МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бузулукский гуманитарно–технологический институт
(филиал) федерального бюджетного государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет»
Кафедра биологии
| Утверждаю
Декан естественнонаучного факультета Мясников Ю.А.
“____”______________20.… г
|
рабочая программа
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ВЫСШИЕ РАСТЕНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ»
Направление подготовки - 020400.62 Биология Профиль подготовки: биоэкология Квалификация выпускника: бакалавр Форма обучения: очная
Бузулук 2011 Рецензент:
Кандидат биологических наук Коршикова Н.А. Рабочая программа дисциплины «Высшие растения Оренбургской области» /сост. П.А.Кожакин – Бузулук: БГТИ (филиал) ОГУ, 2011. - 21с.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла студентам очной формы обучения бакалавриата 020400.62 Биология в 7 семестре (полный срок обучения), в 6 у сокращённого срока.
Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированных бакалавров 020400.62 Биология, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.02.2010 №101.
Составитель ___________________П.А.Кожакин
2011
© Кожакин П.А., 2011
© БГТИ (филиал) ОГУ,2011 Содержание
1
| Цели и задачи освоения дисциплины…………………………………
| 4
| 2
| Место дисциплины в структуре ООП ВПО………………………….
| 4
| 3
| Требования к результатам освоения содержания дисциплины……
| 5
| 4
| Содержание и структура дисциплины……………………………….
| 6
| 4.1
| Содержание разделов дисциплины…………………………………..
| 6
| 4.2
| Структура дисциплины……………………………………………….
| 7
| 4.3
| Лабораторные занятия…………….……………………………………
| 9
| 4.4
| Практические занятия…………………………………………………
| 9
| 4.5
| Самостоятельное изучение разделов дисциплины………………….
| 11
| 5
| Образовательные технологии…………………………………………
| 11
| 5.1
| Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях…………………………………………………...
|
11
| 6
| Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации…………………………………………….
|
12
| 6.1
| Вопросы для контроля знаний по дисциплине «Высшие растения Оренбургской области»………………………………………………
|
12
| 6.2
| Примеры тестовых заданий для проведения промежуточного контроля знаний……………………………………………..................
|
13
| 6.3
| Вопросы к зачёту по дисциплине «Высшие растения Оренбургской области»…………………………………………………………………
|
14
| 7
| Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля)………….
| 17
| 7.1
| Основная литература…………………………………………………..
| 17
| 7.2
| Дополнительная литература…………………………………………..
| 18
| 7.3
| Периодические издания………………………………………………..
| 18
| 7.4
| Интернет-ресурсы………………………………………………………
| 18
| 7.5
| Методические указания к практическим занятиям (семинарам)……
| 19
| 7.6
| Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий……………………………………….
|
19
| 8
| Материально - техническое обеспечение дисциплины…………..
| 19
|
| Лист согласования рабочей программы дисциплины………………
| 20
|
| Дополнения и изменения в рабочей программе дисциплины………
| 21
|
1 Цели и задачи освоения дисциплины Цель преподавания дисциплины - дать знания о высших растениях, произрастающих в Оренбургской области, особенностях их биологии и экологии.
Задачами курса являются:
изучение высших растений, произрастающих в Оренбургской области, их значение в деятельности человека и экологии;
2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО Дисциплина «Высшие растения Оренбургской области» относится к профессиональному циклу и входит в состав вариативной части ООП Б.3.2.3.
Освоение дисциплины готовит к работе со следующими объектами профессиональной деятельности бакалавров:
голосеменные растения нашей области;
цветковые растения области;
Дисциплина готовит к решению следующих задач в области профессиональной деятельности:
описывать анатомо-морфологические признаки высших растений;
описывать жизненные циклы высших растений;
определять систематическую принадлежность растения;
осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.
Для освоения дисциплины «Высшие растения Оренбургской области» обучающиеся используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в ходе дисциплин:
систематика высших растений;
физиология растений;
экология и рациональное природопользование;
цитология и гистология;
Науки о Земле.
Освоение данной дисциплины является необходимой основой для изучения следующих дисциплин:
прикладная экология;
экология среды;
прохождения научно-исследовательской и квалификационной практик.
3 Требования к результатам освоения содержания дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки (специальности):
а) общекультурных (ОК):
следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и природы (принципы биоэтики), имеет чёткую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека (ОК-1);
проявляет экологическую грамотность и использует базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения (ОК-8);
б) Профессиональных (ПК):
демонстрирует базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимание значения биоразнообразия для устойчивости биосферы (ПК-1);
использует методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов (ПК-2);
применяет современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой (ПК-5).
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
основные систематические единицы высших растений, произрастающих на территории области;
отличительные черты основных таксонов высших растений;
особенности внутреннего и внешнего строения, размножения и распространения высших растений;
видовые названия высших растений, произрастающих на территории Оренбургской области.
Уметь:
Характеризовать систематическое положение представителей растительного мира;
Описывать анатомо-морфологические признаки высших растений;
Описывать жизненные циклы высших растений;
Определять систематическую принадлежность высших растений, произрастающих на территории Оренбургской области.
Владеть:
научным языком и терминологией дисциплины;
методами работы с современной биологический техникой;
навыками анализа и синтеза получаемой биологический информации;
приемами сбора, первичной и математической обработки биологических данных;
навыками видовой идентификации растений в нативных условиях, а также по коллекционным образцам.
Приобрести опыт деятельности:
по проведению микроскопических исследований;
проведению самостоятельных экспериментов ботанической направленности в натуральных и лабораторных условиях
4 Содержание и структура дисциплины (модуля)
4.1 Содержание разделов дисциплины
№ раздела
| Наименование раздела (модуля)
| Содержание раздела (модуля)
| Форма текущего контроля
| 1
| Введение в дисциплину
| Основные этапы становления ботаники, как науки. Цель, задачи, методы современной ботаники. Ботаника высших растений. Группы высших растений.
| ДЗ, реферат, устный опрос
| Модуль 1 – Мохообразные, хвощевидные и плауновидные Оренбургской области.
| 2
| Отделы мохообразные, хвощевидные и плауновидные
| Мхи, хвощи и плауны, произрастающие на территории Оренбургской области. Особенно морфологии и анатомии. Хозяйственное и экологическое значение.
| ДЗ, тестовый контроль, коллоквиум
| Модуль 2 – Современные папоротникообразные и голосеменные Оренбургской области
| 3
| Отделы папоротнико- образные и голосеменные
| Современные папоротникообраз- ные области. Голосеменные растения, произрастающие в области. Класс хвойные: значение сосны обыкновенной в хозяйственной деятельности населения области. Бузулукский бор. Особенности внутреннего и внешнего строения.
| ДЗ, тестовый контроль, коллоквиум
| Модуль 3 – Покрытосеменные (цветковые) Оренбургской области
| 4
| Отдел покрытосемен- ные или цветковые.
| Представители цветковых, произрастающих на территории Оренбургской области. Особенности строения и жизнедеятельности.
| Письменный опрос, коллоквиум, рефераты
|
4.2 Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц (108 часов).
Трудоёмкость дисциплины в 7 семестре полный срок обучения 3 зачётных единицы (108 часов)
Вид работы
| Трудоёмкость, часов
| 7 сем
| Всего
| Общая трудоёмкость
| 108
| 108
| Аудиторная работа
| 54
| 54
| Переаттестация
| -
| -
| Практические занятия (ПЗ)
Лабораторные занятия (ЛБ)
| 36
18
| 36
18
| Самостоятельная работа
| 54
| 54
| Реферат (Р)
| 10
| 10
| Эссе
| -
| -
| Контрольная работа
| -
| -
| Самоподготовка
| 10
| 10
| Самостоятельное изучение разделов
| 16
| 16
| Подготовка к лабораторным занятиям
| 10
| 10
| Повторение лекционного материала и материала учебников
| 8
| 8
| Подготовка и сдача зачёта
| -
| -
| Вид итогового контроля
| зачёт
| зачёт
|
Трудоёмкость дисциплины сокращённый срок обучения в 6 семестре 3 зачётных единицы (108 часов)
Вид работы
| Трудоёмкость, часов
| сем
| Всего
| Общая трудоёмкость
| 108
| 108
| Переаттестация
| 36
| 36
| Аудиторная работа:
| 28
| 28
| Практические занятия (ПЗ)
Лабораторные занятия (Лб)
| 14
14
| 14
14
| Самостоятельная работа
| 26
| 26
| Реферат (Р)
| 9
| 9
| Эссе
| -
| -
| Контрольная работа
| -
| -
| Самоподготовка
| -
| -
| Самостоятельное изучение разделов
| 10
| 10
| Подготовка к лабораторным занятиям
| 5
| 5
| Повторение лекционного материала и материала учебников
| 2
| 2
| Подготовка и сдача экзамена
| 18
| 18
| Вид итогового контроля
| экзамен
| экзамен
|
Разделы дисциплины, изучаемые студентами полного срока обучения в 7 семестре
№ раздела
| Наименование раздела
| Количество часов
| Всего
| Аудиторная работа
| Внеаудит. работа (СР)
| ПЗ
| Лб
| 1
| Введение в дисциплину.
| 20
| 8
| -
| 12
| 2
| Отделы мохообразные, хвощевидные и плауновидные
| 30
| 10
| 6
| 14
| 3
| Отделы папоротникообразные и голосеменные
| 28
| 8
| 6
| 14
| 4
| Отдел покрытосеменные или цветковые.
| 30
| 10
| 6
| 14
|
| Итого:
| 108
| 36
| 18
| 54
|
Разделы дисциплины, изучаемые студентами сокращённого срока обучения в 6 семестре
№ раздела
| Наименование раздела
| Количество часов
| Всего
| Аудиторная работа
| Внеаудит. работа (СР)
| ПЗ
| Лб
| 1
| Введение в дисциплину.
| 9
| 3
| -
| 6
| 2
| Отделы мохообразные, хвощевидные и плауновидные
| 15
| 4
| 5
| 6
| 3
| Отделы папоротникообразные и голосеменные
| 15
| 4
| 4
| 7
| 4
| Отдел покрытосеменные или цветковые.
| 15
| 3
| 5
| 7
|
| Итого:
| 54
| 14
| 14
| 26
|
4.3 Лабораторные занятия
Лабораторные занятия для студентов полного срока обучения в 7 семестре
№ занятия
| № раздела
| Тема
| Кол-во часов
| 1
| 2
| Морфология и анатомия листостебельных мхов Оренбургской области.
| 2
| 2
| 2
| Плауновидные и Хвощевидные Оренбургской области. Анатомия и морфология.
| 2
| 3
| 3
| Внутреннее и внешнее строение Ппапоротниковидных.
| 2
| 4
| 3
| Голосеменные. Внутреннее строение на примере сосны.
| 2
| 5
| 3
| Размножение голосеменных.
| 2
| 6
| 4
| Строение цветка покрытосеменных.
| 2
| 7
| 4
| Соцветия и плод.
| 4
| 8
| 4
| Разнообразие цветковых растений Оренбургской области.
| 2
| Итого:
| 18
| Лабораторные занятия для студентов сокращённого срока обучения в 6 семестре
№ занятия
| № раздела
| Тема
| Кол-во часов
| 1
| 2
| Морфология и анатомия листостебельных мхов Оренбургской области.
| 2
| 2
| 2
| Плауновидные и Хвощевидные Оренбургской области. Анатомия и морфология.
| 2
| 3
| 3
| Внутреннее и внешнее строение Ппапоротниковидных.
| 2
| 4
| 3
| Голосеменные. Внутреннее строение на примере сосны.
| 2
| 5
| 3
| Размножение голосеменных.
| 2
| 6
| 4
| Строение цветка покрытосеменных.
| 2
| 7
| 4
| Разнообразие цветковых растений Оренбургской области.
| 2
| Итого:
| 14
| 4.4 Практические занятия
Практические занятия для студентов полного срока обучения в 7 семестре
№ занятия
| № раздела
| Тема
| Кол-во часов
| 1
| 2
| Представители мохообразных Оренбургской области.
| 2
| 2
| 2
| Плауновидные нашей области.
| 2
| 3
| 2
| Представители хвощевидных, произрастающих на территории нашей области.
| 2
| 4
| 3
| Отдел папоротникообразные.
| 2
| 5
| 3
| Голосеменные Оренбургской области.
| 4
| 6
| 3
| Хозяйственное значение представителей голосеменных.
| 4
| 7
| 4
| Особенности покрытосеменных растений.
| 2
| 8
| 4
| Разнообразие цветковых Оренбургской области.
| 4
| 9
| 4
| Представители класса однодольных, произрастающих на территории области.
| 6
| 10
| 4
| Представители класса двудольных, произрастающих на территории Оренбургской области.
| 8
| Итого:
| 36
|
Практические занятия для студентов сокращённого срока обучения в 6 семестре
№ занятия
| № раздела
| Тема
| Кол-во часов
| 1
| 2
| Представители мохообразных Оренбургской области.
| 2
| 2
| 2
| Плауновидные нашей области.
| 2
| 3
| 2
| Представители хвощевидных, произрастающих на территории нашей области.
| 2
| 4
| 3
| Отдел папоротникообразные.
| 2
| 5
| 3
| Голосеменные Оренбургской области.
| 2
| 6
| 3
| Хозяйственное значение представителей голосеменных.
| 2
| 7
| 4
| Особенности покрытосеменных растений.
| 2
| Итого:
| 14
|
4.5 Самостоятельное изучение разделов дисциплины Самостоятельное изучение разделов дисциплины студентами полного срока обучения
№
раздела
| Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение
| Кол-во часов
| 1
| История развития дисциплины.
| 4
| 1
| Группы высших растений Оренбургской области
| 4
| 3
| Реликтовые голосеменные, произраставшие на территории нашей области
| 4
| 3
| Редкие и исчезающие виды, занесённые в красную книгу Оренбургской области.
| 4
| Итого:
| 16
|
Самостоятельное изучение разделов дисциплины студентами полного срока обучения
№
раздела
| Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение
| Кол-во часов
| 1
| История развития дисциплины.
| 6
| 1
| Группы высших растений Оренбургской области
| 6
| 3
| Реликтовые голосеменные, произраставшие на территории нашей области
| 7
| 3
| Редкие и исчезающие виды, занесённые в красную книгу Оренбургской области.
| 7
| Итого:
| 26
|
5 Образовательные технологии В процессе преподавания дисциплины используются следующие образовательные технологии: лекция, метод малых групп.
При организации самостоятельной работы используются следующие образовательные технологии: работа с книгой, поиск дополнительной информации, использование интернет-ресурсов.
5.1 Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях
№ раздела
| Вид занятия (Л, ПР, С)
| Используемые интерактивные образовательные технологии
| Кол-во часов
| 2
| ПР
| Компьютерные презентации, работа с интерактивным диском «Открытая биология».
| 4
| 3
| ПР
| Учебная дискуссия: «Происхождение цветковых растений».
| 2
| 3
| ПР
| Учебная дискуссия: «Роль высших растений в поддержании климата на планете».
| 2
| Итого:
| 8
| 6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Программой дисциплины предусмотрены следующие виды текущего контроля: устный, письменный, тестовый контроль знаний, написание рефератов.
Итоговый формой контроля знаний, умений и навыков по дисциплине для студентов полного срока обучения является зачет. Он проводится по билетам, включающим два теоретических вопроса по разным разделам дисциплины. 6.1 Вопросы для контроля знаний по дисциплине «Высшие растения Оренбургской области»
Отдел хвощевидные. Общая характеристика, жизненный цикл. Представители, произрастающие на территории области.
Отдел папоротниковидные. Общая характеристика. Жизненный цикл щитовника мужского. Представители флоры Оренбургской области.
Отдел голосеменные. Общая характеристика.
Отдел голосеменные. Цикл воспроизведения на примере сосны обыкновенной. Значение для хозяйственной деятельсности населения области. Бузулукский бор.
Отдел покрытосеменные. Общая характеристика. Теории происхождения цветка.
Классы покрытосеменных. Признаки различия однодольных и двудольных растений.
Общая характеристика однодольных, произрастающих на территории Оренбургской области. Их хозяйственное значение.
Важнейшие представители двудольных, входящих в состав флоры области.
Виды, занесённые в красную книгу Оренбургской области.
Семейство бобовые. Общая характеристика. Строение цветка. Плод. Важнейшие представители.
Семейство пасленовые. Общая характеристика. Строение цветка. Плоды пасленовых. Важнейшие представители.
6.2 Примеры тестовых заданий для проведения промежуточного контроля знаний 1 Основное вегетирующее тело мохообразных представлено
А) спорофитом
Б) гаметофитом
В)пластинкой
Г) слоевищем
2 Заросток мха прикрепляется к почве за счет
А) листочков
Б) ризоидов
В)почек
Г) корней
3 На гаметофите мохообразных развиваются
А) архегонии
Б) антеридии
В) архегонии и антеридии
Г) спорогоны
4 Листья мохообразных всегда
А) с одной жилкой
Б) с двумя жилками
В) без жилок
Г) с множеством
5 Стенка коробочки листостебельных мхов
А) однослойное
Б) двухслойное
В) трехслойное
Г) многослойное
6 Половые органы мхов образуются на
А) листочках
Б) верхушке стебля
В) почках
Г) корнях
7 Взрослые растения сфагнума
А) лишены ризоидов
Б) имеют ризоиды на стеблях
В) имеют ризоиды в местах с небольшой увлажненностью
Г) ризоиды образуются весной
8 Семена в шишках сосны обыкновенной созревают через
А) полтора года после опыления
Б) несколько месяцев после опыления
В) год после опыления
Г) три года после опыления
9 Среди двудольных растений по числу родов наиболее богатым является семейство
А) бобовые
Б) розоцветные
В) сложноцветные
Г) мареновые
10 Соцветие бобовых в основном
А) кисть или головка
Б) корзинка
В) метелка
Г) сложный щиток
11 Из перечисленных к семейству крестоцветных относятся
А) чина луговая
Б) чернокорень
В) пастушья сумка
Г) синяк обыкновенный
|