Скачать 342.36 Kb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа по литературе для 7 класса реализуется на основе следующих нормативно-правовых документов: 1.Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе, утвержденного приказом Минобразования РФ 2. Закон РФ об образовании 3.Программы образовательных учреждений. Литература, 5-11 классы. (Базовый уровень.)) Под редакцией В.Я.Коровиной.- М.: «Просвещение»,2010. 4. Учебный план Волковского филиала МБОУ Большекуликовской СОШ Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Цели определяют характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы: -формировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа; -осознавать своеобразие и богатство литературы как искусства; -осваивать теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений; -овладевать знаниями и умениями аналитического характера и теми, которые связаны с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика; -использовать различные формы общения с искусством слова для совершенствования собственной устной и письменной речи. Сведения о программе: Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе; нового образовательного стандарта по литературе; программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ», обеспечивает выполнение государственных стандартов; Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения литературе. Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и теоретико-литературных знаний, на определенных способах и видах учебной деятельности. Обоснование выбора: Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ», включает базовый компонент литературного образования, обеспечивает выполнение государственных стандартов. Актуальность данного пособия заключается в том, что оно носит практический характер, отвечает современным требованиям к обучению детей и показывает процесс деятельности учителя в системе. В целом программа ориентирована на «Концепцию модернизации российского образования», принятую Правительством РФ, признающую приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуру других народов. Главная отличительная особенность программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство гармонического развития личности. Определение места и роли учебного предмета: Знания и умения, приобретенные учащимися в результате изучения русской литературы, не столько помогают им решать конкретные жизненные задачи, сколько формируют их духовно-нравственный мир, их мировоззрение. Знакомясь с произведениями художественной литературы, подросток познает мир, историю и сегодняшний день русского и других народов. Художественное слово, словесно-художественный образ формируют эстетический вкус, развивают и одухотворяют эмоциональный мир, делая школьника в полном смысле слова культурным человеком, т.е. формируется его общекультурная компетентность. Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7 класса и реализуется на основе следующих документов: Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе; нового образовательного стандарта по литературе; программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ», обеспечивает выполнение государственных стандартов; Место предмета в базисном учебном плане: Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение литературы в 7 классе – 105 часа. Курс литературы в 7 классе в учебном плане школы рассчитан на 105 часа (35 недели, 3 часа в неделю) Формы организации образовательного процесса: Учебный процесс строится с учетом реальных учебных возможностей учащихся, предоставляя возможность каждому продвигаться с усвоением знаний оптимальным темпом. С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности. Эффективная учебная деятельность учащихся строится на занятиях, построенных на сочетании фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения. Оптимальное сочетание форм организации обучения эффективно способствует всестороннему развитию учащихся и их нравственному воспитанию. Формирование ключевых компетенций обучающихся: Компетентность читателя предполагает -способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры; готовность к самостоятельному общению с произведением искусства, к диалогу с автором через текст; -овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей; -освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся. Календарно- тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. В основу формирования коммуникативной компетенции положен деятельностный подход, так как он обеспечивает самостоятельную творческую деятельность каждого ученика. Культуроведческая компетенция формируется через систему дидактического материала учебников Главная цель компетентностного подхода в преподавании литературы заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, овладение культурой речевого общения. Технологии обучения: На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время технологии: компетентностного подхода, личностно-ориентированного обучения, деятельностного подхода Виды и формы контроля: 1.Текущий контроль 1) Фронтальный опрос 2) Индивидуальный опрос 3) Чтение наизусть 4) Тестовые задания 5) Устное сообщение 6) Заучивание текстов наизусть 7) Пересказ произведений 8) Составление планов и написание отзывов о произведениях 9)Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров 10) Выразительное чтение 11)Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием) 12) Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения 13)Анализ и интерпретация произведений 2.Итоговый контроль 1) Самостоятельная творческая работа 2) Сочинение 3) Контрольная работа В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения. Результаты обучения Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся», который соответствует стандарту. Используемый УМК Для реализации рабочей учебной программы выбран УМК по литературе под редакцией В.Я.Коровиной (М.: Просвещение), рассчитанный на 3 часа в неделю, реализующий требования государственного стандарта основного общего образования по литературе. Для учащихся: Коровина В.Я. Литература: 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В М.: Просвещение, 2008. Тимофеев Л.И., Тураев СВ. Краткий словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 2001. Для учителя: Аникина СМ., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: I 2002. Аркин И.И. Уроки литературы в 7 классе: Практическая методика. - М.: Просвещение, 2007 Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: Вако, 2006 Коровина В.Я. Литература: Методические советы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2003. Тимофеев Л.И., Тураев СВ. Краткий словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 2001. Содержание тем учебного курса: Вводный урок Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Знать об изображении человека как важнейшей идейно-нравственной проблеме литературы. Уметь пересказывать статью учебника. УНТ Предания. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник». Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных критериев русского народа.Микула – носитель лучших человеческих качеств. Новгородский цикл былин . «Садко». «Илья Муромец и Соловей –Разбойник». Пословицы и поговорки. Знать тексты произведений; жанровые особенности; основные признаки понятий: художественный образ и художественная литература. Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение; знать отличие пословиц от поговорок. Древнерусская литература. Понятие о древнерусской литературе. Жанры древнерусской литературы. «Поучение» Владимира Мономаха.«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Фольклорные мотивы. Гимн любви и верности в «Повести о Петре и Февронии Муромских» Знать тексты произведений; жанровые особенности; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении. Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение. Из русской литературы XVIII века Михаил Васильевич Ломоносов. Слово о писателе. «К статуе Петра Великого», « Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года. Теория. Ода. Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку…»,«Признание». «Властителям и судиям». Знать тексты произведения; жанровые особенности. Уметь выразительно читать; выявлять основные проблемы; обосновывать свое мнение. Из русской литературы XIX века. Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. История в произведениях. Поэма «Полтава». «Медный всадник». Историческая основа поэмы «Медный всадник». «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения А.С.Пушкин «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. «Станционный смотритель». «Повести Белкина». Жанровое своеобразие. М.Ю.Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Язык и стих. Стихотворения М.Ю.Лермонтова: «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел». Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе. Тарас Бульба. Эпоха и герои. Историческая основа повести. Товарищество и братство в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» Художественные особенности повести. Герои рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг». «Бирюк». Стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество писателя. Историческая основа поэмы «Русские женщины» Сюжет, композиция, герои поэмы «Русские женщины» Стихотворения Н.А.Некрасова «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом…». М.Е.Салтыков-Щедрин и его сказки. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Герои «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» «Дикий помещик». Обличение социальных пороков. Игра по сказкам Салтыкова-Щедрина Л.Н. Толстой. Детство. Взаимоотношения детей и взрослых. Нравственный смысл поступков в повести Л.Н.Толстого «Детство» А.П.Чехов. «Хамелеон». Картина нравов в рассказе. «Хамелеон». Средства юмористической характеристики. Рассказы А.П.Чехова ««Злоумышленник», «Тоска», «Размазня» Стихотворения. «Родина. «Край ты мой, родимый край». Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. Знать тексты художественных произведений; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженные в изученном произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов изученных произведений; типическое значение характеров главных действующих лиц; жанровые особенности изученных произведений; оценку изученных произведений в литературно-критических статьях В.Г.Белинского; основные признаки понятий: художественный образ, литературный характер, литературный тип. Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия; определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; выявлять основные проблемы; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно-выразительных средств языка; выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя; обосновывать свое мнение о произведении и героях; выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть; составлять план собственного устного и письменного высказывания; создавать устные и письменные сочинения-рассуждения проблемного характера по изучаемому произведению; создавать конспект и план литературно-критической статьи; готовить доклад или реферат на литературную тему; писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение. Из русской литературы XX века И.А.Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». И.А.Бунин «Лапти». М.Горький. “Детство». М.Горький «Старуха Изергиль»: легенда о Данко Л.Н.Андреев «Кусака». Слово о Маяковском. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Стихотворение В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». А.П. Платонов «Юшка». Сострадание и уважение к человеку в рассказе А.Платонова «Юшка». А.П. Платонов «Неизвестный цветок» Б.Л.Пастернак. «Никого не будет в доме…», «Июль». А.Т. Твардовский. «Братья». Стихотворения А.Т. Твардовского. Ф.Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственные проблемы рассказа Ф.Абрамова «О чем плачут лошади». Е.И.Носов «Кукла». «Живое пламя». Взаимосвязь природы и человека. Ю.П.Казаков. «Тихое утро». Д.С.Лихачев «Земля родная». М.М.Зощенко «Беда». Стихотворения о родной природе. Песни на стихи русских поэтов XX век Знать тексты произведений; жанровые особенности; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов. Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов. Из зарубежной литературы. Р.Бернс «Честная бедность». Д.Г.Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!..». Японские трёхстишия (хокку). О.Генри «Дары волхвов». Р.Брэдбери «Каникулы» Знать тексты произведений; жанровые особенности; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов. Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса должны знать: • образную природу словесного искусства; • содержание изученных литературных произведений; уметь: • воспринимать и анализировать художественный текст; • выделять смысловые части художественного текста; • определять род и жанр литературного произведения; • выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику героев; • выражать свое отношение к прочитанному; • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; • владеть различными видами пересказа; • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою; • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета). Календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе на 2013-2014 год
|
Рабочая программа по биологии для основного общего образования разработана... Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России... | Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии... Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России... | ||
Рабочая программа по музыке для учащихся 5-7 классов составлена на... Разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по математике с учетом требований федерального компонента... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих... Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по технологии (приказ мо РФ от 05.... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих... ... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих... Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по технологии (приказ мо РФ от 05.... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих... Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по технологии (приказ мо РФ от 05.... | Рабочая программа по математике для 6 классов (базовый уровень) реализуется... Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне РФ / Сборник нормативно-правовых... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих... Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по изобразительному искусству (приказ... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих... Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по изобразительному искусству (приказ... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих... Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по изобразительному искусству (приказ... | Данная рабочая учебная программа по литературе для 10 класса составлена... Сборник нормативных документов для образовательных учреждений рф, реализующих программы общего образования | ||
Рабочая программа по литературе муниципального бюджетного образовательного учреждения Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе следующих нормативно – правовых документов | Пояснительная записка 11 класс рабочая программа по геометрии ориентирована... Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего... | ||
Рабочая программа по литературе для 9 класса (очно-заочное обучение) «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №16» Петропавловск-Камчатского городского округа составлена на основе федерального... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы... ... |