Рабочая программа учебной дисциплины «низшие растения оренбургской области»





Скачать 335.81 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «низшие растения оренбургской области»
страница1/2
Дата публикации31.12.2014
Размер335.81 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Бузулукский гуманитарно–технологический институт

(филиал) федерального бюджетного государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный университет»

Кафедра биологии






Утверждаю

Декан естественнонаучного факультета


Мясников Ю.А.


“____”______________20.… г




рабочая программа

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«НИЗШИЕ РАСТЕНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ»



Направление подготовки - 020400.62 Биология
Профиль подготовки: биоэкология
Квалификация выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная

Бузулук 2011
Рецензент:

Кандидат биологических наук Коршикова Н.А.
Рабочая программа дисциплины «Низшие растения Оренбургской области» /сост. П.А.Кожакин – Бузулук: БГТИ (филиал) ОГУ, 2011. - 19с.

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла студентам очной формы обучения бакалавриата 020400.62 Биология в 6 семестре полный срок обучения и во 2 семестре сокращённый срок обучения.

Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированных бакалавров 020400.62 Биология, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.02.2010 №101.

Составитель ___________________П.А.Кожакин

12.04.2011

© Кожакин П.А., 2011

© БГТИ (филиал) ОГУ,2011

Содержание


1

Цели и задачи освоения дисциплины…………………………………

4

2

Место дисциплины в структуре ООП ВПО………………………….

4

3

Требования к результатам освоения содержания дисциплины……

5

4

Содержание и структура дисциплины……………………………….

6

4.1

Содержание разделов дисциплины…………………………………..

6

4.2

Структура дисциплины……………………………………………….

7

4.3

Лабораторные занятия…………….……………………………………

8

4.4

Практические занятия…………………………………………………

9

4.5

Самостоятельное изучение разделов дисциплины………………….

9

5

Образовательные технологии…………………………………………

10

5.1

Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях…………………………………………………...


10

6

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации…………………………………………….


10

6.1

Вопросы для контроля знаний по дисциплине «Низшие растения Оренбургской области»………………………………………………


10

6.2

Примеры тестовых заданий для проведения промежуточного контроля знаний……………………………………………..................


11

6.3

Вопросы к зачёту по дисциплине «Низшие растения Оренбургской области»…………………………………………………………………


12

7

Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля)………….

15

7.1

Основная литература…………………………………………………..

15

7.2

Дополнительная литература…………………………………………..

15

7.3

Периодические издания………………………………………………..

16

7.4

Интернет-ресурсы………………………………………………………

16

7.5

Методические указания к практическим занятиям (семинарам)……

15

7.6

Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий……………………………………….


17

8

Материально - техническое обеспечение дисциплины…………..

17




Лист согласования рабочей программы дисциплины………………

18




Дополнения и изменения в рабочей программе дисциплины………

19



1 Цели и задачи освоения дисциплины
Цель преподавания дисциплины - дать знания о низших растениях и грибах, произрастающих в Оренбургской области, особенностях их биологии и экологии.

Задачами курса являются:

  • изучение низших растений, произрастающих в Оренбургской области, их значение в деятельности человека и экологии;

  • изучение грибов, произрастающих в области.


2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина «Низшие растения Оренбургской области» относится к профессиональному циклу и входит в состав вариативной части ООП Б.3.2.2.

Освоение дисциплины готовит к работе со следующими объектами профессиональной деятельности бакалавров:

  • грибы, произрастающие в Оренбургской области;

  • водоросли нашей области;

  • споровые растения области;

Дисциплина готовит к решению следующих задач в области профессиональной деятельности:

  • описывать анатомо-морфологические признаки низших растений и грибов;

  • описывать жизненные циклы низших растений и грибов;

  • определять систематическую принадлежность водорослей и грибов.

  • осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.

Для освоения дисциплины «Низшие растения Оренбургской области» обучающиеся используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в ходе дисциплин:

  • ботаника низших растений;

  • физиология растений;

  • экология и рациональное природопользование;

  • цитология и гистология;

  • Науки о Земле.

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для изучения следующих дисциплин:

  • прикладная экология;

  • экология среды;

  • прохождения научно-исследовательской и квалификационной практик.

3 Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки (специальности):

а) общекультурных (ОК):

  • следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и природы (принципы биоэтики), имеет чёткую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека (ОК-1);

  • проявляет экологическую грамотность и использует базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения (ОК-8);

б) профессиональных (ПК):

  • демонстрирует базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимание значения биоразнообразия для устойчивости биосферы (ПК-1);

  • использует методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов (ПК-2);

  • применяет современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой (ПК-5);

  • знает принципы мониторинга, оценки состояния природной среды и охраны живой природы, участвует в планировании и реализации соответствующих мероприятий (ПК-12);


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

  • основные систематические единицы низших растений, произрастающих на территории области;

  • отличительные черты основных таксонов низших растений;

  • особенности внутреннего и внешнего строения, размножения и распространения низших растений;

  • видовые названия низших растений, произрастающих на территории Оренбургской области.


Уметь:

  • Характеризовать систематическое положение представителей растительного мира;

  • Описывать анатомо-морфологические признаки низших растений;

  • Описывать жизненные циклы низших растений и грибов;

  • Определять систематическую принадлежность водорослей и грибов.

Владеть:

  • научным языком и терминологией дисциплины;

  • методами работы с современной биологический техникой;

  • навыками анализа и синтеза получаемой биологический информации;

  • приемами сбора, первичной и математической обработки биологических данных;

  • навыками видовой идентификации растений в нативных условиях, а также по коллекционным образцам.


Приобрести опыт деятельности:

  • по проведению микроскопических исследований;

  • проведению самостоятельных экспериментов ботанической направленности в натуральных и лабораторных условиях


4 Содержание и структура дисциплины (модуля)

4.1 Содержание разделов дисциплины


№ раздела

Наименование
раздела (модуля)

Содержание раздела (модуля)

Форма текущего
контроля

1

Введение в дисциплину

Основные этапы становления ботаники, как науки. Цель, задачи, методы современной ботаники. Ботаника низших растений. Группы низших растений.

ДЗ, реферат, устный опрос

Модуль1 – Представители царства грибов, произрастающие на территории области

2

Биология грибов, произрастающих на территории области

История изучения грибов. Место грибов в системе живой природы. Характерные черты грибов, их экологические группы. Характерные черты строения, размножения и экологии Зигомицетов, Аскомицетов, Базидиомицетов.

ДЗ, тестовый контроль, коллоквиум

Модуль 2 – одноклеточно протисты.

3

Одноклеточные протисты

Место протистов в системе живой природы. Характеристика строения, размножения, экологии оомицетов, эвгленовых, динофлагеллятов, диатомей, миксомицетов.

коллоквиум

Модуль 3 – водоросли Оренбургской области.

4

Биология водорослей Оренбургской области.

Характерные черты цианобактерий. Строение, размножение, экология водорослей разных отделов: Зеленые водоросли, Бурые, Красные водоросли.

Письменный опрос, коллоквиум, рефераты


4.2 Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц (108 часов).

Трудоёмкость дисциплины в 6 семестре полный срок обучения 3 зачётных единицы (108 часов)

Вид работы

Трудоёмкость, часов

6 сем

Всего

Общая трудоёмкость

108

108

Аудиторная работа

54

54

Перезачёт

-

-

Практические занятия (ПЗ)

Лабораторные занятия (ЛБ)

36

18

36

18

Самостоятельная работа

54

54

Реферат (Р)

10

10

Эссе

-

-

Контрольная работа

-

-

Самоподготовка

10

10

Самостоятельное изучение разделов

20

20

Подготовка к лабораторным занятиям

5

5

Повторение лекционного материала и материала учебников

9

9

Подготовка и сдача зачёта

-

-

Вид итогового контроля

зачёт

зачёт


Трудоёмкость дисциплины во 2 семестре сокращённый срок обучения 3 зачётных единицы (108 часов)

Вид работы

Трудоёмкость, часов

2 сем

Всего

Общая трудоёмкость

108

108

Переаттестация

108

108

Аудиторная работа:

-

-

Лекции (Л)

Практические занятия (ПЗ)

-

-

-

-

Самостоятельная работа

-

-

Реферат (Р)

-

-

Эссе

-

-

Контрольная работа

-

-

Самоподготовка

-

-

Самостоятельное изучение разделов

-

-

Подготовка к лабораторным занятиям

-

-

Повторение лекционного материала и материала учебников

-

-

Подготовка и сдача экзамена

-

-

Вид итогового контроля

экзамен

экзамен


Разделы дисциплины, изучаемые студентами полного срока обучения в 6 семестре

№ раздела

Наименование раздела

Количество часов

Всего

Аудиторная работа

Внеаудит. работа (СР)

ПЗ

Лб

1

Введение в дисциплину.

20

8

-

12

2

Биология грибов, произрастающих на территории области.

30

10

6

14

3

Одноклеточные протисты.

28

8

6

14

4

Биология водорослей Оренбургской области.

30

10

6

14




Итого:

108

36

18

54


4.3 Лабораторные занятия

Лабораторные занятия для студентов полного срока обучения в 6 семестре

№ занятия

№ раздела

Тема

Кол-во часов

1

2

Отдел Зигомицеты

4

2

2

Отдел Аксомицеты

2

3

2

Отдел Базидиомицеты

2

4

3

Одноклеточные протисты

2

5

4

Зеленые водоросли

2

6

4

Бурые водоросли

2

7

4

Красные водоросли

2

8

4

Отдел Лишайники

2

Итого:

18

4.4 Практические занятия
Практические занятия для студентов полного срока обучения в 6 семестре

№ занятия

№ раздела

Тема

Кол-во часов

1

1

История развития дисциплины. Ботаника низших растений. Группы низших растений.

2

2

2

История изучения грибов.

4

3

2

Место грибов в системе живой природы.

4

4

2

Характерные черты грибов, их экологические группы.

4

5

2

Виды грибов, произрастающих на территории Оренбургской области.

4

6

3

Место протистов в системе живой природы. Протисты Оренбургской области.

2

7

4

Строение, размножение, экология водорослей разных отделов.

4

8

4

Особенности строения и экологии зелёных водорослей

4

9

4

Хозяйственной использование водорослей.

4

10

4

Особенности строения и жизнедеятельности лишайников. Лишайники Оренбургской области.

4

Итого:

36


4.5 Самостоятельное изучение разделов дисциплины
Самостоятельное изучение разделов дисциплины студентами полного и сокращённого сроков обучения



раздела

Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение

Кол-во часов

1

История развития дисциплины.

4

2

Значение грибов в жизни человека

4

2

Отдел Дейтеромицеты

4

3

Экологическая роль протистов.

4

4

Эволюция водорослей.

4

Итого:

20

5 Образовательные технологии
В процессе преподавания дисциплины используются следующие образовательные технологии: лекция, метод малых групп.

При организации самостоятельной работы используются следующие образовательные технологии: работа с книгой, поиск дополнительной информации, использование интернет-ресурсов.
5.1 Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях


№ раздела

Вид занятия (Л, ПР, С)

Используемые интерактивные образовательные технологии

Кол-во часов

2

ПР

Компьютерные презентации, работа с интерактивным диском «Открытая биология».

4

3

ПР

Учебная дискуссия: «Использование низших растений в биоиндикации окружающей среды».

2

3

ПР

Учебная дискуссия: «Значение низших растений для поддержания баланса в экосистемах Оренбургской области».

2

Итого:

8



6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Программой дисциплины предусмотрены следующие виды текущего контроля: устный, письменный, тестовый контроль знаний, написание рефератов.

Итоговый формой контроля знаний, умений и навыков по дисциплине для студентов полного срока обучения является зачет. Он проводится по билетам, включающим два теоретических вопроса по разным разделам дисциплины.
6.1 Вопросы для контроля знаний по дисциплине «Низшие растения Оренбургской области»


  1. История развития дисциплины «Ботаника низших растений».

  2. Группы низших растений.

  3. Место грибов в системе живой природы.

  4. Съедобные грибы Оренбургской области.

  5. Ядовитые грибы Оренбургскй области.

  6. Место протистов в системе живой природы

  7. Особенности строения и жизнедеятельности лишайников.

  8. Лишайники Оренбургской области.


6.2 Примеры тестовых заданий для проведения промежуточного контроля знаний





1

Коньюгация это:




А

Половой процесс, при котором сливаются внешне неотличимые гаметы




Б

Процесс бесполого размножения, при котором образуются апланоспоры




В

Половой процесс, при котором функцию гамет выполняют протопласты клеток




Г

Процесс бесполого размножения, при котором образуются зооспоры




Д

Половой процесс, при котором сливаются внешне отличные гаметы

2

Структура таллома, представленная одной крупной клеткой с большим числом ядер называется:

А

Пальмеллоидной

Б

Сифональной

В

Гетеротрихальной

Г

Сифонокладальной

Д

Коккоидной

3

Специальные клетки размножения в колонии Volvox называются:

А

Скафидии

Б

Гонидии

В

Спорогоны

Г

Гаметангии

Д

Спермации

4

Прокариоты не могут размножаться с помощью:

А

гаметангиогамии

Б

Трансдукции

В

Почкования

Г

Коньюгации

Д

С помощью спор

5

После конюьгации из 4-х образующихся клеток остается одна у представителей семейства:

А

Мезотениевые

Б

Десмидиевые

В

сифоновые

Г

Зигнемовые

Д

Хетофоровые



6



У какой группы диатомовых есть половое размножение

А

У всех

Б

У морских центрических

В

У шовных

Г

У пресноводных перистых

Д

У морских перистых

7

Нити, состоящие из карпоспор и растущие из брюшка карпогона красных водорослей после оплодотворения:

А

Гонимобласты

Б

Ообластемные нити

В

Гормогонии

Г

Антеридии

Д

Гаустории

8

Тип полового процесса у красных водорослей называется:

А

Изогамия

Б

хологамия

В

Оогамия

Г

Гетерогамия

Д

Коньюгация

9

Что отличает грибы от растений?

А

Осмотрофное питание

Б

Неподвижность

В

Размножение спорами

Г

Метамерность

Д

Хитин в клеточной оболочке

10

Каким из способов не осуществляется вегетативное размножение грибов:

А

фрагментацией

Б

Артроспорами

В

Склероциями

Г

Почкованием

Д

Хламидоспорами



  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «низшие растения оренбургской области» iconРабочая программа учебной дисциплины «высшие растения оренбургской области»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла студентам очной формы обучения...
Рабочая программа учебной дисциплины «низшие растения оренбургской области» iconПостановление от 9 июля 2012 г. N 586-пп Об утверждении областной...
Оренбургской области", постановлением Правительства Оренбургской области от 22 августа 2007 года n 299-п "Об утверждении порядка...
Рабочая программа учебной дисциплины «низшие растения оренбургской области» iconТема: Природное районирование. Сыртовые ландшафты Русской равнины
Оборудование. Атлас Оренбургской области, физическая карта Оренбургской области, учебник География Оренбургской области
Рабочая программа учебной дисциплины «низшие растения оренбургской области» iconРабочая программа учебной дисциплины «почвы оренбургской области»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору вариативной части профессионального цикла студентам очной формы...
Рабочая программа учебной дисциплины «низшие растения оренбургской области» iconРабочая программа учебной дисциплины «экологические проблемы оренбургской области»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла студентам...
Рабочая программа учебной дисциплины «низшие растения оренбургской области» iconКонспект занятия «Красная книга Волгоградской области. Растения»
Мобу «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа имени Марченко А. А.» Бузулукского района, Оренбургской области
Рабочая программа учебной дисциплины «низшие растения оренбургской области» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование : Диск «Высшие и низшие растения», гербарии, репродукции художникова
Рабочая программа учебной дисциплины «низшие растения оренбургской области» iconОренбургской области
Риотическое воспитание граждан Оренбургской области на 2006-2010 годы» и Положением с марта по октябрь 2007 года проводился ежегодный...
Рабочая программа учебной дисциплины «низшие растения оренбургской области» iconПояснительная записка Планирование составлено на основе: программно...
А. А. Чибилева, Р. Ш. Ахметова, рекомендованных экспертным советом Главного управления образования Администрации Оренбургской области...
Рабочая программа учебной дисциплины «низшие растения оренбургской области» iconРабочая программа учебной дисциплины лекарственные растения дагестана
...
Рабочая программа учебной дисциплины «низшие растения оренбургской области» iconДоклад о соблюдении прав человека в оренбургской области и деятельности...
...
Рабочая программа учебной дисциплины «низшие растения оренбургской области» iconОбласти за 2012 год Оренбург 2012 г
Постановление «Об утверждении ежегодного доклада Общественной палаты Оренбургской области «О состоянии гражданского общества в Оренбургской...
Рабочая программа учебной дисциплины «низшие растения оренбургской области» iconРабочая программа учебной дисциплины химия 2012г рабочая программа...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области
Рабочая программа учебной дисциплины «низшие растения оренбургской области» iconРабочая программа учебной дисциплины физика 2012 рабочая программа...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области Пошехонский сельскохозяйственный...
Рабочая программа учебной дисциплины «низшие растения оренбургской области» iconНоминации
Выдвижение работ проходит в соответствии с пунктами 7, 8 приложения к указу Губернатора Оренбургской области от 12. 11. 2012 №781-ук...
Рабочая программа учебной дисциплины «низшие растения оренбургской области» iconНоминации
Выдвижение работ проходит в соответствии с пунктами 7 и 8 приложения к указу Губернатора Оренбургской области от 12. 11. 2012 №781-ук...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск