Государственное образовательное учреждение дополнительного образования «Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки





Скачать 248.45 Kb.
НазваниеГосударственное образовательное учреждение дополнительного образования «Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки
Дата публикации22.01.2015
Размер248.45 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Информатика > Реферат


Государственное образовательное учреждение дополнительного образования

«Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов»

Творческие работы: особенности подготовки учащихся 9-11 классов к исследовательской и проектной деятельности

(реферат)

Подготовила:

Литвинова Алла Ивановна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Должанская средняя общеобразовательная

школа имени Героя Советского Союза Дементьева А.А.

Вейделевского района Белгородской области»

Белгород

2011

Оглавление

Введение 3

Глава I. Проектная и исследовательская деятельность учащихся в

современной школе.

1 .1. Проектная деятельность 5

1.2. Исследовательская деятельность 8

Глава II. Особенности подготовки учащихся к проектной и

исследовательской деятельности.

2.1. Подготовка учащихся к проектной деятельности 12

2.2. Подготовка учащихся к исследовательской деятельности 16

Заключение 19

Библиографический список 21

Приложение 22

Введение

Современное общество вступило в период кардинальных изменений во всех сферах государственной и общественной жизни. В связи с этим меняются требования к выпускникам образовательных учреждений. Как отмечается в Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года, развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству. Именно поэтому школьное образование призвано обеспечивать условия успешной социализации подростков в процессе обучения, реализацию школьниками своих способностей, возможностей и интересов. Это предполагает в организации и управлении образовательным процессом изменения, обеспечивающие развитие  творческой активности школьников.

Большие возможности для развития творческой активности обучающихся создает проектная и исследовательская учебная деятельность. Именно поэтому в данной работе мы попытаемся осветить вопрос подготовки учащихся старших классов к проектной и исследовательской деятельности.

Цель реферата:

Обосновать содержание, формы, методы и средства подготовки учащихся 9-11 классов к исследовательской и проектной деятельности.

Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:

1. рассмотреть основы подготовки учащихся к проектной деятельности;

2.описать особенности работы обучающихся над исследовательской

работой.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале двадцатого столетия в США и впервые был сформулирован и подробно описан американским педагогом Уильямом Килпатриком. « У. Килпатрик был приверженцем философских концепций Джона Дьюи, который исходил из того, что роль детства не ограничивается подготовкой к будущей взрослой жизни. Детство само по себе - полноценный период человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем взрослому, но также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребёнку в решении его насущных жизненных проблем. Иными словами, школа - это не место подготовки будущих взрослых, а место, где ребёнок живёт и учится жить в сложном окружающем мире, работать и общаться с другими людьми, и, в том числе, приобретать необходимые знания. Чтобы добиться этого, обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личном опыте ребёнка» [9].                                                   

Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Необходимость развития исследовательских способностей учащихся признавалась многими известными педагогами прошлого. Значимость процесса исследования неоднократно подчёркивали в своих работах Я.А.Каменский, Ж-Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци, А. Дистервег, И.Я.Лернер, М.А.Данилов, Б.П.Есипов. В числе первых, кто на практике использовал различные формы исследовательской деятельности учащихся, был декабрист И.Д. Якушкин, преподававший в Ялуторовской женской школе.

Глава I . Проектная и исследовательская деятельность учащихся в современной школе

1.1. Проектная деятельность

Проектная деятельность - действие,
совершаемое от всего сердца и с определенной целью.
Е.Г. Каган

Проектная деятельность учащихся - одна из важнейших составляющих образовательного процесса.

Основная цель проектов - способствовать развитию творческой, активно действующей личности и формированию системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений учащихся.

Особенностью системы выполнения проектов является возможность совместной творческой работы учителя и учащегося.

Проект - это самостоятельная творчески завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащихся, во время выполнения которой они продолжают пополнять свои знания и умения. «Есть вполне устоявшееся определение того, что проект - это "бросок мыслью в будущее". Иначе говоря, это идеальное представление конечного результата деятельности - "конечный продукт в уме", то, что будет достигаться, создаваться. По латыни projectus - брошенный вперед, замысел, план»[6].

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Методологической основой использования метода проектов в образовании школьников являются общепедагогические и дидактические принципы:

  • связь теории с практикой;

  • научность, сознательность и активность усвоения знаний;

  • доступность, систематичность и преемственность обучения;

  • наглядность и прочность усвоения знаний.

Образовательная функция подразумевает знакомство учащихся с основными знаниями, умениями и терминологией.

Воспитательная функция состоит в развитии личностных качеств:

  • деловитости;

  • предприимчивости;

  • ответственности.

Развивающая функция состоит в осознании школьниками возможностей применять абстрактные знания и умения для анализа и решения практических задач.

Классификация проектов

  • по доминирующей деятельности учащихся – практико-ориентированные, исследовательские, информационные, творческие, ролевые;

  • по продолжительности – мини-проекты, краткосрочные, годичные;

  • по количеству участников – индивидуальные и групповые;

  • по форме продукта – газета, буклет, журнал, словарь, сборник сочинений, спектакль, мультимедийный продукт и т.д.

Логика построения деятельности учащихся при выполнении проектов должна соответствовать общей структуре проектирования. Выделяют три основных этапа проектной деятельности: организационно - подготовительный, поисковый (конструкторский), итоговый (заключительный).

1. Организационно-подготовительный

Определение темы проекта, его цели и задач, поиск необходимой для начала проектирования информации, разработка плана реализации идеи, формирование микрогрупп.
Формирование мотивации участников, создание инициативной группы учащихся, консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, определение лишь общего направления и главных ориентиров поиска, определение критериев оценки деятельности учащихся на всех этапах.

2. Поисковый

Сбор, анализ и систематизация необходимой информации, обсуждение ее в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотез, оформление макета или модели проекта, самоконтроль. Регулярное консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обобщении материалов, индивидуальные и групповые консультации по правилам оформления проекта, стимулирование умственной активности учащихся, отслеживание деятельности каждого участника, оценка промежуточных результатов, мониторинг совместной деятельности.

3. Итоговый

Оформление пакета документов по проекту и информационных стендов, схем, диаграмм, подготовка устной презентации и защита содержания проекта, рефлексия. Помощь в разработке отчета о работе, подготовка выступающих к устной защите, отработка умения отвечать на вопросы оппонентов и слушателей, выступление в качестве эксперта на защите проекта, участие в анализе проделанной работы, оценка вклада каждого из исполнителей.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

  • проектная деятельность - важный элемент образовательного процесса;

  • проектная деятельность позволяет решить проблему разноуровневой подготовки учащихся. Каждый трудится в своём темпе, осваивая посильные навыки и умения;

  • оценка, выставленная не за воспроизведение пройденного материала, а за старание самостоятельно расширить свои знания, найти им практическое применение, умение работать в коллективе является хорошим стимулом для дальнейшего обучения;

  • появляются реальные условия для бесконфликтной педагогики, воспитания самокритичности, обучения самоанализу и рефлексии;

  • метод проектов дает возможность организовать практическую деятельность в интересной для учеников форме, направив усилия на достижение значимого для них результата;

  • освоение нового становится более осмысленным, работа учащихся осознанной, увлекательной, познавательно мотивированной.

1.2. Исследовательская деятельность учащихся

Современная система образования ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятельности учащихся и доведения ее до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки учебной программы. Именно занятие исследовательской работой делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации. В последнее время в образовательных учреждениях все чаще упоминается термин «исследование». Что же он означает? Этимологический анализ слова «исследование» приводит к следующему определению понятия: «извлечь нечто из следа», т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. В этом отношении, если при проектировании промысливается несуществующее, то в исследовании важно увидеть, внять, проанализировать существующее. Главная цель исследования – установление истины, «того, что есть», наблюдение за объектом, по возможности без вмешательства в его внутреннюю жизнь. Источник исследования как вида деятельности – в свойственном человеческой природе стремлении к познанию. Основные этапы исследования: 1. Ориентировка (выделение предметной области осуществления исследования); 2. Проблематизация (выявление и осознание проблемы – конкретного вопроса, не имеющего на настоящий момент ответа, постановки цели исследования); 3. Определение методов (подбор и обоснование методов и методик исследования, ограничение пространства и выбор принципа отбора материалов исследования); 4. Планирование (формулировка последовательных задач исследования, распределение последовательности действий при проведении исследования); 5. Сбор материала или проведение эксперимента (сбор эмпирического материала, постановка и проведение эксперимента, первичная систематизация полученных данных); 6. Анализ (обобщение, сравнение, анализ, интерпретация данных); 7. Рефлексия (соотнесение собственных выводов с полученными выводами, с процессом проведения исследования, с существующими ранее знаниями и данными).

На всех этапах работы главный из ожидаемых результатов – это развитие творческих способностей, приобретение учащимися новых знаний, умений и навыков. Прежде всего, это бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой работы, новые знания и умения, а также конкретный результат практической деятельности ребенка. Очень важно, что при организации исследовательских работ у ребенка формируется понимание того, что мир познаваем. Обычно исследование заканчивается написанием учеником письменного отчета о проведенном исследовании. Структура работы и ее содержание представлены вводной, основной и заключительной частями. Остановимся на обязательных требованиях к исследовательской работе. Вводная часть. Название работы должно точно и четко отражать сущность проделанной работы (содержать в себе предмет и название метода исследования). Следует избегать очень широких названий обобщающего характера, либо отвлеченных поэтических фраз. Заявленная тема должна целиком и полностью соответствовать содержанию работы, т.е. быть обоснованной. Во введении следует указать, является ли работа чисто теоретической или носит практический характер. Если работа практическая, то уточнить, на протяжении какого времени проводилась экспериментальная работа. Также необходимо обосновать цели и задачи работы. Цель – это польза, которую получает общество от использования результатов исследования. Это относится к прикладным работам. В фундаментальных же исследованиях целью является получение какой-либо новой информации общего характера, обнаружение в изучаемых объектах ранее неизвестных свойств, явлений, закономерностей. Задача – это указание на один из возможных путей достижения цели. Обзор литературы должен быть очень кратким. В нем нужно указать источники, в которых описано изучение того же вопроса, что и в представляемом докладе. В конце обзора следует отметить, в чем состоит новизна представленной работы, какой эффект можно ожидать от использования полученных результатов. В основной части нужно указать, какие объекты исследовались и почему именно они, сколько их было и чем это количество обосновано, какие опыты были выполнены, при каких условиях и в каких временных рамках. Необходимо также описать методики сбора данных. Общеизвестные приемы достаточно только упомянуть, но если автор в прием внес что-то новое, то нужно указать, в чем это новшество состоялось. Главная часть доклада – это результаты исследования. Необходимо четко и последовательно изложить полученные результаты. Здесь не требуются никакие рассуждения. Только изложение фактов в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков или описания. Все цифровые данные нужно тщательно проверить. Далее следует указать, что автор считает наиболее важным в выполненной работе, как можно объяснить те или иные особенности полученных данных, каковы перспективы дальнейшего развития работы в связи с полученными результатами. В заключительной части сделать выводы, которые кратко и конкретно отражают полученные результаты исследований. Только то, что получено, обнаружено, доказано. В случае необходимости в конце текста можно привести дополнительные таблицы, рисунки, графики и т.п. В список использованной литературы следует включить все источники, на которые имеются ссылки в тексте доклада, лишних источников содержаться не должно, также как и учебников по данному предмету. Список составляется в алфавитном порядке.

Не следует забывать и о том, что учебно-исследовательская деятельность школьников отличается рядом признаков от проектной. Во-первых, метод проектов нацелен на всестороннее и систематическое исследование проблемы и разработку конкретного варианта (модели) образовательного продукта. Во-вторых, для учебно-исследовательской деятельности главным итогом является достижение истины, тогда как работа над проектом предполагает получение, прежде всего, практического результата. Кроме того, проект, являясь результатом коллективных усилий исполнителей, на завершающем этапе деятельности предполагает рефлексию совместной работы, анализ полноты, глубины, информационного обеспечения, творческого вклада каждого.
Глава II. Особенности подготовки учащихся к проектной и исследовательской деятельности

1.1. Подготовка учащихся к проектной деятельности

Предметы « литература» и «русский язык» одни из немногих, где проектная деятельность может стать интересной и современной формой обучения. Остановимся подробнее на особенностях подготовки учащихся к проектной деятельности.

Исходным этапом работы над проектом является так называемый предпроект. В ходе этого этапа осуществляется выстраивание межличностных отношений, выявляются лидеры, планируется эксперимент, а главное, формулируется тема проекта. В том случае, когда область научного знания, внутри которой предстоит развернуть исследование, и сама идея предъявляются педагогом, первым шагом является актуализация этой идеи в сознании участников проектной группы. Показав актуальность и привлекательность погружения в определенную область исследовательской деятельности, педагог тем самым пытается найти в учениках-участниках проектной группы — партнеров и единомышленников, ибо основной принцип технологии проектного обучения — это сотрудничество и сотворчество.

Начиная работу над проектом, учащиеся отвечают на такие вопросы: Что я хочу сделать? Чему я хочу научиться? Кому я хочу помочь? Название моего проекта. Какие шаги я должен предпринять для достижения цели своего проекта? На основании своих ответов учащиеся составляют план учебного проекта по следующей схеме: название проекта, проблема проекта (почему это важно для меня лично?), цель проекта (зачем мы делаем проект?), задачи проекта (что для этого мы делаем?), сроки исполнения проекта, расписание консультаций, сведения о руководителе проекта, планируемый результат, форма презентации (Приложение 1).

Планирование работы над проектом: определение временных рамок, ограничивающих этапы работы; обсуждение вариантов оформления отчетности о выполненной работе; формулирование наиболее актуальных проблем, способных оказать влияние на ход проекта.

В ходе планирования педагог лишь изредка вносит коррективы в ход дискуссии по планированию проектной деятельности. Очень важно максимально предоставить инициативу учащимся, оставив себе роль консультанта и помощника. Именно на этом этапе определяются основные проблемы, относящиеся к проведению исследования: Как работать с книгами и журналами? Как правильно оформлять текст? Как проводить анкетирование и тестирование? и т.д. (Приложение 2) .

Аналитический этап: исследовательская работа учащихся и самостоятельное получение новых знаний; уточнение намеченных цели и задач; поиск и сбор информации через собственные знания и опыт учащихся; обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, приглашенными консультантами и т.д.); изучение специальной литературы, привлечение материалов средств массовой информации, Интернета. Следует отметить, что основной задачей аналитического этапа являются самостоятельное проведение учащимися исследования, самостоятельное получение и анализ информации. Педагог при этом следит за ходом исследования, его соответствием цели и задачам проекта, оказывает группам необходимую помощь, не допуская пассивности отдельных участников. В его задачу также входят корректировка деятельности групп и отдельных участников и помощь в обобщении промежуточных результатов для подведения итогов в конце этапа.

Очень важными мероприятиями аналитического этапа являются занятия, связанные с ознакомлением учащихся с алгоритмами специальных способов работы с информацией, таких, как проведение анкетирования, социологического опроса, поиска литературы и работы с ней, поиска информации в Интернете.

Необходимым является также проведение библиотечного занятия. Основной его целью является знакомство учащихся с каталожной системой библиотеки, обучение умению пользоваться системой поиска литературы. Одно из занятий аналитического этапа должно быть посвящено обучению умениям конспектировать и реферировать текстовую информацию. По окончании занятия участники проектной группы получают задание: написать сложный план своего будущего проекта и составить список используемой литературы и других источников информации. Еще одно занятие отводится знакомству с некоторыми приемами анкетирования и социологического опроса. Далее по ходу аналитического этапа работы проектной группы организуются консультационные встречи с участниками подгрупп. И, наконец, подведение итогов проделанной работы. Представители каждой из подгрупп отчитываются о проведенных социологических исследованиях, рассказывают о том, в каком состоянии находится работа над текстом проекта. Вторая, не менее важная, задача, которую обсуждают участники - подготовка к презентации.

