Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов





Скачать 197.54 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Дата публикации13.08.2014
Размер197.54 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > География > Пояснительная записка
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ МОРФ от 05.03.2004 №1089).

  • Программа общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-11 классы. А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. Москва, «Просвещение», 2008 год

  • Основы безопасности жизнедеятельности. Примерная комплексная программа для 5-11 классов общеобразовательных учреждений. Министерство образования и науки Российской Федерации.

Программе соответствует учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» А.Т. Смирнов, Москва, «Просвещение», 2011 год.

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности представляет собой часть образовательной области ОБЖ и предназначена для учащихся основной школы (8 класс).

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, является основой для определения перечня учебного оборудования и приборов, необходимых для качественной организации образовательного процесса.

В настоящей учебной программе реализованы требования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного харак-тера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О граж-данской обороне» и др.

Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях. Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на второй ступени общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.

В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной

школе направлен на достижение следующих целей:
- освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;

- развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

- воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

- овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.

Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации впервые вводит обязательное изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования. В VIII классе на его изучение выделяется 34 часа, из расчёта 1 часа в неделю.

Учебная программа рассчитана на 34 учебных часа. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:

- использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;

- выделение характерных причинно-следственных связей;

- творческое решение учебных и практических задач;

- сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

- самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;

- соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;

- использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

- формами контроля являются (контрольные работы, практические работы, тестовые работы, фронтальные опросы).


Содержание тем учебного курса
Раздел 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни (14 часов)
1.1.Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни (2 часа)

Здоровье физическое и духовное. Режим труда и отдыха. Умственная и физическая работоспособность. Режим дня. Профилактика переутомления. Движение - естественная потребность организма.

Физическая культура и закаливание. Личная гигиена.

Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье. Табакокурение и его последствия для организма курящего и окружающих людей. Алкоголь и его влияние на здоровье подростка.

Наркомания, токсикомания и другие вредные привычки.
1.2. Правила обеспечения безопасности дорожного движения (2 часа)

Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители. Дорога и ее составные части. Причины дорожно-транспортных происшествий. Правила безопасного поведения пешехода на дорогах. Правила безопасного поведения велосипедиста на дороге.

Краткая характеристика современных видов транспорта. Правила безопасного поведения пассажиров на транспорте.


  1. 3. Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре (2 часа)

Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей, применении источников открытого огня.

Правила безопасного поведения при пожаре в доме (квартире, подъезде, балконе, подвале).

Способы эвакуации из горящего здания.

Возникновение пожара на транспорте и его причины. Правила безопасного поведения в случае возникновения пожара на транспорте.


  1. 4. Правила безопасного поведения на воде (1 час)

Правила безопасного поведения на воде. Особенности состояния водоемов в разное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах.

Опасность водоёмов зимой. Меры предосторожности при движении по льду. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.


  1. 5. Правила безопасного поведения в быту (1 час)

Опасность, возникающая при нарушении правил обращения с электрическими и электронными приборами. Правила безопасного использования электрических и электронных приборов. Компьютер и здоровье.

Опасные вещества и средства бытовой химии. Опасности, возникающие при нарушении правил пользования ими. Действие опасных веществ и препаратов бытовой химии на организм человека и правила оказания помощи при отравлениях и ожогах.

Правила безопасного использования различных инструментов при выполнении хозяйственных работ дома.


  1. 6. Правила поведения на природе (2 часа)

Автономное существование человека в природе. Правила безопасного поведения человека при вынужденном автономном существовании в природных условиях. Правила ориентирования на местности. Оборудование временного жилища (укрытия). Способы добывания огня. Обеспечение водой и питанием. Сигналы бедствия.


    1. Нарушение экологического равновесия в местах проживания (1 час)

Влияние деятельности человека на окружающую среду. Экология и экологическая

безопасность.

Загрязнение атмосферы, вод, почв. Понятие о предельно допустимых концентрациях

загрязняющих веществ.

Краткая характеристика состояния окружающей среды в регионе и месте проживания.

Правила безопасного поведения в экологически неблагоприятных районах.


  1. 8. Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях (3 часа)

Правила профилактики и самозащиты от нападения насильников и хулиганов. Самооценка поведения. Психологические приемы самозащиты.

Правила безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте.

Правила обеспечения сохранности личных вещей. Правила защиты от мошенников. Основные виды мошенничества, с которыми наиболее часто приходится встречаться в повседневной жизни.

Меры предосторожности при обнаружении взрывного устройства. Поведение человека при захвате его террористами в качестве заложника. Меры безопасности при освобождении заложников сотрудниками спецслужб.

Правила безопасного поведения в толпе. Психологическая картина толпы. Поведение толпы при возникновении паники. Рекомендации по правилам безопасного поведения в толпе.
Раздел 2. Оказание первой медицинской помощи (4 часа)

Медицинская (домашняя) аптечка. Перевязочные и лекарственные средства.

Средства индивидуальной защиты органов дыхания (противогаз ГП-7, детский противогаз ПДФ-Ш). Их использование.

Первая медицинская помощь при травмах. Способы остановки кровотечений.

Первая медицинская помощь при переломах. Правила и способы транспортировки пострадавших.

Первая медицинская помощь при отравлениях газами, пищевыми продуктами, средствами бытовой химии, лекарствами.

Первая медицинская помощь при утоплении и удушении.

Первая медицинская помощь при тепловом и солнечном ударе, обморожении.
Раздел 3. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (17 часов)
3.1. Чрезвычайные ситуации природного характера, их последствия и правила безопасного поведения (7 часов)

Землетрясения и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о землетрясении, во время и после землетрясений.

Вулканы и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при извержении вулканов.

Оползни, сели, обвалы, лавины и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении об угрозе схода селя, оползня, обвала. Правила безопасного поведения во время и после схода селя, оползня, обвала, а также безопасного выхода из зоны стихийного бедствия.

Ураганы, бури, смерчи и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о приближении урагана, бури, смерча. Правила безопасного поведения во время и после ураганов, бури, смерча.

Наводнения и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о наводнениях, во время и после наводнений.

Цунами и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о цунами, во время прихода и после цунами.

Природные пожары (лесные, торфяные, степные) и их характеристика. Предупреждение природных пожаров. Правила безопасного поведения при возникновении природных пожаров.
3.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и правила безопасного поведения (6 часов)

Понятие о промышленных авариях и катастрофах. Потенциально опасные объекты.

Пожары и взрывы, их характеристика, пожаровзрывоопасные объекты. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах.

Промышленные аварии с выбросом опасных химических веществ. Химически опасные объекты производства. Аварийно химически опасные вещества (АХОВ) их характеристика и поражающие факторы. Защита населения от АХОВ. Правила безопасного поведения при авариях с выбросом опасного химического вещества.

Аварии на радиационно-опасных объектах. Правила безопасного поведения при радиационных авариях.

Гидродинамические аварии. Правила безопасного поведения при угрозе и в ходе наводнения при гидродинамической аварии.
3.3. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций (4часов)

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!». Речевая

информация, передаваемая по радио, приемнику, телевизору о чрезвычайных ситуациях.

Инженерная, радиационная и химическая защита населения.

Эвакуация. Обязанности и правила поведения людей при эвакуации.

Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны
знать/понимать:

- основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;

- правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;

- способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.
Уметь:

- действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

- соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

- оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;

- пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

- вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;

- действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

- соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;

- пользования бытовыми приборами и инструментами;

- проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;

- обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.


Учебно-тематический план




урока

Урока по теме



Название темы

Количество часов

Вид контроля

1-3

1

Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия

3




2

2

Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения

1

Пр. р

3

3

Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах

1

К.р

4-6

1

Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизм людей

3




5

2

Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и

пассажиров

1

тест

6

3

Велосипедист – водитель транспортного средства

1

К.р

7-11

1

Безопасное поведение на водоёмах в различных условиях

3




8

2

Безопасный отдых на водоёмах

1

тест

9

3

Оказание помощи терпящим бедствие на воде

1

К.р

10

4

Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека

2




11

5

Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке

1




12-20

1

Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера

10




13

2

Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия

1

Пр. р

14

3

Обеспечение радиационной безопасности населения

1




15

4

Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия

1




16

5

Обеспечение химической защиты населения

1

Пр.р

17

6

Пожары на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия

1




18

7

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах

1

Пр.р

19

8

Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия

1




20

9

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях

1

К.р

21-23

1

Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера

3




22

2

Эвакуация населения

1

Пр.р

23

3

Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

1




24-34

1

Общие понятия о здоровье как основной ценности человека

10

К.р

25

2

Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность

1




26

3

Репродуктивное здоровье – составляющая здоровья человека и общества

1




27

4

Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества

1

Тест

28

5

Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний

1




29

6

Вредные привычки, их влияние на здоровье

1




30

7

Профилактика вредных привычек

1

Тест

31

8

Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности

1




32

9

Первая медицинская помощь пострадавшим и её значение

1

К.р

33

10

Первая медицинская помощь при травмах (практическое занятие)

1

Пр.р

34

11

Первая медицинская помощь при утоплении (практическое занятие)

Итоговое занятие.

1

ПР.р







Всего: 34 часа








Список литературы
1. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельнос-ти»: Кн. для учителя / Сост. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин; Под общ. Ред. А.Т. Смирнова.-М.: Просвещение, 2001.

  1. Программно-методические материалы «Основы безопасности жизнедеятельности», сост. Б.И. Мишин; - М.: Дрофа, 2001.

  2. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по основам безопасности жизнедеятельности. / Авт.-сост. Г.А. Колодницкий, В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов, Б.И. Мишин, М.И. Хабнер. – М.: Дрофа, 2001.

  3. Байбородова Л.В., Индюков Ю.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеяте-льности: Метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

  4. ОБЖ: Основы безопасности жизни: учебно-методический журнал.- М.: Русский журнал. – 2002 – 2007. - № 1-12; 2008. - № 1-8.

  5. Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Личная безопасность. Меры предосторож-ности в повседневной жизни. Поведение в экстремальных ситуациях/Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2001.

  6. Основы выживания и безопасности в городе / Авт.-сост. В.В. Петров.- Мн.: Харвест, 2004.

  7. Красный Крест России: Журнал Российского общества Красного Креста.-М.: Медиа-Пресса.- 2001 – 2007. - № 1-12.

  8. Тупикин Е.И. Тематический контроль по ОБЖ. «Безопасность жизнедеятельности». Учебное пособие./ Тупикин Е.И. – М.: Интеллект-Центр, 2005.

  9. Конституция Российской Федерации (последнее издание).

  10. Уголовный кодекс Российской Федерации (последнее издание).

  11. Правила дорожного движения Российской Федерации (последняя редакция).

  12. Федеральные законы "О гражданской обороне", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности» //Собрание законодательства Российской Федерации: Официальное издание. – М., 1998-2003.

  13. Некляев С.Э. Поведение учащихся в экстремальных условиях природы. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

  14. Харрис К. Самооборона / К. Харрис; Пер. с англ. В.Ю. Цветкова. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004.

  15. Новейшая энциклопедия выживания в экстремальных ситуациях / пер. с англ. Е. Швецова. – М.: АСТ: Астрель, 2007.

  16. Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-11 классы / Смирнов А.Т., Хренников Б.О., Маслов М.В., Васнев В.А. М.: Просвещение, 2007.

  17. . Основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие для 10 класса общеобразова-тельных учреждений с мультимедийным учебником в оболочке ТеachPro на CD-ROM / под общей редакцией С.К. Шойгу, Ю.Л Воробьёва, М.И. Фалеева Издание второе. – М.: ФЦ ВНИИ ГОЧС, 2003.

  18. Чрезвычайные ситуации: энциклопедия школьника / под общей редакцией С.К. Шойгу. – М., 2004.

  19. Смирнов А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, П.В. Ижевский; под общ. ред. А.Т. Смирнова.– М.: Просвещение, 2008.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов iconПояснительная записка изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов iconПояснительная записка. Статус документа
Рабочая программа литературе 6 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих...
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно – правовых документов
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих...
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно – правовых документов
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов iconПояснительная записка рабочая программа по химии в 10 классе составлена...
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно – правовых документов
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов iconПояснительная записка
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика» для 10 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих...
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по технологии (приказ мо РФ от 05....
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих...
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по технологии (приказ мо РФ от 05....
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих...
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по технологии (приказ мо РФ от 05....
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих...
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по изобразительному искусству (приказ...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих...
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по изобразительному искусству (приказ...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих...
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по изобразительному искусству (приказ...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов iconПояснительная записка рабочая программа по русскому языку составлена...
Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ №1756-р от 29....
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов iconРабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» составлена...
...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов iconПояснительная записка рабочая программа по обществознанию составлена...
Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию, утвержденного приказом Минобразования России...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов iconРабочая программа по русскому языку в 5 классе Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск