Реферат Современные подходы к организации и содержанию педагогической деятельности с детьми раннего возраста в адаптационный период. Автор: Фролова Татьяна Михайловна, воспитатель моу «Спасобардинская основная общеобразовательная школа»





Скачать 329.89 Kb.
НазваниеРеферат Современные подходы к организации и содержанию педагогической деятельности с детьми раннего возраста в адаптационный период. Автор: Фролова Татьяна Михайловна, воспитатель моу «Спасобардинская основная общеобразовательная школа»
страница1/3
Дата публикации13.01.2015
Размер329.89 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Биология > Реферат
  1   2   3
Департамент образования и науки администрации Пермского края

Пермский краевой институт повышения квалификации работников образования

Кафедра дошкольного воспитания

Реферат

Современные подходы к организации и содержанию педагогической деятельности с детьми раннего возраста в адаптационный период.


Автор: Фролова Татьяна Михайловна,

воспитатель МОУ «Спасобардинская основная общеобразовательная школа»

Руководитель: Половодова Любовь Серафимовна

кандидат педагогических наук, доцент,

зав. кафедрой методики

дошкольного воспитания ПКИПКРО

2007г
Введение

Адаптация к детскому дошкольному учреждению – сложный период, как для детей, так и для взрослых, родителей и воспитателей.

Проходит лето, и взрослые начинают задумываться, стоит ли отдавать малыша в дошкольное учреждение или продолжать воспитывать его дома. С одной стороны, ребенку необходимо общество сверстников, кроме того, в детском саду работают специально обученные педагоги, но, с другой, настораживают советы окружающих, не торопится с окончательным решением этой проблемы, подождать, когда малыш подрастет. Окрепнет, наберется сил. Пугают постоянные разговоры о том, что в детском саду много плачут, часто болеют.

Один из ведущих специалистов по воспитанию детей раннего возраста профессор Н.М. Аксарина в связи с данной темой всегда приводила один и тот же пример. Садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить его корневую систему, пересаживает вместе с замлей. Несмотря на все его усилия, дерево на новом месте болеет, пока не приживется. А теперь обратимся к ребенку. Взрослые в семье понимают, что адаптационный период – один из самых сложных в жизни малыша. Все охают, причитают, волнуются за него, но не более того! И вот без всякой предварительной подготовки его приводят в детский сад и оставляют одного среди незнакомых взрослых в новой для него обстановке. Попробуем посмотреть на все случившееся глазами ребенка. В его жизни никогда подобного не было, он ничего не может понять, осознать. Его страшит внезапность изменения происходящего, неизвестность держит в нервном напряжении, связи с родителями неожиданно прерваны, его окружают чужие люди, в незнакомой обстановке трудно адаптироваться. Проявляется инстинкт самосохранения, и ребенок начинает активно обороняться доступными для него способами. Он горько и с обидой на всех и вся рыдает, бунтует, отказывается от помощи незнакомых людей, требует, чтобы рядом была мама И даже пытается убежать. Родители поражаются изменениями в поведении своего такого ласкового и милого дитяти.

Стойкий отрицательный эмоциональный настрой, отчаяние и обида на протяжении нескольких часов в день настолько доминируют, что малыш забывает о еде и сне. Хрупкий организм не выдерживает колоссальных нервных перегрузок: ребенок заболевает. Страдает малыш, вместе с ним страдают и все домашние, нелегко и воспитателям группы видеть переживания крохотного человечка.

Как снять эту стихийно складывающуюся стрессовую ситуацию и помочь ребенку? Для этого потребуются усилия всех взрослых, окружающих малыша. От того , насколько правильный подход к ребенку найдет воспитатель, сможет ли он понять его желания, интересы, учесть его потребности, организовать жизнь ребенка в течении дня в новых условиях, зависит течение и длительность адаптации (Н.Д.Ватутина, Р.В.Тонкова - Ямпольская и др.) будут ли дети общительны, активны и спокойны, или наоборот, раздражительны, беспокойны, пассивны, целиком зависит от взаимоотношений, которые установятся у них с воспитателем, от согласованности действий персонала группы и родителей.

План

1.Особенности адаптации детей к условиям ДОУ

а) понятие адаптации;

б) особенности адаптации;

в) периоды адаптации.

2. Этапы адаптации детей к ДОУ

а) подготовительный этап;

б) основной этап;

в) заключительный этап.

3. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста.

«Песочная терапия».

4. Организация приема детей в ДОУ.

а) требования к участку, одежде детей, к мебели, игрушкам, тепловому

режиму;

б) комплектование групп;

в) расстановка кадров.

4. Создание эмоционально – благоприятной атмосферы в группе.

5. Как помочь ребенку быстрее адаптироваться в детском саду.

6. Организация игровой деятельности в процессе их адаптации.

а) особенности детских игр;

б) организация игр – занятий в период адаптации к ДОУ;

в) игрушки и их расположение в групповой комнате.

7. Взаимодействие с родителями при поступлении ребенка в ДОУ.

а) формы работы с родителями;

б) наглядная информация для родителей;

в) знакомство воспитателей с родителями.

Особенности адаптации детей к условиям ДОУ

а) Понятие адаптации;

б) Особенности адаптации;

в) Периоды адаптации;
Адаптация – это процесс эффективного взаимодействия организма со средой, который может осуществляться на разных уровнях (биологическом, психологическом, социальном).

Особо выделился за последнее время аспект адаптации человека в быстро меняющихся или экстремальных условиях среды. Для этого имелись объективные предпосылки. В век компьютеризации в жизни людей происходят значительные социальные изменения, которые обусловлены бурным ростом информации, активной миграцией населения, внедрением техники во все сферы труда и быта и т. д. наряду с положительными проявлениями они имеют и отрицательные: повышение требований к эмоциям,

умственной деятельности, ограничение физической активности человека и т. д.

Неадекватные условия жизни стимулируют в организме человека качественно новое состояние – состояние социальной адаптации.

Под «социальной адаптацией» мы понимаем способность человека заранее предусматривать изменение поведения при установке на новые, неожиданные общественные требования, например при вхождении в новую микроскопическую группу.

Развитие личности как социального ядра индивидуальности ребенка зависит от богатства и разнообразия его социальных связей. Всесторонне развитый ребенок сможет адекватно перестроиться при возникновении новых условий и связей в рамках конкретных возможностей его уровня развития (возрастных особенностей).

Первые социальные формы поведения ребенок приобретает под непосредственным влиянием окружающей микросоциальной среды, главным образом семейной, во взаимоотношениях со взрослыми, организующими всю его жизнь. В первую очередь у него закрепляется простые стереотипы, а затем реакции на часто используемые предметы и знакомых людей.

Однако следует учитывать. Что среда детских учреждений имеет свою специфику. Особенностями ДОУ является одновременное длительное пребывание вместе довольно значительного числа детей, а также определенные стандарты в подходе к детям. Для того чтобы предотвратить нежелательное поведение, нарушения в состоянии здоровья и всестороннего развития ребенка, надо проявлять постоянную заботу о совершенствовании рабаты в ДОУ, использовать и научный подход к организации жизни и воспитания детей.

Особого внимания требуют дети раннего возраста, анатомо–физиологические особенности организма которых определяют указанные выше неблагоприятные проявления. Уделяя внимание детям раннего возраста, необходимо четко дифференцировать специфические особенности возраста:

-морфологическую и функциональную незавершенность всех систем организма и чрезвычайно быстрый темп их последующего созревания и развития. Это определяет высокую ранимость детского организма в первые три года жизни, но, с другой стороны, обеспечивает хорошие результаты компенсации;

-взаимозависимость физического и нервно-психического развития и состояния здоровья;

-роль взрослого в первые годы жизни ребенка.

Ребенок не имеет врожденных форм поведения и, развиваясь в социальной среде, осмысливает и трансформирует в своей деятельности – через взрослого – три основные ее компонента, так называемое очеловеченное пространство (вещи, предметы и способы пользования ими), очеловеченное время (режим, временной распорядок суток и человеческих форм общения). Следовательно, с самого рождения ребенка его активность регулируется внутри системы взаимосвязи взрослый – ребенок, с доминирующей ролью взрослого в первые три года жизни. Эти особенности возраста определяют весь комплекс медико-педагогических воздействий, на них основана и вся педагогика раннего возраста.

Цель адаптации ребенка к коллективу детского учреждения вовсе не заключается в нарушении связей с родителями, давно образовавшихся и закрепившихся в те первые месяцы жизни, которые ребенок при нормальных семейных условиях проводят исключительно в семье. Речь идет о временной разлуке с близкими взрослыми и о формировании новых связей, которые, однако, не должны иметь характера семейных.

Выполнение требований, стоящих перед ребенком с момента знакомства с новыми условиями среды, безусловно, является для него трудной задачей. Степень трудности зависит от индивидуальных особенностей, имевших место ранее жизненных ситуаций, уровня развития и состояния здоровья ребенка.

Обычно ребенок адаптируется к жизни в среде своей семьи. При приеме в ДОУ в первые три года жизни он впервые сталкивается с необходимостью изменить сформировавшийся поведенческий стереотип из-за изменения привычных условий жизни и установить новые социальные связи. Изменения окружающей среды выражаются во встрече с незнакомыми взрослыми и сверстниками, а также в несовпадении домашних приемов обращения и воспитания с детсадовскими.

Незрелость многих компонентов функциональной системы адаптационных механизмов часто приводит к напряженной адаптации пи изменении условий среды. При этом изменяется эмоциональное состояние ребенка, у него нарушается аппетит и другие поведенческие реакции.

Исследования, посвященные социально- гигиеническим аспектам, показали, что для детей дошкольного возраста существует ряд значимых для периода адаптации параметров: заболеваемость, вес, поведение и нервно-психическое развитие, речевая активность. Все эмоциональные реакции ребенка содержат соответствующие вегетативные компоненты: учащаются или, наоборот, становятся более редкими пульс и дыхание, краснеет или бледнеет кожа.

Характерной особенностью поведения детей раннего возраста является эмоциональность. Эмоциональное состояние основано на изменениях в окружающем ребенка и его воспитания.

Изменение обычного образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния ребенка. Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство различной степени выраженности или, напротив, заторможенности.

Трудности приспособления, возникающие вследствие конфликта между требованиями новой среды и возрастными и индивидуальными возможностями ребенка. Вызывают отрицательные эмоции. Чем глубже и внезапнее изменения в окружающей среде, тем глубже и длительнее изменения эмоционального состояния ребенка. Успех адаптационного процесса зависит, прежде всего, именно от состояния эмоциональной сферы.

Говоря об особенностях социальной адаптации у детей дошкольного возраста, необходимо учитывать незавершенность развития функциональных систем и рассматривать в комплексе все проявления состояния адаптации – поведенческие реакции, вегетативные сдвиги, повышенную заболеваемость на протяжении первых лет жизни, колебания в психическом и физическом статусе.

Всякое изменение внешней среды ведет к напряженной адаптации. Говоря о разных проявлениях напряжения, следует учитывать ее тяжесть. Адаптацию различают по тяжести течения: легкую, средней тяжести, тяжелую.

Тяжелая адаптация может протекать в двух формах. У некоторых детей наблюдаются частые повторные заболевания, как, правило, респираторные, в ряде случаев приводящие к осложнениям (отиту, бронхиту, пневмонии). Вес неустойчив – стабильная прибавка веса затруднена в связи с повторными заболеваниями, время восстановления первоначального веса задержано. При этом период адаптации длится свыше полутора месяцев. Тяжелая адаптация отражается и на показателях развития и состояния здоровья. При этом ребенок длительное время находится в фазе патологической адаптации, так как чаще всего сразу после выздоровления вновь заболевает. Вторая форма тяжелой адаптации выражается в длительном неадекватном поведении, граничащем с преневротическим состоянием. При этом поведение детей не нормализуется иногда в течение полугода.

Этапы адаптации детей к ДОУ

1. Подготовительный этап

2. Основной этап

3. Заключительный этап

Проблема адаптации – это проблема родителей, но никак не персонала групп, как у нас принято считать. Задача родителей – правильно подготовить ребенка к поступлению в ДОУ, всячески поддерживать, поощрять его в период адаптации. Задача воспитателей – помочь родителям легко адаптировать детей.

Адаптация – длительный процесс, который необходимо вести в три этапа. Каждый этап имеет свои цели, свои задачи, которые не всегда совпадают для родителей и воспитателей.

Подготовительный этап начинается за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад. Задачи этого периода – сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно войти в новые для него условия жизни. В первую очередь необходимо привести в соответствие домашний распорядок дня ребенка с режимом дошкольного учреждения. Планомерно, постепенно подвести ребенка к четкому его выполнению. Когда ребенок придет в детский сад, его не нужно будет переучивать, ломать неправильные привычки.

В процессе подготовительного этапа нужно уделить внимание рациону питания, приучать есть разнообразные овощные блюда, творожные запеканки и т. д.

Для хорошего самочувствия малыша значимы и такие моменты, как завтрак, ужин, обед, а также сон. Ломка устойчивых стереотипов при кормлении и укладывании спать в дошкольном учреждении приводят к негативным реакциям у детей. Поэтому следует проводить соответствующую подготовку в домашних условиях, не торопясь, оберегая нервную систему малыша от переутомления.

В это же время необходимо обратить серьезное внимание на формирование навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий есть, раздеваться и одеваться в детском саду, не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на его самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на какое-то время сгладить остроту отрицательных эмоций. Самостоятельность ребенка создает предпосылки для более быстрого установления контактов с взрослыми и сверстниками.

Как только в семье посчитают, что все эти задачи успешно решены и ребенок подготовлен к приходу в ДОУ, наступает следующий этап: к работе подключается педагог, который непосредственно будет воспитывать ребенка в детском саду.

«Вчера я к тебе приходила в гости, сегодня – ты ко мне. Я рада!». Так закрепляются их положительные взаимоотношения, установившиеся накануне.

На первых порах «гости» присаживаются в уголок, откуда видно все в группе. Мама должна помочь малышу в создании положительного образа воспитателя. Она поясняет: « Какая добрая Елена Ивановна! Видишь, как ее любят дети! И т. д. но ребенку нужно осмотреться в новых условиях, привыкнуть к незнакомой обстановке. В следующий раз малыш с мамой подходят к игровому уголку, чтобы лучше рассмотреть игрушки. Мама помогает ребенку быстрее освоиться, поддерживает его интерес к окружающему: «Как мне здесь нравится!» «Какие забавные игрушки сидят за столом!».

Каждый визит в детский сад длится не более часа, ребенок делает первые попытки пройтись по группе. Мама одобряет такие действия ребенка, педагог одобрительно улыбается, и ребенок начинает как бы « играть». Уровень их игровых умений не настолько высок, чтобы привлечь внимание другого ребенка. Носителем нового, интересного видится малышу воспитатель, и он устремлен к нему. На этом фоне его мимолетные контакты с взрослым закрепляются, упрочиваются. Воспитатель знает, каким игровым материалом можно заинтересовать, увлечь ребенка. Он то называет его ласковым именем, так как называют его дома, то обнимет, пригласит участвовать в игре. На фоне положительного эмоционального общения легко складывается деловое сотрудничество взрослого и малыша. Теперь мама на некоторое время может выйти из группы. Если ребенок спохватится, обнаружив ее отсутствие, он тут же успокоится, услышав заверения о том, что мама сейчас вернется. Так малыш начинает верить взрослому, испытывая при этом чувство физической и психической защищенности.

Во время заключительного этапа адаптационного периода ребенок начинает посещать группу по 2-3 часа в день. Дома родители, в детском саду воспитатель внимательно следят за его самочувствием, отличают характер сна, аппетита. При первых проявлениях негативных изменений можно подержать ребенка дома 2-3 дня, а потом опять привести ненадолго в детский сад.

В процессе привыкания в первую очередь нормализуется настроение, самочувствие малыша, затем восстанавливается аппетит и сон. Поэтому ребенка в спокойной домашней обстановке кормят завтраком, затем приводят в группу, где он вместе со всеми играет, гуляет, а на обед и сон возвращается домой. Позже, если самочувствие ребенка хорошее, можно предложить ему остаться в детском саду после обеда.

Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат Современные подходы к организации и содержанию педагогической деятельности с детьми раннего возраста в адаптационный период. Автор: Фролова Татьяна Михайловна, воспитатель моу «Спасобардинская основная общеобразовательная школа» iconМоу «Целинная №2 средняя (полная) общеобразовательная школа» икт...
...
Реферат Современные подходы к организации и содержанию педагогической деятельности с детьми раннего возраста в адаптационный период. Автор: Фролова Татьяна Михайловна, воспитатель моу «Спасобардинская основная общеобразовательная школа» iconПрограмма организации внеурочной деятельности обучающихся начальных...
Учебный план моу «Алёшинская основная общеобразовательная школа» состоит из двух частей: инвариантной и вариативной части, включающей...
Реферат Современные подходы к организации и содержанию педагогической деятельности с детьми раннего возраста в адаптационный период. Автор: Фролова Татьяна Михайловна, воспитатель моу «Спасобардинская основная общеобразовательная школа» iconБегун Татьяна Михайловна Тверь, 2012 Автор : Бегун Татьяна Михайловна,...
Цель: формирование предметных компетенций у обучающихся по теме урока, используя ресурсы Интернета
Реферат Современные подходы к организации и содержанию педагогической деятельности с детьми раннего возраста в адаптационный период. Автор: Фролова Татьяна Михайловна, воспитатель моу «Спасобардинская основная общеобразовательная школа» iconМоу сош №11 Рекомендации по содержанию и организации методической...
Анализ целей, задач, ожидаемых и полученных результатов деятельности за отчетный период 3
Реферат Современные подходы к организации и содержанию педагогической деятельности с детьми раннего возраста в адаптационный период. Автор: Фролова Татьяна Михайловна, воспитатель моу «Спасобардинская основная общеобразовательная школа» iconКонспект урока «Реформы Избранной рады» фио (полностью) Коноплёва...
Моу «Зимитицкая основная общеобразовательная школа» Волосовского района Ленинградской области
Реферат Современные подходы к организации и содержанию педагогической деятельности с детьми раннего возраста в адаптационный период. Автор: Фролова Татьяна Михайловна, воспитатель моу «Спасобардинская основная общеобразовательная школа» iconДоклад моу «Красноручейская основная общеобразовательная школа»
Моу «Красноручейская основная общеобразовательная школа» одна из школ Хангаласского улуса. Расположена на территории Качикатского...
Реферат Современные подходы к организации и содержанию педагогической деятельности с детьми раннего возраста в адаптационный период. Автор: Фролова Татьяна Михайловна, воспитатель моу «Спасобардинская основная общеобразовательная школа» iconДоклад о результатах деятельности моу мыльджинская основная общеобразовательная...
Моу мыльджинская основная общеобразовательная школа имени Владимира Николаевича Ляшенко
Реферат Современные подходы к организации и содержанию педагогической деятельности с детьми раннего возраста в адаптационный период. Автор: Фролова Татьяна Михайловна, воспитатель моу «Спасобардинская основная общеобразовательная школа» iconЕще раз об интерактивности урока или использование интерактивных...
Ческом мире, в период перехода к информационному обществу важным становится умение оперативно и качественно работать с информацией,...
Реферат Современные подходы к организации и содержанию педагогической деятельности с детьми раннего возраста в адаптационный период. Автор: Фролова Татьяна Михайловна, воспитатель моу «Спасобардинская основная общеобразовательная школа» iconПлан работы мобу «гостинопольская основная общеобразовательная школа»...
Тема работы школы в 2010-2011 учебном году : «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на...
Реферат Современные подходы к организации и содержанию педагогической деятельности с детьми раннего возраста в адаптационный период. Автор: Фролова Татьяна Михайловна, воспитатель моу «Спасобардинская основная общеобразовательная школа» iconКонспект совместной непосредственно образовательной деятельности...
Обсудить проблему укрепления здоровья людей и продления их активной жизнедеятельности
Реферат Современные подходы к организации и содержанию педагогической деятельности с детьми раннего возраста в адаптационный период. Автор: Фролова Татьяна Михайловна, воспитатель моу «Спасобардинская основная общеобразовательная школа» iconПлан учебно-воспитательной работы мбоу «Зеленорощинская средняя общеобразовательная...
В 2012-2013 учебном году школа начала работать по теме «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода...
Реферат Современные подходы к организации и содержанию педагогической деятельности с детьми раннего возраста в адаптационный период. Автор: Фролова Татьяна Михайловна, воспитатель моу «Спасобардинская основная общеобразовательная школа» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«мдк теоретические и методические основы организации различных видов деятельности детей раннего и дошкольного возраста» Теоретические...
Реферат Современные подходы к организации и содержанию педагогической деятельности с детьми раннего возраста в адаптационный период. Автор: Фролова Татьяна Михайловна, воспитатель моу «Спасобардинская основная общеобразовательная школа» iconТематическое планирование по возрастным группам Содержание психолого-педагогической...
Возрастные особенности детей. Заболеваемость. Показатели по группам здоровья. Сведения о кадрах. Реализуемая базисная программ. Приоритетные...
Реферат Современные подходы к организации и содержанию педагогической деятельности с детьми раннего возраста в адаптационный период. Автор: Фролова Татьяна Михайловна, воспитатель моу «Спасобардинская основная общеобразовательная школа» iconМоу «Антонятская основная общеобразовательная школа» Карагайского...
Муниципальное образовательное учреждение моу «Антонятская основная общеобразовательная школа» имеет статус основной и реализует образовательные...
Реферат Современные подходы к организации и содержанию педагогической деятельности с детьми раннего возраста в адаптационный период. Автор: Фролова Татьяна Михайловна, воспитатель моу «Спасобардинская основная общеобразовательная школа» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: получения работы по специальности дошкольного образования, квалификации воспитатель детей дошкольного возраста с дополнительной...
Реферат Современные подходы к организации и содержанию педагогической деятельности с детьми раннего возраста в адаптационный период. Автор: Фролова Татьяна Михайловна, воспитатель моу «Спасобардинская основная общеобразовательная школа» iconМеждународная Ассоциация «Развивающее обучение»
Проектирование модуля организации образовательного процесса в адаптационный период


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск