологического тренинга;

8. Игра – способ педагогической помощи ребенку в разрешении проблем жизни, ставших перед ним в реальной повседневности;

9. Игра – один из простых способов подарить ребенку счастливые моменты проживания радости жизни;

10. Игра – простой и легкий способ формирования товарищества и дружбы между детьми, один из способов формирования гуманистической атмосферы в группе.

С точки зрения психологов игра - это особая форма активности, вид деятельности в условиях ситуации, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, в которой выражается отношение к окружающему миру, к людям, к самому себе.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а так же анализ результатов, в которой личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворение потребности в самоутверждении и самореализации.

В наших руках - учителей биологии, игра становиться элементом воспитания, приобщения учащихся к жизни природы, развития их интеллектуальных и эмоциональных качеств. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали еще с древности. Широкое применение находит игра в народной педагогике и сегодня..

В основе понятия игровая педагогическая технология лежит довольно обширная группа методов и форм обучения. Мне хочется добавить в эту методическую копилку дидактические сказки, игры – путешествия и ролевые игры. Они позволяют установить контакт с ребенком, создать комфортную, соответствующую возрастным особенностям среду, стимулировать детское творчество, «разговаривают» с ребенком на эмоционально насыщенном, близком ему языке метафор, без прямого наставления.

Дидактическую сказку отличает большая эмоциональность и образность, в ней есть свои одушевленные герои. решать задачи за которых могут только учащиеся. Дидактические сказки можно использовать не только при закреплении, но и объяснении нового материале и при опросе.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависит от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

Алгоритм дидактической сказки:

  1. Введение в сказочную страну, в которой живет воодушевленный символ. Рассказ о нраве, привычках, жизни в этой стране.

  2. Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут выступать злые сказочные персонажи, стихийные бедствия, тяжелое эмоциональное состояние.

  3. Обращение к ребенку. Только человек с пылким сердцем и знаниями может все спасти. Чтобы восстановить справедливость, нужно выполнить определенное задание.

Сказка может быть дополнена наглядными источниками информации (таблицы, плакаты, слайды). На уроках биологии целесообразно использовать различные виды дидактических сказок. Вот несколько из них.

Сказка – повествование. Эти сказки лучше вводить при объяснении нового материала. Здесь необходимо выбрать подходящих героев, повествование о которых включает новые понятия, термины. Примером может служить фрагмент «Сказки про гидру» (приложение №1)

Сказка – ложный рассказ может быть использована при опросе, проведении проверочных работ. Для исправления неточностей в таком повествовании учащиеся должны владеть фактическим материалом по изучаемой теме. Примером подобной сказки может быть «Ложный рассказ об амебе» (приложение №2).

Сказка – задача. На уроках биологии школьники могут решать математические сказки-задачи. Чтобы найти правильные ответы, нужно хорошо изучить материал и проявить творческий подход и сообразительность. Например: «на зеленых волнах качается лодочка с парусом и веслами. В лодочке сидит принц, а вокруг него вельможи. Что за лодочка? Кто такие принц и вельможи? Сколько их?»

Использовать игровые уроки возможно при закреплении пройденного материала, при переходе к изучению новой темы с целью создания проблемной ситуации, в процессе обобщения изученного материала, при проверке знаний. Так при изучении нового материала можно использовать урок - сюжетная игра – сказка «Корень», на котором изучается новая тема, рассматриваются особенности строения корня и корневой системы, зоны корня и их функции. Действуя в необычной ситуации, ученик как бы перешагивает рубеж своих способностей: становиться более раскрепощенным и двигается к поставленной цели без особых усилий. Занимательная форма урока повышает интерес и вызывает желание справиться с заданиями (приложение №3).

Игру – путешествие можно использовать при закреплении пройденного материала, при переходе к изучению новой темы с целью создания проблемной ситуации, в процессе обобщения изученного материала, при проверке знаний. Учащиеся чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и успехи и неудачи. Каждый участник работает в силу своих возможностей и благодаря коллективной работе достигается максимальный результат.

Работа в группах придает элемент соревновательности и повышает познавательный интерес, развивает чувство коллективизма, развивает возможности самостоятельного добывания знаний.

Игра - путешествие учит коллективному поиску ответов на вопросы, взаимной ответственности и взаимопомощи, способствует развитию коммуникативности, стимулирует развитие познавательного интереса.

Предлагается работа в группах, каждая из которых может двигаться по индивидуальному маршруту в соответствии с маршрутным листом.

Такие уроки проходят очень интересно в 6 классе при изучении семейств Покрытосеменных растений (Приложение №4)

Особое место на уроках биологии занимают ролевые игры. Это своеобразная форма совместной жизни детей и взрослых, в которой дети моделируют деятельность взрослых — ее смысл, задачи, нормы отношений. Такая игра оказывает определенное воздействие на формирование личности ребенка. Л.С.Выготский отмечал особенность игры и считал, что она позволяет расширить границы собственной жизни ребенка, «вообразить то. что он не видел, может представить себе по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было».

Деятельностный компонент играет немаловажную роль в школьном биологическом образовании. Именно через умения выполнять определенные действия в природе, прогнозировать последствия своих поступков в окружающей среде, в процессе практической деятельности и формируются биологические знания.

Ролевая игра - это одна из форм активного обучения, такие уроки предполагают творческий подход всех участников образовательного процесса, освоение умений учащимися в процессе активной познавательной деятельности.

Их привлекательность для ребят, и для педагога определяется тем, что, не будучи ограниченны строгими рамками урока, они предоставляют более широкие возможности для ознакомления с дополнительной литературой, проявлению творческой фантазии и индивидуальных способностей учащихся. Познавательные задачи в них как бы спрятаны, замаскированы, что смягчает момент «обязательности обучения». Сама атмосфера подготовки к таким урокам, когда нет «зрителей», когда все - участники, рождает оптимизм у самых безразличных к учебе ребят. Знания, данные учителем, объединяются со знаниями, добытыми в процессе самообразования, и становятся особенно прочными при личном участии каждого ученика в познании нового. Задачей педагога становиться необходимость приблизить содержание игры к конкретной обстановке, учитывая психологические, возрастные особенности ребят, их способности и потребности.

На уроках биологии важно использовать ролевые игры, которые иногда называют играми без правил, театральными, стихийными, свободны ми, самостоятельными. Сюжет таких игр может развертываться на глазах учащихся. Знания, по лученные через эмоциональное восприятие материала, через непосредственное живое участие в процессе деятельности, через возможности многостороннего восприятия учебного материала, усваиваются более эффективно. Подобные ролевые игры-проекты являются основой личностно ориентированного обучения, одним из средств формирования у учащихся опыта творческой деятельности— важного компонента содержания биологического образования.

Заключение

Выучить необходимый материал ученика можно, либо заставив, либо заинтересовав его. Игра предполагает участие всех учеников в той мере, на какую они способны. Учебный материал в игре усваивается через все органы приема информации, причем делается это непринужденно, как бы само собой, при этом деятельность учащихся носит творческий, практический характер. Происходит стопроцентная активизация познавательной деятельности учащихся на уроке. Соревновательность в работе, возможность посовещаться, острейший дефицит времени – все эти игровые элементы способствуют активизации учебной деятельности учащихся, формируют интерес к предмету.

Игра для детей – это способ научиться тому, чему их никто не может научить, это способ исследования пространства и времени, вещей и так далее. Включаясь в процесс игры, дети учатся в нашем символическом мире – мире смыслов и ценностей, и в то же время, исследуют, экспериментируют. Игра – это мостик между конкретным опытом и абстрактным мышлением, и именно символическая функция игры является максимально важной. В игре происходит разрешение конфликтов и передача чувств. Игра – это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как наиболее полно выразит и исследовать свое собственное Я. Ребенок непрерывно открывает себя, заново пересматривает свой образ Я, свои возможности, изменения в своих отношениях с миром.

Если традиционный образовательный процесс связан с передачей - получением информации обработкой репродуктивных навыков и познавательным творчеством, то в игре участник сам ставит себе цель, ищет способы её достижения, отбирает материал, при этом он ответственен не только за свое поведение и результаты, но и за успех всей группы.

Важнейший психологический секрет игры в том, что она обязательно должна быть построена на интересе, удовольствии. Игра должна вызывать веселое удовлетворение от удачного ответа, быть эмоциональной, доступной и привлекательной. Цель игры должна быть достижимой, а оформление, желательно, красочным и разнообразным. В то же время игра исполняет определенную цель обучения и совершенствует знания и умения. В играх обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками игры. Это всегда приводит к повышению самоконтроля учащихся, к четкому соблюдению установленных правил и, главное, к активизации учащихся. В таких играх завоевание победы или выигрывание – очень сильный мотив, побуждающий ученика к деятельности.

Решая ситуационные задачи, учащиеся углубляют знания, учатся применять знания на практике. При этом они понимают, что эти знания носят не только теоретический, но и практический характер. Игровые технологии обучения позволяют включать ребят в процесс добывания знаний. Необычность ситуации порождает интерес, а понимание личной значимости изучаемого материала определяет мотивацию обучения.

Список литературы


  1. Ситникова М.И. Творческая самореализация субъектов образовательного пространства (текст): моногр. / М.И. Ситникова. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. – 320 с.

  2. Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии (текст) под ред Н.Е. Щурковой – М.: Новая шк., 1998 -207 с.

  3. Кулицкая Е.В. Дидактические сказки на уроках биологии (текст)/ Е.В.Кулицкая // Биология в школе. – 2005. - № 6. – С.45 - 47.

  4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе (текст) /Н.К.Смирнов/ – 2-е изд., испр. и доп. М.:АРКТИ, 2006. – 320 с.

  5. Обухова Л.А., Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы (текст) / Л.А.Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко / – М.: ВАКО, 2007. – 288 с.

  6. http://edu-teacherzv.ukoz.ru – игровые технологии в условиях дистанционного обучения.

  7. http://thl.narod.ru – игровые технологии на уроке.

  8. http://studentbank.ru – технологии, уроки, методическое пособие.


Приложение №1

Сказка – повествование «Про гидру» (7 класс)

На дне небольшого пруда, на стебле растения жила-поживала незаметная маленькая гидра. Была она одна-одинешенька. Но по этому поводу совсем не расстраивалась.

Несмотря на внешнюю безобидность и непривлекательность. Гидра была настоящей хищницей. Целыми днями это животное терпеливо выжидало свою добычу – мелких пресноводных рачков личинок и насекомых и, если вдруг кто-то из них проплывал мимо, хватала их. Для этого у нее имелись щупальца вокруг рта.

Иногда ей хотелось сменить обстановку и подвигаться. Вела она при этом как настоящая гимнастка: изогнув тело и прикрепившись щупальцами к поверхности, подтягивала к переднему концу тела подошву, затем повторяла шагающие движения. Кроме того, гидра умела кувыркаться – для этого поочередно прикреплялась к предметам то щупальцами то подошвой.

(Приложение №2)

«Ложный рассказ об амебе» (7 класс)

Жила-была в почве амеба обыкновенная, была она небольшая, всего 50 сантиметров. А цветами переливалась от желтого до темно-красного. Форму имела постоянную, похожую на шарик или овал. Эта амеба была многоклеточна, все-все ее внутреннее пространство занимала цитоплазма.

Она не могла двигаться, поэтому всегда находилась в покое. Иногда приходилось ей перемещаться – скакала обычно всем телом на 2-3 метра. Питалось животное рыбами и другими крупными беспозвоночными. Переваривание пищи происходило в желудке, а непереваренные остатки выбрасывались наружу в строго определенном месте. Дышала амеба всей поверхностью тела кислородом воздуха. Делилась сразу на четыре части, а неблагоприятные условия и зиму переносила впадая в спячку

Приложение №3


Сюжетная игра – сказка по теме «Корень» (6 класс)

(разработана учителями средней общеобразовательной

школы № 4 имени Камала Макпалеева города Павлодара

Выгузовой А.В., Тутубалиной Н.В.)

В ходе урока учитель рассказывает сказку, постепенно вовлекая учащихся в работу.

«В некотором царстве, в растительном государстве в деревеньке Мятлик жил был паренек по имени Корешок. Жил, не тужил, вместе со своей семьей корневой системой. Семья была замечательная: все в этой семье были равны, все удалы и сильны, и выделить кого-то главного было нельзя. А в соседней деревне Одуванчик жила другая семья, среди них сразу можно было узнать кто из них Главный Корень. Семьи работали хорошо, дружно и весело, но побывала у них в гостях злая колдунья. Была она злой и завистливой, решила разрушить, заколдовать эти семьи. Наслала на Мятлик и Одуванчик бурю – ураган, который все перепутал и разбросал, и отняла у корешков память».

Чтобы справиться с проклятием и вернуть мир и покой в государство нам нужно справиться с заданиями.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы играть.

Ну-ка думай, вспоминай,

Корню быстро помогай!»

Задание 1.

Назовите эти семьи и нарисуйте их портрет. Какие растения имеют такой вид корневой системы?

Задание 2.

Помогите каждому корешку в корневой системе вспомнить свое имя. Укажите виды корней на схеме.

Задание 3.

В конвертах лежит изображение корня. Чтобы корешки ожили нужно так собрать корешок, чтобы участки корня (зоны) совпали с выполняемыми функциями. Данные занесите в таблицу.

Зона корня Функция Особенности

Задание 4.

Чтобы узнать удалось ли нам разрушить колдовство, разгадаем кроссворд. Ключевое слово поможет нам это понять. ( Ключевое слово СПАСИБО).

1. Корневая система, имеющая главный корень. (Стержневой)

2. Название корня образующегося на стебле. (Придаточный)

3. Зона корня, в которой клетки увеличиваются в размерах. (Роста)

4. Зона корня, имеющая корневые волоски. (Всасывания)

5. Покрывает кончик корня. (Чехлик)

6. Корень, отходящий от главного. (Боковой)

7. Корневая система, в которой нельзя выделить главный корень. (Мочковатая)
«Спасибо, говорят нам корешки. Значит, мы справились со всеми заданиями и разрушили злобные чары. Опять, как и раньше корневые системы будут верой и правдой служить растениям. А пока мы боролись с колдовством, мы выяснили, как устроен и работает корень и корневая система»

(Приложение №4)

Игра - путешествие

на тему «Розоцветные» (6 класс)

(разработана учителями средней общеобразовательной

школы № 4 имени Камала Макпалеева города Павлодара

Выгузовой А.В., Тутубалиной Н.В.)
Сегодня нам предстоит необычное путешествие по удивительному царству растений отделу покрытосеменных, классу Двудольных, где мы познакомимся с известным и знаменитым семейством Розоцветных. Двигаясь по определенному маршруту, нам предстоит найти клад!

Станция первая «Загадкино»

Отгадав загадки, вы узнаете, какие растения относятся к данному семейству.

В сенокос - горька, а в мороз – сладка.

Что за ягода? (Рябина)
Царицей цветов я зовусь, на вид я прекрасна, нежна.

Но тронешь меня невзначай, почувствуешь, как я сильна. (Роза)
Будто снежный шар бела, по весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора настала, разом сделалась она

Вся от ягоды черна. (Черемуха)
Вкус у ягоды хорош, но сорви ее поди-ка :

Куст в колючках будто еж,- вот и назван… (Ежевика)
Стоит дерево древанское:

На нем платье шемаханское,

Когти дьявольские,

Крылья ангельские. (Шиповник)

Кто любит меня,

Тот и рад поклониться.

А имя дола мне

Родная землица. (Земляника)
Станция вторая «Исследовательская»

На каждую парту раздаются законсервированные в солевом растворе цветки сливы, малины, яблони, шиповника, препаровальные иглы, лупы. Необходимо подсчитать количество тычинок, пестиков, лепестков, чашелистиков и вывести общую формулу цветка.
Станция третья «Внимание! Розыск»

Каждой группе предлагается по четыре описания и пять рисунков с изображениями растений. Предлагается по описанию («фоторобату») определить растение, а для пятого составить описание самому, указав:

1. жизненная форма;

2. характер стебля;

3. листорасположение и особенности листьев;

4. особенности расположения цветков;

5. плод.
Составить общую характеристику для Розоцветных.
Станция четвертая «Знайкино»

Используя учебник и дополнительную литературу составить схему - значение розоцветных. Форма произвольная.

Мы завершили путешествие и добыли бесценный клад - знания! Знания о розоцветных и окружающем нас мире. Но это только начало путешествия в огромный мир живой природы.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Игровые технологии на уроках биологии (реферат) iconГосударственное образовательное учреждение дополнительного образования...
«Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов»
Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Игровые технологии на уроках биологии (реферат) iconГосударственное образовательное учреждение дополнительного образования...
«Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов»
Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Игровые технологии на уроках биологии (реферат) iconО гаоу дпо (повышение квалификации) специалистов «Белгородский институт...
Особенности использование информационных технологий на уроках математики 14
Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Игровые технологии на уроках биологии (реферат) iconПриходько Юлия Алексеевна Приложение №2 Белгородский региональный...
Необходимость внедрения новых информационных технологий в процесс обучения математики
Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Игровые технологии на уроках биологии (реферат) iconИ. М. Резниченко кандидат педагогических наук, доцент
Белгородский Региональный Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Игровые технологии на уроках биологии (реферат) iconОсобенности образовательного процесса по иностранному языку в начальной школе
Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Игровые технологии на уроках биологии (реферат) iconОрганизационно методическая поддержка введения профильного обучения учащихся
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Игровые технологии на уроках биологии (реферат) iconМетодические рекомендации по проведению декады (недели) молодого потребителя
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Игровые технологии на уроках биологии (реферат) iconРоссийская Федерация Белгородская область департамент образования,...
«Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов»
Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Игровые технологии на уроках биологии (реферат) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Игровые технологии на уроках биологии (реферат) iconӨ н ді р і ст і к окыту сабагыныц жоспары План открытого урока производственного...
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Игровые технологии на уроках биологии (реферат) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Игровые технологии на уроках биологии (реферат) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Игровые технологии на уроках биологии (реферат) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов»
Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Игровые технологии на уроках биологии (реферат) iconПримерное тематическое планирование уроков музыка в параллельных...
Гоу дпо белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Игровые технологии на уроках биологии (реферат) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Огаоу дпо «Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск