Скачать 0.54 Mb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей станция юных натуралистов Усманского муниципального района Липецкой области. СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ на педагогическом совете МБОУ ДОД СЮН директор МБОУ ДОД СЮН Усманского муниципального района Усманского муниципального района протокол № 4 от «28» августа 2013г _______________ Т.И. Зверева приказ № 62 от « 30 » августа 2013г Дополнительная общеразвивающая программа эколого – биологической направленности «За здоровый образ жизни» на 2014-2015 учебный год Модуль биология, окружающий мир. Срок реализации - 7 лет. Составила: педагог дополнительного образования МБОУ ДОД СЮН Усманского муниципального района Ряскина Зоя Николаевна. г. Усмань Год разработки – 2011 Пояснительная записка. Здоровье - это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Но как часто мы растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а вернуть его очень трудно. В связи с бурным развитием биологии и медицины в последнее время среди школьников возрос интерес к этим наукам. Дополнительной общеразвивающей программой «За здоровый образ жизни» предусмотрено ознакомление обучающихся с методиками медицинских и физиологических исследований, с приемами оказания доврачебной помощи, развитие у обучающихся творческой инициативы и качеств, необходимых медицинскому работнику. Для решения задач современной школы большое внимание сейчас уделяется здоровье сберегающим технологиям. Цель программы: создание условий для приобретения обучающимися навыков по формированию здорового образа жизни. Для достижения данной цели ставятся задачи: образовательные: - расширение научных знаний о важнейших лекарственных растениях, их биологических особенностях, - вооружение обучающихся практическими умениями и навыками по применению лекарственных растений, - использование подсобного материала для оказания первой помощи; развивающие: -развитие потребности общения с природой; воспитательные: - воспитание оздоровительно-гигиенических навыков, Программа составлена на основе нормативно-правовых документов: - Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 гг. - Национальная стратегия действий в интересах детей РФ на 2012 – 2017 гг., направленная на развитие системы дополнительного образования, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей. - Концепция российской национальной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная Президентом Российской Федерации 03.04.2012 г. -«Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы Сан ПиН 2.4.4.1251-03 от 03 апреля2003 года № 27. «детские внешкольные учреждения». «Санитарно – эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей». - Сан ПиН 2.4.2 2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и орга- низации обучения в общеобразовательных учреждениях». Отличительные особенности программы «За здоровый образ жизни»: - наличие в ее структуре экскурсий в кабинеты медицинских специалистов районной поликлиники, анатомического музея медицинского колледжа, в ходе которых, дети собирают необходимые сведения о методике оказания первой помощи пострадавшим в необычных ситуациях. Занятия в детском объединении позволяют дать дополнительные знания о разнообразии лекарственных растений, их применения в целях профилактики здоровья человека, развивают творческие способности - процесс, который пронизывает все этапы развития личности, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Дополнительная общеобразовательная программа «За здоровый образ жизни» направлена на внедрение поэтапно-постепенного способа работы: от мини-исследований, рефератов, проектной деятельности до взвешенных исследований. Программа рассчитана на 7 лет обучения: Данная программа рассчитана на обучающихся от 6 лет. 1 год обучения - 72 часа, занятия проводятся два раза в неделю по 1 часу; 2 год обучения - 72 часа, занятия проводятся два раза в неделю по 1 часа; 3 год обучения - 72 часа, занятия проводятся два раза в неделю по 1 часа; 4 год обучения - 72 часа, занятия проводятся два раза в неделю по 1 часа. Занятия проводятся по 25 мин. в 1-2 классах и по 35 мин. в 3-4 классах. 5 год обучения (144 ч, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа). 6 год обучения (216 ч, занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа). 7 год обучения (144 ч, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа). Занятия спаренные по 35 минут с перерывом 10 минут для обучающихся младшего школьного возраста, по 45 минут с перерывом 10 минут – для других обучающихся. Программа: «За здоровый образ жизни» создана на основе опыта работы объединения «Юный медик» МБОУ ДОД СЮН Уманского муниципального района Липецкой области Актуальность программы заключается в раскрытии психологического воздействия растений на человека. Новизна программы заключается в использовании инновационных методов: занятий модульно- блочной системы , тренинговых занятий с использованием мультимедийных установок. Формы, методы и средства обучения. Программа предусматривает групповую, фронтальную и индивидуальную формы организации учебной работы с использованием следующих методов:
- словесные (рассказ, беседа); - наглядные (демонстрация пособий, иллюстраций, показ технологических приёмов). - практические ( навыки оказания первой помощи).
- репродуктивные (воспроизводящий), - частично - поисковые (выполнение заданий с элементами творчества); - творческие (творческие задания по видам деятельности). 3) По степени самостоятельности: - работа под непосредственным руководством педагога; - совместная работа; - самостоятельная работа. Большой интерес на занятиях вызывает использование игровых приёмов. Игры проводятся с целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры, загадки. Для концентрации внимания на различных этапах занятия привлекаются персонажи русских сказок. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной. Основной формой работы являются занятия. Отчёт о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов, массовых мероприятий. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля. Средства обучения: печатные (учебники, книги для чтения, раздаточный материал); электронные и аудиовизуальные (презентации, слайды, видеофильмы и др.); наглядные (плакаты, гербарии, стенды); оборудование и приборы. Наличие результативности образовательной деятельности. В результате освоения программы обучающиеся будут прогнозировать свои действия по отношению к здоровому образу жизни; владеть практическими умениями, уметь планировать свой труд; решать художественно - творческие задачи с последующим сравнением, обобщением и анализом. Ожидаемые результаты.
Формы подведения итогов реализации программы: выставки, участие в массовых мероприятиях. Формы контроля. Подходящей формой оценки является совместный просмотр выполненных работ, её коллективное обсуждение, выявление лучших работ. Такая форма работы позволяет детям критически оценивать не только чужие работы, но и свои. В программе использованы различные формы диагностики: Наблюдение, собеседование, анкетирование, тестирование. Цели диагностики. 1 год обучения: - определение интересов и наклонностей; - уровень любознательности и кругозора; - характер поведения. 2 год обучения: - определение уровня воспитанности и его характера; - характер взаимоотношений между людьми; - уровень внимания, памяти, мышления; - уровень ответственности за порученное дело. 3 год обучения: - корректировка воспитания; - уровень сознательного отношения к полученным знаниям и навыкам; - уровень нравственной устойчивости, культуры поведения, общения, речи; авовому), оздоровительно-гигито-гигитеническому нравственному, экономическому, естественно-научному, идеологическому, юридиче4 год обучения: - определение интересов в изучении обычаев и традиций родного края; -определение имеющихся знаний. 5 год обучения -развитие интереса в познании лекарственных растений родного края 6 год обучения -формирование навыков самостоятельных исследований. 7 год обучения - профессиональное самоопределение.авовому), оздоровительно-гигито-гигитеническому нравственному, экономическому, естественно-научному, идеологическому, юридиче Кроме того, в программу входи - знакомство с заповедниками и заказниками Липецкой области; - знакомство с основными экологическими понятиями; - обучение навыкам выполнения экологических проектов и исследовательских работ; - формирование социально адаптированной, активной личности ребенка, готовой к творческой деятельности. Таким образом, осуществляется преемственность основного и дополнительного образования детей. Формы подведения итогов реализации программы: выставки, конференции, семинары. Учебный план 1 года обучения 72часа в год, 2 часа в неделю. Дополнительная общеразвивающая программа « За здоровый образ жизни» 1 года обучения состоит из 6 курсов. В сложности это 72 часа. Данная программа включает как теоретические, так и практические занятия, на которых обучающиеся начальных классов приобщаются к искусству, несущем информацию о красоте и здоровье человека, о взаимосвязи и взаимовлиянии природы и человека. Необходимым условием формирования современного гармонически развитого и здорового человека являются богатство его внутренней духовной культуры, высокий нравственный потенциал и эстетический вкус. В программе предусмотрена работа с обучающимися по развитию сознания здорового образа жизни как нормы, посредством художественной и научного – медицинской литературы; формирование нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Цель: создать условия для развития личности младшего школьника средствами театрального искусства, строящего свой образ жизни в рамках здорового образа жизни и получение опыта художественно- творческой деятельности. Задачи: -обучение нормам здорового образа жизни; -формирование практических навыков оказания первой помощи; -развитие интереса к творческой деятельности; - воспитание чувства сопереживания, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. ЦЕЛИ ДИАГНОСТИКИ: - определение интересов и склонностей; - уровень любознательности и кругозора: ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ДИАГНОСТИКИ: наблюдение, собеседование. ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ: обучающийся должен знать и уметь: - свой домашний адрес; - элементарные правила поведения на улице: ходить по тротуару (обочине); - элементарные правила поведения во время экскурсий в природу; - правила перехода улицы (значение каждого цвета светофора, основные части улицы (дороги); - основные правила поведения в школе (на занятиях и переменах); - основные требования к внешнему виду обучающегося; - выполнять элементарные правила личной гигиены; - выполнять правила безопасного поведения на станции юных натуралистов - распознавать лекарственные комнатные растения - определять лекарственные растения в природе; - соблюдать правила личной гигиены. Учебный план
|
Пояснительная записка рабочая программа по обж 8 класс разработана... Федеральный закон от 29. 12. 2012. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» | Рабочая программа по русскому языку в 9 классе разработана на основе... Федеральный закон от 29. 12. 2012. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» | ||
Пояснительная записка: рабочая программа составлена на основе следующих... Федеральный закон от 29. 12. 2012 г. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23. 07. 2013) | Рабочая программа по истории составлена на основе следующих нормативно... Рабочая программа по истории составлена на основе следующих нормативно правовых документов | ||
Пояснительная записка Рабочая адаптированная основная общеобразовательная... Федеральный закон от 29. 12. 2012. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» | Программа составлена на основе нормативно-правовых документов: Федеральный... Комитет по образованию администрации Усманского муниципального района Липецкой области | ||
Пояснительная записка рабочая программа по истории Вологодского края... Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» | Пояснительная записка рабочая программа по литературе в 11 классе... Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» | ||
Пояснительная записка рабочая программа по литературе в 8 классе... Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» | Пояснительная записка Рабочая учебная программа по истории разработана... Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» | ||
Пояснительная записка Рабочая учебная программа по истории разработана... Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» | Пояснительная записка рабочая программа по истории составлена на... Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» | ||
Пояснительная записка рабочая программа по географии 6 9 классов... Рабочая программа по географии 6 – 9 классов разработана на основе следующих нормативно-правовых документов | Пояснительная записка рабочая программа по изо 5 9 класс разработана... Рабочая программа по изо 5 – 9 класс разработана на основе следующих нормативно-правовых документов | ||
Пояснительная записка письмо рабочая программа составлена на основе... Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-фз «Об образовании в Российской Федерации» | Пояснительная записка Перечень нормативных документов, используемых... Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 №273-фз |