Этап обобщения: систематизация, структурирование полученной информации и интеграция полученных знаний; построение общей логической схемы выводов для подведения итогов (в виде рефератов, докладов, конференций, видеофильмов, спектаклей, стенгазет, журналов, презентации в Интернете и т.д.). Задача педагога на этом этапе — предоставить учащимся максимальную самостоятельность и помочь проявить творческую активность в выборе форм представления результатов проекта; стимулировать формы, которые дают возможность раскрыться каждому ученику. На итоговое занятие этапа все участники приносят свои наработки. После небольшого краткого отчета о результатах проделанной работы принимается решение закончить работу над проектом и приступить к написанию выступления по материалам работы каждой из подгрупп. Целью является создание в письменной форме краткого по содержанию документа, включающего характеристику целей проведенного исследования, применявшихся методов и полученных результатов, а также сообщение о намерении продолжить исследование, если такое намерение предусматривалось авторами.

По окончании работы над проектом учащиеся подводят итоги и отвечают на следующие вопросы: Выполнил ли я то, что задумал? Что было сделано хорошо? Что было сделано плохо? Что было выполнить легко, в чем я испытывал трудности? Кто мог бы сказать спасибо мне за этот проект? Ответы на все эти вопросы помогают ребятам подготовиться к презентации своего проекта во время проектной недели и достойно выступить перед экспертным советом.

Презентация полученных результатов: осмысление полученных данных и способ достижения результата, обмен полученной информацией, а также накопленным опытом в классе или группе учащихся; обсуждение и совместная презентация участниками результатов работы над проектом; совместная презентация результатов на различных конкурсах проектов. Особенность этапа заключается в том, что само осуществление презентации в той форме, которую выбрали участники, является, по сути, учебным и ориентировано на приобретение навыков представления итогов своей деятельности. Подготовка и обобщение материала для презентации, как правило, вызывают новые вопросы и побуждают учащихся к дискуссиям. Здесь может быть подвергнут критике ход исследований, самостоятельно выявлены ошибки, допущенные в ходе работы над проектом. Задача педагога — объяснить участникам проектной группы основные правила ведения дискуссии и делового общения; стремиться выработать навыки конструктивного отношения к критике своих суждений другими и к наличию в группе многих точек зрения на решение проблемы.

Таким образом, метод проектов основывается на принципе “обучения посредством деятельности”, рассматривая ее как вид созидательной работы, в которой ученик выступает активным участником. В основе него лежит не информационный подход, ориентированный на развитие памяти, а деятельностный, нацеленный на формирование комплекса мыслительных

способностей (понимания, рефлексии, конструирующего воображения, способности к целеполаганию), необходимых для исследовательской деятельности. 

2.2.Особенности подготовки учащихся к исследовательской деятельности

Исследовательская работа предполагает индивидуальный темп и способ продвижения, обеспечивая при этом достаточно высокий уровень знания.

Процесс реализации ученической исследовательской деятельности в школе представляется возможным изобразить в виде этапов, каждый их которых выполняет определенную функцию.

Этап 1. Является самым сложным:

– выявление детей, желающих заниматься исследовательской работой, диагностика уровня интеллектуального развития, диагностика уровня умений и навыков, позволяющих заниматься исследовательской работой, диагностика способности к общению на уровне «ученик – ученик», «ученик – учитель» и т. д.;

– анализ полученных результатов;

– формирование коррекционных групп;

– работа групп (тренинги общения, деловые игры, упражнения по регулированию психологических процессов – воображение, память, логическое мышление и т. д.);

– рефлексия (анализ динамики изменений);

– мониторинг.

Вся работа на первом этапе преследует цель ориентации ребенка на успех.

Этап 2. Выбор тем, постановка проблем, задач, определение научных результатов.

Этап 3. Индивидуальная работа педагогов с учащимися-исследователями (уровень сотрудничества). Сбор материала, работа в архивах, музеях, библиотеках, лабораториях, мастерских, Интернете; консультации научных руководителей.

Этап 4. Оформление обучающимися выполненных исследований, работа на компьютерах в кабинете информатики в школе. Рецензии научных руководителей.

Этап 5. Итог исследовательской работы – ежегодная научно-практическая конференция в школе, в которой принимают участие не только юные исследователи, но и педагоги, студенты-выпускники школы, родители обучающихся. По результатам работ, представленных на секциях, экспертный совет подводит итоги работы конференции, определяет победителей, награждает всех, выступивших с защитой работ. Следовательно, обучение школьников исследовательской деятельности требует системности и определенной унификации как в организации деятельности всех сторон - ученика, учителя и экспертно-контрольных органов, - так и в оценке ее результатов. Вместе с тем система критериев оценки учебного исследования школьников должна учитывать специфику познавательной области, в которой проводилось исследование (Приложение 3).

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что учебно-исследовательская деятельность на уроках и внеклассных занятиях по литературе и русскому языку активизирует индивидуальный познавательно-творческий потенциал школьников и способствует их нравственно-эстетическому развитию.

Заключение

Итак, в своей работе мы раскрыли теоретические и практические стороны исследуемой проблемы: особенности подготовки учащихся 9-11 классов к проектной и исследовательской деятельности. На наш взгляд, именно использование метода проектов и исследовательской деятельности учащимися позволяет реализовать личностно ориентированный подход в обучении, а также и самомотивацию школьника. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного освоения обучающимися учебного материала в процессе выполнения проектов. Проект побуждает учащихся проявлять интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и общеучебными умениями, целеполагание, способность к самообразованию и самоорганизации.

Проекты удобны тем, что они очень разнообразны по форме, содержанию, характеру доминирующей деятельности, по количеству участников, по продолжительности исполнения. Формы реализации проекта также различны: это может быть статья, доклад на конференцию, стенгазета, альманах, мультимедийная презентация, творческий отчет, сборник сочинений, стихотворений и т.д.

Применение исследовательского метода в процессе обучения литературе и русскому языку и его все более широкое внедрение в школьную практику является одним из приоритетов развития современного образования. Обучающие и развивающие приемы и способы, циклы тематических уроков, семинары и элективные курсы, разработанные с учетом специфики исследовательского метода, позволяют более полно учесть как особенности образовательного учреждения, так и личные склонности учащихся.

Заметим, что невозможно заставить человека творить. Как писал фантаст А.Азимов в своем рассказе "Профессия", человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать и ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать свое право творить, способен на настоящее творчество.  Задача же учителей русского языка и литературы - мотивировать учащихся на это творчество, помочь им делать свои маленькие, а может, и большие открытия.

Таким образом, проектная и исследовательская деятельность является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие, побуждает к творческой активности.

Библиографический список

1. Павлова О.А., Федорченко П.Ю., Учитель- учителю. Из опыта работы учителей Белгородской области. Выпуск 1.Серия «Русский язык и литература»/Составители О.А.Павлова, П.Ю.Федорченко. - Белгород:ИПЦ «ПОЛИТЕРРА»,2006.- С.22-28, 51-54

2. Пахомова Н., Учебный проект: его возможности / Н.Пахомова//Учитель.- 2000.- № 4.- С.52-55

3. Пахомова Н., Учебные проекты: методология поиска / Н.Пахомова//Учитель.- 2000.- № 1.- С.41-45

4. Черкашина Т.В., Литература.10класс. Проектная деятельность./Т.В.Черкашина.- Волгоград: Корифей, 2005,- 112с.

5. Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы.- Режим доступа: http:// 56ouo43.com/school/6/index.

6.Образовательная технология проектной деятельности.- Режим доступа: Http://www.depedu.yar.ru/

7.Как развивать интерес учащихся к исследовательской деятельности.- Режим доступа: http:// lingvist.ucoz.ru

8. Проектная деятельность в школе.- Режим доступа: Http:// psy.1september.ru/

9. Подготовка младших школьников к проектной деятельности.- Режим доступа: http:// sandbox.openclass.ru

10. Проектная и исследовательская деятельность учащихся.- Режим доступа: http:// www.sch 996.edusite.ru

Приложение 1

План действий учащихся в проекте

Каждая группа, участвующая в проекте, получает "План действий учащихся в проекте", включающий в себя:

1. Выбор темы проекта (исследования).

2. Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь?) Записать ответы.

3. Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение - гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему?) Записать ответы.

4. Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат?) Записать план своих действий, время выполнения каждого шага.

5. Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).

6. Получаем результаты. (Если что-то не удалось - это тоже результат).

7. Анализируем результаты. (Сравниваем полученные результаты с данной гипотезой).

8. Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.

9. Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.

Эти памятки помогают учащимся успешно двигаться к достижению цели - созданию проекта.

Приложение 2

Алгоритм деятельности учителя и учащихся  в технологии проектного обучения. 

Этапы работы

Содержание работы

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

1. Подготовительный

Определение темы и целей проекта

Обсуждение и выбор темы

Предлагает темы проектов

Выделение подтем в теме проекта

Выбор подтемы или предложение новой подтемы

Совместное обсуждение подтем проекта

Формирование творческих групп

Объединение в микрогруппы, распределение обязанностей между членами команды

Организационная работа по объединению школьников в группы

Подготовка материалов к исследовательской работе

Совместная работа по разработке заданий, вопросов для поисковой деятельности, подбор литературы

Установление способов предоставления результатов (формы отчета) и критериев оценки результата и процесса

Обсуждение и корректировка форм предоставления результата и критерий оценивания

Предлагает формы отчета и примерные критерии оценивания

2. Планирование

Определение источников, способов сбора и анализа информации

Корректировка и дополнение предложений учителя

Предлагает основную литературу, способы сбора информации

3.Разработка проекта

Осуществление накопления информации путем работы с литературой, анкетирование, эксперимент и др., ее обобщение

Поисковая деятельность по накоплению, систематизации, обобщению информации

Консультации, координирование работы обучающихся

4. Оформление результатов

Оформление результатов согласно выбранной форме отчета

Оформление результатов согласно выбранной форме отчета

Консультации, координирование работы обучающихся

5. Презентация

Предоставление выполненной работы

Доклад о результатах работы

Организация экспертизы с приглашением педагогов школы, старшеклассников

6. Оценивание

Оценка работ согласно разработанным критериям

Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок

Совместное с экспертной группой оценивание, выявление неиспользованных возможностей, потенциала продолжения работы


Приложение 3

Критерии оценивания работ учащихся

1.   Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом.

2.    Степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;

3.    Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;                                                                                         

4.    Количество новой информации, использованной для выполнения проекта;

5.    Степень осмысления использованной информации;

6.    Уровень сложности и степень владения использованными методиками;

7.    Оригинальность идеи, способа решения проблемы;

8.    Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;

9.    Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;

10.  Владение рефлексией;

11.  Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

12.  Социальное и прикладное значение полученных результатов.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Государственное образовательное учреждение дополнительного образования «Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки  iconГосударственное образовательное учреждение дополнительного образования...
«Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов»
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования «Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки  iconГлавная особенность есенинской природы – ее очеловеченность
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов и...
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования «Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки  iconФакультет повышения квалификации
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования ( повышения квалификации) специалистов «Кузбасский...
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования «Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки  iconГосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального...
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования «Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки  iconЛитература
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования ( повышения квалификации) специалистов «Кузбасский...
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования «Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки  iconУрока по информатике в 5 классе согласно фгос по теме «Хранение информации»
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский...
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования «Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки  iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессиональногообразования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский...
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования «Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки  iconИзложение-вид письменных творческих работ
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов. «Кузбасский...
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования «Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки  iconБелгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки...
Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования «Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки  iconСлужба по контролю в области образования Красноярского края
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)...
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования «Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки  iconИ. М. Резниченко кандидат педагогических наук, доцент
Белгородский Региональный Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования «Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки  iconРоссийская Федерация Белгородская область департамент образования,...
«Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов»
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования «Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки  iconМетодические рекомендации по проведению декады (недели) молодого потребителя
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования «Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки  iconОрганизационно методическая поддержка введения профильного обучения учащихся
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования «Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки  iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Краевое государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)...
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования «Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки  icon«О порядках и сроках прохождения повышения квалификации и профессиональной...
Кировское областное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск