Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов





Скачать 175.79 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Дата публикации05.09.2014
Размер175.79 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Право > Пояснительная записка
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по технологии (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089).

  • Технология: 5-8 классы. Программа. И.А.Сасова, А.В.Марченко, Москва, «Вентана-Граф», 2005 год.

  • Примерная программа основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд». Министерство образования и науки Российской Федерации.

Для реализации рабочей учебной программы используется учебник «Технология», Павлова М.Б., Москва, «Вентана-Граф». 2008 год.

Программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта. Курс рассчитан на 68 часов из расчёта 2 часа в неделю с использованием методов и приёмов активного обучения. Основной формой организации учебного процесса является сдвоенный урок.

Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;

  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

  • развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

  • получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Главной целью образовательной области «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в современном информационном постиндустриальном обществе; развитие и воспитание широко образованной, культурной, творческой и инициативной личности. Формирование технологической культуры в первую очередь подразумевает овладение учащимися общетрудовыми и жизненноважными умениями и навыками, так необходимыми в семье, коллективе, современном обществе.
Программа включает в себя следующие разделы: технология обработки ткани и пищевых продуктов, технология ведения домашнего хозяйства, технология традиционных видов рукоделия, основы проектирования.

Одним из ведущих разделов программы является технология обработки пищевых продуктов, которая включает в себя обучение навыкам приготовления пищи наиболее простыми способами, ознакомление с основами физиологии питания, технологией приготовления различных блюд, с наиболее простыми способами заготовки продуктов, с правилами сервировки стола.

При изучении разделов технологии традиционных видов рукоделия учащиеся знакомятся с различными видами художественных ремесел, с материалами и инструментами, применяемыми в работе, со способами оформления интерьера, учатся вышивать. В этом же разделе изучается региональный компонент.

Изучая разделы технологии обработки ткани, девочки знакомятся с темами подразделов «Элементы машиноведения» и «Элементы материаловедения», овладевают навыками работы на швейных машинах, знакомятся с производством тканей, их видами и свойствами.

На занятиях по конструированию учащиеся учатся строить чертежи, пользоваться чертежными инструментами, знакомятся с правилами снятия мерок и их условным обозначением.

На занятиях по моделированию девочки узнают о различных способах разработки моделей.

Прежде чем приступить к изготовлению изделия учащиеся выполняют пооперационные работы на лоскутках ткани.

Большое внимание при изучении каждого раздела следует уделять соблюдению учащимися правил санитарии и гигиены, безопасным приемам труда.

При изучении курса технологии 70% времени отводится на практическую деятельность, 30% - на теоретическую. В 5 классе из общего времени 10 % (7 часов) отводится для изучения регионального компонента содержания.

На выполнение практических работ, самостоятельных и творческих работ выделяется около 75% общего времени интегративно в течение учебного года. Кроме того программа предполагает организацию самостоятельной работы школьников в виде выполнения творческих проектов.

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы. При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.

При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи. Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся.

Оценка знаний, умений и уровня творческого развития учащихся осуществляется с помощью тестирования, перечня теоретических вопросов, практических работ и заданий в течение года, а также защиты проекта.

При оценке выполнения практических заданий руководствоваться следующими критериями:

Оценка устного ответа

Оценка 5 ставится в том случае, если ответ полный и правильный; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.

Оценка 4 ставится в том случае, если ответ полный и правильный; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены 1-2 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка 3 ставится в том случае, если ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или ответ неполный, несвязный.

Оценка 2 ставится в том случае, если при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценка практических работ.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески.

Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца; изделие оформлено небрежно или не закончено в срок.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.

Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.

Оценка самостоятельных письменных работ.

Оценка 5 ставится, если учащийся:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Оценка 4 ставится, если учащийся выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

Оценка 3 ставится, если учащийся правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится, если учащийся:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка 1 ставится, если учащийся:

  • не приступал к выполнению работы;

  • или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке.


Содержание тем учебного курса


    1. Вводное занятие – 2 часа

    2. Основы проектирования – 10 часов

    3. Технология обработки пищевых продуктов – 14 часов

    4. Технология обработки ткани – 20 часов

    5. Технология традиционных видов рукоделия – 18 часов

    6. Технология ведения домашнего хозяйства – 4 часа



Лабораторно-практические работы:
№ 1 – Изучение устройства привода швейной машины»
№ 2 – Изучение свойств нитей основы и утка.
№ 3 – Определение лицевой и изнаночной стороны, направление долевой нити в ткани.
№ 4 – Определение свойств тканей из натуральных растительных волокон.

Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:


  • общие сведения о процессе пищеварения, усвояемости пищи, о роли витаминов в обмене веществ;

  • виды овощей, общие сведения о пищевой ценности овощей, способах их кулинарного использования, методы определения качества овощей, понятие об экологической чистоте воды и продуктов, правила первичной обработки всех видов овощей, инструменты и приспособления для первичной обработки и нарезки овощей;

  • правила санитарии и гигиены при санитарной обработке продуктов, безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, горячими жидкостями;

  • способы определения свежести яиц, использование яиц в кулинарии, способы крашения яиц;

  • виды бутербродов и горячих напитков, технологию их приготовления, правила сервировки стола к завтраку;

  • правила безопасной работы с ручными инструментами и на универсальной швейной машине; принцип изготовления пряжи, нитей и тканей, классификацию текстильных волокон, структуру полотняного переплетения, свойства нитей основы и утка, свойства тканей из натуральных растительных волокон;

  • технические характеристики, назначение основных узлов универсальной швейной машины, виды приводов швейной машины, правила подготовки универсальной швейной машины к работе; виды декоративно-прикладного искусства народов нашей страны, творчество народных умельцев нашего края, различные материалы, инструменты и приспособления, применяемые в традиционных художественных ремеслах;

  • эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования, предъявляемые к рабочей одежде, общие сведения о системах конструирования одежды, правила построения и оформления чертежей швейных изделий, особенности строения женской и детской фигуры, правила снятия мерок для построения чертежа фартука, их условные обозначения;

  • назначение, конструкция, условные графические обозначения и технологию выполнения следующих швов: стачного взаутюжку, расстрочного, накладного с закрытым срезом, накладного с открытым срезом, вподгибку с открытым и закрытым срезом;

  • способы ремонта одежды заплатами, правила ухода за одеждой из хлопчатобумажных и льняных тканей, способы удаления пятен с одежды, правила хранения шерстяных и меховых изделий, средства защиты их от моли.


Учащиеся должны уметь:


  • работать с кухонным оборудованием, инструментами, горячими жидкостями; определять качество овощей, проводить первичную обработку всех видов овощей, выполнять нарезку овощей, применять различные способы варки, готовить блюда из сырых и вареных овощей, определять свежесть яиц и готовить блюда из них, нарезать хлеб для бутербродов, готовить бутерброды различных видов и горячие напитки, сервировать стол к завтраку;

  • определять в ткани нити основы и утка, лицевую и изнаночную сторону ткани;

  • включать и отключать маховое колесо от механизма машины, наматывать нитки на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нити, запускать швейную машину и регулировать ее скорость, выполнять машинные строчки (по прямой, по кривой, с поворотом на определенный угол с подъемом прижимной лапки), регулировать длину стежка;

  • переводить рисунок вышивки на ткань, подбирать иглы и нитки, заправлять изделия в пяльцы, закреплять рабочую нитку на ткани без узла, подготавливать пасму мулине к работе, выполнять простейшие ручные швы;

  • читать и строить чертеж фартука, снимать мерки и записывать результаты измерений, выполнять моделирование фартука, подготавливать выкройку к раскрою;

  • выполнять на универсальной швейной машине следующие швы: стачной взаутюжку, стачной вразутюжку, расстрочной, накладной с закрытым срезом, накладной с открытым срезом, вподгибку с открытым и закрытым срезом, распускать швы, обрабатывать накладные карманы и бретели, подготавливать ткань к раскрою, выполнять обмеловку и раскрой ткани, переносить контурные и контрольные линии выкройки на ткань, обрабатывать детали кроя, накалывать, наметывать и настрачивать карманы, обрабатывать срезы швом вподгибку с закрытым срезом или тесьмой, выполнять влажно-тепловую обработку и определять качество готового изделия;

  • ремонтировать одежду заплатами, удалять пятна с одежды, хранить шерстяные и меховые изделия, изготавливать чехлы для хранения одежды.


Учебно-тематический план


урока п/п

урока по теме

Тема

Кол-во часов

Вид контроля

1.


1

1

Вводное занятие. Вводный инструктаж

1

собеседование

2.

Основы проектирования


10




2

1

Технология в жизни человека и общества

1

собеседование практ работа

3

2

Виды технологий

1

собеседование

4

3

Основы проектирования

1

собеседование

5

4

Проект и его критерии

1

собеседование практ работа

6

5

Дизайн-анализ готовых изделий

1

собеседование практ работа

7

6

Разработка идей, выполнение эскизов

1

собеседование практ работа

8

7

Планирование изготовления изделия

1

собеседование практ работа

9

8

Разработка технологической карты

1

собеседование практ работа

10

9

Испытание изделия

1

собеседование практ работа

11

10

Оценка проекта

1

собеседование практ работа

3.

Технология обработки тканей

20


12

1

Текстильные волокна и ткани

1

собеседование практ работа

13

2

Хлопчатобумажные ткани

1

собеседование практ работа

14

3

Льняные ткани

1

собеседование практ работа

15

4

Виды ручных стежков и строчек

1

собеседование практ работа

16

5

Правила охраны труда при работе на швейной машине

1

собеседование

17

6

Устройство швейной машины

1

собеседование практ работа

18

7

Запрвка верхней и нижней нитей

1

практ работа

19

8

Выполнение машинных строчек

1

практ работа

20

9

Виды машинных швов

1

практ работа

21

10

Выполнение машинных швов

1

практ.работа

22

11

Выполнение машинных швов

1

практ работа

23

12

Выполнение машинных швов

1

практ работа,

контр работа

24

13

Назначение различный швейных изделий

1

практ работа

25

14

Конструирование одежды

1

практ работа

26

15

Моделирование одежды, Проект «Фартук»

1

практ работа

27

16

Снятие мерок

1

практ работа

28

17

Построение чертежа

1

практ работа

29

18

Технология изготовления фартука

1

практ работа

30

19

Технология изготовления фартука

1

практ работа

31

20

Оценка качества. Защита проекта.

1

практ работа

4.

Технология традиционных видов рукоделия

18


32

1

Виды украшений интерьера дома

1

собеседование

33

2

История вышивки

1

собеседование

34

3

Проект «Салфетка с вышивкой»

1

собеседование

35

4

Виды декоративных стежков и строчек

1

практ работа

36

5

Шов «вперед иголку»

1

практ работа

37

6

Шов «за иголку»

1

практ работа

38

7

Петельный шов

1

практ работа

39

8

Стебельчатый шов

1

практ работа

40

9

Тамбурный шов

1

практ работа

41

10

Шов «козлик»

1

практ работа

42

11

Технология выполнения салфетки

1

практ работа

43

12

Технология выполнения салфетки

1

Практ работы

44

13

Мережка

1

практ работа

45

14

Виды мережки

1

практ.работа

46

15

Северное лоскутное шитье

1

практ работа

47

16

Проект « Изделие , выполненное в лоскутной технике»

1

практ работа

48

17

Технология выполнения лоскутного изделия

1

практ работа

49

18

Технология выполнения лоскутного изделия

1

практ работа

5.

Технология обработка пищевых продуктов


14




50

1

Современная кухня. Правила санитарии

1


практ работа

51

2

Виды оборудования

1

практ работа

52

3

Горячие напитки

1

практ работа

53

4

Приготовление чая

1

практ работа

54

5

Общие сведения о пище

1

собеседование

55

6

Питательные вещества

1

собеседование

56

7

Проект « Воскресный завтрак»

1

собеседование

практ работа

57

8

Выбор меню

1

практ работа

58

9

Бутерброды

1

практ работа

59

10

Приготовление бутербродов

1

практ работа

60

11

Блюда из яиц

1

практ работа

61

12

Приготовление блюд из яиц

1

практ работа

62

13

Блюда из овощей

1

практ работа

63

14

Приготовление салатов

1

практ работа

6.

Технология ведения домашнего хозяйства

5


64

1

Интерьер жилых помещений

1

собеседование

практ работа

65

2

Интерьер жилых помещений

1

собеседование

практ работа

66

3

Планирование интерьера кухни

1

собеседование

практ работа

67

4

Элементы декоративного оформления кухни

1

собеседование

практ работа

68

5

Правила поведения за столом

1

собеседование

практ работа


Список литературы
- И.А. Сасова, А.В. Марченко, «Технология. 5 класс», М: «Просвещение»,2005г.

- В.Н.Чернякова, «Технология обработки ткани 5кл.», М: «Просвещение», 2000г.

- А.К.Бешенков «Методика обучения технологии. 5-9 классы», Москва: Дрофа, 2004г.

- В.Н.Чернякова. Методика преподавания курса «Технология обработки ткани» 5-9, Москва: Просвещение, 2003г.

- И.А.Сасова.Сборник проектов. 5 класс. Москва: «Вентага-Граф, 2004г.

- Е.В.Старикова, Г.А.Корчагина «Дидактический материал по трудовому обучению. 5 класс», М.: Просвещение, 2002

- В.М.Казакевич. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии.М.: Дрофа, 2000

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов iconПояснительная записка изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов iconПояснительная записка. Статус документа
Рабочая программа литературе 6 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих...
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно – правовых документов
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих...
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно – правовых документов
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов iconПояснительная записка рабочая программа по химии в 10 классе составлена...
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно – правовых документов
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов iconПояснительная записка
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика» для 10 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих...
...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих...
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по технологии (приказ мо РФ от 05....
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих...
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по технологии (приказ мо РФ от 05....
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих...
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по изобразительному искусству (приказ...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих...
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по изобразительному искусству (приказ...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих...
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по изобразительному искусству (приказ...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов iconПояснительная записка рабочая программа по русскому языку составлена...
Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ №1756-р от 29....
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов iconРабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» составлена...
...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов iconПояснительная записка рабочая программа по обществознанию составлена...
Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию, утвержденного приказом Минобразования России...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов iconРабочая программа по русскому языку в 5 классе Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск