Рабочая программа по биологии для основного общего образования разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.





Скачать 355.06 Kb.
НазваниеРабочая программа по биологии для основного общего образования разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.
страница1/3
Дата публикации03.01.2015
Размер355.06 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3




Содержание

I. Пояснительная записка: 3-13

- нормативно - правовые документы; 3

- цели и задачи учебной дисциплины; 3-5

- место предмета в базисном учебном плане; 5

- разбивка содержания образования на учебные разделы; 5-7

- контрольно-измерительные материалы; 7-8

- требования к уровню подготовки (Результаты обучения); 8-9

-критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков уч-ся по биологии.

9-12

- темы рефератов 12-13

II. Реализация компетентностного подхода. 13-14

III. Учебно-методическое обеспечение предмета и перечень

рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) для учителя

и обучающихся. 15-17

IV. Календарно-тематическое планирование (содержание тем учебного

курса). 18-22

V. Лист корректировки. 23

Пояснительная записка

  1. Нормативно-правовые документы

Рабочая программа по биологии для основного общего образования разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  2. Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2006).

  3. Примерная программа основного общего образования по биологии. 6-9 классы В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, В.М.Пакулова «Биология. Животные » - М.: Дрофа, 2010.


2. Цели и задачи учебной дисциплины

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

Цели и задачи курса:

Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:

-освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли животных, о методах познания животного организма;

-овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

-воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

-использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за животными, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в окружающей среде.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В VII классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.

Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Учащиеся получают представление о многообразии живых организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.

Рабочая программа для 7-ого класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности животных, их многообразии, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Рабочая программа предусматривает некоторые изменения.

Увеличено количество часов на изучение темы «Многообразие животных» за счет сокращения часов на изучение темы «Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных», т.к. некоторые вопросы изучались в предыдущем разделе.

Увеличено количество часов на изучение тем «Индивидуальное развитие животных», «Развитие животного мира на Земле», «Биоценозы», «Животный мир и хозяйственная деятельность человека» за счет резервного времени.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: В.В.Латюшин, В.А.Шапкин. Биология. Животные. 7 класс, учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2012
3. Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «Биология. Многообразие живых организмов», из расчета 2-х учебных часов в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 70 часов (в неделю 2 часа)

4.Разбивка содержания образования на учебные разделы

Введение. Общие сведения о животном мире (2 часа)

История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.
1. Многообразие животных (37 часов)

Простейшие

Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.

Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.

Многоклеточные животные

Тип губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.

Тип плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа: Знакомство с многообразием кольчатых червей.

Тип моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация морских звёзд и других иглокожих, видеофильма.

Тип членистоногие. Класс ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа: Знакомство с разнообразием ракообразных.

Класс паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа: Изучение представителей отрядов насекомых.

Тип хордовые. Класс ланцетники.

Надкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа: Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.

Класс земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа: Изучение внешнего строения птиц.

Экскурсия: Изучение многообразия птиц.

Класс млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация видеофильмов.
2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (10 часов)

Покровы тела.

Лабораторная работа: Изучение особенностей различных покровов тела

Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.

Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.
3. Индивидуальное развитие животных (4 часа)

Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.

Лабораторная работа: Изучение стадий развития животных и определение их возраста.
4. Развитие животного мира на Земле (4 часа)

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.

Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.

Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.
5. Биоценозы (6 часов)

Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

Экскурсия: Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.
7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (7 часов)

Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.

Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.

Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.
5.Контрольно-измерительные материалы

Основные формы и методы контроля, используемые в курсе обучения биологии:

текущий – в форме устного фронтального и индивидуального опроса, письменных самостоятельных работ, биологических диктантов, тестов;

тематический – в тестовой форме;

итоговый – контрольные работы, итоговое тестирование.

Виды контроля:

-Устный контроль - индивидуальный и фронтальный опрос. Правильность ответов определяется учителем, комментируется. По итогам контроля выставляются оценки.

-Письменный контроль - выполняется с помощью контрольных работ, письменных зачетов.

-Тестовый контроль - может быть машинным или безмашинным, в основе которого лежат тесты.

-Самоконтроль - предполагает формирование умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов.
6.Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

В результате изучения биологии ученик должен

знать / понимать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов; животных; популяций; экосистем и агроэкосистем; животных своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма животных, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

  • особенности строения организмов животных разных систематических групп;

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых и приготовленных микропрепаратов и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды животной клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространённых животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животные;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления животных к среде обитания, типы взаимодействия разных видов животных между собой и с другими компонентами экосистем;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, животных, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность животных определенной систематической группе (классификация);

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки животных основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значение зоологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;

  • оказания первой помощи при укусах животных;

  • соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.



7. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по биологии

Оценивание устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимися всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.


Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценивании реферата

Учитывается полнота освещения вопроса, выступление в классе. При подготовке дидактического материала по теме учитывается аккуратность, тщательность исполнения.

Оценка тестовых работ

Отметка « 5» ставится в том случае, если учащийся

•       выполнил   работу   в   полном   объеме   с   соблюдением    необходимой последовательности действий;

•       допустил не более 2% неверных ответов.

Отметка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены ошибки

(не более 20% ответов от общего количества заданий).

Отметка «3» ставится, если учащийся

•       выполнил работу в полном объеме, неверные ответы составляют от 20% до 50% ответов от общего числа заданий;

•       если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить оценку.

Отметка «2» ставится, если

•       работа, выполнена полностью, но количество правильных ответов не превышает 50% от общего числа заданий;

•       работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не превышает 50% от общего числа заданий.

Отметка «1» ставится в том случае, если ученик совсем не выполнил работу.


Оценка тестовых заданий с выбором ответа (всего 20 заданий):
Отметка "5" - 19-20 правильно выполненных заданий;
Отметка "4" - 18 правильно выполненных заданий;
Отметка "3" - 11-17 правильно выполненных заданий;
Отметка "2" - меньше 10 правильно выполненных заданий;


При итоговом оценивании в первую очередь учитываются отметки за контрольные работы, рефераты, устные ответы, тесты, самостоятельные работы и дидактический материал. Отметки за проверку тетрадей и лабораторные работы учитываются при определении спорной отметки.
8. Темы рефератов

Тема: Царство Прокариоты

  1. Эволюция бактерий.

  2. Экологическая роль и медицинское значение Прокариот.

Тема: Царство Грибы

  1. Характеристика царства грибов.

  2. Роль грибов в хозяйственной деятельности человека.

  3. Ядовитые и съедобные грибы.

  4. Грибы Алтайского края.

  5. Экологическая роль лишайников.

Тема: Царство Растения

  1. Водоросли как древнейшая группа растений.

  2. Многообразие водорослей.

  3. Мхи, плауны и хвощи Алтайского края.

  4. Многообразие цветковых растений.

  5. Характеристика цветковых по семействам.

Тема: царство Животные

  1. Подцарство Одноклеточные.

  2. Биоценоз кораллового рифа.

  3. Многообразие плоских червей – паразитов, меры профилактики паразитарных заболеваний.

  4. Значение кольчатых червей в природе.

  5. Тип Моллюски.

  6. Класс Ракообразные.

  7. Класс Паукообразные.

  8. Класс Насекомые.

  9. Экологическое и хозяйственное значение рыб.

  10. Происхождение рептилий. Вымершие группы рептилий.

  11. Первоптицы и их предки.

  12. Экологические группы птиц.

  13. Первозвери.

  14. Сумчатые.

  15. Охрана ценных зверей.

  16. Птицы Алтайского края.


II. Реализация компетентностного подхода

Содержание обучения биологии отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VII классе формируются и развиваются: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая компетенции, компетенция личностного самосовершенствования.

Освоение компетенций:

1. Ценностно-смысловая компетенция определяет сферу мировоззрения ученика, связанную с его ценностными ориентирами, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

2. Общекультурная компетенция отражает круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – роль науки и религии в жизни человека. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

3. Учебно-познавательная компетенция включает в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

4. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, компьютер, принтер.) и информационных технологий (аудио- видеозапись, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

5. Коммуникативная компетенция. Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данной компетенции в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

6. Социально-трудовая компетенция включает в себя владение знаниями и опытом в области профессионального самоопределения. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данной компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

III. Учебно-методическое обеспечение предмета и перечень рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) для учителя и обучающихся.

Основная учебная литература для учителя:


    1. Учебник В.В.Латюшин, В.А.Шапкин «Биология. Животные» - М.: Дрофа, 2012 г

    2. Рабочая тетрадь «Биология. Животные» В.В.Латюшин, В.А.Шапкин Москва «Дрофа», 2012.


Основная учебная литература для учащихся:

  1. Учебник В.В.Латюшин, В.А.Шапкин «Биология. Животные» - М.: Дрофа, 2012 г

  2. Рабочая тетрадь «Биология. Животные» В.В.Латюшин, В.А.Шапкин Москва «Дрофа», 2012.


Дополнительная учебная литература для учителя:

      1. Биология в таблицах 6-11 классы. Т.А.Козлова, В.С.Кучменко Москва

«Дрофа» 1998.

      1. Практикум по ботанике 6-7 классы С.К.Пятунина, Н.М.Ключникова.

Москва «НЦ ЭНАС» 2003.

      1. Тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений.

И.А.Акперова, Н.Б.Сысолятина, Н.И.Сонин Москва «Айрис РОЛЬФ»

1997.

4.Журнал «Биология в школе».

5. В.В.Балабанова, Т.А.Максимцева Открытые уроки. Биология 7-9

Классы. Волгоград «Учитель»2001

6. Н.И.Сонин, Е.Т.Бровкина Методическое пособие к учебнику

Н.И.Сонина. Биология «Многообразие живых организмов» Москва

«Дрофа» 2000.

7. А.А.Калинина Поурочные разработки по биологии. Бактерии. Грибы.

Растения. 6(7) класс Москва «ВАКО» 2007.

8. Поурочные разработки по биологии. Бактерии. Грибы. Растения. 6(7)

класс А.А.Калинина 2007.
Дополнительная учебная литература для учащихся:

1.Занимательная ботаника. В.С.Рохлов Москва «АСТ-ПРЕСС» 1998.

2. Н.А.Лемеза Биология в экзаменационных вопросах и ответах. Москва

«Айрис РОЛЬФ»1998.
Интернет-ресурсы:

Для учащихся:
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по биологии для основного общего образования разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05. iconРабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых...
Минобразования России и Президиумом Российской академии образования от 23. 12. 2003 г. №21/12, утвержден приказом Минобразования...
Рабочая программа по биологии для основного общего образования разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05. iconРабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых...
Минобразования России и Президиумом Российской академии образования от 23. 12. 2003 г. №21/12, утвержден приказом Минобразования...
Рабочая программа по биологии для основного общего образования разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05. iconРабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми...
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России...
Рабочая программа по биологии для основного общего образования разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05. iconРабочая программа по литературе для 7 класса реализуется на основе...
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе, утвержденного приказом...
Рабочая программа по биологии для основного общего образования разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05. iconРабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии...
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России...
Рабочая программа по биологии для основного общего образования разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05. iconРабочая программа по музыке для учащихся 5-х классов составлена в...
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждённым приказом Минобразования Российской Федерации от...
Рабочая программа по биологии для основного общего образования разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05. iconРабочая программа по физической культуре для учащихся 5 класса составлена...
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждённым приказом Минобразования Российской Федерации от...
Рабочая программа по биологии для основного общего образования разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05. iconРабочая программа по музыке для учащихся 5-7 классов составлена на...
Разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по математике с учетом требований федерального компонента...
Рабочая программа по биологии для основного общего образования разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05. iconПояснительная записка статус документа рабочая программа по биологии...
Сударственного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 05. 03. 2004 n 1089 (ред от...
Рабочая программа по биологии для основного общего образования разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05. iconРабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми...
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённым приказом Минобразования России...
Рабочая программа по биологии для основного общего образования разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05. iconПояснительная записка Статус документа Настоящая рабочая программа...
Федерального компонента государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного)...
Рабочая программа по биологии для основного общего образования разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05. iconПояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии...
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России...
Рабочая программа по биологии для основного общего образования разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05. iconПояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии...
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённым приказом Минобразования России...
Рабочая программа по биологии для основного общего образования разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05. iconПояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии...
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России...
Рабочая программа по биологии для основного общего образования разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05. iconПояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии...
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России...
Рабочая программа по биологии для основного общего образования разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05. iconПояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии...
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск