Дарвину не принадлежит. Первым осмелился утверждать, будто человек произошел от обезьяны, был Бюффон





НазваниеДарвину не принадлежит. Первым осмелился утверждать, будто человек произошел от обезьяны, был Бюффон
страница1/24
Дата публикации02.05.2015
Размер2.7 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24
Правда или ложь?
Переворот в биологии, совершенный Дарвином, публика впоследствии навеки связала с тезисом «человек произошел от обезьяны». Однако этот тезис Дарвину не принадлежит. Первым осмелился утверждать, будто человек произошел от обезьяны, был Бюффон. В конце XVIII столетия был опубликован труд Ж.-Л. де Бюффона «История земли». В нем автор, названный современниками «Плинием XVIII века», не только обстоятельно изложил многовековую геологическую и биологическую историю нашей планеты, но и первым из ученых высказал «крамольную» мысль: люди – потомки обезьян. Нетрудно догадаться, какова была реакция. Сорбонна, старейший научный центр Европы, вынесла суровое решение: книга была публично сожжена палачом. Престарелого Бюффона спасла от более серьезных последствий только его блестящая многолетняя просветительская деятельность и слава ученого с мировым именем.

Однако слово о родстве человека и обезьян было произнесено. Независимо от желания автора эта гипотеза стала обретать сторонников и противников. Натуралисты, философы, многие в течение веков искали ответ на жгучий вопрос – как человек пришел в мир…

Древность человеческого рода
Быт. 1

24 И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее,

скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.

25 И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех

гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.

26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по

подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и

над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею

землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию

сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и

размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и

владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над

птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и

над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая

есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный,

сеющий семя; - вам сие будет в пищу;

30 а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому

[гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я

всю зелень травную в пищу. И стало так.

31 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был

вечер, и было утро: день шестой.
Когда это произошло?
2 Петра 3, 8

у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день
Быт. 6

1 Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери,

2 тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал.

3 И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть

пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет.

4 В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.

5 И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время;

6 и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем.

7 И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их.
Древние греки и римляне, находя гигантские кости вымерших животных, считали их останками древних великих героев. По свидетельству историков, император Август (27-14 гг. до РХ) украшал свои виллы «не статуями и не картинами, а террасами и рощами, и собирал там древние и редкие вещи: например, на Капри – доспехи героев и огромные кости исполинских зверей и чудовищ, которые считаются останками гигантов». В Кампанье (Италия), на Флергейских полях, находили особенно много костей ископаемых животных. Эти поля считали местом битвы Геракла с титанами. Над гигантскими останками даже возводили мавзолеи. Так, император Адриан (117-138 гг. по РХ) возвел в окрестностях Рима мавзолей на том месте, где река вымыла кости мамонта длиной в несколько метров, - их приняли за останки Аякса.

В течение длительного времени так думали и в Европе. Еще в XVIII в. один из членов французской академии наук высчитал по таким костям рост Адама; он оказался равен 37 м 73 см, Ева же оказалась на полтора метра ниже – 36 м 19,5 см. В земле находили и каменные орудия; их называли «ведьмины стрелы» или «громовники». Однако, в эпоху великих географических открытий обнаружилось, что точно такими же оббитыми камнями пользуются как орудиями туземцы Нового Света, Африки и Южной Азии. Значит, и в Европе люди когда-то жили в каменном веке? В 1717 г. вышла в свет книга заведующего Ватиканским ботаническим садом Михаила Меркати, который утверждал, что каменные орудия были изготовлены людьми в те незапамятные времена, когда еще не была открыта обработка металлов (Меркати умер в 1690 г., за 27 лет до публикации своего труда). В 1723 г. некий де Жоссье сделал в парижской Академии наук доклад, в котором осмелился сравнить каменные орудия аборигенов Канады и Американских островов с найденными в Европе камнями, несущими на себе следы обработки. Де Жоссье был высмеян. В 1731 г. в Аугсбурге вышла в свет книга швейцарца Иоганна Якоба Шейхцера «Phisica Sacra», где говорилось об открытии скелета ископаемого человека, уничтоженного, согласно заключению автора, всемирным потопом. Шейхцер назвал ископаемое существо Homo diluvii tristis testis – «человек, печальный свидетель потопа», а рисунок снабдил назидательными стихами собственного сочинения:
Сей жалкий остов грешника былого

Пусть души размягчит отродья злого,

Живущего теперь!
В дальнейшем продолжали поступать известия о новых и новых находках и количество сторонников глубокой древности рода человеческого все увеличивалось. И тут в дело вмешался один из самых выдающихся членов французской академии наук – Жорж Кювье, создатель теории катастроф, призванной объяснить причину смены и обновления органического мира планеты. Изучив найденные останки, Кювье пришел к выводу, что ископаемый человек не существовал: часть останков оказалась костями вымерших животных (кости древнего человека, присланные из Бельгии, как выяснилось, принадлежали ископаемому слону; череп из местности Э во Франции оказался панцирем черепахи; скелет Homo diluvii tristis testis, обнаруженный Шейхцером, оказался скелетом ископаемой саламандры).

Казалось бы, после такого конфуза сторонники ископаемого человека перестанут говорить о своих «открытиях», однако новые и новые находки свидетельствовали о том, что кости древнего человека обнаруживались вместе с грубыми каменными орудиями и останками вымерших животных.

Первым изучать найденные в земле каменные орудия и систематизировать находки стал француз Буше де Перт. Прожив бурную юность при Наполеоне и став в 30 лет таможенным чиновником, Буше де Перт после окончания наполеоновской эпохи осел в Париже, а затем, в 1824 г. возглавил таможенное бюро небольшого провинциального города Аббервиля, расположенного на берегу р. Соммы. В Аббервилле Буше де Перт возглавил Общество естествоиспытателей. Однажды к нему пришел местный врач, Казимир Перье, и показав грубо оббитые камни, рассказал о том, что это – следы деятельности древнего человека. Во время одной из совместных экскурсий на берега Соммы, Перье на глазах де Перта извлек из земли такие же камни вместе с костями вымерших животных, после чего археология стала для Буше де Перта главным делом его жизни. В 1838 г. состоялась устроенная де Пертом первая выставка допотопных каменных орудий, а с 1839 по 1841 гг. один за другим вышли в свет пять томов сочинения Буше де Перта «О сотворении. Сочинение о происхождении и развитии живых существ», где проводилась мысль о глубокой древности рода человеческого, подтверждением чему служили открытые в песках Соммы древнейшие человеческие орудия. В 1849 г. Буше де Перт напечатал в Париже первый том монументального сочинения «Кельтские и допотопные древности». На следующий год после публикации второго тома общество исследователей старины Пикардии на конгрессе в Лионе объявило находки из Аббервиля «не имеющим ценности хламом». Казалось, скепсис академиков непреодолим. Помощь неожиданно пришла из-за моря: в 1859 г. Лондонское Королевское общество, после тщательного исследования находок и геологических слоев публично признало выводы Буше де Перта: камни из Аббервиля несут на себе следы искусственной обработки древним человеком, жившим в эпоху вымерших животных. На европейский ученый мир это произвело ошеломляющее впечатление. Рухнула стена недоверия, и в Европе археологи начали открывать одно за другим стойбища и пещерные убежища «допотопных людей». В 1862 г. Лёббок предложил назвать самый ранний период каменного века, для которого были характерны лишь оббитые орудия, древнекаменным веком, палеолитом. Следующий период, когда появилась глиняная посуда, по предложению Лёббока был назван неолитом (позднее, между палеолитом и неолитом выделили мезолит – средний каменный век). В 1863 г. Чарльз Лайель выпускает книгу «Древность человека, доказанная геологией»; уже в 1864 г. ее издают в Санкт-Петербурге на русском языке. Лайель определяет, что возраст слоев, где залегают каменные орудия, превышает 500 000 лет, а продолжительность эпохи палеолит он определял в 800 000 лет.
Идея обезьяночеловека
Помимо выяснения времени существования человека на земле, чрезвычайно важным был и вопрос уяснения места человека среди всех остальных живых существ. Карл Линней – известный шведский ученый XVIII столетия, создавая свою систему классификации животного мира, отнес человека и обезьяну в одну группу. Им был введен и термин «приматы», означающий «князья». В этот отряд на основании комплекса морфологических признаков был помещен вид, которому Линней придумал величественное имя Homo sapiens – Человек разумный. Так люди оказались в непосредственном соседстве с приматами, если иначе – с обезьянами.

Впервые вопрос о механизме возникновения человека был поставлен автором известной эволюционной теории Ж.-Б. Ламарком. Он признавал, что по своим физическим особенностям человек ближе всего стоит к человекообразным обезьянам, в частности, к шимпанзе, поэтому вполне допускал его происхождение от какой-нибудь разновидности “четвероруких“. Но как? Ламарк первым разделил проблему на две части: происхождение физического тела в результате эволюции и появление богоподобного разума. Может показаться, что предложенная им схема эволюции человека не отличается от эволюции других видов живых существ. Однако прочитаем внимательно следующие строки его “Философии зоологии”: “Вот к каким выводам можно было бы прийти, если бы человек… отличался от животных только признаками своей организации и если бы его происхождение не было другим”1.

Что же отличает человека от других животных, если не признаки его организации? Ламарк считал, что это богоподобный разум, который не мог быть приобретен в процессе эволюции. Богоподобие человека не выводится из естественных законов природы. Но, вместе с тем, это - решающий этап становления человека, который был осуществлен при Божественном участии, а не в результате какого-либо природного процесса.

В 1859 г. (одновременно с работой Маркса «К критике политической экономии») выходит в свет книга Чарльза Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора». В ней еще не говорилось о происхождении человека. Лишь в заключительной части Дарвин в нескольких словах высказывает надежду, что в будущем с эво­лю­ци­он­ной то­ч­ки зре­ния мо­ж­но бу­дет ис­сле­до­вать и про­ис­хо­ж­де­ние че­ло­ве­ка2.
В этой мы­с­ли нет еще ни­че­го та­ко­го, что про­ти­во­ре­чи­ло бы ре­ли­гиозным воззрениям, — Гос­подь мог со­тво­рить че­ло­ве­ка и по­сред­ст­вом эво­лю­ции. Собственно, мир есть эволюция (раз-витие) божественных логосов, энергий Творца, процесс изъ-явления логоса твари, процесс о-логоснения мира, заканчивающийся ре(э)волюцией (с-витием) - обожением твари, достижением того состояния, когда будетъ бгъ всячeская во всэхъ (1 Кор. 15, 28).3. «Бог, сразу образовав, как знает Сам, логосы всего происшедшего и общие сущности сущего, до сих пор еще осуществляет не только сохранение их для бытия, но и созидание, выхождение и устроение содержащихся в них в возможности частей»4.
Книга Дарвина послужила как бы ключом, разомкнувшим двери для атеистической мысли. Э. Геккель вспоминал, что еще до ее прочтения, находясь в Италии в начале 1860 г., он услышал от друзей «об удивительной книге сумасшедшего англичанина, которая производит сенсацию и ставит кверху дном все существовавшие дотоле взгляды на первоначальное происхождение животных видов»5. По возвращении в Берлин, вспоминает Геккель, он встретился «с сильнейшей оппозицией против труда Дарвина… Знаменитые тогдашние корифеи биологии… все сходились на том, что дарвинизм — это только фантазия взбалмошного англичанина и что это “шарлатанство” будет скоро забыто»6. На деле же все оказалось иначе.

Переворот в биологии, совершенный Дарвином, публика впоследствии навеки связала с тезисом «человек произошел от обезьяны». Однако этот тезис Дарвину не принадлежит. Первым осмелился утверждать, будто человек произошел от обезьяны Бюффон. В конце XVIII столетия был опубликован труд Ж.-Л. де Бюффона «История земли». В нем автор, названный современниками «Плинием XVIII века», не только обстоятельно изложил многовековую геологическую и биологическую историю нашей планеты, но и первым из ученых высказал «крамольную» мысль: люди – потомки обезьян. Нетрудно догадаться, какова была реакция. Сорбонна, старейший научный центр Европы, вынесла суровое решение: книга была публично сожжена палачом. Престарелого Бюффона спасла от более серьезных последствий только его блестящая многолетняя просветительская деятельность и слава ученого с мировым именем.

Однако слово о родстве человека и обезьян было произнесено. Независимо от желания автора эта гипотеза стала обретать сторонников и противников. Натуралисты, философы, в течение веков искали ответ на жгучий вопрос – как человек пришел в мир. Каждая эпоха отвечала на него по-своему.

Тезис «человек произошел от обезьяны» сделали и обосновали Фохт, Гексли, Геккель исходя из дарвиновской теории видообразования, причем все трое без малого одновременно — три-четыре года спустя после выхода книги Дарвина. По­с­ле­до­ва­те­ли Дар­ви­на оказались большими эволюционистами, чем сам Дарвин.

В 1862 го­ду не­мец­кий зоо­лог К. Фохт в публичных лекциях, прочитанных в 1862 г. в Невшателе (Швейцария) впервые высказал предположение, что че­ло­век про­ис­хо­дит от обезь­я­ны. Спу­с­тя год, в 1863 г., эти лек­ции бы­ли опуб­ли­ко­ва­ны в двух томах под на­зва­ни­ем «Лек­ции о че­ло­ве­ке, его ме­с­те в ми­ро­зда­нии и в ис­то­рии Зе­м­ли»7. Фохт обращается к редкому патологическому явлению — врожденной микроцефалии, в которой усматривает атавистическое свидетельство в пользу существовавшей некогда переходной формы между обезьяной и человеком. Фохт резюмирует словами: «… согласно ли с данными науки выведение человека от типа обезьян? Отрывочные данные, имеющиеся в настоящее время для будущей постройки моста, который должен быть перекинут через пропасть, отделяющую людей от обезьян, вам уже известны». Фохт объясняет этот переход действием естественного отбора: «Человек является… не особенным каким-то созданием, сотворенным совершенно иначе, нежели остальные животные, а просто высшим продуктом прогрессивного отбора животных родичей, получившимся из ближайшей к нему группы животных». Фохт отмечает, что в книге Дарвина об этом не говорится ни слова из-за рутинности Англии, с которой пришлось автору считаться8. Так что имен­но К. Фохт про­из­вел обезь­я­ну в чин пра­ро­ди­те­ля ро­да че­ло­ве­че­с­ко­го.

Публичные лекции К. Фохта были уже прочитаны, когда более или менее одновременно с его книгой в том же 1863 г. в Англии вышла в свет книга Т. Гексли «Человек и место его в природе»9. В сен­тя­б­ре то­го же го­да дру­гой не­мец, Э. Гек­кель, уже заявивший себя последователем Дарвина в исследовании о радиоляриях, выступил на Штеттинском съезде врачей и естествоиспытателей с докладом о «дарвиновской теории развития», где изложил и свое собственное представление о важнейших этапах эволюции человека от древнейших приматов. Это было публичное и вызвавшее большой враждебный резонанс среди биологов провозглашение теории происхождения человека от обезьяны, сделанное независимо от первых двух, хотя лишь устное, ибо Геккель опубликовал свой большой труд только тремя годами позже — в 1866 г., когда вышел в свет его двухтомный труд «Всеобщая морфология организмов, общие принципы науки об органических формах, механически обоснованные реформированной Чарльзом Дарвином теорией происхождения видов». В этой капитальной книге изложен обширный ряд вопросов дарвинизма и вообще биологии и результатов исследований или размышлений самого Геккеля. В том числе здесь обоснован
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дарвину не принадлежит. Первым осмелился утверждать, будто человек произошел от обезьяны, был Бюффон iconМорнева Вера Ивановна 2009 год Цель урок
Поэтому в середине XIX века именно в Англии сложились ус­ловия для создания теории эволюции. Честь ее создания неоспори­мо принадлежит...
Дарвину не принадлежит. Первым осмелился утверждать, будто человек произошел от обезьяны, был Бюффон iconПриведи в порядок свое рабочее место пусть ничто не отвлекает внимание
Поэтому в середине XIX века именно в Англии сложились ус­ловия для создания теории эволюции. Честь ее создания неоспори­мо принадлежит...
Дарвину не принадлежит. Первым осмелился утверждать, будто человек произошел от обезьяны, был Бюффон iconИ. Таймни введение в психологию йоги
Его перу принадлежит несколько книг, ставших ныне классическими, в числе которых "Наука Йоги", "Самовоспитание в свете оккультизма",...
Дарвину не принадлежит. Первым осмелился утверждать, будто человек произошел от обезьяны, был Бюффон iconКонспект урока с аспектным анализом. «Конспект урока по теме: Научные...
Поэтому в середине XIX века именно в Англии сложились ус­ловия для создания теории эволюции. Честь ее создания неоспори­мо принадлежит...
Дарвину не принадлежит. Первым осмелился утверждать, будто человек произошел от обезьяны, был Бюффон iconК 300- летию Михаила Васильевича Ломоносова Он создал первый университет...
«Гений М. В. Ломоносова проявился в его многогранном таланте, благодаря которому он смог стать «первым нашим университетом». (А....
Дарвину не принадлежит. Первым осмелился утверждать, будто человек произошел от обезьяны, был Бюффон iconУрок внеклассного чтения в 5 классе «Человек труженик в произведениях А. В. Кольцова «Косарь» и
По словам поэта, его отец – «человек простой, купец, спекулянт, вышел из ничего, рожь молотил на обухе», был натурой жестокой, крутой,...
Дарвину не принадлежит. Первым осмелился утверждать, будто человек произошел от обезьяны, был Бюффон iconОткуда произошёл мир? Как появился человек на земле? Эти вопросы...

Дарвину не принадлежит. Первым осмелился утверждать, будто человек произошел от обезьяны, был Бюффон iconПубличный отчет 2010 г
В конце 19 века школы в с. Меловое не было. Первым организатором группового обучения грамоте был отставной солдат Мякотин Максим
Дарвину не принадлежит. Первым осмелился утверждать, будто человек произошел от обезьяны, был Бюффон iconРежиссер уходит из театра
Я вышел на улицу и захлопнул за собой дверь. Был солнечный день. Проспект, как всегда, полон на­рода. Люди вели себя так, будто в...
Дарвину не принадлежит. Первым осмелился утверждать, будто человек произошел от обезьяны, был Бюффон iconЗа месяц на белгородских дорогах произошло 71 дтп, в котором погибли 14 человек
Информация о дорожно-транспортном происшествии в Белгороде на улице Садовая поступила на телефон Единой дежурно-диспетчерской службы...
Дарвину не принадлежит. Первым осмелился утверждать, будто человек произошел от обезьяны, был Бюффон iconИсследовательская работа по творчеству А. С. Пушкина «История народа принадлежит поэту»
История народа принадлежит государю". И это была историко-политическая, историко-философская концеп­ция. Будущий декабрист "беспокойный...
Дарвину не принадлежит. Первым осмелился утверждать, будто человек произошел от обезьяны, был Бюффон iconКто был первым президентом сша?
В каком году и за сколько Россия продала Аляску Америке? (В 1867 году, за 7,5 миллионов долларов.)
Дарвину не принадлежит. Первым осмелился утверждать, будто человек произошел от обезьяны, был Бюффон iconΙ. введение особенности микрорайона и условия работы боу «Фроловская...
Этот урок – добрым или горьким. Неважно и то – был ли он в истории первым, вторым или третьим. Важно, чтобы он был всегда единственным...
Дарвину не принадлежит. Первым осмелился утверждать, будто человек произошел от обезьяны, был Бюффон iconВ. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов человек развивающийся очерки российской психологии
Данный период был обозначен неизбежным моментом, который в любом случае наступил в результате перехода от феодализма к капитализму....
Дарвину не принадлежит. Первым осмелился утверждать, будто человек произошел от обезьяны, был Бюффон iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Клерикалы заявляют, что всякий свободомыслящий человек подлец. Однако мы, люди более терпимые, не позволим себе утверждать, что все...
Дарвину не принадлежит. Первым осмелился утверждать, будто человек произошел от обезьяны, был Бюффон iconС. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев»
«серый, усатый, весь полосатый», а может быть и мышонок, играющий в жмурки с самой кошкой. Нет ни одного человека, который бы не...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск