Урок по теме «Нервная и гуморальная регуляция» Игра «Биохимическая эстафета»





Скачать 163.46 Kb.
НазваниеУрок по теме «Нервная и гуморальная регуляция» Игра «Биохимическая эстафета»
Дата публикации14.08.2013
Размер163.46 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
МОУ «Средняя общеобразовательная школа пос. Силикатный»

Медведевского района Республики Марий Эл

Обобщающий урок по теме

«Нервная и гуморальная регуляция»

Игра «Биохимическая эстафета»


п.Силикатный

2005г

Обобщающий урок по теме

«Нервная и гуморальная регуляция»

Игра «Биохимическая эстафета»
Цель: обобщить и проверить знания учащихся по теме, продолжить развитие навыков учащихся к самостоятельной работе, продолжить формирование научного мировоззрения, основанного на биологических знаниях.

Оборудование: звонок (колокольчик), часы (песочные), бумага, ручки, карандаши, тестовые задания и вопросы, 2 плотных платка.

Ход игры:

Подготовительный этап – эмблемы, шутливый подарок команде-сопернице, девиз, приветствие.

1 этап – представление команд (2 мин.)

2 этап – разминка (5 мин.)

3 этап – кроссворды (10 мин.)

4 этап – рисунок нейрона с закрытыми глазами (5мин.)

5 этап – «Мозговой штурм» (15мин.)

6 этап – тесты (одновременно с мозговым штурмом) для команды поддержки.

Подведение итогов (3 мин.).

Оформление класса:

жю р и



з р и т е л и


Вопросы для разминки

( 10 вопросов – 5 минут, по баллу за ответ)

1 команда

1.Назовите три железы внутренней секреции. (гипофиз, щитовидная, надпочечники, эпифиз)

2.Назовите железы смешанной секреции. (поджелудочная, половые)

3.Передается по нейронам …(возбуждение)

4.Состоит из длинных отростков нейронов …(белое вещество)

5.Биологически активные вещества, выделяемые железами внутренней секреции. (гормоны)

6.Железы, которые имеют протоки и выделяют свои секреты в полости тела или на кожу. (железы внешней секреции)

7.Скопления тел нервных клеток за пределами центральной нервной системы. (нервные узлы)

8.Нейроны, передающие импульсы от органов чувств в спинной и головной мозг. (чувствительные)

9.Путь, по которому проводятся нервные импульсы при осуществлении рефлекса. (рефлекторная дуга)

10.Отдел центральной нервной системы в виде длинного белого шнура. (спинной мозг)

2 команда

1.Назовите три железы внешней секреции. (потовые, сальные, слюнные, желудочные)

2.Свойства нервной ткани. (раздражимость и возбудимость)

3.Состоит из скоплений тел нейронов и коротких отростков. (серое вещество)

4.При его повреждении наступает мгновенная смерть. (продолговатый мозг)

5.Регуляция работы организма с помощью химических веществ через жидкие среды организма. (гуморальная)

6.Железы, не имеющие специальных протоков и выделяющие вещества в протекающую через них кровь. (железы внутренней секреции)

7.Нейроны, передающие импульсы от спинного и головного мозга к мышцам и внутренним органам. (двигательные)

8.Основной принцип работы нервной системы. (рефлекторный)

9.Отдел центральной нервной системы, расположенный в полости черепа. (головной мозг)

10.Отдел головного мозга., расположенный между большими полушариями и нижележащими отделами. (промежуточный мозг)
Мозговой штурм

(каждой команде по 5 вопросов, на обсуждение по 1 минуте)

1 команда

1.В практике сельского хозяйства довольно часто в пищу домашних животных, выращиваемых на мясо, добавляют порошок, приготовленный из сушеных гипофизов животных. С какой целью это делают?

(ускорение роста и развития)

2.Предположим, что у одной собаки перерезали все передние корешки седалищного нерва, а у другой – задние корешки того же нерва. Что произойдет с ногами первой и второй собаки и почему?

(задние корешки – чувствительные нейроны, передние – двигательные, не будет ходить)

3.Почему кровоизлияние, произошедшее в левой половине мозга влечет за собой более тяжелые последствия для больного, чем то же в правой половине?

(слева – центр устной и письменной речи, счета и логического мышления)

4.Для изучения принципа работы того или иного органа физиологи часто прибегают к помощи радиоактивных веществ. Предложите такое вещество для исследования функций щитовидной железы поясните свое предложение.

(йод)

5.Физиологи часто называют гипофиз «дирижером оркестра гормонов». Почему появилось такое образное название у гипофиза?

( в нем образуются вещества, влияющие на работу других желез)

2 команда

1.При общем анализе крови врач первым делом обращает внимание на количество сахара. С чем связано пристальное внимание к этому веществу? Как можно объяснить изменение концентрации сахара в крови у больного человека? (может быть сахарный диабет, мало инсулина)

2.В клинике находится больной человек. Он хочет взять стакан, но промахивается. После нескольких попыток берет его и роняет. При попытке писать делает лишние движения. Определите место нахождения опухоли в головном мозге больного. (мозжечок)

3.В древние времена анатомы называли этот отдел мозга «жизненным узлом». О каком отделе головного мозга идет речь и почему его так назвали?

(продолговатый мозг – регулирует деятельность жизненно важных органов: сердца, легких и др.)

4.Из каких частей состоит рефлекторная дуга?

(рецептор, чувствительный путь, участок центральной нервной системы, двигательный путь и рабочий орган)

5.При выращивании домашних животных с целью получения мяса проводят кастрацию самцов. Предположите возможные изменения в обмене веществ и поведении кастрированных особей. (животные становятся более спокойными и быстрее набирают вес)
Тест «Нервная и гуморальная регуляция»

1 вариант
Выберите один или несколько правильных ответов

1.Нервная система выполняет следующие функции:

а) транспортирует питательные вещества,

б) осуществляет гуморальную регуляцию,

в) связывает организм с внешней средой,

г) обеспечивает согласованную деятельность органов.

2.По функциям вся нервная система подразделяется на:

а) соматическую и вегетативную (автономную),

б) симпатическую и парасимпатическую,

в) центральную и симпатическую,

г) периферическую и соматическую.

3.Серое вещество представляет собой:

а) скопление тел нейронов,

б) нервные волокна,

в) скопление длинных отростков нейронов,

г) сосудистую оболочку мозга.

4. Функции рецепторов:

а) несут возбуждение от центральной нервной системы к рабочему органу,

б) воспринимают раздражение,

в) переключают возбуждение с чувствительных нейронов на вставочные,

г) переключают возбуждение с чувствительных нейронов на двигательные.

5. Рефлекс – это:

а) путь, по которому нервное возбуждение воспринимается и передается рабочему органу,

б) ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая нервной системой,

в) переключение возбуждения с чувствительных нейронов на двигательные,

г) передача возбуждения к рабочему органу.

6. Регуляция функций в организме осуществляется:

а) только нервной системой,

б) только эндокринной системой,

в) нервно-гуморальным способом,

г) с помощью безусловных рефлексов.

7. Слюнные железы относятся к железам:

а) внешней секреции, в) смешанной секреции,

б) внутренней секреции, г) пищеварительной системе.

8. Для желез внутренней секреции характерно то, что:

а) они не имеют специальных протоков,

б) клетки железы соприкасаются со стенкой кровеносного сосуда,

в) выделяемый гормон поступает в кровь,

г) выделяемый гормон выводится через специальные протоки.

9. При избытке гормона щитовидной железы развивается заболевание:

а) сахарный диабет, в) микседема,

б) базедова болезнь, г) ожирение.

10. Гормоны поступают в :

а) тканевую жидкость, в) кишечник,

б) желудок, г) кровь.

Тест «Нервная и гуморальная регуляция»

2 вариант
Выберите один или несколько правильных ответов.

1.Нервная система состоит из нервных клеток, которые называют:

а) аксонами, б) нейронами, в) дендритами, г) медиаторами.

2.Вегетативная нервная система регулирует:

а) движение скелетной мускулатуры,

б) работу внутренних органов,

в) тонус сосудов,

г) передвижение пищи по кишечнику.

3. Нерв – это:

а) пучки нервных волокон за пределами центральной нервной системы,

б) аксон одного нейрона,

в) скопление тел нейронов,

г) проводящие пути спинного мозга.

4.Свойство нервной ткани:

а) возбудимость и сократимость, в) сократимость,

б) возбудимость и проводимость, г) только возбудимость.

5. По строению вся нервная система подразделяется на:

а) соматическую и вегетативную (автономную),

б) симпатическую и парасимпатическую,

в) центральную и периферическую,

г) центральную и симпатическую.

6. Гуморальная регуляция функций организма заключается в:

а) передаче органам нервного импульса,

б) химическом взаимодействии клеток, органов и их систем через кровь,

в) удалении из клеток углекислого газа путем диффузии,

г) поступлении питательных веществ с пищей.

7. К железам смешанной секреции относят:

а) гипофиз, в) щитовидную железу,

б) поджелудочную железу, г) половые органы.

8. Развитие сахарного диабета связано с:

а) недостатком секреции инсулина,

б) избытком секреции инсулина,

в) нарушением функции половых желез,

г) нарушением функции щитовидной железы.

9. Развитие вторичных половых признаков регулируется:

а) ферментами, в) половыми гормонами,

б) центральной нервной системой, г) гипофизом.

10.Поджелудочная железа вырабатывает инсулин, который:

а) поступает в кишечник,

б) выводится в специальные протоки,

в) поступает в кровь,

г) разносится кровью по всему организму.

Кроссворд «Нервная система»




































































































































































































































































































































































































































































1.Нервная система, которая контролирует работу скелетных мышц.

2.Нервная система, контролирующая работу внутренних органов. 3.Нервная клетка. 4.Нервная система, возбуждающаяся при переходе от состояния покоя к состоянию физической и психической работы.

5.Длинный отросток нервной клетки.

6.Отдел головного мозга, контролирующий движение.

7.Ответная реакция организма на раздражение при участии нервной системы.

8.Скопление длинных отростков нервных клеток, покрытых оболочкой.

9.Складки коры больших полушарий.

10.Короткий отросток нервной клетки.

По вертикали – ослабление нервных процессов.

Кроссворд «Железы внутренней секреции»






1





































2














































3


































4




















































5































6


































7

















































8





































9














































10











































11
























1. Болезнь, возникающая при избыточном выделении ростового гормона гипофиза. 2. Гормон щитовидной железы. 3. Гормон надпочечников, регулирующий работу кровеносной системы. 4. Парные железы внутренней секреции. 5. Болезнь, возникающая при недостатке гормона щитовидной железы. 6. Болезнь, возникающая при избытке гормона щитовидной железы. 7.Животный углевод, образующийся из глюкозы при действии инсулина.

8.Болезнь, возникающая при недостатке инсулина.

9.Болезнь, возникающая при недостатке ростового гормона.

10.Железа внутренней секреции, расположенная в головном мозге.

11.Женская половая железа.

По вертикали – болезнь, возникающая у взрослых при избыточном выделении ростового гормона гипофиза.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по теме «Нервная и гуморальная регуляция» Игра «Биохимическая эстафета» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция
Урок по теме «Нервная и гуморальная регуляция» Игра «Биохимическая эстафета» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляции
Урок по теме «Нервная и гуморальная регуляция» Игра «Биохимическая эстафета» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Системы органов. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуля-ция»
Урок по теме «Нервная и гуморальная регуляция» Игра «Биохимическая эстафета» iconМетодическая разработка к практическому занятию для студентов 1 курса...
Развитие органов нервной системы в эмбриогенезе: нервная пластинка, нервная трубка
Урок по теме «Нервная и гуморальная регуляция» Игра «Биохимическая эстафета» iconЭлементы – составляющие человека и Земли
Цели: показать единство живой и неживой природы; повторить темы «Неметаллы» (химия), «Нервно-гуморальная регуляция» и «Общий план...
Урок по теме «Нервная и гуморальная регуляция» Игра «Биохимическая эстафета» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, квн, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т п
Урок по теме «Нервная и гуморальная регуляция» Игра «Биохимическая эстафета» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, квн, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т п
Урок по теме «Нервная и гуморальная регуляция» Игра «Биохимическая эстафета» iconУрок игра по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксис»
Урок – игра по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксис». Учитель русского языка и литературы Шадрина Людмила Виталиевна
Урок по теме «Нервная и гуморальная регуляция» Игра «Биохимическая эстафета» iconУрок-игра в 9 классе, обобщающий знания учащихся по теме «Химическая...
Урок-игра в 9 классе, обобщающий знания учащихся по теме «Химическая связь. Электролитическая диссоциация» (умк оржековского П. А.)....
Урок по теме «Нервная и гуморальная регуляция» Игра «Биохимическая эстафета» iconУрок-игра «В мире замечательных людей»
Открытый интегрированный урок-путешествие по математике в 6 классе по теме «Координатная плоскость»
Урок по теме «Нервная и гуморальная регуляция» Игра «Биохимическая эстафета» iconУрок игра «Математический тир» по теме: «Решение логарифмических уравнений»
Цель урока: обобщить знания по теме, сформировать умения решать логарифмические уравнения
Урок по теме «Нервная и гуморальная регуляция» Игра «Биохимическая эстафета» iconУрок обобщения и систематизации знаний. По основному способу проведения
Урок – деловая игра по теме: «Применение производной в различных областях науки»
Урок по теме «Нервная и гуморальная регуляция» Игра «Биохимическая эстафета» iconУрок развития умений по теме “Traditions, Manners” ролевая игра
Заключительный урок развития умений по теме “Traditions, Manners” ролевая игра
Урок по теме «Нервная и гуморальная регуляция» Игра «Биохимическая эстафета» iconУрок-игра по теме «Правописание безударной гласной в корне слова»

Урок по теме «Нервная и гуморальная регуляция» Игра «Биохимическая эстафета» iconУрок по теме: «фонетика. Графика». Урок-игра. 5 класс. Чижикова Е....
Оформление урока: карта-схема города, на которой изображена школо дорожных наук, светофор
Урок по теме «Нервная и гуморальная регуляция» Игра «Биохимическая эстафета» iconУрок-деловая игра по теме «Отмена крепостного права в России»
Первый урок традиционен, он предусматривает знакомство с основными положениями крестьянской реформы 1861 г Второй же урок, посвящённый...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск