Формирование и развитие общеучебных умений и навыков учащихся как способ повышения качества обучения биологии. Жукова Надежда Николаевна учитель биологии и химии мбоу «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа»





Скачать 368.01 Kb.
НазваниеФормирование и развитие общеучебных умений и навыков учащихся как способ повышения качества обучения биологии. Жукова Надежда Николаевна учитель биологии и химии мбоу «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа»
страница1/3
Дата публикации16.08.2013
Размер368.01 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
  1   2   3
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков учащихся как способ повышения качества обучения биологии.

Жукова Надежда Николаевна

учитель биологии и химии

МБОУ «Нижнекулойская средняя

общеобразовательная школа»

Верховажского района

Вологодской области
Чему и как должна учить школа?

В связи с реформированием образования этот вопрос задают сотню раз за день.

Аналитики крупнейшего банковского концерна Германии Deutsche Bank отметили влияние образовательных реформ 10-15-летней давности на современный рост ВВП в различных государствах. Так, низкие темпы роста ВВП в Германии в начале двух тысячных годов объясняются проблемами в ее системе образования в 80-90 гг. А Сингапур, где реформа образования в свое время была возведена в ранг национальной идеологии, сегодня занимает первую строчку рейтинга глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического Форума. [18]

В России же поиск идей реформирования образовательной сферы сейчас в самом разгаре. На первое место выводится качество школьного образования, позволяющее оценить эффективность всей образовательной системы в целом.

Когда я только начала работать в 1980 г. в школе, мне казалось, что если я люблю свой предмет, то и все мои ученики будут его любить.

Оказалось, для многих учащихся предмет биология является довольно трудным. Это вызвано огромным понятийным аппаратом предмета, отсутствием интересных и творческих заданий в учебнике. И самое главное, отсутствием реальной самооценки ученика: что мне хорошо удается в учебном процессе, а что я не умею. Ученик не имеет представления, какого уровня достигли его общеучебные умения и навыки (далее ОУУН), несмотря даже на «отличную» оценку по предмету.

Попытаемся ответить на первую часть вопроса: «Чему учить?»

Государство в лице министерства образования, департамента образования области пытается по-своему решить эту проблему: то добавляя часы на изучение отдельных предметов в базисный учебный план школы, то убавляя их, то есть по-прежнему стоит на позициях предметного обучения, определяя «главные» и «побочные» учебные предметы. Среди моих учеников много будущих «медиков». Не ущемляются ли их права на изучение биологии и химии при уменьшении количества часов на изучение этих предметов в учебном плане?

Одновременно государством провозглашаются изменения общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:

- от определения цели школьного обучения как усвоения ЗУН к определению цели как умения учиться;

- от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учения как процесса образования и порождения смыслов;

- от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии её целенаправленной организации и планомерного формирования;

- от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения. [1, c.12]

Ответ на вопрос «Чему должна учить школа»? простой: учить следует надпредметным, общеучебным умениям и навыкам, заменяемым в последнее время новым термином «универсальные учебные действия», с помощью создания педагогических условий.

Из ответа на вопрос «Чему и как должна учить школа?» вытекает следующий вопрос: «Когда должно происходить формирование ОУУН?» Ответ простой – всю жизнь. Но на этапе элементарной грамотности (начальная школа) и функциональной грамотности (средняя ступень и старшая школа) общеучебные умения должны быть отработаны до автоматизма, то есть должны стать навыками!

Общеучебные умения и навыки требуют специального внимания к их формированию, поскольку в традиционном режиме обучения не формируются у учащихся в нужной степени.

Проанализируем уровень представления надпредметного логико-дидактического содержания учебника биологии для 9 класса в виде вопросов к параграфам, выполнение которых способствует формированию ОУУН. [5]:

- Всего вопросов – 479. Из них 430 вопросов – 172 (35,9%) предтекстовых и 258 (53,9%) послетекстовых вопросов направлено на формирование учебно-информационного умения поиска информации в тексте параграфа учебника и носят репродуктивный характер.

- И только 49 вопросов способствуют формированию и развитию учебно-логических умений. На неполное сравнение (поиск или отличий, или сходства объектов) направлены 19 вопросов (4%), на полное сравнение – 4 вопроса (0,8%), на анализ информации – 26 вопросов (5,4%).

Выполнение учащимися заданий из рабочей тетради этого же автора способствует формированию и развитию только некоторых ОУУН. [9]

Из 202 заданий рабочей тетради 21% составляют задания на заполнение таблиц (задания даются с готовыми названиями столбцов, перечисленными признаками объектов), 16% - на расшифровку терминов, 13% - на заполнение пропусков в тексте, 11% - на перевод информации «рисунок ↔ текст», 7% - на решение задач, 6% - на высказывание суждения, 5% - на выбор главного, 4,5% - на классификацию и др.

На каком из предметных уроков в течение учебного дня есть время для доскональной отработки какого-либо общеучебного умения? В каком учебнике показаны алгоритмы сравнения, классификации, элементарного заполнения таблицы?…

Учебники биологии содержат большой объём предметных знаний, подлежащих запоминанию, а не приемы самостоятельного поиска и выбора необходимой информации. В учебниках по программе В.В. Пасечника нет ни одного алгоритма выполнения заданий на сравнение, анализ, классификацию и пр. – т.е. на развитие ОУУН.

И в очередной раз ответственность за качество обучения возложена на самого учителя: он должен найти возможность перехода от предметного обучения к метапредметному изложению материала, и в течение 45 минут успеть сформировать и даже развить определенные ОУУН учащихся.

Посильная ли задача?

«Как учить?» - ответу на этот вопрос посвящена данная работа.
Противоречия современного образования таковы:

1. Информационный взрыв, невозможность усвоения в течение жизни одним человеком знаний всего человечества.

Научное знание, удваивающееся каждые 10-15 лет, захлестывает нашего современника.

В то же время у многих учащихся навык техники чтения не соответствует установленным нормам.

Плохо читающий ученик, перейдя в среднее, а затем и в старшее звено школы, будет «тонуть» в потоке информации. Разница во времени прочтения одного и того же текста плохо читающим и хорошо читающим учеником составляет до 10-15 минут.

Текст параграфа может составлять до 6-7 страниц! Например, § 40 Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. С.209 - 214, § 25 Класс пресмыкающиеся, или рептилии. С.122 – 128.) [7]

Можно ли рассчитывать на равное осмысление информации, её переработку и использование, если один ученик ещё и не прочитал заданный текст, в то время как другой ученик прочитал текст дважды?

Возникло противоречие между увеличением информационной нагрузки с одной стороны и неготовностью учащихся рационально и эффективно овладеть этой информацией с другой стороны.

2. Непрерывное образование – реальность и необходимость.

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, даже овладевать новыми профессиями.

3. Школа продолжает «давать» ученику «знания», не предоставляя инструментов его усвоения.

Учебная деятельность направлена на усвоение учащимися:

1). Умения копировать учебный материал;

2). Умения запоминать;

3). Умения выполнять задания по образцу.

Эти умения формируют исполнительскую культуру личности, но никак не творческую.

Образовательная траектория современного человека должна быть такой: Знания → Умения и навыки → Компетентности (Действия) → Культура.

4. Школа перестала быть единственным источником знаний и информации для школьника.

На протяжении тысячелетий единицы хранения информации менялись, и многократно возрастал объем информации в них: наскальные рисунки - рукописные летописи – печатные книги – файлы компьютера – дискеты – диски – флэш- накопители - Интернет…

По масштабу своего воздействия на мировую культуру феномен Интернета сопоставим с изобретением письменности и книгопечатания. Важнейший принцип информационного общества – равные возможности доступа к сокровищам культуры и образования для всех. Интернет удовлетворяет две базовые потребности человека - общение и нахождение чего-то нового и интересного.

Человек боится не успеть в погоне за новой информацией. Не случайно, один из лозунгов современности: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Постоянным поиском в Интернете информации, человек ставит непосильную задачу своему мозгу. Но глобальное информационное пространство - Интернет невозможно изучить полностью, в силу постоянного обновления информационных ресурсов.

Многое из того, что будет изучаться на уроке, нынешние дети сами узнают, например, из Интернета. Задача современного учителя - помочь учащимся не потеряться в мире информации.

5. Человечество не выработало единых требований к качеству школьного образования.

Проблема достижения качественного образования учащихся – ключевая для образования. В качественном образовании заинтересованы все: учащиеся, учителя, родители, общество, государство.

Возникает следующий вопрос: что же считать показателями качества общего образования?

В России пока главным критерием успеха ученика считается хорошо написанная контрольная работа или сданный экзамен, у него не определяют уровень развития общеучебных умений и навыков (ОУУН) или универсальных учебных действий (УУД).

За рубежом принято измерять коэффициент интеллекта. В IQ тесте используются упражнения на арифметический счет, обращение с логическими рядами, способность дополнить геометрическую фигуру, способность опознать фрагмент, задания на запоминание фактов, технических чертежей, манипуляция с буквами в словах. Тесты выявляют образ мышления: логический, образный, математический, вербальный.

Из Голландии к нам «пришло» тестирование – единый государственный экзамен (ЕГЭ), но самый главный недостаток большинства заданий тестов ЕГЭ – то, что они проверяют конкретные предметные знания, лишь совсем малая часть их требует сформированности ОУУН (УУД).

Причем интересная закономерность: ЕГЭ по биологии в 11 классе проверяет только знания, а вот ГИА по биологии в 9 классе требует и сформированности некоторых ОУУН. Очевидно, это изменение внесено после неутешительных результатов международного тестирования PISA 9-классников.

PISA - «Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся» (Programme for International Student Assessment) осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития. Основная цель программы - оценка функциональной грамотности 15-летних учащихся в области математики, естествознания и чтения.

Основные задачи:

- Оценить, обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для жизни

- Выявить динамику результатов (2000, 2003, 2006, 2009).

Российские школьники год от года показывают низкие результаты при выполнении тестов PISA. Эксперты объясняют это отсутствием в практике обучения школьников заданий, при выполнении которых необходимо интегрировать знания различных учебных предметов, использовать общеучебные умения, отбирать и использовать адекватные описываемой ситуации способы размышления, анализа, обоснований, коммуникации и т. п.

Обобщая полученные результаты тестов PISA, можно выделить главное учебное затруднение: неумение российских учащихся работать с информацией. [14, с.3]

Часто ученики начальной школы, имеющие оценки «4» и «5», становятся посредственными пяти- и шестиклассниками и к окончанию школы числятся в «серых» троечниках. Почему для них изучение биологии стало «не интересно»? Можно предположить, что «пестики и тычинки», изучаемые в 6 классе, не интересуют мальчишек, но почему тогда в 7 классе не интересна зоология, а в 8 классе – наука о самом себе - человеке?

Повышение уровня качества знаний по биологии в старшей школе можно объяснить осознанным отношением к учебе в связи с выбором будущей профессии и необходимостью хорошо знать предмет для успешной сдачи ЕГЭ, а также и уходом группы «слабых» учащихся после окончания ими основной школы.

Но иногда «средний» ученик, не интересовавшийся биологией, вдруг показывает лучшие результаты в старших классах. Отчего же это происходит?

Пятибалльная оценка обучающихся не дает ответа на эти вопросы. Она скорее формальная, чем реальная.

Работа учителя тоже оценивается формально: по качеству предметных знаний, количеству призеров олимпиад и пр. Эта оценка не отражает ни усилий учителя, ни динамику развития или отставания конкретного ученика.

Антропологи утверждают, что изготовление орудий труда является границей между обезьяной и человеком. Если предложить аналогию, то сформированные ОУУН являются границей между человеком необразованным и Человеком Грамотным!

Уровень сформированности ОУУН (УУД), диагностируемый на определенных ступенях обучения ученика, может стать реальной оценкой его деятельности.

Итак, особенностями современного информационного общества являются:

информационный взрыв → непрерывность образования → влияние Интернета → отсутствие сформированных ОУУН (УУД) → нет реальной оценки качества образования. Они приводят к выделению трех главных областей противоречий в:

- содержании образования;

- содержании учебного предмета биологии;

- оценке учебного труда (качества образования).

Человек информационного общества, обладающий информационной культурой, должен владеть основными типами информационных умений (Выделены Оперативной группой SCONUL (Society of College National and Universities Libraries, Общество колледжей, национальных и университетских библиотек):

1.Осознавать потребность в информации.

2.Определять, каким образом можно восполнить пробел в информации:

- благодаря знанию соответствующих видов ресурсов (печатных и цифровых);

- благодаря отбору ресурсов, адекватных стоящей задаче;

- благодаря способности понимать те условия, которые влияют на доступность источников информации.

3.Конструировать стратегии обнаружения информации:

- осознавать, какую информацию следует обнаружить;

- разрабатывать систематические методы, подходящие для удовлетворения этого требования;

- понимать принципы конструирования и создания баз данных.

4.Искать и получать доступ к информации:

- разрабатывать соответствующие техники поиска;

- использовать коммуникационные и информационные технологии, включая международные академические сети;

- использовать соответствующие библиографические и аннотационные службы, индексы цитирования и баз данных;

- использовать методы повышения уровня осведомленности, быть в курсе современных данных.

5.Сравнивать и оценивать информацию, полученную из разных источников:

- понимать, что информация может быть представлена предвзято, осознавать значение научных авторитетов;

- иметь представление о процессе реферирования научных публикаций;

- знать способы извлечения требуемой информации из информационного пространства.

6.Организовывать, применять и передавать информацию различными способами в соответствии с существующей ситуацией:

- создавать библиографические ссылки;

- создавать личную библиографическую систему;

- применять информацию для решения насущных проблем;

- эффективно передавать информацию с помощью соответствующих посредников;

- знать о проблемах авторских прав и плагиата.

7. Синтезировать и собирать существующую информацию, создавая на её основе новое знание.

8.Уметь общаться в информационном пространстве.

9.Владеть компьютерной грамотностью. [19, с. 12-13]

Задачи образования в информационном обществе были выработаны Комиссией ЮНЕСКО под руководством бывшего министра образования Франции Эдгара Фора в 1972 г. В докладе Комиссии Фора «Учиться быть» представлена концепция образования человека в течение всей жизни. Определены четыре «столпа образования»:
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков учащихся как способ повышения качества обучения биологии. Жукова Надежда Николаевна учитель биологии и химии мбоу «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа» iconЖукова Надежда Николаевна учитель биологии, химии моу «Нижнекулойская...
Конспект урока по общей биологии в 11 классе по программе Сонина Н. И. «Горизонты гибридизации»
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков учащихся как способ повышения качества обучения биологии. Жукова Надежда Николаевна учитель биологии и химии мбоу «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа» iconЖукова Надежда Николаевна учитель биологии моу «Нижнекулойская средняя...

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков учащихся как способ повышения качества обучения биологии. Жукова Надежда Николаевна учитель биологии и химии мбоу «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обобщение педагогического опыта «Формирование и развитие общеучебных умений и навыков учащихся как способ повышения качества обучения...
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков учащихся как способ повышения качества обучения биологии. Жукова Надежда Николаевна учитель биологии и химии мбоу «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа» iconЖукова Надежда Николаевна учитель биологии моу «Нижнекулойская средняя...
Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов»
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков учащихся как способ повышения качества обучения биологии. Жукова Надежда Николаевна учитель биологии и химии мбоу «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа» iconЖукова Надежда Николаевна учитель биологии моу «Нижнекулойская средняя...
Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов»
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков учащихся как способ повышения качества обучения биологии. Жукова Надежда Николаевна учитель биологии и химии мбоу «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа» iconПрограмма деятельности школьного краеведческого музея Составитель:...
Краеведческий музей школы является тематическим систематизированным собранием материалов и документов по истории мбоу "Нижнекулойская...
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков учащихся как способ повышения качества обучения биологии. Жукова Надежда Николаевна учитель биологии и химии мбоу «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа» iconЖукова Надежда Николаевна учитель биологии моу «Нижнекулойская средняя...
Охватывает сообщества любого ранга. Например, к экосистемам относятся подушка лишайника на стволе дерева, пень с населяющими его...
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков учащихся как способ повышения качества обучения биологии. Жукова Надежда Николаевна учитель биологии и химии мбоу «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическая тема. Формирование и развитие общеучебных универсальных умений и навыков как способ повышения качества знаний учащихся...
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков учащихся как способ повышения качества обучения биологии. Жукова Надежда Николаевна учитель биологии и химии мбоу «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа» iconМасленникова Маргарита Александровна учитель биологии высшей квалифи-кационной...
Элективные курсы, как фактор повышения качества знаний и профессиональной направленности обучающихся (из опыта работы)
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков учащихся как способ повышения качества обучения биологии. Жукова Надежда Николаевна учитель биологии и химии мбоу «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа» iconРабочая программа по биологии. 9 «А», «Б» классы. Учитель биологии Клубова Елена Николаевна
Бюджетное образовательное учреждение Сокольского муниципального района «Средняя общеобразовательная школа №10»
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков учащихся как способ повышения качества обучения биологии. Жукова Надежда Николаевна учитель биологии и химии мбоу «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа» iconСамообразование. Формирование ключевых компетентностей на уроках...
Учреждение Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №424
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков учащихся как способ повышения качества обучения биологии. Жукова Надежда Николаевна учитель биологии и химии мбоу «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа» iconПубличный отчет по итогам работы мбоу «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа»
С 1 августа 2011 года школа имеет статус- муниципальное бюджетное образовательное учреждение«Нижнекулойская средняя общеобразовательная...
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков учащихся как способ повышения качества обучения биологии. Жукова Надежда Николаевна учитель биологии и химии мбоу «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа» iconРабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 5-9 классов Программу соствила
Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских. – М.: Просвещение, 2013, Основной образовательной программой основного...
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков учащихся как способ повышения качества обучения биологии. Жукова Надежда Николаевна учитель биологии и химии мбоу «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа» iconРабота мо учителей биологии и химии над проблемой: Развитие познавательной...
«Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии и химии на основе личностно-ориентированного обучения»
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков учащихся как способ повышения качества обучения биологии. Жукова Надежда Николаевна учитель биологии и химии мбоу «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа» iconАлексеева Надежда Николаевна учитель начальных классов моу «Средняя...
Уточнение представлений учащихся о звуках [ч], [щ] как мягких шипящих согласных и об особенностях их написания с буквами а, у
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков учащихся как способ повышения качества обучения биологии. Жукова Надежда Николаевна учитель биологии и химии мбоу «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа» iconПубличный доклад директора муниципального бюджетного общеобразовательного...
Научно- исследовательская деятельность в моу «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск